УДК: 94
ББК: 63.3
Рожнов О.И.
ВИРТУАЛЬНО-ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕТОДОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ, ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Rozhnov O.I.
THE VIRTUAL-HOLOGRAPHIC ASPECT IN METHODOLOGY OF INFORMATION RATIONALITY, PHILOSOPHICAL ANALYSIS
Ключевые слова: методология, информационный подход, виртуальность, голографическая модель, мировоззрение, рациональность, постнеклассика, холизм, наука.
Keywords: methodology, information approach, virtuality, holographic model, worldview, rationality, post-nonclassicism, holism, science.
Аннотация: философская и научная постнеклассика характеризуются процессом становления единства их рациональностей. В развитии рефлексии современной информационной проблематики с целью преодоления научно-философской рациональности постнеклассической философии предложена возможность отразить всеобщую её универсальную связь посредством виртуально-голографического аспекта на фоне методологии информационного подхода. Информационный подход в его виртуально-голографическом аспекте рассматривается как один из разновидностей холистического мировоззрения. Анализируются возможности рассматриваемого аспекта в объяснении процессов, происходящих в природе, обществе и сознании человека. Обосновывается идея о необходимости поиска нового способа мышления, учитывающего глубокие внутренние взаимосвязи, существующие в мире.
Abstract: philosophical and scientific post-nonclassicism are characterised by the process of becoming the unity of their rationalities. In the development of reflection of modern information problematics with the aim to overcome the scientific-philosophical rationality of post-nonclassicalphilos-ophy it is offered to show its universal tie with the help of virtual-holographic aspect against the background of methodology of information rationality. The information approach in its virtual-holographic aspect is considered as one of the varieties of the holistic worldview. The possibilities of the studied aspect in explanation of the processes, occurring in nature, society and human consciousness are analyzed in the article. The idea of the necessity of search for the new way of thinking, taking into account deep internal interrelations existing in the world, is motivated in the article.
Проблема целостности картины реальности всегда волновала философов. Сложно представить рассмотрение проблем взаимоотношения человека и мира без представлений о том, что есть мир и человек вообще. Идея о том, что мир и человек представляют собой нечто большее, нежели сумма их частей, всегда сопровождала философскую мысль.
Актуальность рассмотрения данного аспекта обусловлена тем, что в начале XXI века реальность вновь «напоминает о себе». Возникающие глобальные проблемы убедительно напоминают, что мир, в котором мы живем, -это не беспорядочный-калейдоскоп, в котором не стоит искать отсутствующий смысл, а нечто более сложное, целостное и удивительно многообразное, в котором неотъемлемой частью являемся мы сами и все, что мы создаем, чем
дорожим, что пытаемся отстоять и сохранить.
Модернистский проект поисков истинного бытия и приведения в соответствие с утопическими моделями реалий повседневности привел к тому, что само бытие было принесено в жертву утопическим идеям, будь то строительство коммунизма в отдельно взятой стране или представление о том, что наука в состоянии исчерпывающе воспроизвести все многообразие бытия в своих теоретических построениях. Постмодернизм в своем стремлении преодолеть недостатки модерна сделал общим местом игнорирование реальности, предполагая самодостаточность знаковой сферы культуры. Так Ж. Бодрийяр характеризует существующую мировоззренческую позицию современного информационного общества, как симуляцию, которая является не только
симуляцией территории референциального сущего, субстанции, а порождение моделей реального без оригинала и реальности.1
Философская и научная постнеклассика характеризуются процессом становления единства их рациональностей. Правда, это не является вполне очевидным по отношению к постмодернизму, хотя бы на том основании, что сами постмодернисты активно декларируют свои антисциентистские взгляды. И тем не менее при более детальном исследовании видны очень хорошие согласования их позиций с основными выводами синергетики, виртуальности, голографии, являющимися важнейшим звеном научной постнеклассики и обладающим, по мнению автора, информационной составляющей, образующей интегрированный уровень данных позиций.2
Итак, современная философия уже полвека как впитала в себя информационную проблематику, особенно актуальную сейчас в связи со становлением информационного общества. Информационный подход к проблемам естествознания, техники, психологии, социологии, лингвистики, эстетики и т.д. стал распространенным междисциплинарным методом концептуализации и решения соответствующих проблем. Накопившиеся за полвека частные успехи философии в рефлексивном осмыслении феномена информации и связанных с ним реалий бытия еще не привели к созданию целостной философской концепции информационного подхода, однако очевидно, что его создание не может быть осуществлено в отрыве от общенаучной концепции.
Нарастание представлений об информации, о её различных сторонах, свойствах, состояниях и отношениях, способах проявления постепенно изменяет начальные упрощенные и прямолинейные способы подходов к её определению, что должно выразиться как в изменении общего представления о природе информации, так и в возникновении информационной картины мира в ее информационном понимании.
1 Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция. - С. 4.
2 Степанищев, А.Ф. Полиморфизм и мультифи-нальность философской рациональности как грани её единства // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2008. - № 4 (20) -
С.121.
Общеметодологические проблемы информации возникают при её рассмотрении как объекта философского анализа. Методология исследования информации с необходимостью учёта специфики этого сложного объекта должна быть рассмотрена как информационная методология, которая далее в своём развитии позволяет конструировать смысловые типы методологий, основанных не только на аналитическом дискурсе, присущие человеческому мышлению самому по себе, но и способно вбирать в себя более сложные технологии теоретического анализа.3
Таким образом, современное человечество начала XXI века вошло в ситуацию поиска новых способов философского миропонимания. Новая система теоретического духовного миропонимания ещё полностью не сложилась, а старая система уже не может быть эффективной в этих новых условиях. Одним из вариантов нового этапа философского научного мировоззрения является становление информационной парадигмы, позволяющей отразить и записать в единой системе категорий выявленные сложные информационные процессы.
Одним из элементов означаемой парадигмы в рамках методологии информационного подхода сегодня является виртуальноголографический аспект информационной методологии, отвечающий требованиям мировоззренческого значения.
В данном контексте убедительно мнение А.Ф. Степанищева, который считает, что рассматриваемая проблема отражает явно выраженную нелинейную сущность рациональности вообще и философской рациональности в частности. С одной стороны, рассмотрение информации как особого материала позволяет расширить понимание сущности философского термина «материя» в его универсально объективном значении. С другой стороны, необходимо постоянное развитие содержательного философского наполнения данного термина, развитие и усложнение его внутренней логической структуры с учетом как атрибутивного, так и функционального его понимания. Рассматривая универсальные специфические качества информации, можно отметить, что
3 Колмаков, В.Ю. Информация, информационность, виртуальность. - Красноярск, 2004. - С. 189.
специфика и характер информации зависит от уровня организации определённой формы материи, которым соответствуют характерные информационные взаимосвязи. Отсюда можно заключить, что изменение формы организации влечет изменение информационных взаимосвязей, которые изменяют характер используемой и передаваемой информации. В связи с этом, выявляется следующая проблема: может ли форма организации материи рассматриваться как информационная форма организации материи?1
Итак, получается, что информационная организация материи основана на информационных взаимосвязях, через которые передаётся информация, соответствующая данному уровню развития материи. Образуется замкнутый круг. В данном случае интересна попытка определения информации как свойства материи, которая рассматривается как информационная организация.
Если признаётся, что мир многообразен, тем самым, информационен, материя имеет, соответственно, информационную структуру, то необходимо определить универсальную всеобщую форму информационной реальности как форму реальности в целом, которая, по мнению автора, может быть представлена в виртуально-голографическом аспекте информационной рациональности.
В современной философской литературе сложилось понимание того, что феномен рациональности очень трудно поддается исследованию. В.Н. Порус даже назвал это «скандалом в философии»2. На этот счет уместно мнение В.А. Лекторского, что если детализированное осмысление рациональности приводит к лавинообразному нарастанию все новых и новых вопросов, то это не означает, что данный феномен вообще не доступен пониманию. В противном случае не удалось бы увидеть всю сложность.3
Суть рациональности можно сформулировать как инструмент разума. Сколько видов познания, столько и типов рацио-
1 Степанищев, А.Ф. Полиморфизм и мультифи-нальность философской рациональности как грани её единства // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2008. - № 4 (20) - С. 122.
2 Рациональность как предмет философского исследования. - М.: ИФРАН, 1995.- С. 76.
3 Рациональность на перепутье / отв. ред. В.А. Лекторский. - М.: РОССПЭН, 1999. - Кн. 1. - 369 с.
нальности. Как заметил Ю. Хабермас, современный уровень ее исследований очень часто делает связанную с ней проблематику просто «необозримой».
Помимо этого пока не удается отразить единство как всей рациональности в целом, так и рациональности разных видов познания, включая философию. Задача философии состоит в том, чтобы увидеть механизм формирования единства ее собственной рациональности, а также рациональности всех других видов познания.
Вопрос о наличии в научнофилософской рациональности постнекласси-ческой философии возможностей отразить всеобщую универсальную связь, на первый взгляд кажется надуманной. Реализация такого отражения давала представителям многочисленных школ философской классики (в период античности, средневековья, Возрождения и Нового времени) при всем различии их подходов возможность хорошо понимать друг друга. Иначе говоря, в философской классике были полиморфизм (наличие многих школ) и муль-тифинальность (различное построение целостной картины мира) философской рациональности, но не было ее единства. Однако следует указать на несколько наиболее существенных попыток в классической философии выстроить своего рода трансдискурсы, которые смогли бы объединить большое разнообразие философских школ. Например, философские взгляды Аристотеля, П. Абеляра, Н. Кузанско-го и Гегеля. Огромные усилия названных авторов не привели к единству рациональности философской классики.
Философская неклассика также имела свои возможности в отражении всеобщей универсальной связи. И на уровне этих возможностей были реализованы концепции построения локальных трансдискурсов (М. Хайдеггер, А.Н. Уайтхед и др.). Но и в этом случае полиморфизм и мультифиналь-ность философской рациональности сопровождались отсутствием ее единства.
В настоящий момент в научнофилософской рациональности есть единство философской и научной моделей отражения всеобщей универсальной связи, которое, собственно говоря, и делает полиморфную и мультифинальную рациональности гранями ее единства. Философская модель все-
общей связи в данном рассмотрении представлена в виде виртуально-голографического аспекта, значительным вкладом в становление которого стали работы физика Д. Бома, который использовал голограмму в качестве аналогии для объяснения явлений, рассматриваемых квантовой физикой, и К. Прибрама, нейрофизиолога, использовавшего идеи голографической теории для объяснения деятельности мозга1. Известно, что голографической является такая система, в которой каждый компонент «видит» всех, а все «видят» каждого. Такой детальной проработки единства всеобщей связи еще не было в истории философии.
Эта концепция на XVIII Всемирном философском конгрессе была воспринята как важнейший элемент нового подхода к философской рациональности, о чем и написал в своей работе «Поиск новой рациональности (по материалам трех всемирных конгрессов)» П.С. Гуревич . Открытие голографии дало возможность исследователям использовать свойства голограммы для объяснения взаимосвязей реальности в самых различных ее областях. Голографический метод, позволяющий получать объемное изображение объектов, был предложен еще Д. Габором в 1948 году. Голография представляет собой метод записи, воспроизведения и преобразования волновых информационных полей, основанный на интерференции волн. Из одного и того же источника света на фоточувствительный слой направляют одновременно с «сигнальной» волной, рассеянной объектом, нерассеянную «опорную» волну. На светочувствительной поверхности фиксируется изображение объекта, возникающее при интерференции этих волн, которое и называется голограммой. Голография дает более объемное изображение предмета, чем фотография. Даже самый маленький участок голограммы содержит визуальную информацию о целом предмете. Голография используется в физике и различных областях техники, в част-
1 Чантурия, А.В. Голографическая парадигма: философский аспект //Философия. - 2010 г. - № 3. - С. 89.
2 Степанищев, А.Ф. Полиморфизм и мультифи-нальность философской рациональности как грани её единства // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2008. - № 4 (20) - С. 123.
ности для распознавания образов, кодирования информации, в акустике и т.п.3
В последние десятилетия в самых различных областях научного и философского знания появляются определения «голографическая парадигма», «голографическая теория», «голографическая модель», «голографическая аналогия», «голографическая метафора». Голографический принцип неизменно фигурирует в волновой природе взаимодействия нервных клеток мозга, -пишет Прибрам. Распределенный характер памяти и зрения, не единственная нейрофизиологическая загадка которую можно решить с помощью голографической модели. Гениальный физик и математик, уроженец Венгрии, Джон фон Нейман рассчитал, что в среднем в течение человеческой жизни мозг накапливает порядка 2, 81020 бит информации (280 000 000 000 000 000 000). Такое невообразимое количество информации никак не согласуется с традиционной картиной механизма хранения памяти. В этом смысле показательно, что именно голограммы обладают фантастической способностью к хранению информации4.
Убедительное экспериментальное подтверждение теории Прибрама сформулировал Денис Габор (впоследствии Нобелевский лауреат), он использовал исключительно математический подход, основанный на исчислении, изобретенном в XVIII веке французским математиком Жаном Фурье, который разработал математический метод перевода паттерна любой сложности на язык простых волн. Он также показал, как эти волновые формы могут быть преобразованы в первоначальный паттерн. На протяжении 1960-х и в начале 1970-х годов различные исследователи заявляли о том, что визуальная система работает как своего рода анализатор частот. Поскольку частота является величиной, измеряющей число колебаний волны в секунду, результаты экспериментов свидетельствовали: мозг может функционировать как голограмма, то есть мозг использовал математический метод
3 Чантурия, А.В. Голографическая парадигма: философский аспект //Философия. - 2010 г. - № 3. - С. 90.
4 Талбот, Майк Голографическая вселенная: Новая теория реальности / пер. с англ. - М.: София, 2011. -С. 11, 33.
Фурье - тот же метод, что используется в голографии, а именно, преобразование видимых образов в волновые формы.
Воодушевленный идеей о том, что зрительная часть коры головного мозга реагировала не на паттерны, а на частоты различных волновых форм, Прибрам занялся переоценкой роли, которую частота играла и для других органов чувств.
Вскоре он понял, что важность этой роли была недооценена учеными двадцатого века. За сто лет до открытия Девалуа немецкий физиолог и физик Герман фон Гельмгольц показал, что ухо является анализатором частот. Более поздние исследования обнаружили, что наш орган обоняния также, по-видимому, основывается на так называемых осмических частотах.
Работы Бекеши наглядно продемонстрировали то, что наша кожа чувствительна к вибрационным частотам; более того, он даже представил некоторые данные, свидетельствующие об использовании частотного анализа органом вкуса. Интересно, что Бекеши пришел к тем же математическим преобразованиям Фурье и уравнениям, позволившим ему предсказать реакцию подопытных на различные вибрационные частоты1.
Прибрам уверен в том, что голографическая модель также проливает свет на нашу способность передавать навыки от одной части тела к другой, при этом мозг преобразовывает все содержимое памяти, включая такие навыки, как письмо, в язык интерференционных волновых форм.
Основываясь на идеях Д. Бома и К. Прибрама, М. Талбот развивает собственное видение голографической теории как наиболее адекватного объяснения реальности. Российский мыслитель Г.А. Югай рассматривает человека и его организм как голограммы, развивает идеи философии голографии .
Опираясь на достижения современной физики, Бом рассматривает в качестве «первоначальной реальности» движение сверты-
1 Талбот, Майк Голографическая вселенная: Новая теория реальности / пер. с англ. - М.: София, 2011. - С.43.
2 Югай, Г.А. Голография вселенной и новая универсальная философия. Возрождение метафизики и революция в философии. Общая метафизика: учеб. пособие с хрестоматией / Г.А. Югай. - М.: Крафт+, 2007.
вания и развертывания. Объекты, сущности и формы лишь проявляются в этом движении и имеют вторичный характер. Каждая часть действительности в свернутом - виртуальном, виде содержит в себе целое, а в процессе непрерывного развертывания снова возвращается к целому. Поскольку термин «голограмма» обычно относится к статичному изображению и не передает динамику и активный характер бесконечных свертываний и развертываний, непрерывно создающих нашу вселенную, Бом предпочитает определять вселенную не как голограмму, а как «голодинамику» (holomovement). Всеобщее движение свертывания и развертывания Д. Бом называет «голодвижением». Идеи Прибрама также нашли свое онтологическое воплощение в представлениях Д. Бома, согласно которому, наша повседневная реальность на самом деле - всего лишь иллюзия наподобие голографического изображения. Под ней находится более глубокий порядок бытия - беспредельный и изначальный уровень реальности, - из которого рождаются все объекты и в том числе видимость нашего физического мира аналогично тому, как из кусочка голографической пленки рождается голограмма. Бом называет этот глубинный уровень реальности им-пликативным (то есть «скрытым») порядком, в то время как наш собственный уровень существования он определяет как экс-пликативный, или раскрытый порядок.
Бом использует эти термины потому, что видит проявление всех форм во вселенной как результат бесконечного процесса свертывания и развертывания между двумя порядками. Например, Бом считает, что электрон — это не отдельный объект, а полнота (totality), или множество, возникшее в результате свертывания пространства. Когда прибор определяет присутствие отдельного электрона, это происходит потому, что в данный момент проявляется только один аспект электронного множества. Если электрон кажется движущимся, это вызвано непрерывной серией таких свертываний и развертываний
Это также объясняет, каким образом квант может проявляться в виде либо частицы, либо волны. Согласно Бому, оба аспекта всегда присутствуют в свернутом ви-
де во всем множестве кванта, но способ взаимодействия наблюдателя с этим множеством определяет, какой аспект проявится, а какой останется скрытым.
Существование более глубокого и голографически организованного порядка свидетельствует о его виртуальном состоянии, информация в котором распределена не локально, что также объясняет, почему реальность становится нелокальной на внутриатомном уровне. Следовательно, если вселенная организована в соответствии с голографическим принципом, она также должна иметь нелокальные свойства1.
Таким образом, реальность, согласно теории Д. Бома - это «голодвижение». Он рассматривает вселенную в терминах «свернутого порядка», в котором «все свернуто во все». Думается, что такое понимание свойств реальности любопытно и может найти свое убедительное место как в развитии сущности понятия виртуальное, так и в философском дискурсе. Исследователем отвергается механистическая идея фундаментальности внешней связи. По его мнению, мир может рассматриваться как состоящий из отдельных вещей, но такой порядок является вторичным и возникает из глубоко скрытого внутреннего порядка. Порядок элементов, объединенных внешними связями, Бом называет развернутым порядком» или «явным порядком». Голография, по его мнению, является лишь частным примером скрытого порядка, удачной аналогией, используемой для объяснения.
Процессы свертывания и развертывания определяют существование материи, которая постоянно воссоздает себя в различных формах. Усложнение процесса развертывания скрытого порядка материи, определяющееся генетической информацией, приводит к возникновению живых организмов.
Анализируя проблему наличия скрытого порядка в сознании, Бом рассматривает процесс мышления. Он делает вывод, что деятельность разума также представляет собой процессы свертывания и развертывания. Каждая наша мысль может каким-то образом содержать другие мысли. Разум не должен рас-
1 Талбот, Майк Голографическая вселенная: Новая теория реальности / пер. с англ. - М.: София, 2011. -С. 67.
сматриваться как совокупность независимо существующих функций или элементов, поскольку каждое его проявление включено не только во внешние, но и во внутренние взаимосвязи с другими спектами.
Ученый выдвигает предположение, что разум и материя находятся в глубокой внутренней взаимосвязи, разум каким-то образом скрыт в неодушевленной материи. В определенных условиях развертывание разума приводит к формированию живых существ, даже таких, которые могут обладать сознанием. Ментальное и материальное предстают как свойства одной реальности, следовательно, между ними могут быть установлены рационально постижимые отношения. Обозначенная позиция также позволяет решить известную философскую проблему о взаимосвязи между материей и духом и их взаимодетерминации, которая в данном случае имеет нелокальную природу.
Бом утверждает глубокую неразрывную взаимосвязь каждого человека со всеобщностью, которая включает в себя как природу, так и человечество. Но способ мышления, который сегодня является приоритетным, «разбивает» реальность на фрагменты, не позволяя увидеть взаимосвязь частей и целого. Такое «фрагментарное мышление» формирует реальность как беспорядочную, дисгармоничную и деструктивную частичную деятельность. Как тут не вспомнить М. Хайдеггера, утверждавшего, что язык - дом бытия. Соответственно, являясь инструментом философской рациональности, имеет возможность как проливать свет на сущностные элементы бытия, так и увлечься эклектической, симу-ляционной игрой в слова.
Деление целого на части является естественным, но постоянное стремление «разбивать» реальность на фрагменты в соответствии с определенными представлениями может носить деструктивный характер. Например, экологические проблемы, в значительной степени вызваны отсутствием представлений о глубоких внутренних взаимосвязях, существующих в мире.
Именно информационный подход убедительно показывает нам пути преодоления деструктивных последствий фрагментарного способа восприятия. Мир материа-
лен, но его содержание является информационным, материя имеет информационную структуру, но и сознание, по мнению ряда философов, имеет информационную структуру. Рассуждая на тему информационного подхода, В.Б. Гухман в своём исследовании приходит к следующей презумпции: «несиловое поле», если таковое возможно, есть информационное поле, назначение которого - хранить внутреннюю информацию; передача внешней информации - прерогатива силовых физических полей. Онтологическим фундаментом всех физических полей вне зависимости от их энергетики может быть информационное поле, из которого каждое конкретное физическое поле черпает порцию информации в объеме, необходимом для управления силовой функцией данного физического поля.
Что касается исчезновения материи, то данному философскому вопросу, возникшему на фоне естественнонаучной революции в физике микромира, без малого век. Если «понятие материи не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им», то надо признать, что информационное поле включено в это философское определение диалектического материализма, как и «неисчерпаемый электрон». Что касается Винера с его отрицанием материальности информации, то и он прав по-своему, ибо отталкивался в своих рассуждениях не от философии, тем более не от диалектического материализма, а от физических представлений своего времени. Таким образом, вопрос об исчезновении материи в вышеизложенном контексте существенно терминологический. Ответ на него через введение философского понятия информационного поля на примере информационного А-поля Р. Утиямы (обобщенного калибровочного поля), представляемого как физический фундамент реального проявления внутренней информации объектов, вполне уместным1.
Информация в этом отношении становится термином более универсальным по сво-
1 Гухман, В.Б. Философская сущность информационного подхода: дис. ... д-ра философ. наук Тверской государственный технический университет -С.136.
ёму объёму, чем философский термин «материя». В таком подходе необходимо признать, что термин «информация» имеет более универсальный философский статус и характер по сравнению с термином «материя».
Думается данная позиция заслуживает внимания и дальнейшего как научного исследования, так и философской рефлексии, однако на данном этапе подобные утверждения являются, по мнению автора, преждевременными и имеющие отношение больше к постулированию частных оснований информационного подхода.
С позиции рассматриваемого аспекта любопытно раскрываются некоторые проблемы картезианского дуализма.
Еще со времен Платона продолжается спор, где сокрыто идеальное - в сознании или материи. Для нас важно найти ответ на вопрос, не где, а как идеальное (духовное) трансформируется в материальное (телесное). Этот вопрос близок нашему, как и призыв Т. Нагеля «..построить - как часть научной теории сознания - третье понятие, из которого непосредственно вытекают и ментальное, и физическое и благодаря которому их актуальная необходимая связь друг с другом станет для нас прозрачной».2
Думается, следует согласиться с Д.И. Дубровским в том, что «...«внутренний механизм» действия идеальных причин. . . представляет собой кодовое преобразование», которое «...необходимо включает физические и химические изменения в субстрате...», в результате чего «информация неотделима от своего конкретного материального носителя»3. Но Дубровский не вскрывает физических оснований кодового преобразования идеального в материальное.
В свою очередь, поскольку все вещи являются аспектами голодинамики, Бом полагает, что нет смысла говорить о взаимодействующих сознании и материи. В некотором смысле наблюдатель и есть само наблюдаемое. Наблюдатель также - измерительный прибор, экспериментальные результаты, лаборатория и ветерок, дующий за стенами лаборатории. Фактически Бом считает, что сознание - это более тонкая
2 Там же. - С. 136.
3 Дубровский, Д.И. Информация, сознание, мозг. -М., 1980. - С.198-197.
форма материи, и основа для ее взаимодействия с другими формами материи лежит не на нашем уровне реальности, а в глубинном импликативном порядке. Сознание присутствует в разных степенях свертывания и развертывания во всей материи - вот почему плазма, например, обладает некоторыми признаками живого существа. Как говорит Бом: «Способность формы быть динамичной - это наиболее характерный признак сознания, и мы уже видим нечто сознательное в поведении электрона»1.
В своих рассуждениях о первоначальной форме существования материи, развивая виртуально-голографический аспект информационной рациональности, физик, профессор Института теоретических наук Орегонского университета А. Госвами идет еще дальше. По его мнению материальный реализм уже невозможно спасти. Материальный реализм, загоняемый в угол квантовой механикой, оказывается беспомощным всякий раз, когда встает вопрос о природе квантовой реальности - будь то в связи с принципом неопределенности, корпускулярно-волновым дуализмом, или когерентными суперпозициями. Всякий раз, когда мы задаемся вопросом, существует ли какой-то другой вид реальности за пределами материальной реальности, мы ставим материальный реализм в неприятное положение. Точно так же подлинная дискретность указывает на трансцендентный порядок реальности и, таким образом, крушение материального реализма. В сложившейся ситуации решение состоит во включении материального реализма в монистический идеализм. Рассматривая в качестве базового основания концепции монистического идеализм - сознание, приводя убедительные аргументы2.
Действительно, вопрос о месте сознания в системе информационного мировоззрения в рассматриваемой интерпретации любопытен, однако выходит за пределы рассмотрения данной статьи.
Голографическую парадигму можно рассматривать как попытку модернизировать с помощью последних открытий в ес-
1 Талбот, Майк Голографическая вселенная: Новая теория реальности. - М., 2011. - С. 70.
2 Госвами, Амит Самосознающая вселенная. Как
сознание создает материальный мир. - С. 100.
тествознании способы решения извечных мировоззренческих проблем. Но даже если это и так, то подобная попытка заслуживает внимания и вполне оправдана, поскольку именно наука в настоящее время является наиболее авторитетным способом освоения и объяснения действительности. И важной задачей философии является «охватить в мысли» особенности современной эпохи. «Наша культура все более онаучивается по множеству переменных, и особенно бурно процесс этот протекает на современной стадии научно-технической революции. Не говоря уже о технологических применениях научного знания, наука сегодня выступает в роли активного агента изменений во всей совокупности социальных структур».
Известный культуролог и эссеист А. Генис прослеживает сходство между идеями голографической парадигмы и органической поэтикой О. Мандельштама, полагая, что «разделенные пространством и временем теоретические построения срастаются в единый концептуальный организм, помогающий нам освоить рождающуюся сегодня реальность новой постиндустриальной культуры». Философ И.Л. Андреев видит сущность голографического принципа в попеременном «подключении» для достижения результата материалов и методов различных наук: то естественных, то гуманитарных, то философско-методологи-ческих, с целью получения максимально адекватного «образа» многокачественного предмета исследования3.
Следует отметить, что основанием данных голографических моделей несколько. Наиболее гибкое из них - поливариант-ные облики унитарности математики, построенные на базе теории категорий и функторов, а также теории нечетких множеств Заде. Каждый из поливариантных обликов имеет свой «морфизм» и свою «фи-нальность» математического видения всеобщего универсального взаимодействия. Но все они взаимообусловлены в своем построении и неразрывно связаны в единое целое. Это - облик постнеклассического развития математики. Еще одной моделью,
3 Чантурия, А.В. Голографическая парадигма: философский аспект //Философия. - 2010. - №. 3. - С. 89.
в достаточно большой мере отвечающей требованиям такого рода, является пространство приведенных координат М. Гель-фанда, в котором все координаты «видят» всех. И изменение любой их них ведет к необратимому изменению всей картины про-странства1. Тем же требованиям отвечают многочисленные синергетические подходы, а также постнеклассический облик современной высокоформализованной логики.
Таким образом, благодаря рассмотрению через призму голографического аспекта нового подхода в информационной методологии философской рациональности возможно разрешить непреодолимые противоречия как в научной картине мира, так и выйти на уровень интегрального мировоззрения позволяющего объективно рассматривать материю, сознание и Дух как процессы самоорганизации и эволюции на высших уровнях иерархии «мат-прия-энергия-информация», построенной по принципу «взаимовложенных» целых, или «холонов» (Кёстлер), и пронизанной действием восходящей и нисходящей причинности.
По мнению автора, виртуальноголографический аспект методологии информационной рациональности позволяет так же раскрыть физический аспект феномена внутренней информации. Он применим, когда требуется физический ответ на вопрос, как латентная, пассивная внутренняя информация объекта реплицируется во внешнюю информацию, как трансцендентальное, внечувствен-ное становится доступным чувству и ощущению подобно эмпирическому.
Внутренняя информация не может быть физической в общепринятом смысле, т. е. наблюдаемой в опыте, однако подчинение информации закону сохранения заставляет предположить, что информация может быть физичной в том же нетрадиционном смысле, в каком физичен, например, ненаблюдаемый физический вакуум.
Важно при этом подчеркнуть, что наличие названных голографических концепций является вполне реальным основанием
1 Степанищев, А.Ф. Полиморфизм и мультифи-нальность философской рациональности как грани её единства // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2008. - № 4 (20) - С. 124.
преодоления раздробленности философской рациональности как в исследовании внешнего мира, так и в исследовании духовного мира человека и процесса познания. Правда, эти основания еще нужно суметь раскрыть.
Речь идет о том, что мышление человека одновременно является ситуативным, образным и понятийным. Иными словами, человек в ходе мышления использует в одно и то же время язык ситуаций и движений, язык образов и язык понятий. По сути дела, это - три типа рациональности. Но вопрос о том, как связаны эти три типа языка, еще не получил даже четкой постановки. Глубокие погружения представляют в первую очередь ситуативное мышление и соответствующий ему тип языка («симулякры» Ж. Батая, Ж. Бодрийяра). Есть ли возможность перевести на язык понятий все богатство мысли, представленное в языке ситуаций и движений и языке образов? Думается следует согласиться с А.Ф. Степанищевым, утверждавшим, что концепция голографического мозга К. Прибрама позволяет положительно ответить на данный вопрос. Однако в продолжении перспектив дальнейшего философского анализа следует рассмотреть данную концепцию не как самостоятельный феномен научной мысли, а как элемент виртуально-голографического аспекта информационной рациональности. Этот перевод нужен для того, чтобы философская рациональность обрела теоретичный, рефлексивный и эгалитарный (доступный каждому) облик. Естественно, что в процессе перевода какие-то смыслы будут утеряны. Но это уже особенности и различия духовного мира каждого конкретного человека. Еще учеными и философами, работающими над созданием искусственного интеллекта была поставлена цель, основываясь на концепции голографического мозга, построить голографическую модель языка. Если вместо категорий взять концепты языка и соединить их многоуровневой сетью соответствующих функторов, то должны получиться поливариантные облики унитарности языка. Работа над этим проектом в настоящий момент времени переведена в практическую плоскость. Если удастся его реализовать, то это будет единая научно-философская постне-классическая картина языка (или лингвистиче-
ского поля сознания человека). Перспективы осуществления названного проекта позволяют уже сейчас преодолевать дробление философской рациональности в исследовании языка, характерное для классики и неклассики философии.
Как справедливо заметил У. Эко, «в то время, как я выпрямляю реальность на модели (а иначе мне ее не поймать), я отдаю себе отчет в том, что описываемая мною реальность -это та реальность, которая позволила мне себя описать. Такого рода деятельность, оправданием которой служит то, что я выхожу на иной уровень понимания вещей и мое представление о них обогащается, позволяя мне больше влиять на ход событий в мире, не должна наводить меня на мысль, будто реальность исчерпывается только теми сторонами, которые мне известны». Научные модели реальности -это именно та реальность, которая нам известна, которую нам удалось описать, но ведь это вовсе не исчерпывающая картина реальности1.
Иначе говоря, без названного голографического подхода к отражению духовного мира человека полиморфизм и мультифи-нальность рациональности при так называемых глубоких погружениях делают ее раздробленность непреодолимой. В противном же случае ситуация резко меняется в лучшую сторону (хотя бы в отношении признания принципиальной возможности преодолеть такое дробление).
Голографическая парадигма развивает представления о единстве материального и духовного начал мира. Не акцентируя внимания на голографической картине физической реальности, отметим, что принцип единства материи и духа, прозрачности границ между ними актуализирует взаимосвязь и взаимозависимость человека и мира, разума и тела, реальности и того, как мы ее себе представляем. Картезианское разделение мыслящей и протяженной субстанций, позитивистское стремление «разъять» действительность на составляющие, редуцируя ее до отдельных фактов, стремление противопоставить «науки о духе» «наукам о природе», отделить человека от его среды и противопоставить ей должны уступить ме-
сто представлениям о сложнейших взаимосвязях, существующих в действительности, на пороге постижения которых человечество только находится. «Разъятая научным анализом вселенная опять срастается в мир, напоминающий о древнем синкретизме, о первобытной целостности, еще не отделяющей объект от субъекта, дух от тела, материю от сознания, человека от природы. Вокруг идеи «холизма», идеи целостности, сегодня вырастает своя культура со своим искусством, своей медициной и психологией, политикой и идеологией, философией и религией, эстетикой и этикой, своей физикой и своей метафизикой»2.
Глубинная связь познания и действительности состоит в том, что эта действительность может рассматриваться уже не столько как исходный пункт познания, сколько как его результат. В голографической вселенной наши представления должны радикально измениться. Наше будущее в значительной степени зависит от того, что мы о нем думаем, от тех сценариев, которые вольно или невольно пытаемся ему навязать.
Таким образом, мир, объединяя в себе множество процессов и явлений, не сводится к их сумме. Невозможно получить исчерпывающее знание о действительности, «разбив» ее на «вотчины» отдельных наук. Невозможно претендовать на полное и исчерпывающее знание, декларируя внимание лишь к общим, универсальным, существенным, значимым, закономерным чертам и характеристикам действительности.
Виртуально-голографический аспект методологии информационной рациональности основывается на холистическом принципе исходящим из того, что все свойства, которыми обладает целое, отличны и качественно выше, чем свойства отдельных частей. В противоположность позитивистскому редукционизму, холизм утверждает, что невозможно понять действительность, ограничившись анализом изолированных компонентов: организм (животное, общество, индивид, мозг) - всегда нечто большее, чем простая сумма его частей.
Рассматриваемый аспект, по мнению
1 Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в 2 Чантурия, А.В. Голографическая парадигма: фи-семиологию / Умберто Эко; пер. с итал. В. Резник и лософский аспект //Философия. - 2010. - № 3 - С. 89-
А. Погоняйло. - М.: Петрополис, 1998. - С. 383-384. 90.
автора, противоположен эклектике. Он представляет связное и логически последовательное представление, которое непротиворечивым образом связывает воедино фундаментальные положения из таких областей, как физика и биология, эко-науки, теория хаоса и системные науки, медицина нейрофизиология, и биохимия; искусство, поэзия и общая эстетика; психология развития и весь спектр психотерапевтических направлений, от Фрейда до Юнга и Пиаже; теоретики Великой Цепи, от Платона и Плотина на Западе до Шанкары и Нагарджуны на Востоке; модернисты, от Декарта до Локка и Канта; идеалисты, от Шеллинга до Гегеля; постмодернисты, от Фуко и Дерриды до Тэйлора и Хабермаса; основная герменевтическая традиция, от Дильтея до Хайдеггера и Гадамера; теоретики социальных систем, от Комте и Маркса до Парсонса и Лухманна; созерцательные и мистические школы великих медитативных традиций на Востоке и Западе, в главных мировых религиях.
По сути дела, это осмысление является рефлексией над культурой вообще и над такими ее компонентами, как деятельность, коммуникации, процесс познания во всех его разновидностях, включая и саму философию (са-морефлексия). До тех пор пока не удавалось преодолеть дробление философской картины языка, возможности увидеть роль языка в преодолении дробления рациональности самой философии были минимальными.
Действительно, следует согласиться с мнением А.Ф. Степанищева, что в свете обсуждаемой постнеклассической методологии получения поливариантных обликов унитарности языка хорошо видно, что в языке проблема единства рациональности всех видов познания уже решена. Правда, сделано это на уровне обыденного (доступного каждому) ситуативного, а не профессионального типов духовного производства, рациональность которых во всех видах познания не совпадает. В связи с этим прямо увидеть единство профессиональных языков (как каждого в отдельности, так и всех вместе) в обычном облике языка очень трудно, поскольку оно предстает здесь на уровне отражений, преломлений, опосредований, переводов. Философские исследования рациональности уже сейчас указывают на такого рода моменты. К ним, например, можно отнести
«взаимообращенность на уровне трансцендентального», «трансдискурсивность на уровне трансцендентального» и др.
Задачи же дальнейших исследований состоят в том, чтобы увидеть единство рациональности не только на обыденном, но и на профессиональном уровне духовного производства. Одним из наиболее существенных моментов здесь является реализация названной программы построения голографической модели поливариантных обликов унитарности языка, что содержательно совпадает с построением соответствующей модели лингвистического поля сознания человека. Следует отметить, что философские идеи, имеющие в своей основе сходные мировоззренческие установки, в значительной степени претерпевают влияние того исторического этапа развития человеческого общества и общественного сознания, на котором возникают и развиваются. Так, несомненны определенные параллели в целостном видении мира между голографической парадигмой и идеями гилозоизма, пантеизма, эзотерических и других течений, которые в той или иной степени развивали представления об онтологической взаимосвязи материи и духа, бытия и сознания вплоть до их тождества.
Однако на этот счет имеются и критические замечания, так К. Уилбер считает всю физику, в том числе новую - редукционистской наукой. Действительно, опасность схематизации существует при использовании любого, даже самого совершенного подхода - любая генерализация несет в себе семя редукции. Программа интегральных исследований К. Уилбера ориентирована на «всеуровневое, всесекторное» представление о человеческом сознании и поведении, охватывающее не просто все сектора, но и все различные уровни и измерения в каждом из них - весь спектр уровней в интен-циональном, культурном и социальном аспектах, в связи с чем основу интегральной философии составляет деятельность координирования, разъяснения и концептуального обобщения всех разнообразных форм познания и бытия1.
1 Уилбер, К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира / К. Уилбер; пер. с англ.
Однако, по мнению автора, данная критика «холодвижения» теории Д. Бома в части ее понимания как редукции, вызывает сомнение. Да и сам Уилбер это понимает, оставляя свою позицию открытой для обсуждения и критики.
Несмотря на постоянно растущий интерес к рассматриваемой проблеме, радикальные выводы, свидетельствующие об определенной смелости их авторов, способности последовательно противостоять стереотипам, характерным для мировоззрения вообще, и научного видения мира, в частности, в отечественной философии идеи виртуально-голографического аспекта информационной рациональности ещё не нашли достаточного освещения. Эти идеи и само единство голографической и виртуальной модели вызывают немало споров, что свидетельствует о нахождении теории в стадии разработки, и у нее есть не только сторонники, но и достаточно много критиков. Однако глубина затрагиваемых в рамках этого подхода мировоззренческих проблем, значимость возможных выводов и продуктивность предпринимаемых экстраполяций определяют его важность для философского анализа.
Благодаря науке постоянно растет не только объем наших знаний, но и расширяется область нашего незнания. Не существует однозначных причин предполагать, будто самые эффективные попытки преодолеть незнание могут быть предприняты в той узкой сфере, где оно было обнаружено. Физик может столкнуться с проблемами, решение которых потребует знаний, ранее считавшихся относящимися к биологии или философии.
Философам также не обойтись без осмысления достижений науки. Так, по мнению И.Л. Андреева, бурный рост научного знания, вызывающий дробление на различные аспекты и грани в принципе комплексной проблемы человека обостряет потребность их обобщения и интеграции на концептуальном уровне. Это обусловливает возрастание роли философского осмысления открытых закономерностей и связанных с ними гипотетических построений в широчайшем планетарно-временном диапазоне:
В. Самойлова / под ред. А. Киселева. - М: ACT и др., 2002. - С. 13.
от предпосылок антропосоциогенеза до проблем естественно-биологического обоснования путей дальнейшего цивилизационного развития человечества1.
Человек как составляющая универсума не противопоставлен ему, он органично включен во множество сложнейших взаимодействий в природе и обществе. Достижения современной научно-технической мысли в области информационных технологий вскоре потребуют от нас значительных изменений в привычных представлениях о действительности. В этом смысле уместны и своевременны предупреждения А.Д. Еля-кова, который, резюмируя, указывает, что пока серьезных мер по предотвращению опасностей для социального человечество не предпринимает, да и в ближайшие годы их не предвидится. Создается впечатление, что оно оцепенело перед неукротимым развитием современных информационных технологий, более того, оказалось в состоянии паралича под их неконтролируемым мощным деструктивным воздействием2.
Таким образом, можно сделать вывод, что человек сможет сохранить себя в мире «умных вещей», если найдет в себе силы подняться над постоянным фрагментирующим «разламыванием» реальности и стремлением вернуть ее целостность во все усложняющихся инструментальных формах. Для того, чтобы Запад не превратился из «господина машин» в их заложника, потребуется вернуть в мировоззрение современного человека представления о его неразрывной взаимосвязи с универсумом. Дальнейший философский поиск в этом направлении, посредством виртуальноголографического аспекта информационной рациональности, представляется наиболее важным и значимым для гармонизации взаимоотношений современного человека и мира.
1 Андреев, И.Л. Осторожно с «часами» истории! (Методологические проблемы цивилизационного процесса) / И.Л. Андреев // Вопр. философии. - 1998. - № 9. - С. 49-50.
2 Еляков, А.Д. Виртуальное т реальное (о процессе разрушения социального) // Философия и общество. -2010. - № 2 - С.17.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреев, И.Л. Осторожно с «часами» истории! (Методологические проблемы цивилизационного процесса) / И.Л. Андреев // Вопр. философии. - 1998. - № 9.
2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. - М., 2007.
3. Дубровский, Д.И. Информация, сознание, мозг. - М., 1980.
4. Госвами, Амит Самосознающая вселенная. Как сознание создает материальный мир.
5. Гухман В.Б. Философская сущность информационного подхода: дис. ... д-ра философ. наук. Тверской государственный технический университет.
6. Еляков, А.Д. Виртуальное и реальное (о процессе разрушения социального) // Философия и общество. - 2010. - № 2.
7. Колмаков, В.Ю. Информация. Информационность. Виртуальность. - Красноярск,
2004.
8. Рациональность на перепутье / отв. ред. В.А. Лекторский. - М.: РОССПЭН, 1999.
9. Рациональность как предмет философского исследования. - М.: ИФРАН, 1995.
10. Степанищев, А.Ф. Полиморфизм и мультифинальность философской рациональности как грани её единства // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2008. - № 4 (20).
11. Талбот, Майк Голографическая вселенная: Новая теория реальности / пер. с англ. -М.: София, 2011.
12. Уилбер, К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира / К. Уилбер; пер. с англ. В. Самойлова / под ред. А. Киселева. - М: ACT и др., 2002.
13. Чантурия, А.В. Голографическая парадигма: философский аспект.
14. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Умберто Эко; пер. с итал. В. Резник и А. Погоняйло. - М.: Петрополис, 1998.
15. Югай, Г.А. Голография вселенной и новая универсальная философия. Возрождение метафизики и революция в философии. Общая метафизика: учеб. пособие с хрестоматией. -М.: Крафт+, 2007.