О. Н. Зайцева
ВИРТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
(ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИМЕРНЫХ И КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ)
Ключевые слова: информационно-компьютерная подготовка бакалавра, стандарты третьего поколения, виртуальный кабинет по дисциплине «Информатика».
Рассматриваются вопросы построения виртуальной составляющей при информационно-компьютерной подготовке бакалавров в национальном исследовательском университете по направлению химическая технология.
Keywords: information-computer preparation of the bachelor, standards of the third generation, virtual office on the subject
"Informatics".
The problems of constructing a virtual component in information and computer training bachelors in Chemical Engineering is considered.
Информационно-компьютерное образование бакалавров технологических направлений в национальном исследовательском университете осуществляется в процессе изучения дисциплины «Информатика» и в процессе использования информационных технологий и программных средств в дисциплинах гуманитарного, социального и экономического, математического и естественно-научного, профессионального циклов.
Под базовой информационно-компьютерной подготовкой бакалавра по направлению «Химическая технология» согласно федеральным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения понимается подготовка в рамках дисциплины «Информатика», нацеленная на формирование информационно-компьютерной компетентности, но с учетом междисциплинарных связей, потребностей решения профессиональных задач.
Дисциплина «Информатика» в соответствии с действующим образовательным стандартом высшего профессионального образования является базовой дисциплиной, овладение которой открывает широкие перспективы для будущего инженера. Овладение умениями и навыками при изучении этой дисциплины, дает инструмент для решения задач в различных профессиональных сферах.
Для формирования информационнокомпьютерной компетентности необходима инновационная дидактическая система информационнокомпьютерной подготовки. Содержательная и процессуальная составляющие данной дидактической системы формируются в соответствии с проектнодеятельностным и компетентностным подходами в среде опережающего обучения [1]. Особенностью данной дидактической системы является наличие виртуальной составляющей, представленной виртуальной поддержкой дисциплины «Информатика». Обеспечение учебной дисциплины виртуальной поддержкой при подготовке бакалавров технологических направлений предполагает обязательное наличие виртуального кабинета в Web-сети.
Как известно, уровень усвоения знаний непосредственно связан с видом деятельности при обуче-
нии. Студенту важно не только понять, что он изучает, зачем и как использовать эти знания в дальнейшем в своей будущей профессиональной деятельности, но и приобрести определенные навыки решений типовых задач, и, что наиболее важно, способность к профессиональной интуиции в поиске оптимальных решений.
Последнее является очень сложной педагогической задачей, на ее решение оказывают влияние многие как объективные, так и субъективные факторы, такие как:
• различный психологический и нравственно -эмоциональный уровень восприятия студентами учебной информации;
• различный стиль мышления студентов;
• различная степень мотивации студентов;
• индивидуальный стиль и уровень профессиональной компетенции преподавателя;
• формы и методы обучения, использование компьютерных технологий;
• жесткие временные рамки.
На первый план выступает проблема индивидуализации обучения в условиях массовой аудитории и ограничения во времени. Необходим качественно новый уровень преподавания с использованием нетрадиционных форм и методов обучения с акцентом на самостоятельную работу студентов [2].
Последнее возможно только при наличии виртуальной поддержки преподавателя и студента, которая организована в виде виртуального кабинета по дисциплине «Информатика» на базе системы дистанционного образования МооШе.
Виртуальный кабинет по дисциплине «Информатика» — это не просто еще одна форма педагогической работы, а информационно-
образовательная среда, ориентированная на создание условий для самостоятельной познавательной, научно-поисковой деятельности студентов.
Виртуальный кабинет не заменяет кабинет дисциплины в его традиционной форме, а дополняет его и позволяет, используя компьютерные технологии, осуществлять более быструю работу с информацией. Виртуальный кабинет позволяет организо-
вать учебное пространство для студентов, создать оптимальный доступ к учебной информации, обеспечивает оперативную педагогическую помощь студентам, дает возможность студентам поделиться своими достижениями.
Виртуальный кабинет по дисциплине «Информатика» создает реальные возможности построения открытой системы обучения, а оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток делает познавательную деятельность студента более эффективной.
Виртуальный кабинет дисциплины «Информатика» организован на базе системы дистанционного образования МооШе. Moodle предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде - разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваимости.
Возможности поддержки процесса обучения в Moodle:
• при представлении учебного материала: модульная организация материалов; гипертекстовая структура материалов, которая позволяет обеспечить представление материалов на разных уровнях (выделить наиболее важный материал, посредством гиперссылок организовать его связь со вспомогательными средствами); использование разных средств структурирования материала (схемы, таблицы, списки);
• при организации общения: общие форумы; дискуссии в модулях; чаты; внутренняя переписка; работа в парах;
• при управлении курсом преподавателем: составление расписания; открытие и закрытие модулей в соответствии с расписанием; организация дискуссий (ведение общих форумов и обсуждений в чатах); проверка хода продвижения по курсу; анализ рефлексивных анкет по результатам изучения модулей;
• при организации обратной связи преподавателя со студентами: выполнение практических заданий; заполнение рефлексивных анкет в модулях; заполнение формы с ходом освоения курса.
Преимущества обучения в Moodle:
• Во-первых, материал может быть презентован в любом виде - картинка, видео, аудио, текст. Можно разрабатывать разнообразные учебно-методические материалы - рабочие тетради, лекции, практические задания, тесты.
• Во-вторых, "Moodle" позволяет создавать собственный, сложный и интегрированный курс по выбранной дисциплине.
• В-третьих, оболочка позволяет так скомпоновать курсы, что студенты могут их использовать без контакта с преподавателем в реальном времени
Общая структура организации виртуального кабинета по дисциплине «Информатика» содержит семь основных блоков, каждый из которых реализует определенные цели.
Первый блок содержит основные сведения о дисциплине «Информатика»: краткое содержание, рекомендованную литературу, презентацию дисциплины.
Во втором блоке представлен курс лекций по дисциплине «Информатика», формирующий базу знаний в рамках дисциплины. Традиционный носитель информации - лекция - претерпевает существенные изменения, которые в первую очередь связаны с отсутствием необходимости конспектирования лекции. Это обстоятельство, в свою очередь, дает дополнительные возможности в связи с появлением «дополнительного» времени на изучение дополнительных разделов или усиления практической части курса.
Обязательным условием обучения для закрепления полученных знаний на лекции является выполнение домашнего задания по пройденной теме. Для этого в виртуальном кабинете в разделе лекции находятся все лекции по пройденным темам, однако с учетом пройденного материала учебный материал выдается по частям, причем в начале каждой части задается вопрос и в зависимости от ответа, направляется процесс обучения по той или иной ветви изучения материала:
• студент верно отвечает на поставленный вопрос (он полностью усвоил этот материал на лекционном занятии) - ему предлагается следующий вопрос;
• студент неверно отвечает на вопрос - ему предлагается проработать учебный материал и снова ответить на вопрос по данной части лекции.
Таким образом, студент самостоятельно проверяет уровень усвоения материала на лекционном занятии и в случае необходимости может обратиться к помощи виртуального кабинета. При этом преподаватель получает подробные сведения о выполнении домашнего задания каждым студентом
В третьем блоке виртуального кабинета по дисциплине «Информатика» представлен курс практических заданий, формирующих базу умений студентов. Наличие виртуального кабинета по дисциплине «Информатика» позволяет реализовать на практическом занятии дифференцируемый и индивидуальный подход к студентам. Теоретический материал на практическом занятии не повторяется, а разбираются цели изучения темы на основе анализа одной-двух типовых задач. Затем студент работает самостоятельно, а преподаватель оказывает дозированную индивидуальную помощь.
Четвертый блок - система диагностики состояния компетенции (тесты на полноту и целостность знаний), позволяющая контролировать теоретическую часть обучения. Компьютерное тестирование - это средство, которое позволяет с минимальными затратами времени преподавателя объективно проверить знание большого количества студентов. Компьютерные тестирования положительно воспринимаются студентами и главным их преимуществом является автоматическая проверка результатов и исключение влияния человеческого фактора.
Пятый блок, спроектированный с учетом потребностей решения профессиональных задач, состоит из учебно-проектных заданий, направленных на развитие проектно-конструктивных способностей.
В шестом блоке представлены результаты контроля полноты и целостности освоения знаний студентов, а также уровень развития их проектноконструктивных способностей по изучаемой дисциплине «Информатика».
Седьмой блок создан в помощь студенту для предостережения от часто встречающихся ошибок при выполнении учебно-проектных заданий.
В целом, на основе этих блоков создается информационно-деятельностная виртуальная среда обучения.[3]
Еще одной положительной чертой применения в обучении виртуального кабинета и системы дистанционного обучения Moodle является возможность использования синхронных и асинхронных средств коммуникации. Синхронные коммуникации -средства общения в режиме реального времени. К ним относятся чаты, аудиоконференции, видеоконференции, вебинары и др. Асинхронные коммуникации - средства общения, позволяющие обмениваться информацией с задержкой по времени (электронная почта, форум, система обмена файлами, тематические рассылки и пр.).
Синхронные и асинхронные коммуникации представляют собой единое целое и обеспечивают решение следующих задач:
• групповая работа (совместное выполнение групповых проектов, подготовка докладов и пр.);
• решение возникающих в процессе обучения проблем (вопросы студентов в форуме могут касаться не только дисциплины, но и проблем с программным обеспечением и т.д.);
• социальное общение (студенты могут общаться со студентами из своей группы, студентами того же курса или просто со студентами из своего университета);
• обсуждение курса (общая дискуссия по поводу содержания курса или возможность дебатов и подведения итогов по теме или курсу в целом);
• работа студентов с постоянно актуализируемыми учебно-методическими материалами.
Особо следует отметить роль форумов, организуемых преподавателями по наиболее актуальным вопросам. Форумы позволяют изложить свое мнение даже тем студентам, которые по каким-либо причинам не могут высказаться в аудитории, предъявить свою аргументацию, познакомиться с суждениями однокурсников и студентов, обучающихся на других потоках, вступить в спор и получить квалифициро-
ванную оценку своего выступления преподавателем. Конечно, проведение таких мероприятий требует значительного увеличения затрат преподавательского труда.
Неоспоримым преимуществом виртуального кабинета является существенное расширение возможности получения студентом консультаций. Консультирование осуществляется в дни и часы, установленные графиком семестровых консультаций преподавателя, и проводится как в очной форме, так и в режиме реального времени. Консультирование обучающихся в режиме on-line в идеале предполагает, что максимальное время ожидания студентом ответа от преподавателя не должно превышать 30 минут. Консультации со студентами в режиме on-line проводятся в вечернии часы два раза в неделю: через день после практического занятия и за день до следующего практического занятия, что направлено на то, чтобы студент в это время был занят практически важным делом; а также на отуче-ние от синдрома «последнего дня», т.к. опрос студентов показал, что задания по всем предметам выполняются студентами вечером перед сдачей преподавателю на проверку.
Итак, виртуальная составляющая информационно-компьютерной подготовки бакалавров по направлению химическая технология (технология полимерных и композиционных материалов) в целом способствует активизации мышления студентов, а следовательно, и усвоению изучаемого материала.
Литература
1. Зайцева, О.Н. Организация информационно-
компьютерной подготовки бакалавров по направлению химическая технология (технология полимерных и композиционных материалов) в национальном исследовательском университете // Educational Technology & Society - 2010
(http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i4/html/8r.htm).
2. Журбенко, Л.Н. Проектирование содержания самостоятельной деятельности в процессе математической подготовки бакалавров технологического направления. / Журбенко Л.Н., Крайнова Е.Д.// Вестник Казан. технол. ун-та. 2009. №6. С. 314-318.
3. Зайцева, О.Н. Технология информационно-
компьютерной подготовки компетентных бакалавров по направлению химическая технология (технология полимерных и композиционных материалов) // Вестник Казан. технол. ун-та. 2010. №11. С. 406-410.
© О. Н. Зайцева - асс. каф. информатики и прикладной математики КНИТУ, [email protected].