Научная статья на тему 'Виртуальная реконструкция монастырского комплекса: источники, методы, результаты'

Виртуальная реконструкция монастырского комплекса: источники, методы, результаты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
446
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МОНАСТЫРСКАЯ ЗАСТРОЙКА / МОНАСТЫРЬ ВСЕХ CКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ / 3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕКОНСТРУКЦИИ / MONASTERY «JOY OF ALL WHO SORROW» / HISTORICAL CULTURE HERITAGE / 3D MODELING / VIRTUAL RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жеребятьев Денис Игоревич

В статье рассматриваются методы и технологии комплексного использования исторических источников при построении виртуальной реконструкции памятников историко-культурного наследия. Этапы создания 3D-модели с помощью современных компьютерных программ демонстрируются на примере виртуальной реконструкции московского женского монастыря Всех Cкорбящих Радость конца XIX — начала ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual reconstruction of the monastery complex: sources, methods, results

The article considers methodological and technological aspects of complex usage of historical sources in the process of virtual reconstruction of cultural heritage objects. The author demonstrates his approach using 3D computer programs for virtual reconstruction of the Moscow women monastery «Joy of All Who Sorrow» in the late 19 th — earlyf 20 th century.

Текст научной работы на тему «Виртуальная реконструкция монастырского комплекса: источники, методы, результаты»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2012. № 6

Д.И. Жеребятьев

(аспирант кафедры исторической информатики исторического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ МОНАСТЫРСКОГО

КОМПЛЕКСА: ИСТОЧНИКИ, МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ

В статье рассматриваются методы и технологии комплексного использования исторических источников при построении виртуальной реконструкции памятников историко-культурного наследия. Этапы создания 3D-модели с помощью современных компьютерных программ демонстрируются на примере виртуальной реконструкции московского женского монастыря Всех Горбящих Радость конца XIX — начала ХХ в.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, монастырская застройка, монастырь Всех Горбящих Радость, 3D-моделирование, виртуальные реконструкции.

The article considers methodological and technological aspects of complex usage of historical sources in the process of virtual reconstruction of cultural heritage objects. The author demonstrates his approach using 3D computer programs for virtual reconstruction of the Moscow women monastery «Joy of All Who Sorrow» in the late 19th — earlyf 20th century.

Key words: historical culture heritage, monastery «Joy of All Who Sorrow», 3D modeling, virtual reconstruction.

* * *

В настоящее время при решении задач восстановления, реставрации, реконструкции утраченного историко-культурного наследия все большее применение находят виртуальные реконструкции. Целая серия публикаций в западных и частично отечественных научных изданиях (за рубежом начиная с 1990-х гг., в России с 2000-х), посвященных применению технологий трехмерного моделирования в исторических и археологических исследованиях, способствовала выработке научной базы для реализации методик работы с SD-ин-струментарием, формирования новых подходов к анализу, синтезу и репрезентации источникового материала при построении виртуальных реконструкций.

Научные коллективы, лаборатории, исследовательские центры, в некоторых случаях компьютерные компании, специализирующиеся на построении виртуальных реконструкций объектов историко-культурного наследия, ставили совершенно разные задачи, результаты их работы можно подразделить на две группы:

* Жеребятьев Денис Игоревич, тел.: 8-903-629-19-61; e-mail: [email protected]

Исследование проводится при финансовой поддержке гранта РФФИ № 11-06-00453а.

а) познавательно-ознакомительные реконструкции, дающие общее представление о рассматриваемом объекте, без серьезной проработки источниковой базы; в большинстве случаев основными разработчиками являются компьютерные компании.

б) научно обоснованные реконструкции с проработанной источниковой базой, наличием исследовательской задачи, характерные для научных коллективов как междисциплинарных, так и состоящих из специалистов гуманитарных областей, освоивших 3D-инстру-ментарий.

Мы рассмотрим второй тип виртуальных реконструкций. В публикациях прошлых лет нами неоднократно рассматривались основные вехи в развитии методики применения трехмерного моделирования в исторических исследованиях1, посредством программ трехмерного моделирования изучался процесс формирования застройки г. Тамбова в XVII — начале XIX в.2, а также отдельные социальные аспекты, такие, как место тамбовского дворянства в формировании городского социального пространства3 и т.д. В качестве цели исследования в данной статье мы рассматриваем восстановление процесса формирования инфраструктуры московского женского монастыря Всех Скорбящих Радость, с момента появления на территории усадьбы Голицыных первой домовой церкви в 1856 г. до середины 1930-х гг. — времени начала уничтожения памятника церковной архитектуры.

Одной из непосредственных задач нашего исследования является восстановление облика монастырского комплекса посредством технологий трехмерного моделирования на нескольких временных срезах, характеризующих основные этапы его эволюции. Особое внимание уделено реконструкции инфраструктуры монастыря на 1909 г., когда комплекс сохранял единый архитектурный стиль. Территориальные рамки исследования очерчены границами усадьбы Голицыных, где с 1890 г. располагался монастырь Всех Скорбящих Радость (с севера ул. Сущевский Вал, с юга Вадков-ский пер., с запада ул. Новослободская, с востока ул. Тихвинская).

1 Кончаков Р.Б., Жеребятьев Д.И. Технологии трехмерного моделирования в ракурсе исторической информатики // Круг идей: Методы и технологии исторических реконструкций / Под ред. Л.И. Бородкина, В.Н. Владимирова, Г.В. Можаевой. М., 2010. С. 145—175.

2 Кончаков Р.Б., Жеребятьев Д.И. Применение методики трехмерного пространственного анализа для изучения формирования городской застройки и восстановления культурного наследия // Круг идей... С. 218—237.

3 Жеребятьев Д.И., Канищев В.В., Кончаков Р.Б. Место дворянства в формировании городского социального пространства (по материалам Тамбова конца XVШ в.) // Мат-лы конф. ГИИМ (Германского исторического института в Москве) «Дворянство, власть и общество России XVШ в.» 23—26 апреля 2009 г. (http://www.hist.msu. m/VLE/file.php/39/Artide/DokladTambov1.06.10.ed.pdf).

Изучение истории формирования и развития монастырских комплексов посредством технологий трехмерного моделирования дает возможность исследователю несколько иначе взглянуть на проблему эволюции монастырей. Так, детальное восстановление внешнего и внутреннего облика культовых и хозяйственных строений, парков при монастыре, пашни и огородов и т.д. позволяет в ходе реконструкции вскрыть возможные противоречия разных типов исторических источников описательного и изобразительного характера, провести их верификацию, синтез, восполнить неполноту источникового комплекса, затронуть вопросы экономической и социальной жизни монастыря, повседневной жизнь монашествующих.

Полученная в итоге компьютерная виртуальная модель может содержать признаки математической модели, позволяющей отобразить динамику или статику исторического процесса (например, эволюцию монастырского комплекса или любого другого архитектурного комплекса строений). Такие модели получили название «визуальные модели» (виртуальные модели).

Монастырский комплекс начал складываться с середины XIX в. на территории усадьбы боярыни Н.В. Шепелевой, перешедшей по завещанию новому владельцу Сергею Голицыну, а позже — его сестре, благодаря которой, при содействии ее матери, в усадьбе с 1856 г. появились первая домовая церковь, общество сестер милосердия (1862 г.), Филаретовская больница, приют для иногородних монахинь. В 1889 г. по инициативе княгини Голицыной приют для иногородних монахинь-сборщиц был преобразован в монастырь Всех Скорбящих Радость, а денежные средства и имущество, отданное ранее княжной для содержания приюта и больницы Троице-Сергиевой лавре, были переданы новообразованному монастырю, неоднократно перестраивавшемуся в конце XIX—XX в. К 1917 г. монастырский комплекс включал около 40 строений, в том числе 5 церквей с 7 престолами, в нем проживали 265 монахинь4. В советское время монастырь был практически полностью уничтожен (причем многие здания были снесены уже в 1960—1970-е гг.). От всего монастырского комплекса сохранилось пять построек, сильно измененных к настоящему времени: это храм Всемилостивого Спаса, здание трапезной, перестроенное здание женской гимназии, часовня инокини Рафаилы и фундамент храма Трех Святителей. На месте бывшего монастыря размещались: Московский государственный станкоинструментальный институт («Станкин»), жилые постройки, детский пионерский лагерь. От монастырского кладбища, существовавшего с 1894 до 1930-х гг., с 1500 захоронениями,

4 Сперанский И. Историческое описание Московского женского общежительного «Всех Скорбящих Радости» монастыря М., 1915. С. 93.

почти ничего не осталось; в советское время кладбище было полностью уничтожено, а на его месте организованы детский парк и пионерский лагерь. Из всего числа захороненных прах только 40 человек был перенесен в другое место.

Женский монастырь Всех Скорбящих Радость привлекает внимание исследователей не только как православный духовный центр Москвы начала XX в., которому покровительствовали члены императорской семьи в лице великой княгини Елизаветы Федоровны, но и как учреждение женского богословского образова-ния5, благотворительная организация6 и земельный собственник. Значимость монастыря как нового духовного центра православия подчеркивали слова митрополита Московского Леонтия, пророчившего монастырю в будущем славу второй Троице-Сергиевой лавры: «...и в будущем этот монастырь процветет. Здесь будет вторая лавра (18 янв. 1892 г.)»7.

Перейдем к анализу источниковой базы по истории монастырского комплекса. Основой для создаваемой виртуальной реконструкции монастырского комплекса служат архивные фонды Московской духовной консистории8, Оценочного отделения Московского городского общественного управления (Московской городской управы)9, Строительного отделения Московского губернского правления10, монастыря Всех Скорбящих Радость11, Троице-Сергиевой лавры12, Московского губернского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов13, Московского областного совета народных депутатов и его исполнительный комитет14.

Имеющиеся источники (достаточно типичные для задач подобного рода) можно классифицировать следующим образом.

5 В трехэтажном здании женской гимназии в 1916 г. были открыты первые в Москве Высшие женские богословско-педагогические курсы.

6 В ведении монастыря находилась Филаретовская больница, приют для иногородних монахинь-сборщиц.

7 Сперанский И. Указ. соч. С. 101.

8 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 386. Д. 1. Л. 14; Оп. 407. Д. 5. Л. 1—2; Оп. 408. Д. 5. Л. 1—9; Оп. 436. Д. 5. Л. 1—18.

9 Там же. Ф. 179. Оп. 63. Д. 15005. Л. 1—8; Оп. 147. Д. 6. Л. 230—236 об.; Оп. 181. Д. 1529. Л. 173—173 об., 185—190.

10 Там же. Ф. 54. Оп. 147. Д. 6. Л. 230—236 об.; Оп. 179. Д. 926а. Л. 179—180; Оп. 181. Д. 1311. Л. 1—12; Д. 1421. Л. 184—185, 248—249, 251, 255, 255 об.; Д. 1529. Л. 173, 185—190.

11 Там же. Ф. 1178. Оп. 1. Д. 270. Л. 106, 106 об. 140.

12 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. 6. Д. 9814. Л. 1—2 об. 64, 64 об.; Д. 9815. Л. 1—2 об., 12—19, 24, 83, 83 об.; Д. 10746. Л. 1—7; Д. 10828. Л. 1—10; Оп. 1. Ч. 6. Д. 12256. Л. 1, 1 об.

13 ЦАГМ. Ф. 66. Оп. 11. Д. 8053. Л. 178, 179; Оп. 19. Д. 366. Л. 203.

14 Там же. Ф. 2157. Оп. 1. Д. 220. Л. 27, 28.

I. Важной составной частью источниковой базы виртуальной реконструкции являются описательные источники, позволяющие достаточно точно восстановить эволюцию исследуемого объекта. Описательная источниковая база весьма богата, в нее входят: прошения княгини и игуменьи, заявления в Учрежденный Собор Троице-Сергиевой лавры, донесения в Московскую духовную консисторию, доклады Московской городской управы московскому градоначальнику, протоколы доклада губернатору Московского губернского правления по строительному отделению, а также свидетельства, заявления, описи и описания строений, частная переписка княгини А.В. Голицыной и митрополита Филарета и т.д.

Отметим, что описательные источники практически не дают точной пространственной информации; обычно в документах, посвященных перестройке монастырских строений, отмечается лишь, на месте каких зданий будет построено то или иное новое строение или дается примерная ориентация места нахождения постройки. Однако именно по описательным источникам мы можем судить о процессе эволюции монастырского комплекса, об обстоятельствах, связанных с перестройкой отдельных строений, о функции зданий, а также событиях, которые не может отразить визуальный источник.

II. Комплекс изобразительных источников в решении задачи построения виртуальной реконструкции играет ведущую роль. Он включает следующие виды документации: 1) планы (общие, специализированные, топографические); 2) чертежи зданий; 3) карты, съемки со спутника (Google Map15, Yandex Map16); 4) фотографии объектов монастырского комплекса (XIX—XXI вв.).

III. Материалы археологических раскопок.

IV. Архитектурные обмеры.

Перейдем к методике анализа и синтеза источников посредством компьютерных программ. В ходе работы нами ставится задача восстановить план застройки территории монастыря на 1909 г. на основании имеющихся планов за разные годы и материалов описательных источников, в частности описи строений монастыря 1914 г.17

Для построения плана временного среза реконструкции нами была взята спутниковая карта Google Map в границах улиц: Новослободской, Вадковского переулка, Тихвинской, Сущевского Вала, на которую с помощью графического редактора проецировались строения Скорбященского монастыря на 1909 г. в соответствии с информацией архивных источников.

15 Google карты Россия. URL: http://maps.google.ru/

16 Яндекс карты. URL: http://maps.yandex.ru/

17 ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 63. Д. 15005. Л. 1—8.

В ходе изучения сохранившихся строений монастыря, данных описи, планов производилось нанесение строений на спутниковую карту Google Map в программе Adobe Photoshop. Первоначально со спутниковой картой благодаря наличию контрольных точек — сохранившихся строений монастыря, были сопоставлены и приведены в единый масштаб планы 1852—1853, 1890, 1893, 1912 и 1914 гг., после чего исходя из данных, указанных в источниках (например, места размещения, формы, размера), производилось построение контуров зданий. Имея данные чертежей построек, информацию о площади, указанную в описи строений монастыря 1914 г. и данные планов (пространственную информацию расположения), нанести конкретную постройку в нужном масштабе не составляло труда. К сожалению, такая подробная информация сохранилась не по всем строениям.

Однако подобных строений немного, в основном это деревянные постройки, такие, как деревянные сараи (№ 13, 23, 26), каменный ледник (№ 7). Несмотря на то что по данным постройкам нет ни чертежей, ни упоминаний об их площади в описи, их можно восстановить на основании анализа планов: 1852—1853 гг. и 1890 г. (для строения под № 23); 1912 г. (для строений под № 7, 11, 13); 1914 г. (для строений под № 13).

В результате нами была получена следующая картина (план) монастырской застройки на 1909 г. (рис. 1). В качестве первых объектов для виртуальной реконструкции выступали монастырские строения, по которым сохранились чертежи: храм Всемилостивого Спаса (№ 1), храм Трех Святителей (№ 17), храм Архангела Рафаила (№ 29), здание трапезной (№ 21), монашеские кельи (№ 3, 4, 28), дом священника и диакона (№ 12), амбар (№ 11), строения скотного двора (навес для скота № 9 и дров № 22, 32 и т.д.), каменная и деревянная сторожки (№ 2, 8, 15).

В процессе восстановления внешнего облика монастырских строений обнаруживались отдельные противоречия между данными, представленными в источниках разных видов, например, в чертежах и фотографиях. Выявилась частичная неполнота источнико-вой базы по отдельным строениям. Решение подобных проблем стало возможно благодаря синтезу источниковой базы, реализованному с помощью компьютерных программ трехмерного моделирования.

Восстановление внешнего облика в программе 3D World Studio каждого монастырского строения по чертежу не представляло трудностей. Однако дальнейшее сопоставление чертежей с найденными фотографиями и отдельными описательными источниками показало, что не всегда внешний облик постройки в точности соответствовал контурам чертежа.

В фонде строительного отделения Московского губернского правления среди документов о храме Всемилостивого Спаса нами был найден только один чертеж его внешнего вида18, не считая планов храма по этажам и в разрезе.

Учитывая, что храм сохранился не полностью, лишившись в советское время колокольни, куполов и центрального входа со стороны ул. Новослободской, но сохранил лицевой фасад, посредством графического редактора Adobe Photoshop мы скорректировали современную фотографию его фасада на основе имеющегося у нас чертежа одной из его сторон и ряда дореволюционных фотографий. В итоге визуального синтеза был получен чертеж лицевого фасада храма Всемилостивого Спаса. Анализ дореволюционных и современных фотографий позволил выявить несовпадение отдельных деталей орнамента храма с чертежом, составленным архитектором И.Т. Владимировым. Учитывая данный факт, в ходе построения трехмерной модели на основе дореволюционных фотографий нами были сделаны отдельные корректировки. Причина расхождения двух видов источников (чертеж И.Т Владимирова и фотографии фасада храма как дореволюционные, так и современные), вероятно, кроется в том, что архитектор не прописывал в чертеже мелкие детали, такие, как орнамент креста над окнами и др. декоративные элементы, отставив их на усмотрение заказчика. Интересен отзыв инспектора Губернского строительного отделения в составленной 24 мая 1894 г. докладной записке на имя митрополита Филарета о ходе осмотра недавно построенного храма Всемилостивого Спаса. Инспектор Петровский отмечает ненадлежащее исполнение каменных работ, грозящих, по его мнению, большой опасностью: «...ни одного кирпича во всем храме не положено правильно, даже стены тоже без перевязи... Я нахожу так, что или оконные колоды вверху почему либо придется вынуть или переменить их, то свод может рухнуться... Этой каменной кладки нигде не увидите в проекции, а здесь столица Москва, здесь бывает масса молящихся, а так как здесь готовятся на освящение означенного храма, то я считаю долгом предупредить ваше Преосвященство, чтобы вы немедленно командировали строгую Комиссию для осмотра означенного храма, эти каменные работы производились не понимающим свое дело подрядчиком, ранее он был земляник»19.

Наличие подобного отзыва о подрядчике во многом объясняет существование отдельных нестыковок визуальных источников; после повторного осмотра храма Всемилостивого Спаса комиссией был проведен ряд строительных работ, в результате которых могли

18 Там же. Ф. 54. Оп. 147. Д. 6. Л. 235 об.

19 Там же. Оп. 147. Д. 6. Л. 236, 236 об.

появиться отдельные архитектурные элементы (в частности декор), не присутствующие на чертеже.

Следующим объектом реконструкции стал храм Трех Святителей. Работа с материалами фонда 54 «Градостроительного правления Москвы» (ЦИАМ) на данный момент позволила выявить чертеж храма Трех Святителей на 1894 г.20 Чертеж отражает первоначальный вариант облика храма; последующие варианты доработанного чертежа выявить не удалось. Факт доработки чертежа был установлен в ходе анализа воспоминаний священника храма монастыря Всех Скорбящих Радость И. Сперанского, описавшего процесс строительства храма: «Когда кладбище было открыто, временный купец Сергиевского посада Иван Ефимович Ефимов изъявил желание построить на кладбище трехпрестольный храм... Постройка кладбищенского храма хотя и состоялась, но значительно в уменьшенном размере и без придельных алтарей»21. Слова И. Сперанского подтверждает найденная фотография могилы адвоката Ф.Н. Пле-вако, расположенной недалеко от входа в храм Трех Святителей. Фотография, помимо отсутствия придельного алтаря, зафиксировала небольшой купол, расположенный над внешним портиком храма. Данный факт позволяет утверждать, что при строительстве чертеж претерпел существенные изменения: не были воплощены отдельные элементы, в частности предельный алтарь, однако появились новые архитектурные детали. Причиной частичной корректировки внешнего облика храма послужила нехватка денежных средств у благотворителя И.Е. Ефимова.

Для построения трехмерной модели (программа 3D World Studio) потребовалось наличие окончательного, модифицированного чертежа храма начала XX в. Исходя из описания его строительства и изображения на фотографии могилы адвоката, внешний облик строения по чертежу 1894 г. был существенно переработан в программе Adobe Photoshop. Скорректированный чертеж стал основой для построения виртуальной реконструкции храма Трех Святителей.

Приведенные факты подтверждают, что внешний облик строения не всегда соответствует исходному чертежу. Как всякий исторический источник чертеж нуждается в проверке, осуществляемой посредством привлечения дополнительных источников, таких, как фотографии, воспоминания и др. описательные источники.

Стоит отметить, что рассмотренные выше планы территории монастыря являются одним из основных визуальных источников, дающих представление об эволюции монастырского комплекса,

20 Там же. Оп. 181. Д. 1529. Л. 187, 188.

21 Сперанский И. Указ. соч. С. 43—44.

будучи неотъемлемой частью документов, подаваемых Московской духовной консисторией в строительное отделение Московского губернского правления для утверждения чертежей. Можно предположить, что в подобном комплексе источников должны быть отражены все изменения монастырской инфраструктуры, однако в ходе анализа других фондов22 выяснилось, что это не совсем так.

Монастырский комплекс был поделен на следующие части: храмовые строения, монашеские кельи, комплекс обслуживающих зданий (кухня, прачечная, трапезная), строения усадьбы княжны А. Голицыной, скотный двор, парк, монастырский огород и кладбище.

В комплексе документов строительного отделения Московского губернского правления найденный материал охватил практически всё, за исключением парка, монастырского огорода и кладбища. Реконструкция данных составных частей монастыря позволила нам коснуться не только истории эволюции облика и формы монастырских построек, но и затронуть вопросы экономической и социальной жизни монастыря.

Найденные нами документы, к сожалению, не содержат сведений о наличии господских крестьян в дворянской усадьбе Голицыных, однако на раннем плане 1852—1853 гг. территории монастыря в месте, где располагался огород, обозначен комплекс строений (6 зданий). Можно предположить, что часть их принадлежала крестьянам, занятым работой на монастырском огороде. Данное утверждение косвенно подтверждает прошение А. Голицыной от 20 февраля 1862 г. митрополиту Филарету с просьбой об организации в усадьбе приюта для иногородних монахинь и послушниц, а также Филаретовской больницы. Княжна, приводя доводы о возможности устроения ею подобного учреждения, в описании имеющегося в ее распоряжении имущества отмечает качество огородной земли и ежегодный доход с нее, который никак не возможен без работающих на ней крестьян: «...в настоящее время в усадьбе моей имеется несколько десятин хорошей огородной земли, приносящей годового дохода тысячу рублей, что на первый случай может служить обеспечению содержанием приюта Монахинь»23.

Последующее изменение статуса усадьбы оказало непосредственное влияние на облик приусадебного участка. Число построек, отмеченных на территории огорода на позднейших планах территории 1890 и 1914 гг. существенно сократилось.

Вероятно, после появления общества сестер милосердия, образовавшегося год спустя после отмены крепостного права, территория огорода находилась под присмотром сестер, впоследствии мона-

22 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 408; Ф. 1178. Оп. 1; ЦАГМ. Ф. 2157. Оп. 1; РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. 6.

23 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 9814. Л. 1, 1 об., 2, 2 об.

хинь и послушниц женского монастыря, которые и обрабатывали ее. Священник монастыря И. Сперанский, описывая внутренний уклад монастырской жизни, отметил следующие виды деятельности монашествующих: работа на огороде (включая уборку сена), скотном дворе, в хлебной, просфоропекарне, рукоделие (шитье одеял, одежды и белья для монашествующих под заказ, вязание, вышивание шерстью, шелком, золотом на разного рода изделиях), живопись, уборка могил и памятников, поливка цветов на кладбище и т.д.24 «На огородной земле произрастают капуста, огурцы и прочие овощи в таком количестве, что их иногда достаточно бывает на целый год...»25.

Подобного рода описание и наличие фотографий территории монастырского огорода, кладбища и парка посредством обработки материала в программах трехмерного моделирования (SketchUp, 3D World Studio) и графическом редакторе (Adobe Photoshop) позволило провести анализ перспективы съемки, установить точку съемки, размеры отдельных объектов, запечатленных на фотографиях (гробницы Зубатовых, входных ворот, деревянного забора огорода, памятников и т.д.) и в конечном результате восстановить их облик (рис. 2).

Таким образом, посредством программ трехмерного моделирования разнотипные исторические источники были синтезированы в единый образ — виртуальную модель монастырского комплекса на 1909 г. (рис. 3). Возможности программы Unity3D, в которой производилась конечная обработка моделей, позволили представить виртуальную реконструкцию монастыря в Интернете посредством html-страницы в интерактивном режиме, когда пользователь может самостоятельно перемещаться в трехмерном пространстве. Посредством программы Macromedia Dreamweaver 8 и Macromedia Flash MX 2004 модуля Zoomify был переработан интерфейс html-страницы: к каждой трехмерной модели строения монастыря была подключена источниковая база (графическая и текстовая информация, найденная нами в архивных источниках).

Построение трехмерной виртуальной реконструкции объекта историко-культурного наследия по своей сути является источниковедческим исследованием, требующим от историка овладения инновационными методами и технологиями исторического исследования, позволяющими не просто визуализировать несохранив-шийся (или разрушенный) памятник, но и провести его комплексный анализ с учетом исторического контекста, где компьютерная программа выступает неотъемлемым инструментом анализа и синтеза исторических источников.

24 Сперанский И. Указ. соч. С. 95.

25 Там же. С. 94.

Рис. 2. Общий вид монастыря со стороны ул. Новослободской. Виртуальная

реконструкция

Рис. 3. Вид на храм Трех Святителей, склеп семьи Зубаловых и часовню-усыпальницу

Пастуховых

Апробация методики применения технологий трехмерного моделирования в исторических исследованиях на различных комплексах городской и монастырской застройки позволила нам прийти к выводам о возможности использования 3Б технологий для решения задач анализа, синтеза исторических источников, восполнения источниковой неполноты, реконструкции внешнего и внутреннего облика строений, изучения процессов эволюции застройки, экономической и социальной жизни исчезнувших объектов историко-культурного наследия26.

Список литературы

1. Кончаков Р.Б., Жеребятьев Д.И. Технологии трехмерного моделирования в ракурсе исторической информатики // Круг идей: Методы и технологии исторических реконструкций / Под ред. Л.И. Бородкина, В.Н. Владимирова, Г.В. Можаевой. М., 2010.

2. Кончаков Р.Б., Жеребятьев Д.И. Применение методики трехмерного пространственного анализа для изучения формирования городской застройки и восстановления культурного наследия // Круг идей...

3. Жеребятьев Д.И., Канищев В.В., Кончаков Р.Б. Место дворянства в формировании городского социального пространства (по материалам Тамбова конца XVIII в.) // Мат-лы конф. ГИИМ (Германского исторического института в Москве) «Дворянство, власть и общество России XVIII в.» 23—26 апреля 2009 г. // http://www.hist.msu.ru/VLE/file.php/39/Article/ DokladTambov1.06.10.ed.pdf

4. Сперанский И. Историческое описание Московского женского общежительного «Всех скорбящих Радости» монастыря. М., 1915. С. 93.

Поступила в редакцию 15 июня 2011 г.

26 Проект размещен на сайте: http:// msu.ru/3D/monastery-auth-1.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.