Научная статья на тему 'Виртуальная образовательная среда в обучении РКИ: реальность и перспективы'

Виртуальная образовательная среда в обучении РКИ: реальность и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1351
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир русского слова
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЕБ-САЙТЫ И ВЕБ-ПОРТАЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РКИ / ОНЛАЙН-КАРТЫ / ПРИЛОЖЕНИЯ И ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РКИ / VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / WEBSITES AND WEB PORTALS FOR TEACHING RFL / ONLINE MAPS / APPLICATIONS AND PROGRAMS FOR TEACHING RFL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нефёдов Игорь Владиславович

В последние годы в практике преподавания РКИ получили широкое распространение мультимедийные технологии. Виртуальная среда резко изменила образовательный процесс, она интенсифицировала его и вывела на новую ступень развития, позволила осуществлять онлайн-обучение. Произошли значительные изменения в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной работы с иностранными учащимися. Виртуальное образовательное пространство предоставило широкие технические и функциональные возможности для реализации разнообразных программ по русскому языку как иностранному от A1 до C2. Цель данной статьи с помощью анализа существующих мультимедийных сервисов виртуальной образовательной среды определить ближайшие перспективы её развития.The author argues, that in recent years multimedia technologies have become widespread in the practice of RFL teaching. The virtual environment has dramatically changed the educational process, intensified it and brought it to a new stage of development, providing an opportunity of online teaching. There have been significant changes in both classroom and outdoor work with foreign students. The virtual educational space provided a wide range of technical and functional opportunities for implementing various programs in Russian as a foreign language from A1 to C2 levels. The purpose of the article is to use the analysis of existing multimedia services of the virtual educational environment to determine the nearest prospects for its development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальная образовательная среда в обучении РКИ: реальность и перспективы»

И. В. Нефёдов DOI: 10.24411/1811-1629-2019-14061

ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ОБУЧЕНИИ РКИ:

РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

IGOR V. NEFEDOV

VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TEACHING: REALITY AND PROSPECTS

Игорь Владиславович Нефёдов

Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка и русского языка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южный федеральный университет ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия ► [email protected]

Igor V. Nefedov

Southern Federal University 105/42 Bolshaya Sadovaya Str., Rostov-on-Don, 344006, Russia

В последние годы в практике преподавания РКИ получили широкое распространение мультимедийные технологии. Виртуальная среда резко изменила образовательный процесс, она интенсифицировала его и вывела на новую ступень развития, позволила осуществлять онлайн-обучение. Произошли значительные изменения в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной работы с иностранными учащимися. Виртуальное образовательное пространство предоставило широкие технические и функциональные возможности для реализации разнообразных программ по русскому языку как иностранному от A1 до C2. Цель данной статьи — с помощью анализа существующих мультимедийных сервисов виртуальной образовательной среды определить ближайшие перспективы её развития.

Ключевые слова: виртуальная образовательная среда; веб-сайты и веб-порталы для обучения РКИ; онлайн-карты; приложения и программы для обучения РКИ.

The author argues, that in recent years multimedia technologies have become widespread in the practice of RFL teaching. The virtual environment has dramatically changed the educational process, intensified it and brought it to a new stage of development, providing an opportunity of online teaching. There have been significant changes in both classroom and outdoor work with foreign students. The virtual educational space provided a wide range of technical and functional opportunities for implementing various programs in Russian as a foreign language from A1 to C2 levels. The purpose of the article is to use the analysis of existing multimedia services of the virtual educational environment to determine the nearest prospects for its development.

Keywords: virtual educational environment; websites and web portals for teaching RFL; online maps; applications and programs for teaching RFL.

Второе десятилетие XXI века — это время активного развития мультимедиа-технологий, развития и распространения виртуальной среды, активного развития виртуальной образовательной среды. Масштабы технического и технологического развития достигли таких высот, что одним из наиболее обсуждаемых вопросов стал вопрос об изменениях парадигмы образовательной системы. Возможность переноса образовательного процесса полностью в виртуальное пространство стала одной из центральных тем для обсуждения в образовательной среде и в обществе в целом. По мнению исследователей И. А. Бокачева и И. А. Лукиновой, виртуальная образовательная среда «уже сегодня

позволяет получать достаточно качественное образование независимо от географического места проживания учащегося, без отрыва его от работы и с учётом индивидуальной образовательной направленности» [5: 16]. Применение виртуальной образовательной среды — основа «качественного и эффективного обучения и формирования высококвалифицированного специалиста» [15: 415]. Анализ многочисленных достоинств виртуальной образовательной среды в курсе преподавания иностранного языка становится объектом многих научных исследований (см.: [8; 16; 18 и др.]).

Существуют различные подходы к определению объёма понятия «виртуальная образовательная среда». На наш взгляд, наиболее удачным представляется определение, данное исследователем А. Н. Богомоловым, определяющим данное явление как «своеобразную техническую, технологическую, содержательную и организационную «площадку», на которой размещаются различные электронные образовательные, прикладные ресурсы, инструментальные средства, в том числе коммуникационные, позволяющие организовать взаимодействие как постоянно контактирующих, так и разделённых пространством и временем субъектов обучения» [4].

Виртуальное образовательное пространство для изучения РКИ может включать в себя следующие компоненты, представляющие собой мультимедийные сервисы:

- специализированные порталы и сайты по русскому языку;

- дистанционные курсы для студентов, изучающих русских язык, и для преподавателей, повышающих свою квалификацию;

- базы данных текстов и учебных ресурсов, электронные библиотеки, энциклопедии, и словари;

- виртуальные сообщества, в которых обсуждаются проблемы функционирования, изучения и преподавания русского языка;

- сетевые собрания звуковых, фото- и видеофайлов по определенной тематике [14: 34].

Цель данной статьи — с помощью анализа существующих мультимедийных сервисов виртуальной образовательной среды определить ближайшие перспективы её развития.

В исследовании были использованы методы теоретического характера: метод перспективного моделирования учебных ситуаций, дедуктивный, методы анализа и синтеза. Кроме этого, работа базируется на следующих методах практического характера: наблюдение за работой студентов в виртуальной образовательной среде, опрос учащихся, а также обобщение личного практического опыта в учебном процессе.

Материалом исследования послужили различные мультимедийные сервисы и их контент: порталы, сайты, страницы в социальных сетях, приложения, образовательные каналы, онлайн-карты, сетевые словари, размещённые в открытом доступе.

В настоящее время виртуальная образовательная среда в обучении иностранцев русскому языку используется в основном в качестве дополнительного средства обучения в рамках традиционной аудиторной или классно-урочной системы образования. Она интенсифицирует образовательный процесс, повышает его эффективность, делает интерактивным, позволяет реализовать креативный личностный потенциал учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения. Виртуальное образовательное пространство может строиться с помощью универсальных систем управления обучением, таких, как Moodle. Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой. В настоящее время Moodle используется более чем в 30 000 учебных заведений по всему миру [7: 18].

Наряду с универсальными системами управления обучением преподаватели и учащиеся успешно используют десятки веб-порталов, сайтов, образовательных страниц в социальных сетях, Youtube-каналов, Instagram-каналов, приложений для Android и IOS, направленных на изучение русского языка как иностранного. В повседневную практику преподавания РКИ вошли Google и Яндекс-карты, программы и прило-

жения для создания тестов и игр, схем и таблиц, учебных аудиозаписей и видеороликов.

В сети существуют сотни порталов и сайтов, содержащих разнообразный мультимедийный контент, который можно использовать на занятиях по РКИ. К сожалению, подавляющее большинство таких ресурсов представляет собой некачественные образовательные продукты, зачастую не имеющие даже информации об авторах. Материалы, размещаемые на таких сайтах и платформах, не структурированы и не систематизированы, не носят методического характера, содержат множество ошибок различного характера. Обращение к потенциальным учащимся часто гласит, что с помощью предлагаемых материалов русский язык могут изучать все: взрослые и дети, лица, не владеющие русским языком и владеющие им уже достаточно хорошо. Доступ к таким сайтам, как правило, является частично или полностью платным. В отличие от преподавателя РКИ далеко не каждый иностранец, изучающий или собирающийся изучать русский язык, сможет сразу разобраться в ценности того или иного образовательного ресурса. Это, несомненно, является большим минусом виртуальных ресурсов в случае их использования в качестве самоучителя при изучении русского языка.

Среди наиболее интересных платформ и сайтов, способных выступать в роли самоучителя РКИ на начальном этапе обучения, на данный момент можно выделить «Время говорить по-русски» Центра Международного Образования МГУ и Learn Russian от Russia Today. Онлайн-курс «Время говорить по-русски» состоит из ввод-но-фонетического курса и основного, включает грамматический и страноведческий справочники, словарь, библиотеку и раздел тестирования. Основной курс состоит из отдельных уроков, построенных по модульному принципу, а основой обучающей программы является многосерийный анимационный фильм, герои которого сделаны из пластилина (https://www.irlc.msu.ru/irlc_ projects/speak-russian/time_new/rus/). Сайт Learn Russian включает в себя 100 уроков открытого доступа, проходить которые можно прямо на сайте. Каждый урок содержит тексты для чтения и обсу-

ждения, диалоги, грамматическую информацию, задания и упражнения на закрепление лексических, фонетических и грамматических навыков. Помимо основного курса предлагаются грамматические схемы и таблицы, устные темы, словарь и тестирование (http://learnrussian.rt.com/ lessons/). В качестве заслуживающих внимания онлайн-курсов можно также отметить Survival Russian Н. Б. Каравановой (https://survival-russian. ru/), испанский сайт Red Kalinka (https://www. redkalinka.com) и американский «Между нами» (https://mezhdunami.org/).

Для преподавателей РКИ, использующих различный мультимедийный контент на своих занятиях с иностранцами, наибольший интерес представляют российский образовательный портал «Русский язык для всех и каждого» и венгерский сайт Iskollective Петера Ласло. На портале «Русский язык для всех и каждого» создан раздел «Русский язык как иностранный», в котором содержатся материалы, связанные с приобретением необходимых профессиональных навыков, совершенствованием педагогического мастерства, повышением квалификации и организацией учебного процесса («Хочу преподавать РКИ», «Полезные сайты и порталы», «Литература по РКИ»). В рубрике «Методическая копилка» представлены имена и достижения мэтров отечественной методики РКИ, собраны их лучшие лекции, фрагменты практических занятий, а также размещены видеоролики по некоторым ключевым коммуникативным темам, созданные по заказу Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина. Материалы, собранные в рубрике «Стихи и песни на русском языке», адресованы прежде всего детям, которые живут за пределами России. В каталоге «Образы русского слова» можно найти пословицы и поговорки о языке и речи, проиллюстрированные работами воспитанников художественных школ и школ искусств (http://www.oshibok-net.ru/). Проект Петера Ласло интересен тем, что он позволяет преподавателям РКИ обмениваться своими учебными материалами — рабочими листами. Каждому желающему предоставляется возможность бесплатно скачивать рабочие листы других и загружать свои. Поиск необходимых материалов упрощается

с помощью ряда удобных фильтров, позволяющих отсортировать все рабочие листы по различным типам, аспектам и уровням изучения русского языка (https://ru.islcollective.com/).

Одним из основных компонентов виртуальной образовательной среды может являться образовательная страница в социальной сети. «Социальная сеть представляет собой интерактивный многопользовательский сайт, контент которого наполняется отдельными людьми. Каждый пользователь имеет возможность создать в социальной сети персональный аккаунт и общаться с владельцами других аккаунтов. Создание образовательной страницы в социальной сети — это современный и действенный способ сделать процесс обучения более результативным и удобным» [12: 383]. Как правило, образовательные страницы создаются в самых популярных мировых социальных сетях Facebook и «ВКонтакте» или в специализированных образовательных социальных сетях, например в «Эдмодо». Сеть «Эдмодо» включает в себя три категории пользователей: преподаватели, учащиеся и их родители. Она помогает не только в реализации преподавательской деятельности, но и способствует обмену опытом между преподавателями. Например, преподаватели могут создавать видеолекции, тесты, опросы, публиковать наборы ссылок на применяемые на уроках сторонние web-ресурсы. Родители при помощи «Эдмодо» получают доступ к учебному календарю, могут без посредников общаться с преподавателями, отслеживать процесс обучения, наблюдать за прогрессом, видеть оценки, баллы и т. д. [19: 213].

Образовательные страницы в социальных сетях могут быть двух типов: для иностранцев, изучающих русский язык, и преподавателей РКИ, желающих обмениваться информацией и повышать свою квалификацию. В качестве примеров образовательных страниц первого типа можно привести страницы, созданные студентами и магистрантами Южного федерального университета Екатериной Старшиновой и Еленой Огрызко: Ruso Ya на «Фейсбуке» (https://www.facebook.com/ AprendeRusoYa/) и «Русский язык как иностран-

ный» «ВКонтакте» (https://vk.com/club59223953). Ресурсы адресованы испаноговорящим и англоговорящим студентам, изучающим русский язык на начальном этапе и проживающим на территории Ростова-на-Дону и Ростовской области. «Основные особенности ресурса „Русский язык как иностранный" таковы:

- упор делается на развитие лингвострановедче-ской компетенции студентов-иностранцев;

- в качестве учебного материала студентам предлагаются тексты, упражнения, аудио- и видеозаписи, посвящённые городам Ростовской области: Ростову-на-Дону, Таганрогу, Старочеркасску, станице Вёшенской и др. Это позволяет студентам не только обучаться русскому языку, но и лучше узнавать донскую культуру;

- задания к упражнениям в первом блоке даются на русском и английском языках, в последующих блоках — только на русском языке;

- вниманию студентов предлагается множество аутентичных материалов на русском языке, что эффективно формирует навыки аудирования и чтения;

- данный ресурс позволяет проводить онлайн-обсуждение различных тем, что делает возможным совершенствование умений монологической и диалогической речи;

- контроль осуществляется при помощи бесплатного Интернет-сервиса „Мастер-Тест", что позволяет дистанционно оценивать степень усво-енности материала» [12: 383].

Среди многочисленных образовательных страниц, направленных на помощь преподавателям РКИ, наибольший интерес, на наш взгляд, представляет страница «Методика преподавания РКИ для всех» в «Фейсбуке», созданная Юлией Александровной Мареевой (Ы^://-^^№.1асеЬоок. com/groups/947346678685881/). По мнению автора страницы, ресурс выполняет следующие основные функции: «спасательного круга» для новичков в РКИ, источника накопления и систематизации учебно-методических материалов, площадки для общения с ведущими специалистами в области РКИ и авторами учебников, предоставления информации о новинках книжных издательств, проведения различных опросов, организации прямых трансляций [9: 700-704].

Важной составляющей виртуального образовательного пространства являются открытые онлайн-курсы, которые могут применяться в рамках как самостоятельного изучения РКИ, так и изучения русского языка под руководством преподавателя. В качестве примеров наиболее эффективных и интересных платформ с открытыми онлайн-курсами можно назвать Coursera, «Универсариум», Uniweb (https://www.coursera. org/; https://universarium.org/; https://learn.uniweb. ru/). Основной учебный материал в таких курсах репрезентирован в формате видеоконтента. «Видеолекции могут составлять не менее 50% от общей длительности курса. Видеолекция делится обычно на относительно небольшие фрагменты (до 10 мин.). Лекция сопровождается презентацией, контрольными заданиями и тестами, ссылками на ресурсы Интернета, базы данных и др.» [2: 11].

В обучении РКИ в виртуальном образовательном пространстве широкое распространение получили YouTube-каналы и Instagram-каналы. YouTube-каналы используются в разных целях: на них размещают видеокурсы для самостоятельного изучения РКИ, видеокурсы и различные видеоматериалы, используемые в качестве дополнительных материалов к академическим курсам, учебные видеоролики, снятые студентами-иностранцами. Так, например, в качестве основного задания при самостоятельном внеаудиторном закреплении практически любого изученного материала может выступать съемка собственного видеоролика. Для выполнения задания преподаватель формирует творческие группы, состоящие из двух студентов, которые снимают свои собственные тематические видеоролики, а преподаватель размещает их на специальном YouTube-канале и использует в качестве материала для дальнейшей аудиторной работы [11: 188]. Подобный мультимедийный контент, представленный в видеоформате и размещённый в виртуальной сети, может служить одним из компонентов проектной деятельности, широко применяемой в настоящее время в различных курсах РКИ [10: 169].

Instagram-каналы приобрели большую популярность при обучении иностранным языкам

в течение последних нескольких лет. Основными причинами стали возросшая популярность данного приложения среди пользователей и заметное расширение его функционала за счёт возможности размещать серии фотографий, видеороликов, вести онлайн-трансляции. Instagram-канал стал не просто одной из составляющих виртуальной образовательной среды, но и нередко её центральным элементом. Instagram-каналы стали вести многие преподаватели РКИ, обучающие русскому языку иностранцев как дистанционно, так и в рамках различных образовательных учреждений. Каждый подписавшийся на канал не является пассивным слушателем и созерцателем, он может вступать в языковую коммуникацию с преподавателем и другими пользователями в удобное для него время, комментировать прочитанное и общаться с другими участниками простыми фразами. Учащийся может регулярно писать короткие посты и статусы на своей странице, публиковать фотографии, т. е. описывать свою жизнь на изучаемом языке и строить предложения с новыми словами (https://elenaruvel. com/kak-uchit-yazyki-s-pomoshhyu-instagram/).

Неотъемлемой составляющей виртуальной образовательной среды является онлайн-тестиро-вание. Оно может быть организовано с помощью многочисленных сервисов, предлагающих свои услуги по созданию тестов как отдельным авторам, так и целым организациям. На наш взгляд, наиболее интересными сервисами для регулярного, мультифункционального и максимально эффективного применения в работе преподавателя РКИ могут быть Google Формы (https:// www.google.ru/intl/ru/forms/about/), Мастер-Тест (https://master-test.net/) и Online Test Pad (https:// onlinetestpad.com/ru). Google Формы — онлайн-сервис для создания форм обратной связи, он-лайн-тестирований и опросов. Несомненным достоинством Гугл Форм является автоматическая обработка ответов и предоставление обширных статистических данных: общей сводки по ответам, по каждому ответу, по ответам каждого учащегося. Это позволяет легко проанализировать знания группы учащихся, выявить все существующие пробелы, определить реальную слож-

ность теста в целом и каждого из составляющих его вопросов, скорректировать тест и программу обучения в дальнейшем. Программа «Мастер-тест» позволяет создавать как онлайн-тесты, так и офлайн-тесты, которые можно проходить без подключения к Интернету при условии установки на компьютер дополнительной программы. Полифункциональный сервис Online Test Pad позволяет создавать не только разнообразные онлайн-тесты, но и опросы, кроссворды, ребусы, загадки, диалоговые тренажёры, которые могут эффективно применяться в курсе обучения РКИ как в рамках аудиторной, так и самостоятельной работы. Помимо специальных сервисов, направленных на создание тестов, существует немало сетевых ресурсов, позволяющих составлять мультимедийные схемы и таблицы, например Bubbl.us (https://bubbl.us/), карточки и диаграммы, например Quizlet (https://quizlet.com/ru).

Виртуальное образовательное пространство может включать онлайн-игры, размещённые на специальных сайтах в открытом доступе. «Игры помогают повысить интерес учащихся к тем аспектам, которые могут казаться им скучными, и таким образом сделать процесс обучения более плодотворным. Закрепление старых и приобретение новых речевых навыков и умений в игровой форме происходит более активно» [1: 102]. Много обучающих и развивающих онлайн-игр, которые можно применять в курсе РКИ и РКН при работе как со взрослыми, так и с детьми, размещено на образовательном портале «Русский online» (лишнее слово, распутай слово, рисунок из букв и др.) (http://www.russkiyonline.com/). Многие преподаватели РКИ используют в своей практике игровые онлайн-викторины, созданные с помощью сервиса Kahoot (https://kahoot.com/). Данный сервис обладает рядом значительных преимуществ, среди которых яркий и красочный интерфейс, простота в создании викторин, а также наличие интерактивного режима, позволяющего в режиме реального времени всем участникам наблюдать за тем, как проходит игра и кто побеждает.

Построение виртуальной образовательной среды может происходить и с помощью мобиль-

ных приложений, которые могут быть загружены в App Store или Google Play. В настоящее время существуют сотни подобных приложений, направленных на обучение РКИ (Busuu, Duolingo, Fun Easy Learn, Learn and Speak Russian — Mondly, Изучай русский легко, Разговорник русского языка, Симулятор ТРКИ и др.). К сожалению, «несмотря на обилие мобильных программ для обучения РКИ, данный образовательный сегмент находится ещё на начальной стадии своего развития. Многие программы представляют собой практически идентичные продукты, направленные на обучение лексике русского языка» [13: 175].

В построении виртуальной образовательной среды широко используются QR-коды, которые можно применять «вместе со ссылками на источники в презентации, книги и учебники, наносить на реальные объекты в аудиториях (например, на постеры, доску или whiteboard). В них также можно зашифровывать длинные, неудобные для запоминания и воспроизводства ссылки на веб-сайты» [Там же: 174].

Коммуникация преподавателя и учащихся в рамках обучения с использованием виртуальной образовательной среды может организовываться с помощью мессенджеров, таких, как WhatsApp, Viber, Messenger (Facebook) и др. Работа может строиться следующим образом: «Каждый день ученик получает задания на развитие речи, расширение словарного запаса и восприятие речи на слух. Преподаватель проверяет и комментирует все выполненные задания. В итоге такие занятия создают имитацию языковой среды и обеспечивают реализацию принципа малых шагов: каждый день, затрачивая 15-20 минут, человек делает шаг вперед в изучении языка» [3].

Значительно расширить возможности обучения с помощью виртуальной образовательной среды позволяют онлайн-карты: Яндекс-карты, Google-карты, 2ГИС и др. По мнению О. М. Бунчук, «умение объяснить дорогу на русском языке или проложить маршрут, используя русскоязычную карту, — это важная компетенция, которой необходимо овладеть каждому иностранному студенту» [6: 26]. Однако онлайн-карты позволяют эффективно использовать их в рамках практически

любой изучаемой темы. Современные онлайн-карты содержат информацию не только о планах городов или стран, с их помощью можно узнать практически любую информацию о гостиницах и ресторанах, театрах, кинотеатрах и музеях, магазинах, спортивных объектах, административных учреждениях, парках, памятниках и т. д. Это позволяет составлять различные задания и упражнения для аудиторной и самостоятельной работы, проектной деятельности и веб-квестов. Очень важно, что учащиеся, работая с такими картами, учатся не на абстрактном или ирреальном материале, а, используя реально существующую поисковую систему, получают информацию, которая пригодится им в их повседневной жизни в России во время пребывания в стране.

Таким образом, виртуальная образовательная среда может строиться с помощью универсальных систем управления, таких, например, как МооШе, или с помощью набора различных сервисов, которые могут быть представлены в виде ядерно-периферийной структуры (рис. 1).

В последнее время как в академической среде, так и в обществе в целом стал активно обсуждаться вопрос о возможности замены академического среднего и высшего образования он-

лайн-обучением с помощью виртуальной среды. «Для большинства россиян дистанционное обучение пока в диковинку, но с каждым годом оно становится все популярнее. Сегодня оборот российского рынка онлайн-образования повышается быстрее, чем в большинстве стран, — на 20-30% в год (по сравнению с 5-30% в мире) ... Уже к 2021 году рыночная доля онлайн-образования в России составит 2,6%. Выйдут на первый план курсы среднего профессионального обучения (10,9%), иностранных языков (10,7%) и дополнительного школьного образования (6,8%)» [17]. Внедрение виртуальной образовательной среды в курсе преподавания РКИ становится одной из актуальных проблем развития методики преподавания в целом. Решать эту проблему предстоит молодым специалистам и будущим преподавателям русского языка. Не вызывает ни у кого сомнений значимость применения в процессе преподавания РКИ различных сервисов виртуальной образовательной среды. Наиболее дискуссионным является вопрос о возможности полного перехода к обучению русскому языку с помощью виртуального пространства.

Для определения отношения будущих специалистов к перспективе перехода образователь-

Рис. 1. Структура виртуальной образовательной среды

^^^ [методика преподавания русского языка]

ного процесса в виртуальную среду в Южном федеральном университете проводится ежегодный опрос. Бакалаврам 5-го курса и магистрантам 2-го года обучения Института филологии, журналистики и МКК ЮФУ, будущим преподавателям русского языка как иностранного, после завершения курса по методике преподавания РКИ предлагается ответить на вопросы: возможен ли переход в обучении РКИ полностью в виртуальное образовательное пространство? Если да, то с помощью каких сервисов? Если нет, то почему? Всего в ежегодном опросе принимает участие около 100 бакалавров и магистрантов. На наш взгляд, представляется интересным сравнение результатов опроса 2014 и 2019 годов. Это позволяет судить о тенденциях в развитии отношения будущих молодых специалистов к возможностям внедрения виртуальной образовательной среды в обучение РКИ (рис. 2).

Таким образом, мы видим, что количество будущих преподавателей РКИ, считающих, что полный переход в виртуальную образовательную среду возможен, заметно увеличилось (на 24%), а количество сомневающихся — уменьшилось (на 24%). В 2014 году в анкетах-сочинениях большинство респондентов заостряло внимание на следующих трудностях, которые, по их мнению, препятствуют полному переходу на обучение в виртуальной образовательной среде.

- Небольшой размер экранов смартфонов затрудняет восприятие информации. В смартфонах и планшетах недостаточно памяти для хранения всей необходимой для изучения русского языка информации.

- Часто возникают трудности при работе с объёмными мультимедийными файлами, так как для этого необходима стабильно работающая 3G/4G-сеть или высокоскоростной Wi-Fi, а при большом количестве подключений скорость может снижаться и в высокоскоростной сети.

- При изучении иностранного языка нужна колоссальная практика реальной коммуникации с преподавателем и носителями языка. Студенты-иностранцы часто сталкиваются с различными трудностями, задают множество вопросов преподавателю во время изучения каждой темы. Отсутствие ежедневных практических групповых занятий может привести к тому, что неразрешённые трудности станут причиной отказа от изучения русского языка.

- При отсутствии регулярной контактной работы с изучающими русский язык будут возникать пробелы в знаниях, так как преподавателю, общающемуся со студентами исключительно виртуально, сложнее исправлять все ошибки, особенно речевые.

- Слабая мотивация иностранцев, желающих изучать русский язык, плохая самоорганизованность и слабая самодисциплина, невозможность проведения объективного самоконтроля.

- Отсутствует оптимальная единая платформа, позволяющая задействовать все существующие сервисы виртуальной образовательной среды.

В анкетах-сочинениях 2019 года больше говорится о преимуществах внедрения виртуальной образовательной среды в процесс обучения РКИ.

- Возможность изучать русский язык в удобное время и в удобном месте.

- Возможность задействовать все инновационные технологии обучения.

- Возможность построения индивидуальных траекторий обучения, подачи материалов разного уровня сложности.

- Возможность создания языковой среды, отсутствующей на занятиях при изучении русского языка за рубежом.

Некоторые учащиеся в своих анкетах пишут о том, что обучение РКИ с помощью виртуальной образовательной среды не просто возможно, но и крайне необходимо. По мнению респондентов, на данный момент уже существует огромное количество интернет-платформ и сервисов виртуальной образовательной среды, облегчающих и интенсифицирующих процесс обучения РКИ. При этом все, кто полагает, что возможен переход обучения РКИ в виртуальную образовательную среду, указывают на то, что процесс обучения в таком случае должен строиться, проводиться и управляться не компьютерной системой, а преподавателем-профессионалом, уделяющим много времени в рамках учебной работы онлайн-занятиям с помощью сервисов интернет-телефонии.

Подготовка будущих преподавателей РКИ завершается педагогической практикой, во время прохождения которой молодые специалисты получают первый практический опыт в работе со студентами-иностранцами. Педагогическая практика позволяет оценить не только степень сформированности различных профессионально значимых умений молодых специалистов, но и провести мониторинг применения онлайн-сервисов в преподавании РКИ как преподавателями-практиками, так и студентами-практикантами. Для этого по завершении педагогической практики студентам-практикантам предлагается ответить на следующие вопросы: какими онлайн-сервисами в преподавании РКИ пользовались ваши руководители практики? Какими онлайн-сервисами пользовались Вы? (рис. 3, 4).

Анализ результатов, полученных в 2014 и 2019 годах, позволяет сделать следующие выводы.

1. Студенты-практиканты — представители будущего поколения преподавателей РКИ — гораздо чаще опытных преподавателей пользуются он-лайн-сервисами в обучении иностранцев русскому языку.

2. Количество как действующих, так и опытных преподавателей, использующих различные он-лайн-сервисы в своей работе за последние 5 лет, значительно увеличилось.

3. Значительно выросла популярность таких он-лайн-сервисов, как Инстаграм и Онлайн-карты. Всё большее признание получают различные

зи

■ 2014 С 2019 1. Обр а аоа а тал ьна я платформа/ I « йт/сшз Н и ца в СОЦИ ЭЛ ЬНО Й се™

2, Уоитиье ттятштятд»»»»,^

3. Инстагряц

4. Сервисы для создания тестов и проведения ввя 12

тестирований сЩ^амт 22

5. Сервисы для создания схем, ЯШ!, таблиц, карточек

Онлэйн-кэрты у.ъЬш 7. Сервисы для еоадаиия и проведения |

оклайм-иф В. ОНЛЭЙК-КУРСЫ

9. Мессемджеры/системы Интернет- ^т к

I >77/>77У/,

телефонии 10. Мобильные приложения 1 11, Генератор ЦК-кодов

Рис. 3. Использование онлайн-сервисов преподавателями в обучении РКИ

Рис. 4. Использование онлайн-сервисов студентами-практикантами в обучении РКИ

сервисы для создания онлайн-игр и мобильные приложения.

4. Самыми популярными онлайн-сервисами, используемыми практически всеми молодыми специалистами, являются образовательные платформы и сайты, страницы в социальных сетях, YouTube, мессенджеры и различные системы интернет-телефонии.

Таким образом, виртуальная образовательная среда активно внедряется в систему обучения РКИ, многие преподаватели успешно используют в своей педагогической практике различные онлайн-сервисы, появляются первые попытки создания полноценной виртуальной образовательной среды, способной заменить очную форму обучения. Процесс перехода от традиционной системы обучения к виртуальной будет постоянно ускоряться. Существующие сервисы продолжат активно развиваться, часть из них будет вытесняться новыми полифункциональными, разработанными с учётом недостатков уже функционирующих. Ведущие вузы займутся разработкой и внедрением в образовательный процесс собственных виртуальных образовательных платформ. Думается, что ближайшее десятилетие станет переломным как в системе обучения в целом, так и в преподавании русского языка как иностранного.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азарина Л. Е. Игры на уроках РКИ // Вестн. центра междунар. образования МГУ Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2009. № 3. С. 102-109.

2. Азимов Э. Г. Массовые открытые он-лайн курсы: проблемы создания и использования в РКИ // Проблемы преподавания филол. дисциплин иностранным учащимся. 2016. Т. 4. С. 10-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Богомолец-Позолотина А. Обучение иностранным языкам через мессенджеры вытеснят с рынка языковые курсы. URL: https://www.dp.ru/a/2015/07/28/ Novaja_nisha_na_rinke_angli.

4. Богомолов А. Модели виртуальной среды обучения иностранному языку. URL: http://docplayer.ru/ 28402203-Obrazovatelnyh-informacionno-kommunikacionnyh. html.

5. Бокачев И. А., Лукинова И. А. Виртуализация современной системы образования: «за» и «против» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 15-19.

6. Бунчук О. М. Использование электронного справочника «2gis» на занятиях по РКИ // Проблемы преподавания филол. дисциплин иностранным учащимся. 2016. Т. 4. С. 26-30.

7. Гаврикова И. Ю. Использование образовательной платформы Moodle в процессе обучения РКИ // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 47-1. С. 17-24.

8. Горожанов А. И. Обучающая виртуальная среда для изучения иностранного языка: проблемы разработки и развития. М., 2016.

9. Мареева Ю. А. Роль социальных сетей в современном образовательном процессе (опыт создания группы «Методика преподавания РКИ для всех» в «Фейсбуке» // Текст культуры и культура текста: Матер. IV Междунар. пед. форума / Редкол.: Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, О. Е. Дроздова [и др.]. СПб., 2017. С. 700-704.

10. Нефёдов И. В. Видеоконтент и мобильные технологии в проектной деятельности при обучении РКИ // Изв. ЮФУ Филол. науки. 2018. № 2. С. 168-179.

11. Нефёдов И. В. M-learning и E-learning как основа разработки современных учебных программ по методике преподавания РКИ // X Междунар. Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения: сб. науч. работ. Севастополь, 2016. С. 186-192.

12. Нефёдов И. В., Огрызко Е. В. Роль социальных сетей в формировании лингвокульутрологической компетенции при обучении РКИ // Лингвокультурные феномены в коммуникативном пространстве полиэтнического региона: Матер. I Междунар. науч. конф. (Ростов-на-Дону, 5-7 нояб. 2014 года). Ростов-на-Дону, 2014. С. 381-385.

13. Нефёдов И. В., Попова К. А. M-learning как инновационное средство в обучении РКИ // Изв. ЮФУ Филол. науки. 2016. № 3. С. 170-178.

14. Низовая И. Ю. Виртуальная образовательная среда по РКИ: от теории к практике // Междунар. аспирантский вестн. Русский язык за рубежом. 2012. № 1. С. 32-35.

15. Польшакова Н. В., Александрова Е. В. Инновационные технологии обучения как составляющая виртуальной образовательной среды в системе высшего образования // Научные исследования в аграрном секторе экономики: вопросы и достижения. Орёл, 2019. С. 411-416.

16. Татаринцева Т. А., Андреева И. А. Обучение иностранным языкам на основе возможностей виртуальных образовательных сред // Современные вопросы обучения иностранным языкам в школе и вузе: Сб. науч. ст. Чебоксары, 2014. С. 166-169.

17. Хаг Ш. Образование онлайн: может ли интернет заменить школу? URL: https://www.rbc.ru/trends/education/5de1 26b59a79475b973cd3d3.

18. Хрячкова Л. А., Попова М. В. Моделирование виртуальной учебной среды по дисциплине «иностранный язык» (на примере дистанционной образовательной среды «Moodle») // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2017. № 5 (18). С. 173-178.

19. Шираз И. Социальная сеть «Эдмодо» как альтернативный метод обучения РКИ // Книжное дело: достижения,

проблемы, перспективы. Матер. VI Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Уральский федеральный ун-т имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2017. С. 211-215.

REFERENCES

1. Azarina L. E. (2009) Igry na urokakh RKI [Games on RFL Lessons]. Vestnik tsentra mezhdun-arodnogo obrazovaniia MGU. Filologiia. Kul'turologiia. Pedagogika. Metodika [Bulletin of the Center for International Education of Moscow State University. Philology. Culturology. Pedagogy. Method.], no. 3. pp. 102-109. (in Russian)

2. Azimov E. G. (2016) Massovye otkrytye on-lain kursy: problemy sozdaniia i ispol'zovaniia v RKI [Mass Open Online Courses: Problems of Creation and Use in RFL-teaching]. Problemy prepo-davaniia filologicheskikh distsiplin inostrannym uchashchimsia [Problems of Teaching Philological Subjects to Foreign Students], vol.4. pp. 10-13. (in Russian)

3. Bogomolets-Pozolotina A. Obuchenie inostrannym iazykam cherez messendzhery vytesniat s rynka iazykovye kursy [Teaching Foreign Languages Through Messengers Will Displace Language Courses from the Market]. Available at: https://www.dp.ru/a/2015/07/28/Novaja_nisha_na_rinke_ angli (accessed 16.12.2019). (in Russian)

4. Bogomolov A. Modeli virtual'noi sredy obucheniia inostrannomu iazyku [Models of Virtual Environment of Foreign Language Teaching]. Available at: http://docplayer.ru/28402203-Obrazo-vatelnyh-informacionno-kommunikacionnyh.html (accessed 14.12.2019) (in Russian)

5. Bokachev I. A., Lukinova I. A. (2015) Virtualizatsiia sovremennoi sistemy obrazovaniia: «za» i «protiv» [Virtualization of the Modern Education System: «For» and «Against»]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, Socio-economic and Social Sciences], no. 1, pp. 15-19. (in Russian)

6. Bunchuk O. M. (2016) Ispol'zovanie elektronnogo spravochnika «2gis» na zaniatiiakh po RKI [The Use of the Electronic Reference Book «2gis» in the Course of RFL]. Problemy prepo-davaniia filologicheskikh distsiplin inostrannym uchashchimsia [Problems of teaching Philological Disciplines to Foreign Students], vol. 4, pp. 26-30. (in Russian)

7. Gavrikova I. Yu. (2019) Ispol'zovanie obrazovatel'noi platformy Moodle v protsesse obuche-niia RKI [Use of the Moodle Educational Platform in the Process of RFL-teaching]. Tendentsii razvitiia nauki i obrazovaniia [Trends in the Development of Science and Education], no. 47-1, pp. 17-24. (in Russian)

8. Gorozhanov A. I. (2016) Obuchaiushchaia virtual'naia sreda dlia izucheniia inostran-nogo iazyka: problemy razrabotki i razvitiia [Training Virtual Environment for Learning a Foreign Language: Problems of Development]. Moscow. (in Russian)

9. Mareeva Yu.A. (2017) Rol' sotsial'nykh setei v sovremennom obrazovatel'nom protsesse (opyt sozdaniia gruppy «Metodika prepodavaniia RKI dlia vsekh» v «Feisbuke» [The Role of Social Networks in the Modern Educational Process (Experience of Creating the Group «Methods of RFL-teaching for All « in «Facebook»]. Proceedings of the 4th International Pedagogical Forum "Tekst kul'tury i kul'tura teksta" [Text of Culture and Culture of Text]. St. Petersburg, pp. 700-704. (in Russian)

10. Nefedov I. V. (2018) Videokontent i mobil'nye tekhnologii v proektnoi deiatel'nosti pri obuchenii RKI [Video Content and Mobile Technologies in Project Activities in RFL-tezching].

Izvestiia IuFU. Filologicheskie nauki [Izvestiya SFU. Philological Sciences], no. 2. pp. 168-179. (in Russian)

11. Nefedov I. V. (2016) M-learning i E-learning kak osnova razrabotki sovremennykh ucheb-nykh programm po metodike prepodavaniia RKI [M-learning and E-learning as the Basis for the Development of Modern Educational Programs Based on the Methodology of RFL-teaching]. Proceedings of the Conference 'X Mezhdunarodnye Sevastopol'skie Kirillo-Mefodievskie chteniia" [10th International Sevastopol Cyril and Methodius Readings]. Sevastopol, pp. 186-192. (in Russian)

12. Nefedov I. V., Ogryzko E. V. (2014) Rol' sotsial'nykh setei v formirovanii lingvokul'utrologicheskoi kompetentsii pri obuchenii RKI [The Role of Social Networks in the Formation of lLnguoculutrological Competence in RFL-teaching] Proceedings of the I International Scientific Conference "Lingvokul'turnye fenomeny v kommunikativnom prostranstve polietnicheskogo regiona" [Linguocultural Phenomena in the Communicative Space of a Polyethnic Region] (Rostov-on-Don, November 5-7, 2014). Rostov-on-Don, pp. 381-385. (in Russian)

13. Nefedov I. V., Popova K. A. (2016) M-learning kak innovatsionnoe sredstvo v obuchenii RKI [M-learning as an Innovative Tool in RFL-teaching]. Izvestiia IuFU. Filologicheskie nauki [Izvestiya SFU. Philological Sciences], vol 3, pp. 170-178. (in Russian)

14. Nizovaia I. Yu. (2012) Virtual'naia obrazovatel'naia sreda po RKI: ot teorii k praktike [Virtual Learning Environment for RFL-teaching: from Theory to Practice] Mezhdunarodnyi aspirantskii vestnik. Russkii iazyk za rubezhom [International Graduate Bulletin. Russian Language Abroad], no. 1, pp. 32-35. (in Russian)

15. Pol'shakova N. V., Aleksandrova E. V. (2019) Innovatsionnye tekhnologii obucheniia kak sostavliaiushchaia virtual'noi obrazovatel'noi sredy v sisteme vysshego obrazovaniia [Innovative Learning Technologies as a Component of the Virtual Educational Environment in the Higher Education System]. In: Nauchnye issledovaniia v agrarnomsektoreekonomiki: voprosy idostizheniia [Scientific Research in the Agricultural Sector of the Economy: Issues and Achievements]. Orel, pp. 411-416. (in Russian)

16. Tatarintseva T. A., Andreeva I. A. (2014) Obuchenie inostrannym iazykam na osnove vozmozhnostei virtual'nykh obrazovatel'nykh sred [Teaching Foreign Languages Based on the Capabilities of Virtual Educational Environments]. In: Sovremennye voprosy obucheniia inostrannym iazykam v shkole i vuze [Modern Issues of Teaching Foreign Languages in Schools and Umverstes/.Cheboksary, pp. 166-169. (in Russian)

17. Khag Sh. Obrazovanie onlain: mozhet li internet zamenit'shkolu? [Online Education: can the Internet replace schools?]. Available at: https://www.rbc.ru/trends/education/5de126b59a79475b97 3cd3d3 (accessed 19.12.2019). (in Russian)

18. Khriachkova L. A., Popova M. V. (2017) Modelirovanie virtual'noi uchebnoi sredy po dist-sipline «inostrannyi iazyk» (na primere distantsionnoi obrazovatel'noi sredy «Moodle») [Modeling of Virtual Learning Environment in the Discipline «Foreign Language» (on the Example of Remote Educational Environment «Moodle»)]. Sovremennye problemy gumanitarnykh i obshchestvennykh nauk. [Modern Problems of Humanities and Social Sciences], no. 5 (18). pp. 173-178. (in Russian)

19. Shiraz I. (2017) Sotsial'naia set' «Edmodo» kak al'ternativnyi metod obucheniia RKI [Social Network «Edmodo» as an Alternative Method of Teaching]. Proceedings of the 6th International Scientific and Practical Internet-conference "Knizhnoe delo: dostizheniia, problemy, perspektivy" [Book Business: Achievements, Problems, Prospects] (Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin), pp. 211-215. (in Russian)

[ хроника]

МАПРЯЛ ПРЕДСТАВЛЯЕТ МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ TALK2RUSSIA

(Окончание на с. 78)

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации выпустила бесплатное мобильное приложение для изучения русского языка как иностранного.

Приложение включает аудиовизуальные материалы, упражнения, тесты, составленные в соответствии с требованиями элементарного и базового уровней русского языка как иностранного. Цель проекта — популяризация изучения русского языка среди новых сегментов иностранной аудитории, прежде всего зарубежной молодежи, а также взрослых учащихся, приступающих к освоению русского языка в профессиональных целях.

Приложение Talk2Russia, или «говори с Россией», демонстрирует языковой материал в простой и удобной форме, а также дает возможность пользователю изучать русский язык как самостоятельно, так и в системе курсового обучения, используя программу как индивидуальный лингвотренажёр. Строгий учет требований элементарного и базового уровней, регламентированных при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.