Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
Социология. Педагогика. Психология. Том 10 (76). 2024. № 3. С. 132-144.
УДК 159.9.075
ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТАЦИОНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Лучинкина А.И.1, Расина Э.О.2
12ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова», Симферополь Россия
E-mail: [email protected]
Всеобъемлющее влияние виртуального пространства на современное общество приводит к весомым изменениям в психологических структурах личности пользователя. Новый уникальный опыт, приобретенный путем осуществления разного рода активности в виртуальном пространстве, оказывает значительное влияние на личность интернет-пользователя. Всеобъемлющий процесс виртуализации создает необходимость в адаптации к постоянно меняющейся среде. Полученные данные продемонстрировали функциональную роль виртуальной личности в реализации адаптационного потенциала и подтвердили предположение о том, что виртуальная личность обеспечивает устойчивость реальной личности пользователя в процессе взаимодействия с виртуальным пространством, помогает личности адаптироваться не только к виртуальному пространству, но и к меняющемуся миру в целом.
Ключевые слова: виртуальная личность, виртуальное пространство, интернет-пользователь, адаптация, адаптационный потенциал.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс виртуализации действительности принимает всеобъемлющий характер. Цифровые технологии проникают во все сферы общественной жизни и воздействуют на личность и ее деятельность. Виртуализация вынуждает человека осуществлять поиск способов и средств адаптации к новым, постоянно меняющимся условиям деятельности и существования. Адаптация необходима к факторам не только реального пространства, но и виртуального. Возникает необходимость поиска своего места в сложной и разветвленной системе виртуального пространства, встраивания в виртуальную социальную систему. Вместе с тем контакт личности и виртуального пространства носит активный и двусторонний характер. Виртуальное пространство воздействует на структуры и атрибуты личности интернет-пользователя, но при этом и личность оказывает преобразующее воздействие на виртуальные объекты и явления, трансформируя его в процессе удовлетворения своих потребностей. Научная проблема исследования заключается в определении особенностей адаптационного потенциала личности в контексте ее взаимодействия с виртуальным пространством, что позволит предупредить личностные и поведенческие девиации пользователей в новой среде.
Цель статьи: раскрыть адаптационные возможности феномена «виртуальная личность» в контексте взаимодействия личности и виртуального пространства.
132
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Виртуальное пространство преодолело статус средства и приобрело характеристики среды для существования, активности и взаимодействия [1]. Виртуальное пространство как среда для осуществления деятельности разного рода и порядка обладает рядом уникальных, специфических свойств: анонимность [2-5], бестелестность, знаковый характер существования [6-10], трансцендентность [1112], онтологическая ущербность [13-17], симулятивный характер взаимодействия [18, 19], обратимость, нелинейность времени [12, 18, 20-21], отсутствие границ пространства [2, 22-24], инициативный характер взаимодействия [9]. Специфические условия реализации деятельности, вариативность и изменчивость среды взаимодействия формируют четкую необходимость в адаптации человека к новой действительности. Пользователь вынужден находить свое место в сложном и постоянно меняющемся виртуальном мире, адаптироваться к его уникальным условиям. В рамках деятельностного подхода адаптация постулируется как системная реакция на длительное, многократное влияние действительности, которая вызывает изменения структуры организма для формирования адекватного воздействию ответа (первичного) и минимальной затраты ресурсов [25]. Человек вступая во взаимодействие с окружающим миром занимает активную позицию, выстраивает стратегии адаптации и конструирует наиболее эффективные способы гомеостатического регулирования. Адаптация является процессом взаимодействия личности и окружающей действительности, в результате которого формируются модели и стратеги поведения, адекватные факторам изменяющейся среды [26]. Процесс выстраивания оптимального соответствия личности и окружающей действительности в ходе реализации какой-либо деятельности, необходимой для удовлетворения тех или иных потребностей [27]. Исходя из этого, адаптация не только обеспечивает гомеостатическое регулирование и сохранение целостности организма, но и способствует оптимизации перманентного взаимодействия с постоянно изменяющейся окружающей действительностью. Мы считаем, что применительно к виртуальной среде адаптацию можно рассматривать как процесс формирования виртуальной личности, посредством которой пользователь осуществляет свою презентацию в новом жизненном пространстве.
В работах А.А. Налчаджяна [28], адаптация - динамический процесс взаимодействия между личностью и обществом. Автор рассматривает механизмы психической адаптации к сложным ситуациям, среди которых выделяются: возбуждение и напряженность, агрессия, апатия, психологический регресс, фантазирование, стереотипия и т.д. В основе этого поведения лежат защитные механизмы личности: избегание, интеллектуализация, проекция, идентификация, интроекция, изоляция, самоограничение, рационализация, сублимация. Основными типами адаптации согласно этой концепции являются: 1) устойчивая адаптированность к обычным проблемным ситуациям, отсутствие заметных проблем и стимулов для развития; 2) девиантная адаптация. Девиантными формами адаптации автор считает ситуацию, когда потребности личности удовлетворяются,
133
но ожидания других участников социального процесса не учитываются. 3) патологическая адаптация - это такая, в результате которой возникают патологические механизмы и формы поведения, что приводит к временному решению проблем личности, но ухудшению ее отношений с окружающей средой в целом - неврозы, психофизиологические расстройства и т.д. Для нашего исследования эта концепция представляет безусловный интерес, поскольку дает представление о влиянии Других пользователей и сообществ на процесс адаптации личности к новым условиям.
Маклаков А.Г., в свою очередь, указывает на то, что феномен адаптации выходит за рамки процесса и представляет собой также и свойство любой живой системы, обеспечивающее ее саморегуляцию, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям. Адаптационные способности взаимосвязаны с психологическими особенностями личности, которые определяют возможность адекватной регуляции функционального состояния, и составляют адаптационный потенциал личности [29]. Адаптационный потенциал личности - интегральная характеристика личности, которая включает устойчивую совокупность индивидуально-психологических и личностных свойств, обеспечивающих эффективную адаптацию. В структуре адаптационного потенциала выделяют следующие компоненты: нервно-психическая устойчивость (толерантность к стрессу), самооценка (ядро саморегуляции, определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей), социальная поддержка (чувство собственной значимости для окружающих), уровень конфликтности, опыт социального общения [29]. Таким образом, адаптационный потенциал обеспечивает готовность личности к усложнению адаптационных задач, преобразованиям структуры и свойств адаптационного ответа для обеспечения гармоничных отношений со средой.
Адаптация пользователя в контексте его взаимодействия с виртуальным пространством осуществляется путем виртуализации всех компонентов личности, ее атрибутов. Виртуализация по своей сути является процессом активного освоения новой действительности, среды обитания. В процессах виртуализации виртуальное пространство одновременно выступает инструментом формирования и средой где данные процессы запускаются и развиваются. Таким образом, виртуализация выступает ключевым процессом адаптации пользователя в виртуальной среде, и в виртуальном пространстве в целом. Виртуальная личность является результатом виртуализации. Виртуальная личность также рассматривается в качестве желаемого образа, реализуемого репликацией, перевоплощением в новых социальных ролях, проживанием нескольких жизней [30]. Виртуальная личность представляет собой слепок реальной личности, симулякр, необходимый для реализации деятельности в виртуальном пространстве, фиксации в нем своего присутствия, удовлетворения потребностей [19, 30, 31,32]. Виртуальная личность выступает в качестве проекции реальной личности и включает когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты [6]. Данные компоненты виртуальной личности находят свою реализацию в компонентах виртуализации погруженности, вовлеченности и включенности [31, 32]. Таким образом, в рамках данного исследования уровни
134
сформированности виртуальной личности можно определять по уровням выраженности ее составных компонентов.
1. Методы (методики) исследования
Для определения уровня виртуализации личности интернет-пользователя применялась методика «Индекс виртуализации личности интернет-пользователя социальных сервисов» (Расина Э.О.) [32]. При помощи методика «Адаптивные стратегии поведения» (АСП) Мельниковой Н.Н. [33] выявлялись ведущие адаптационные стратегии пользователя. Авторская анкета «Степень сформированности виртуальной личности интернет-пользователя» позволила определить степень сформированности виртуальной личности респондентов в соответствии с выраженностью когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. В исследовании приняло участие 169 человек. Возраст испытуемых составлял диапазон от 16 до 35 лет студенты и школьники Республики Крым. Все испытуемые являются активными пользователями социальных сетей и имеют активные наполненные аккаунты в различных социальных сетях. Анализ результатов проводился путем контент-анализа. Статистический анализ экспериментальных данных был осуществлен с использованием программного обеспечения «SPSS 26.0».
2. Результаты и их обсуждение
Психодиагностическая методика, направленная на оценку уровня виртуализации личности интернет-пользователя, позволила выделить три группы респондентов в соответствии с выраженностью данного показателя (Рисунок 1). Согласно полученным данным наиболее выражен средний уровень виртуализации личности интернет-пользователя (65,68%). Низкий уровень виртуализации составил наименьшую долю (2,37%).
Индекс виртуализации (IIB), %
80.00 60.00 40.00 20.00 0.00
31.95
2.37
ннзкин уровень
среднин уровень высокин уровень
Рис. 1. Распределение уровней выраженности индекса виртуализации интернет-пользователей
Подобное распределение показателей свидетельствует о всепоглощающем характере процесса виртуализации, при котором даже пассивные пользователи вынуждены адаптироваться к новым реалиям активности. Работа, покупки,
135
образование и здравоохранение реализуются через виртуальные платформы. При этом даже просмотр любимых телешоу, фильмов и новостей происходит при помощи виртуальных платформ и средств. Вместе с тем для более глубокого анализа процесса виртуализации закономерно рассмотреть его в разрезе выраженности основных компонентов: погруженности, включенности и вовлеченности (Таблица 1).
Таблица 1
Распределение показателей по уровням выраженности индекса виртуализации и его компонентов
Уровень выраженности
Индекс виртуализации низкий средний высокий
погруженность с с в с в в
включенность н с с в в в
вовлеченность н с с с с в
Количество (%) 2,37 14,20 28,99 22,49 11,83 20,12
Количество (чел.) 4 24 49 38 20 34
4 111 54
169
Исходя из этого, среди респондентов выделяется шесть групп в соответствии с разной выраженностью показателей погруженности, вовлеченности и включенности. Для первой группы характерна низкая степень включенности в разнообразные виды деятельности, низкая степень вовлеченности в виртуальное сообщество и умеренный уровень погруженности. Данные пользователи отличаются пассивностью поведения в сети, не ощущают своей принадлежности к виртуальному сообществу. Для второй группы фиксируется умеренная выраженность всех показателей виртуализации. Взаимодействие данных пользователей с виртуальным пространством носит ситуативный характер (Таблица 2).
Таблица 2.
Распределение показателей уровня сформированности виртуальной личности интернет пользователя (%)
Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Группа 5 Группа 6
высокий 0,00 0,00 4,08 73,68 90,00 100,00
средний 0,00 12,50 95,92 26,32 10,00 0,00
низкий 100,00 87,50 0,00 0,00 0,00 0,00
В третьей группе респонденты демонстрируют значимую выраженность показателей погруженности и умеренность показателей вовлеченности и включенности. Для данных респондентов характерно использование возможностей виртуального пространства для дополнительного стимулирования органов чувств,
136
формирование ощущения потери времени и четкая помехоустойчивость процесса взаимодействия с виртуальным пространством. Для четвертой группы характерна выраженность высокого уровня значимости включенности и умеренность вовлеченности и погруженности. Для пользователей данной группы характерна интенсивная активность разного рода. В пятой группе респондентов фиксируется значимая выраженность показателей погруженности и включенности. Респонденты пятой группы демонстрируют повышенную активность и высокий уровень устойчивости контакта с виртуальным миром. Шестая группа демонстрирует выраженность всех трех показателей виртуализации. Для респондентов характерно проявление устойчивости контакта и процесса взаимодействия с виртуальным пространством, повышенная разнообразная активность и сформированность чувства приверженности к правилам и нормам виртуального мира, к его виртуальному сообществу. Полученные результаты позволяют зафиксировать преобладание высоко уровня сформированности виртуальной личности у респондентов пятой и шестой групп, среднего уровня у третьей и четвертой группы и низкого уровня сформированности у первой и второй группы респондентов. Подобные результаты позволяют связать уровень виртуализации личности пользователя с уровнем сформированности виртуальной личности и далее рассматривать изучение адаптационных возможностей виртуальной личности через призму данной взаимосвязи (Таблица 3).
Таблица 3.
Распределение адаптационных стратегий по группам интернет-пользователей (%)
Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Группа 5 Группа 6
Активное изменение среды 0,00 0,00 0,00 68,42 90,00 100,00
Активное изменение себя 0,00 0,00 6,12 21,05 35,00 82,35
Уход из среды и поиск новой 0,00 0,00 57,14 78,95 75,00 88,24
Уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир 75,00 0,00 4,08 0,00 0,00 0,00
Пассивная репрезентация себя 0,00 12,50 12,24 13,16 20,00 2,94
Пассивное подчинение условиям среды 100,00 79,17 16,33 0,00 0,00 0,00
Пассивное выжидание внешних изменений 50,00 29,17 22,45 0,00 0,00 0,00
Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Группа 5 Группа 6
137
Пассивное ожидание
внутренних 25,00 20,83 6,12 0,00 0,00 0,00
изменений
Респонденты первой группы демонстрируют выраженность высокого уровня проявления стратегий, связанных с уходом от контакта со средой и погружением во внутренний мир (75,00%), пассивным подчинением условиям среды (100,00%), пассивным выжиданием внешних изменений (50,00%), пассивным ожиданием внутренних изменений (25,00%). Для второй группы интернет-пользователей фиксируется выраженность показателей высокого уровня проявления адатационной стратегии, связанной с пассивной репрезентацией себя (12,50%), пассивным подчинением условиям среды (79,17%), пассивным выжиданием внешних изменений (29,17%), пассивным ожиданием внутренних изменений (20,83%). Третья группа респондентов демонстрирует значимую выраженность показателей стратегии активное изменение себя (6,12%), уход из среды и поиск новой (57,14%), уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир (4,08%), пассивная репрезентация себя (12,24%), пассивным подчинением условиям среды (16,33%), пассивным выжиданием внешних изменений (22,45%), пассивным ожиданием внутренних изменений (6,12%).
Для четвертой группы пользователей характерно предпочтение следующих стратегий: активное изменение среды (68,42%), активное изменение себя (21,05%), уход из среды и поиск новой (78,95%), пассивная репрезентация себя (13,16%). Интернет-пользователи из пятой группы отдают предпочтение в большей степени активному изменению среды (90,00%), активному изменению себя (35,00%), уходу из среды и поиск новой (75,00%), пассивной репрезентации себя (20,00%). Для шестой группы респондентов фиксируется выраженность показателей высокого уровня проявления адаптационной стратегии, связанной с активным изменением среды (100,00%), активным изменением себя (82,35%), уходом из среды и поиск новой (88,24%), пассивной репрезентацией себя (2,94%).
Таким образом, согласно полученным данным, для респондентов из первых трех групп характерно применение адаптационных стратегий, которые заключаются пассивности по отношению к воздействующим факторам окружающей действительности. Интернет-пользователи данных групп выбирают пассивное подчинение, выжидание или ожидание внешних и внутренних изменений и не стремятся проявлять активность в изменении воздействующих факторов, замыкаются во внутреннем мире, проявляют конформизм и пассивное согласие с изменениями, или ожидают пока новые условия снова изменятся, станут прежними, или они сами станут готовы внутренне к изменениям. Четвертая, пятая и шестая группы интернет-пользователей демонстрируют противоположную картину реализации адаптационного потенциала. Для респондентов данных групп в большей степени характерно применение адаптационных стратегий, связанных с активными действиями, направленными на изменения среды, собственной личности и своего поведения, а также на поиск новой среды, более подходящей для реализации активности личности. Вместе с тем особого внимания требует стратегия, связанная с пассивной репрезентацией своей личности, которая проявляется в активной
138
демонстрации своей позиции, отстаивании своего мнения, при этом данная адаптационная стратегия не подразумевает изменения самой среды. Данная стратегия получила большой процент выраженности показателей в группах от второй до пятой, и затем фиксируется значительный спад выраженности в шестой группе.
Корреляционный анализ полученных данных продемонстрировал значимую статистическую связь показателей индекса виртуализации и адаптационных стратегий активного изменения среды (эмпирическое значение - %= 0,819, при р<0,01, при критическом %= 0,182), активное изменение себя (эмпирическое значение - %= 0,834, при р<0,01, при критическом %= 0,182), уход из среды и поиск новой (эмпирическое значение - %= 0,784, при р<0,01, при критическом %= 0,182), пассивная репрезентация себя (эмпирическое значение - %= 0,431, при р<0,01, при критическом Гху= 0,182), и обратную корреляционную связь пассивное подчинение условиям среды (эмпирическое значение - %= -0,843, при р<0,01, при критическом %= 0,182), пассивное выжидание внешних изменений (эмпирическое значение - %= -0,796, при р<0,01, при критическом %= 0,182), пассивное ожидание внутренних изменений (эмпирическое значение - %= -0,721, при р<0,01, при критическом Гху= 0,182). Вместе с тем корреляционная связь установлена между показателями погруженности и адаптационными стратегиями активного изменения среды (эмпирическое значение - %= 0,621, при р<0,01, при критическом %= 0,182), активное изменение себя (эмпирическое значение - %= 0,578, при р<0,01, при критическом %= 0,182), уход из среды и поиск новой (эмпирическое значение - %= 0,712, при р<0,01, при критическом %= 0,182), показателями включенности и адаптационными стратегиями активного изменения среды (эмпирическое значение
- Гху= 0,786, при р<0,01, при критическом %= 0,182), активное изменение себя (эмпирическое значение - %= 0,711, при р<0,01, при критическом %= 0,182), уход из среды и поиск новой (эмпирическое значение - %= 0,821, при р<0,01, при критическом %= 0,182), пассивная репрезентация себя (эмпирическое значение -Гху= 0,507, при р<0,01, при критическом Гху= 0,182), показателей вовлеченности и адаптационными стратегиями активного изменения среды (эмпирическое значение
- Гху= 0,413, при р<0,01, при критическом %= 0,182), активное изменение себя ( ), уход из среды и поиск новой (эмпирическое значение - %= 0,432, при р<0,01, при критическом %= 0,182). Также зафиксирована обратная статистическая связь показателей включенности и показателями адаптационных стратегий пассивное подчинение условиям среды (эмпирическое значение - %= -0,653, при р<0,01, при критическом %= 0,182), пассивное выжидание внешних изменений (эмпирическое значение - %= 0,700, при р<0,01, при критическом %= 0,182), пассивное ожидание внутренних изменений (эмпирическое значение - %= 0,675, при р<0,01, при критическом %= 0,182).
Исходя из полученных данных, проявление активной адаптационной стратегии напрямую связано с уровнем индекса виртуализации, выраженностью показателей погруженности, вовлеченности и включенности. Вместе с тем пассивная адаптационная стратеги характерна для пользователей с умеренным уровнем индекса виртуализации. Трансформация полученных данных в контекст уровней
139
сформированности виртуальной личности позволяет отметить прямую взаимосвязь реализации активного адаптационного потенциала с высоким уровнем развития виртуальной личности, что позволяет подтвердить гипотезу о роли виртуальной личности в реализации адаптационного потенциала пользователя.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Виртуальная личность выступает в качестве проекции личности пользователя в виртуальное пространство, ее когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов, что имеет свое отражение в уровне выраженности индекса виртуализации личности. Согласно полученным данным виртуальная личность обеспечивает резистентность (устойчивость) реальной личности в постоянно меняющейся окружающей действительности через реализацию активных форм адаптационного потенциала, реализацию адаптационных возможностей личности. Вместе с тем, исследование продемонстрировало, что виртуальная личность способствует адаптации не только к виртуальному пространству, но и к меняющемуся миру в целом, позволяет сформировать у личности устойчивость к вариативности окружающего мира и гибкость в реализации активности и деятельности личности.
Список литературы
1. Кириллова Н.Б., Пестова А.В. «Виртуальный человек» как феномен новой социокультурной цивилизации / Н.Б. Кириллова, А.В. Пестова // Культура и цивилизация. - 2017. - Том 7, № 4А. - С. 628-641.
2. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении. / В. Фриндте, Т. Келер // Гуманитарные исследования Интернета. под ред. А.Е. Войскунского. - М., 2000. - С. 40-54.
3. Мамедов А.К., Коркия Э.Д. Идентичность в виртуальной реальности: новые альтернативы / А.К. Мамедов, Э.Д. Коркия // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 2. - С. 9-12.
4. Suler J. Identity management in cyberspace / J. Suler // Journal of Applied Psychoanalytic Studies. -2002. - № 4 (4). - Р. 455-459.
5. Young K.S. What makes the Internet addictive: potential explanations for pathological Internet use / K.S. Young // Paper presented at the 105th annual conference of the American Psychological Association, 15 Aug 1997, Chicago, IL. - URL : https://www.heal1hyplace.com/addictions/center-for-internet-addiction-recovery/what-makes-the-internet-addictive-potencial (Accessed: 09.05.2021).
6. Белинская Е.П. Интернет и идентификационные структуры личности / Е.П. Белинская // Научная цифровая библиотека «Порталус». - 2005. - URL : https://portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php ?subaction=showfull. (Accessed: 09.08.2022).
7. Исаева А.Н. «Бестелесность» личности в условиях виртуальной культуры Психология / А.Н. Исаева // Журнал Высшей школы экономики. - 2021. - Т. 18, № 3. - С. 491 -505.
8. Callahan M. 'Zoom fatigue' is real. Here's why you're feeling it, and what you can do about it / M. Callahan. - 2020. - URL : https://news.northeastern.edu/2020/05/11/zoom-fatigue-is-realheres-why-youre-feeling-it-and-what-you-can-do-about-it/ (Accessed: 09.08.2022).
9. Пикулева О.А. Самопрезентация личности пользователей сети Интернет / О.А. Пикулева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - Т. 5, № 4. -С. 77-81.
10. Афанасьева В.В. Homo virtualis: психологические характеристики / В.В. Афанасьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2010. - Т. 10, № 2. - С. 59-64.
140
11. Лобовикова Е.А. Бытие человека в виртуальной культуре: имманентное и трансцендентное / Е.А. Лобовикова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2018. - № 7(145). - С. 3233
12. Лучинкина А.И. Психология интернет-социализации личности / А.И. Лучинкина- Симферополь: ВД «АР1АЛ», 2013. - 200 с.
13. Захарова Е.В. Онтологическая недостаточность человека / Е.В. Захарова // Вестник ОГУ. - 2011. -№7 (126). - С. 175-179.
14. Афанасьева В.В. Тотальность виртуального / В.В. Афанасьева. - Саратов, Научная книга, 2005. -103 с.
15. Шевченко И.С. Вариативность самопрезентации в интернет-общении: автореф. дис. ... канд. психол. наук. / И.С. Шевченко. - Казань, 2002. - 23 с.
16. Коптева Н.В. Невоплощенность в Интернете как предиктор смыслоутраты (на примере студенчества) / Н.В. Коптева // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. № 4. - С. 50 -64.
17. Конева А.В., Лисенкова А.А. Матрица идентичности в цифровую эпоху: социальные вызовы преодоления анонимности / А.В. Конева, А.А. Лисенкова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2019. - № 35. - С. 14-28.
18. Зябрина А.В., Максютова З.Г. Категория виртуальной реальности в социально-философском дискурсе / А.В. Зябрина, З.Г. Максютова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2015. - № 1(27). - С. 15-21.
19. Емелин В.А. Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе / В.А. Емелин // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 3(23). - С. 86-97.
20. Самойлова Е.О. Виртуальный нарратив в контексте современного хронотопа / Е.О. Самойлова // Гуманитарный вектор. - 2017. - Т. 12. № 1. - С. 37-41
21. Правдюк С.А. Социокультурные особенности виртуального времени: диссертация ... кандидата социологических наук: 24.00.01 / С.А. Правдюк. - Ростов-на-Дону, 2002. - 164 с.
22. Говердовская Е.В., Добычина Н.В. Взаимные референции между реальным и виртуальным пространством: новая коммуникационная среда / Е.В. Говердовская, Добычина Н.В. // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - № 7. - С. 118-124.
23. Donath J.S. Identity and Deception in the Virtual Community / J.S. Donath // Communities in Cyberspace. - New York, 1997. - URL : https://www.researchgate.net/publication/2512169_ Identity_and_Deception_in_the_Virtual_Community (Accessed: 09.08.2022).
24. Соловьева Л.Н. Цифровая идентичность как феномен информационной современности / Л.Н. Соловьева // Общество: философия, история, культура. - 2020. - № 12(80). - С. 53-56.
25. Медведев В.И. Адаптация человека / В.И. Медведев. - СПб.: Ин-т мозга человека РАН, 2003. - 584 с.
26. Добряк С.Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: дис. ... канд. психол. наук./ С.Ю. Добряк. - СПб., 2004. - 202 с.
27. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 260 с.
28. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (форма, механизмы, стратегии) / Налчаджян А.А. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР. - 1988. - 263 с.
29. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, № 1. - С. 1624.
30. Лучинкина А.И. Особенности формирования виртуальной личности интернет-пользователя / Лучинкина А.И. // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 47-2. - C. 280-286.
31. Расина Э.О. Место виртуального образа Я в структуре личностных конструктов интернет-пользователей / Э.О. Расина // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. -2023. Т. 6, № 3. - С. 40-50.
141
32. Расина Э.О. Индекс виртуализации личности интернет-пользователя социальных сервисов: апробация психометрической методики / Э.О. Расина // СибСкрипт. - 2023. - Т. 25, № 2 (96). - С. 228-239.
33. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учебное пособие / Н.Н. Мельникова. - Челябинск: ЮУрГУ, 2004. - 354 с.
COMPARATIVE ANALYSIS OF STRUCTURAL AND CONTENT ELEMENTS OF INTERNET USERS' REAL AND VIRTUAL IMAGE OF SELF
Luchinkina A.I.1, Rasina E.O.2
12SBEIHE RC CEPU named of Fevzi Yakubov, Simferopol, Russia E-mail: [email protected]
The comprehensive influence of virtual space on modern society leads to significant changes in the psychological structures of the user's personality. New unique experience acquired through the implementation of various activities in the virtual space has a significant impact on the personality of the Internet user. The comprehensive process of virtualization creates the need for adaptation to the constantly changing environment. The data obtained demonstrated the functional role of the virtual personality in the implementation of the adaptive potential and confirmed the assumption that the virtual personality ensures the stability of the user's real personality in the process of interaction with the virtual space, helps the personality to adapt not only to the virtual space, but also to the changing world as a whole.
The virtual personality acts as a projection of the user's personality into the virtual space, its cognitive, affective and behavioral components, which is reflected in the level of expression of the personality virtualization index. According to the data obtained, the virtual personality ensures the resistance (stability) of the real personality in the constantly changing surrounding reality through the implementation of active forms of the adaptive potential, the implementation of the adaptive capabilities of the personality. At the same time, the study demonstrated that a virtual personality facilitates adaptation not only to virtual space, but also to the changing world as a whole, and allows the individual to develop resistance to the variability of the surrounding world and flexibility in the implementation of the individual's activity and activities.
Keywords: virtual personality, virtual space, Internet user, adaptation, adaptation potential.
Referenses
1. Kirillova N.B., Pestova A. V. "Virtual Man" as a Phenomenon of a New Sociocultural Civilization. Culture and Civilization. 7. 4A. 628. (2017).
2. Frindte V., Koehler T. Public Construction of the Self in Computer-Mediated Communication. Humanitarian Studies of the Internet. 40 (edited by A. E. Voiskunsky. Moscow, 2000),
3. Mamedov A.K., Korkiya E.D. Identity in virtual reality: new alternatives. Theory and practice of social development. 2. 9 (2017). URL: https://www.researchgate.net/publication/315061599_Identicnost_v_virtualnoj_realnosti_novye_alternativ y (Accessed: 09.05.2024).
4. Suler J. Identity management in cyberspace. Journal of Applied Psychoanalytic Studies. 4 (4). 455 (2002).
142
5. Young K.S. What makes the Internet addictive: potential explanations for pathological Internet use. Paper presented at the 105th annual conference of the American Psychological Association, 15 Aug 1997, Chicago, IL (1997) URL: https://www.healthyplace.com/addictions/center-for-internet-addiction-recovery/what-makes-the-internet-addictive-potencial (Accessed: 09.05.2024).
6. Belinskaya E.P. Internet and personality identification structures. Scientific digital library "Portalus". (2005). URL: https://portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php ?subaction=showfull. (Accessed: 09.08.2024)
7. Isaeva A.N. "Incorporeality" of personality in the context of virtual culture Psychology, Journal of the Higher School of Economics, 18, 3. 491 (2021).
8. Callahan M. 'Zoom fatigue' is real. Here's why you're feeling it, and what you can do about it. (2020). URL: https://news.northeastern.edu/2020/05/11/zoom-fatigue-is-realheres-why-youre-feeling-it-and-what-you-can-do-about-it/ (Accessed: 09.08.2022)
9. Pikuleva O.A. Self-presentation of the personality of Internet users. Bulletin of the Leningrad State University named A.S. Pushkin. 4. 5. 77 (2013).
10. Afanasyeva V.V. Homo virtualis: psychological characteristics. News of Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 10. 2. 59 (2010).
11. Lobovikova E.A. Human existence in virtual culture: immanent and transcendent. Journal of scientific publications of postgraduate and doctoral students. 7 (145). 32 (2018).
12. Luchinkina A.I. Psychology of Internet socialization of personality. 200 p. (Simferopol: VD "ARIAL", 2013).
13. Zakharova E.V. Ontological insufficiency of man. Bulletin of OSU. 7 (126). 175 (2011).
14. Afanasyeva V.V. Totality of the virtual. 103 p. (Saratov, Nauchnaya kniga, 2005).
15. Shevchenko I.S. Variability of self-presentation in online communication: author's abstract. dis. ... candidate of psychological sciences. 23 p. (Kazan, 2002).
16. Kopteva N.V. Non-embodiment on the Internet as a predictor of loss of meaning (using students as an example). The world of science. Pedagogy and psychology. 8. 4. 50 (2020).
17. Koneva A.V., Lisenkova A.A. Identity matrix in the digital age: social challenges of overcoming anonymity. Bulletin ofTomsk State University. Cultural Studies and Art Criticism, 35. 14 (2019).
18. Zyabrina A.V., Maksyutova Z.G. The category of virtual reality in the socio-philosophical discourse Bulletin of Volgograd State University. Series 7: Philosophy. Sociology and social technologies. 1(27). 15 (2015).
19. Emelin V.A. Simulacra and virtualization technologies in the information society. National psychological journal. 3 (23). 86 (2016).
20. Samoilova E.O. Virtual narrative in the context of the modern chronotope. Humanitarian vector. 12. 1. 37 (2017).
21. Pravdyuk S.A. Sociocultural features of virtual time: dissertation ... candidate of sociological sciences: 24.00.01. 164 p. (Rostov-on-Don, 2002).
22. Goverdovskaya E.V. Dobychina N.V. Mutual references between real and virtual space: a new communication environment. Social and humanitarian knowledge. 7. 118 (2014).
23. Donath J.S. Identity and Deception in the Virtual Community. Communities in Cyberspace. (New York, 1997) URL: https://www.researchgate.net/publication/2512169_ Identity_and_Deception_in_the_Virtual_Community (Accessed: 09.08.2022)
24. Solovieva L.N. Digital identity as a phenomenon of information modernity. Society: philosophy, history, culture. 12 (80). 53 (2020).
25. Medvedev V.I. Human adaptation. St. Petersburg: Institute of the Human Brain, 584 p. (Russian Academy of Sciences, 2003).
26. Dobryak S. Yu. Dynamics ofpsychological adaptation of cadets in the first and second years of study at a military university: diss. ... Cand. of Psychology. 202 p. (St. Petersburg, 2004).
27. Berezina F.B. Psychological and psychophysical adaptation of man. 260 p. (Leningrad: Nauka, 1988).
28. Nalchadzhyan A.A. Social and psychological adaptation of personality (form, mechanisms, strategies), 263 p. (Yerevan: Publishing house of the Academy of Sciences of the Arm. SSR, 1988).
29. Maklakov A.G. Personal adaptive potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions, Psychological journal. 22, 1. 16 (2001).
143
flynuHKUHa A.M., PacuHa Э.О.
30. Luchinkina A.I. Features of the formation of the virtual personality of an Internet user. Problems of modern pedagogical education. 47-2. 280 (2015).
31. Rasina E.O. The place of the virtual image of the Self in the structure of personal constructs of Internet users. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 6. 3. 40 (2023).
32. Rasina E.O. Index of virtualization of the personality of an Internet user of social services: testing of psychometric methods. SibScript. 25. 2 (96). 228 (2023).
33. Melnikova. N.N. Diagnostics of socio-psychological adaptation of personality: a tutorial. 354 p. (Chelyabinsk: SUSU, 2004).
144