ВИРТУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО
ОБЩЕСТВА
Аннотация
Авторы статьи предпринимают попытку продемонстрировать тенденции виртуализации такой ставшей традиционной для социальных наук категории как политическая идентичность. Исследуется современное русскоязычное коммуникативное пространство в сети Интернет на примере конструирующих идентичность виртуальных сообществ и ресурсов, направленных на идеологическое воздействие и формирование ценностной повестки дня российской молодежи. Авторы обосновывают, что единый центр по формированию унифицированного сценария символической политики в цифровом сегменте отсутствует, однако государством осуществляются целенаправленные действия по созданию определенных образов социально-политической реальности, легитимирующих властные институты и обосновывающих позитивную повестку дня с опорой на традиционные ценности. Данным символическим акциям в публичном пространстве сети Интернет противостоит оппозиционный дискурс, который формирует в молодежной среде критическое мышление. В заключении содержатся выводы и общие рекомендации, направленные на повышение эффективности осуществляемой политики идентичности и содержащие опору на виртуальные технологии и средства цифрового обмена.
Ключевые слова: виртуальная идентичность, политика идентичности, гражданские ценности, идентичность сообществ, интернет-дискурс, молодежь.
Авторы
Гигаури Давид Ираклиевич
Кандидат политических наук, ассистент кафедры теории и философии политики факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета (Россия, Санкт-Петербург)
Каминский Станислав Игоревич
Студент факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета (Россия, Санкт-Петербург)
А Ь
1
Как отмечал М. Фуко в своих работах, посвященных анализу политического дискурса, в любом обществе производство дискурса постоянно контролируется, реконструируется интеллектуальным сообществом, организуется и перераспределяется с
помощью определенного числа процедур, роль которых состоит в том, чтобы овладеть случайными событиями, избежать «тяжелой, грозной материальности». Мысль, озвученная в середине ХХ в., звучит не менее актуально сегодня, во времена господства информаци-
Поддержите авторов, перечислив пожертвование в JOYS на номер кошелька статьи*.
Адрес JOYS кошелька статьи: 0x11793D27b 5AA5a4Ab2a8e65a899CB2E60f3b6AaB
* Для этого установите приложение Joys Wallet, отсканируйте QR-код статьи встроенным функционалом приложения, укажите сумму пожертвования в JOYS и отправьте средства со своего кошелька на JOYS кошелек статьи.
онной среды в повседневной жизни и публичной сфере. В любом обществе, даже самом демократическом, власть стремится к контролю над производством смыслов, но в реальных условиях существования множества центров производства дискурсов, различных каналов политических коммуникаций подобный контроль со стороны государства неизбежно ослабевает. Виртуальное пространство захватывает внимание не только молодежной аудитории, в него неизбежно вовлекаются различные поколения граждан, в нем также присутствует элемент анонимности и отчужденности. Поэтому оперирование традиционными способами формирования коллективной идентичности в современных информационных реалияхутрачивает свое значение. Так, большинство созданных по инициативе государства молодежных организаций делают акценты на формирование групповой идеологии, на распространение идей патриотизма (отсюда попытки создания военно-патриотических общественных движений, таких как «Юнар-мия»), в то время как у молодого поколения россиян все более возрастает критическое (подчас нигилистическое по отношению к собственной стране) мышление, возникающее в условиях
свободного Интернета. Показателен недавний случай, когда студент Санкт-Петербургского ИТМО запустил собственный подкаст «Критмыш» — канал, на котором автор обучает своих слушателей навыкам критического восприятия любой информации, поступающей к нам в повседневной жизни.
Исследователь идентичности В.В. Титов, описывая современные особенности политической идентификации, подчеркивает тенденцию «виртуализации идентичности», связанную с перемещением процессов политической социализации в интернет-пространство. Национально-государственная идентичность российской молодежи неизбежно размывается в своих политико-культурных установках, поскольку ее сознание перманентно захватывают различного рода симулякры и «глобальные брэнды», наносящие определенный урон национальному самосознанию [4. — С. 8-9]. Современные глобальные тенденции в экономике, культуре, информационном пространстве бросают вызов традиционным государственным моделям построения гражданской идентичности.
В общественных науках предпринималась попытка анализа личностного, персонализированного измерения виртуальной идентичности. Так, А.Г. и Г.А. Асмоловы проанализировали российскую блогосферу и социальные сети как информационные площадки, позволяющие раскрыть не только элементы ценностного сознания индивида, но и его психологию, а также характер.
Все это отсылает к возможности анализировать когнитивные структуры гражданина, избирателя или же просто обывателя, который так или иначе вовлечен в социально-политический дискурс. Элемент конструирования собственной личности в публичном пространстве свойственен современной политике, которая все больше развивается параллельно как в реальной, так и в цифровой среде. Уже на первых
этапах интернет-исследований выявляются тенденции, согласно которым резонансная информация в социальных сетях и медиа оказывает влияние на поведение и поступки в повседневной жизни. «Личность в сети» обретает черты собственного характера посредством обмена мнениями, комментариями, оценками, вызванными теми или иными событиями информационной повестки дня. Цифровизация социальных и политических действий, то есть перевод реальных интеракций в виртуальные процессы, становится нашей реальностью, оформляя во многом загадочные образы идентичности сообществ, которые выходят за рамки национального государства и национальной правовой системы. Подобные механизмы могут порождать как положительные последствия в виде различного рода социальных услуг, которые делают жизнь гражданина в условиях цифровой среды комфортнее, так и реальные угрозы и опасности, вызванные неограниченным потоком насилия и низкого уровня культуры, характерного для неупорядоченного потока различного рода негативной информации [1. — С. 3-15].
В наши дни все более отчетливо видится необходимость повышения уровня и качества репрезентации в виртуальном пространстве деятельности государственных акторов с целью построения эффективной коммуникации между гражданским обществом и властью. Для выполнения поставленной задачи необходимо привлекать все возможные коммуникационные ресурсы, включая УоиТиЬе-блогеров, сообщества «ВКонтакте» и другие ресурсы, находящиеся на просторах сети Интернет. В условиях современного сетевого общества, когда существует множество каналов и источников коммуникации, деятельность которых никак не координируется, необходимо создание единого федерального центра принятия социально-политических решений в
сфере управления общественным сознанием. Выполнение данных условий, на наш взгляд, окажет исключительное влияние на эффективность символической политики [2. — С. 51-58].
На сегодняшний день единого центра, предназначенного для «конструирования» социальной реальности и повестки дня, в Сети не существует. Однако достоверно известно о поручении президента Российской Федерации В.В. Путина правительству, предписывающем регулярно проводить исследования в Интернете по поводу потребительских предпочтений и особенностей поведения молодежной аудитории. Соответствующий документ по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей опубликовала пресс-служба Кремля.
В поручении, доклад по итогам которого президент должен был получить до 1 декабря 2019 г., целью опросов называется «повышение уровня информированности органов государственной власти о влиянии информационной среды на формирование взглядов подрастающего поколения». В приведенном документе поручается создать на базе некоммерческой организации координационный центр по организации производства контента, направленного на духовно-нравственное воспитание молодежи, и его распространение в Интернете [9].
Однако созданию единого центра предшествует не менее примечательная история становления и развития отечественных сетевых ресурсов, призванных выступать каналами коммуникации власти и общества, обреченных стать инструментами формирования и продвижения определенных представлений о социальной реальности. Нами будут рассмотрены отдельные ресурсы, созданные для представления официальной линии в дискурсивном пространстве, которые будут подвержены авторской типологизации.
В данной статье мы рассмотрим отдельные сообщества социальной сети «ВКонтакте», являющиеся официальными страницами социальных проектов, созданных при косвенной или прямой поддержке со стороны государства. Будут проанализированы УоиТиЬе-каналы, являющиеся ретранслятором «официальной линии» в интернет-пространстве. При анализе источников коммуникации все объекты рассмотрения были разделены на две основные группы, сформированные по тематическому принципу.
К первой группе были отнесены проекты социальной направленности, созданные в рамках общего процесса формирования стратегии государственной национальной политики, формирования посредством инкорпорирования в общественное сознание отдельных элементов общероссийской гражданской идентичности через цифровые каналы коммуникации.
Ко второй группе были отнесены проекты политической ориентации, созданные для формирования набора базовых ценностей молодого поколения, отождествляющиеся в первую очередь с патриотизмом и служением Отечеству.
Уместно, на наш взгляд, рассмотреть проекты социальной направленности, ориентированные на пропаганду ценностей, зафиксированных в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666. Отметим характерные черты на основе анализа контента, приведенного в публикациях сообществ [7].
Первым сообществом будет группа «Гордость России». Интернет-проект «Гордость России» был создан в декабре 2013 г. на базе социальных сетей. На сайте и в группе проекта рассказывается «о людях, которые проявляют мужество, спасая своих соотечественников, вносят вклад в развитие регионов,
в которых живут, занимаются общественно-полезной деятельностью, во-лонтерством, благотворительностью, помогают окружающим» [11].
Контент ресурса обновляется ежедневно, включая праздники и выходные дни, и подготавливается профессиональными журналистами. Тексты представлены в форме монологов героев: почему они не остались в стороне, какие испытания им пришлось преодолеть, что они думают о храбрости и милосердии, во что верят, чем живут. Монологи разделены на смысловые блоки — небольшие истории о себе, о совершенном подвиге (или социальном проекте), о родном городе, о целях и мечтах героя и т.д. Каждый текст сопровождает портретная фотография героя, а также фотографии, иллюстрирующие его деятельность. Объем материала варьируется от 5 до 9 тыс. знаков, что в полной мере позволяет рассказать о герое, его социальном проекте, проводимых работах.
Проект через призму человеческих историй убеждает читателей в том, что заняться общественно-полезным делом любой тематики может каждый россиянин. Также служит платформой для поиска союзников: читатели нередко запрашивают в сообщениях координаты героя для консультации с ним или помощи.
Целевая аудитория проекта — все граждане страны, активно пользующиеся Интернетом и социальной сетью «ВКонтакте», которые сегодня выполняют роль информационных ресурсов, в возрасте от 18 до 55 лет и старше. Ядерная аудитория проекта — интернет-пользователи от 25 до 54 лет, то есть самая социально и экономически активная категория граждан.
Сайт проекта создан как информационный ресурс, дублирующий тексты социальных сетей, состоит из 6 рубрик-категорий («спасение», «благотворительность», «помощь», «наука», «спорт», «хорошее дело»), интерактивной карты
регионов России, цветом показывающей частоту наличия в проекте героев из того или иного региона, календарь, позволяющий посмотреть историю за определенную дату.
Основными задачами проекта можно считать: регулярную публикацию материалов, повышающих позитивную информационную повестку в интернет-пространстве, историй героев проекта, представляющих различные субъекты России и являющихся примером социально значимого, полезного для общества занятия; регулярную публикацию материалов, рассказывающих о профессиональных спасателях в системе МЧС РФ, а также о примерах мужества и взаимопомощи в условиях ЧС на местах в различных субъектах РФ, оказанных непрофессиональными спасателями.
Через тематику материалов и информационную поддержку героев публикаций проект поднимает престиж социального действия и знакомит с моделями реализации социально значимых проектов по всей территории России, мотивирует читателей на участие в этих проектах или создание собственного социального, культурного, экологического дела. При этом живой формат публикаций позволяет достичь «вирусности» в социальных сетях и расширить базу читателей.
Примечателен факт реализации проекта «Гордость России» Благотворительным Фондом «Стремление» при поддержке Фонда президентских грантов. Перечислено Фондом на реализацию проекта 10 318 680 рублей. Вероятная причина победы в конкурсе грантов — удовлетворение запроса на ретрансляцию «базовых ценностей российского государства», закрепленных в национальной стратегии, упомянутой ранее. Такими ценностями, в частности, являются: созидательный труд, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм [8].
Вторым сообществом будет проект композитора Игоря Матвиенко
«#Жить», появившийся вместе с одноименной песней, посвященной памяти жертв авиакатастрофы над Синайским полуостровом, случившейся 31 октября 2015 г. Проект пишет о целях своего существования следующее: «Это возможность справиться с непростой жизненной ситуацией, найти ту недостающую опору, в которой нуждается человек, оказавшийся лицом к лицу с бедой. <...> Проект дает возможность прийти на помощь, оказать поддержку и просто выразить слова сочувствия всем нуждающимся в этом. Таковы реалии современной жизни. «Жить.рф»—это и напоминание, и возможность проявить самые важные человеческие качества: сострадание, гуманность, милосердие, человеколюбие» [10].
Контент ресурса обновляется ежедневно, включая праздники и выходные дни, и подготавливается профессиональными контент-мейкерами. Тексты представлены в форме монолога о людях «сильного характера» или о примечательных социальных явлениях, отличающихся высокой общественной полезностью. Каждый текст сопровождает портретная фотография героя, а также фотографии, иллюстрирующие его деятельность. Объем материала варьируется от 5 до 25 предложений, что в полной мере позволяет рассказать о герое, его достижениях или влиянии социального феномена на общество.
Целевая аудитория проекта — все граждане страны, активно пользующиеся Интернетом и социальной сетью «ВКонтакте», которые сегодня выполняют роль информационных ресурсов для аудитории в возрасте от 18 до 55 лет — самой социально активной когорты граждан.
Через тематику материалов и информационную поддержку героев публикаций проект поднимает престиж социального действия, информирует о примечательных социальных феноменах, мотивирует читателей на участие в этих проектах или создание собствен-
ного «доброго дела». Успешность проекта имеет несколько составляющих— «вирусность» производимого контента, например, одноименной песни «Жить», набравшей миллионы просмотров в социальных сетях, и удовлетворение запроса на ретрансляцию «базовых ценностей российского государства», закрепленных в национальной стратегии, упомянутой ранее. Такими ценностями, в частности, являются: гуманизм, семья и взаимопомощь.
Ко второй группе следует отнести проект «Время — вперед!» [6], обладающий аудиторией в 185 тыс. подписчиков, созданный в 2012 г. Главная цель проекта — «выделить и донести до публики хорошие новости, на которые другие СМИ не любят обращать внимание».
Контент ресурса обновляется еженедельно, подготавливается профессиональными контент-мейкерами, озвучивает новости журналист Евгений Супер. Ролики представлены в форме монолога о людях, совершивших подвиг или о других значимых достижениях России, отличающихся высокой политико-экономической эффективностью. Каждый ролик сопровождают кадры, иллюстрирующие сюжет программы. Хронометраж выпуска варьируется от 5 до 10 минут, что в полной мере позволяет рассказать о герое или достижениях Российского государства в политико-экономической сфере.
Выпуск состоит из одной магистральной темы, рассматривающейся на протяжении всего выпуска, однако существует и блок новостей «одной строкой», помещенный в середину главного сюжета. Характерные названия роликов для данного канала: «В России возрождается целая отрасль», «Россия стремительно трезвеет», «Теперь у России есть своя турбина». Характерное акцентирование внимания на топониме присутствует почти во всех названиях видеороликов.
Целевая аудитория проекта — все граждане страны, пользующиеся Ин-
тернетом и видеохостингом УоиТиЬе, которые сегодня выполняют роль информационных ресурсов для аудитории в возрасте от 18 до 55 лет — самой социально активной совокупности граждан.
Через тематику материалов проект поднимает престиж социального действия, информирует о важных политико-экономических проектах России. Успешность канала имеет несколько составляющих — высокое качество монтажа и подачи производимого контента, например, использование приема «кликбейт» при формировании названия выпуска и «картинки-превью», предшествующей видеоролику. Реализуется удовлетворение запроса на ретрансляцию «базовых ценностей российского государства», закрепленных в национальной стратегии. Такими ценностями, в частности, являются патриотизм и созидательный труд.
Последним из анализируемых ресурсов будет УоиТиЬе-канал «РоИЬкиБ-Б1а» [5], обладающий аудиторией в 600 тыс. подписчиков, аналогично созданный в 2012 г. Главная цель проекта— анализ международной обстановки, рассмотрение отдельных аспектов российской политики.
Контент ресурса обновляется ежедневно, подготавливается профессиональными контент-мейкерами, ведут новости журналисты Руслан Осташко, Роман Романов и Анна Сочина. Ролики представлены в форме монолога о достижениях России во внешней и внутренней политике, отличающихся высокой политико-экономической эффективностью, или о событиях внешнего мира, способных быть интерпретированными как «агрессия против России». Каждый ролик сопровождают кадры, иллюстрирующие сюжет программы, в кадре присутствует ведущий. Хронометраж выпуска варьируется от 5 до 15 минут, что в полной мере позволяет сформировать нужный смысловой посыл, направляемый потенциальному зрителю.
Выпуск состоит из одной магистральной темы, рассматривающейся на протяжении всего выпуска. Характерные названия роликов для данного канала: «Зачем переписывают историю нашей победы?», «Мир без доллара все ближе». Характерное акцентирование внимания на внешней агрессии присутствует почти во всех названиях видеороликов.
Целевая аудитория проекта — все граждане страны, пользующиеся Интернетом и видеохостингом УоиТиЬе, которые сегодня выполняют роль информационных ресурсов для аудитории в возрасте от 18 до 55 лет — самой социально и экономически активной совокупности граждан.
Через тематику материалов проект рассказывает о важных политико-экономических проектах России как внешних, так и внутренних, информирует зрителей о «внешней угрозе». Успешность канала имеет несколько составляющих— высокое качество монтажа и подачи производимого контента лично журналистами и использование приема «кликбейт» при формировании названия выпуска и «картинки-превью», предшествующей видеоролику, отдельные примеры которых приводились ранее. Реализуется удовлетворение запроса на ретрансляцию «базовых ценностей российского государства», закрепленных в национальной стратегии. Такими ценностями, в частности, являются патриотизм и социальная справедливость.
В результате работы с информационной средой и ресурсами, посвя-
щенными вопросам формирования общественного сознания и мировоззренческих установок, авторы также подготовили следующий классификатор, позволяющий сформировать представление об основных акторах, участвующих в политике идентичности в виртуальном пространстве.
Перспектива исследования виртуального пространства по результатам краткого научного обзора, представленного в авторской статье, предстает довольно очерченной: Интернет становится ресурсом, в котором могут действовать различные политические силы и движения, стремящиеся влиять не только на информационную повестку дня, но и на коллективное сознание в первую очередь молодого и прогрессивного поколения. Активность в виртуальной среде стремится контролировать государство, принимая ограничивающие пакеты законов и подзаконных актов, постановлений, регулирующих информационную сферу, однако глобализация коммуникативного пространства, как и современные цифровые технологии, позволяют не считаться с мнением руководящего центра. Современные правительства должны вырабатывать ряд гибких мер по противодействию негативной, дезинтегрирующей национальное сообщество стратегии интерпретации социально-политической реальности, посредством инвестирования в национальные образовательные ресурсы и спонсирования блогосферы, позитивно очерчивающей государственную повестку.
Литература
1. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-Медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. — 2009. — №3. — С. 3-15.
2. ГигауриД.И., ГуторовВ.А., ШиринянцА.А. YouTube-блогеры как лидеры общественного мнения молодежи: новые технологии формирования идентичности в виртуальном пространстве // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2019. — № 3(60). — С. 51-58.
3. Принят закон о «суверенном интернете». — Режим доступа: http://duma.gov.ru/ news/44551/.
4. Титов В.В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности: российский опыт и новые тенденции. — М.: Типография «Ваш формат», 2017. — 184 с.
5. YouTube-канал «PolitRussia». [Электронный ресурс]. — URL: https://www.youtube.com/ user/PolitRussiaCom/videos (дата обращения: 10.11.2019 г.)
6. Youtube канал «Время — вперед!» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.youtube. com/user/ShkolaFaberlic/videos (дата обращения: 10.11.2019 г.).
7. О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703). [Электронный ресурс]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102161949 (дата обращения: 10.11.2019 г.).
8. Отчет о реализации гранта Фонда президентских грантов. [Электронный ресурс]. — URL: https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=5a09d297-481a-4530-bFc2-48462a525c01 (дата обращения: 10.11.2019).
9. Перечень поручений по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. [Электронный ресурс]. — URL: http://kremlin.ru/ acts/assignments/orders/61841 (дата обращения: 10.11.2019).
10. Сообщество «#Жить» Вконтакте. [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/zhit (дата обращения: 10.11.2019).
11. Сообщество «Гордость России» ВКонтакте. [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/ priderussia (дата обращения: 10.11.2019).