ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО
УДК 14
ШШ Б01 10.18522/2227-8656.2024.6.5 ЕБКАЗЬдМА
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФАНТИЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
А. С. Демиденко*
ORCID: 0009-0008-6470-007Х
*Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Цель исследования: определить роль виртуализации социальной коммуникации в процессе инфантилизации личности.
Методологической базой исследования является междисциплинарный подход, а также теоретические разработки российских и зарубежных ученых в области осмысления феномена социальной инфантильности.
Результаты исследования. В результате научно-технического прогресса и периода локдауна в 2020 году процесс перехода социальной коммуникации в виртуальное пространство усилился, что может привести к формированию новой социальной картины. Кроме того, переход к социальной коммуникации в онлайн-пространстве усиливает ин-фантилизацию посредством снижения внутреннего локуса контроля и ответственности перед участниками коммуникации.
Перспективы исследования. Проблема виртуализации социальной коммуникации
© Демиденко А. С., 2024
Научная статья
VIRTUALIZATION OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF PERSONALITY INFANTILIZATION
Anna S. Demidenko*
* Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
Objective of the study: to determine the role of virtualization of social communication in the process of infantilization of personality.
The methodological basis of the study is an interdisciplinary approach, as well as theoretical developments of Russian and foreign scientists in the field of understanding the phenomenon of social infantilism.
The results of the study. As a result of scientific and technological progress and the lockdown period in 2020, the process of transition of social communication to virtual space has intensified, which may lead to the formation of a new social picture. Also, the transition to social communication in the online space increases infantilization by reducing the internal locus of control and responsibility to the participants of communication.
Prospects of the study. The problem of virtualization of social communication is of
представляет научный и практический интерес в связи с тем, данный процесс усиливает инфантилизацию личности, которая несет в себе риски, затрудняющие взросление и формирование зрелой личности. Помимо этого, незрелая личность в будущем может стать примером для подражания, который не сможет транслировать подлинные ценности.
Ключевые слова: социальная коммуникация, инфантилизация, виртуализация
scientific and practical interest due to the fact that this process increases the infantilization of the individual, which carries risks that complicate growing up and forming a mature individual. In addition, an immature individual in the future can become a role model who will not be able to convey genuine values.
Keywords: social communication, infantilization, virtualization
Введение
В современном мире коммуникация занимает значимое место в жизни не только человека, но и общества в целом. Практически все сферы жизни так или иначе взаимосвязаны с процессом коммуникации. Процессы глобализации и практически тотальной информатизации общества оказывают немалое влияние на социальную коммуникацию, которая становится фундаментом не только для общественной жизни, но и для многих сфер жизни, в том числе может способствовать формированию как инфантилизации, так и зрелости личности.
Прежде чем показать влияние виртуализации социальной коммуникации на формирование инфантилизации личности, необходимо более детально рассмотреть такие понятия, как процесс инфантилизации и инфантильность в социально-философском знании.
Инфантилизация личности как проблема социально-философской рефлексии
В самом обобщенном смысле под инфантильностью понимается «результат разрыва между социокультурным и биологическим развитием, который напрямую связан с нарушением механизмов социализации и выражается в неприятии форм социальной активности и социальных обязательств» (Демиденко, 2018. С. 144).
Изучение феномена инфантильности можно найти в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Э. Ласег, П. Лоррен, Г. Антон, З. Фрейд, Э. Крепелин, Г. Штутте исследовали причины ее возникновения и создавали различные классификации.
В работах Ю. Н. Давыдова инфантилизация рассматривается как социологическая проблема молодежи и проводится анализ инфантильности как социальной болезни и отдельного типа мировосприятия. Философское осмысление причин инфантильности в молодежной среде отражено в работах А. М. Сидоровой, которая понимала данное явление как адаптацию к социальным условиям, как ответ на современную картину мира.
Проведенный нами ранее анализ научной литературы, посвященной ин-фантилизации, позволяет сделать вывод, что феномен социальной инфантильности и процессов инфантилизации представляет собой междисциплинарный предмет научного дискурса и помогает выделить основные ее характеристики в социально-философской науке: социальное иждивенчество, низкие моральные ценности, отсутствии тяги к самореализации, отсутствие мотивации в профессиональной сфере, низкий уровень мотивации к получению знаний, изменение типов семейных взаимоотношений, тяга к гедонизму.
Несмотря на множество определений инфантильности, в нашей работе мы основываемся на авторской трактовке данного явления: инфантильность понимается как состояние, характеризующееся ценностными и поведенческими установками индивидов, социальных групп, не соответствующими социальным нормам и критериям, предъявляемым со стороны общества в соответствии с их социальным статусом и возрастными особенностями (Де-миденко, 2021. С. 66).
На формирование инфантилизации личности влияют объективные и субъективные факторы. К субъективным факторам мы относим внутреннее состояние личности, неспособность к самостоятельному формированию целей и самостоятельной жизни. Среди объективных факторов можно выделить семью, материальную нестабильность, тенденцию к повсеместному получению высшего образования и пр. На наш взгляд, не менее важным объективным фактором выступает тотальная виртуализация, в том числе и социальной коммуникации.
Социальная коммуникация в виртуальном обществе: риски инфантилизации
В самом общем смысле под коммуникацией понимается процесс обмена или передачи информации от одного человека к другому с помощью различных способов (вербально - невербально, прямо - опосредованно и т. п.). Однако это лишь обобщенное понятие.
Ю. Хабермас дает определение коммуникации как «действие, "ориентированное на взаимопонимание", главными критериями которого выступают понятность, правильность и истинность» (Habermas, 1984). По А. Тоффле-ру и Д. Беллу коммуникация представляет собой «научно-информационный комплекс, который включает носителей знаний, информационные технологии и научно-техническую информацию» (Ореховская, 2016. С. 108).
Э. Черри под коммуникацией понимал социальную интеграцию индивидов, использующих общеприменимые язык и (или) символы в самых различных видах деятельности. Ч. Кули трактовал коммуникацию как механизм формирования и дальнейшего развития взаимоотношений, которые включают в себя не только мыслительные символы, но и способы их сохранения и передачи в пространстве (Мунасыпов и др., 2020). И. А. Колесникова опре-
деляет коммуникацию как «знаковое общение социальных субъектов» (Колесникова, 2007. С. 24).
Согласно А. П. Панфиловой и А. Б. Зверинцеву, коммуникация представляет собой характерный процесс взаимообмена информацией и трансляции интеллектуальной и эмоциональной составляющей (Мунасыпов, 2020).
Коммуникация является междисциплинарным явлением и охватывает различные отрасли науки: от естественнонаучных до социально-гуманитарных, и во многом имеет социальный контекст, т. к. происходит обмен информацией и общение от человека к человеку и в целом в обществе.
Так, философия рассматривает коммуникацию не только как способ передачи информации, но и в качестве основополагающего свойства материи. Материальный мир - сложная цепочка связанных друг с другом и взаимозависимых между собой элементов, которые обмениваются информацией и энергией. Данный процесс и представляет собой в широком смысле коммуникацию. Если говорить в плоскости человеческого взаимодействия, то коммуникация становится все более сложным явлением, поскольку включает в себя не только вербальную и невербальную коммуникации, но и культурные коды, которые отвечают за интерпретацию сообщений. Помимо этого, процессы коммуникации влияют на формирование мировоззрения и межличностных отношений.
В философской науке сложились различные взгляды на коммуникацию. Так, феноменологический подход основывается на субъективном опыте коммуникации и его роли в формировании «я» и картины мира. В марксистской философии коммуникация - это инструмент идеологии и борьбы за власть.
Социологическая наука видит в коммуникации один из основополагающих элементов социальной жизни. Контроль социального порядка, социальную интеграцию, социальные изменения невозможно представить без эффективной коммуникации. В связи с этим ученые-социологи занимаются изучением различных аспектов коммуникации, акцентируя внимание на формировании и трансформации социальных связей, а также отношениях между социальными субъектами.
В наши дни в рамках социологической теории активно изучается социальная коммуникация, которая представляет собой сложный процесс, возникающий между минимум двумя субъектами посредством различных каналов и имеющий определенные цели. Иными словами, для социальной коммуникации важно наличие двух субъектов, а ее итогом должна стать передача информации (Ореховская, 2016. С. 109). Социальная коммуникация нацелена на получение или распространение новой информации, а также побуждение к действиям. Как правило, цели переплетаются между собой. Таким образом, можно сделать вывод, что социальная коммуникация всегда имеет цель и направлена на достижение определенного результата, который зависит от мотивации участников коммуникации.
Главной составляющей социальной коммуникации является опосредо-ванность. Она может проходить напрямую (лицом к лицу), но чаще всего с использованием инструментов (язык, жесты, мимика, письменные тексты, виртуальные образы и пр.). Выбор будет зависеть от ситуации, целей и типа взаимодействия между участниками процесса.
Социальная коммуникация представляет собой сложный процесс, однако еще сложнее представлен процесс виртуализации социальной коммуникации, которая под воздействием достижений современных информационно-коммуникационных технологий переходит в онлайн-плоскость.
Виртуальную реальность можно определить как совокупность моделируемых реальными процессами объектов, содержание и форма которых не совпадает с этими процессами.
Благодаря научно-техническому прогрессу коммуникация смогла стать виртуальной, однако данный процесс создает эффект пространственно-временной асинхронности. Иными словами, отсутствует единое коммуникационное состояние, это может приводить к недопониманию, если не будут учтены психологический и геокультурный факторы.
Период локдауна сделал виртуализацию социальной коммуникации вынужденной, т. к. практически все социальные контакты были перенесены в онлайн-режим (The Dictionary of Coronavirus Culture, 2020). Последующие социальные контакты будут постепенно заменяться информационно-коммуникативными практиками в интернет-среде (Кузнецова, 2021. С. 345). Таким образом, мы предполагаем, что процесс виртуализации может сформировать новую социальную картину, а не просто замену физического присутствия на виртуальное.
Важно понимать, что виртуализация может происходить как на уровне межличностного общения посредством использования социальных сетей и мессенджеров, которые выступают в качестве цифровых инструментов, так и на уровне больших социальных групп (макросоциальном уровне). В этом случае уже создаются виртуальные миры и онлайн-сообщества, что приводит к созданию новых субкультур и культур, а также конструирует новые формы деятельности в цифровом пространстве (Крюков, 2016. С. 56).
С одной стороны, виртуальная среда стирает географические барьеры, позволяет расширять границы образования, карьеры, досуга и вступать в процесс коммуникации с людьми по всему миру. Однако повсеместная виртуализация оказывает влияние на формирование личностной идентичности. В глобальной сети личность может создавать самые различные образы и в том числе идеализировать себя, чтобы выглядеть в более желаемом свете. Помимо этого, преобладание информационного шума не только снижает качество коммуникации и вызывает информационную перегрузку, но и требует от участников коммуникации навыков определения достоверной и ложной информации.
В связи с этим важно обращать внимание на роль современных технологий, которые применяются в социальной коммуникации: Интернет, мобильная связь, социальные сети, мессенджеры - все это не только в корне изменило способы взаимодействия, но и привело к появлению таких негативных последствий, как распространение фейков, кибербуллинг, инфоцыганство, газлайтинг, дезинформация и пр.
Резюмируя вышесказанное, мы делаем вывод, что виртуализация социальной коммуникации определенно несет и негативные последствия, оказывает ключевое влияние на социальную зрелость личности. Так, переход к опосредованной коммуникации в Интернете создает благоприятную среду для формирования инфантилизации.
Ранее мы говорили о том, что одним из важных объективных факторов, оказывающих влияние на формирование инфантильности, является виртуализация социальной коммуникации. И этому явлению мы нашли несколько объяснений. Во-первых, высокая популярность социальных сетей, которые прочно вошли в современную жизнь. Их алгоритмы способствуют развитию инфантилизации за счет непрекращающегося примитивного потока развлекательного контента, удовлетворяющего потребность в ту же минуту и приводящего к откладыванию принятия серьезных решений, а также формируют клиповое мышление, т. к. не требуют умственных усилий, снижая уровень критического мышления.
Зависимость от внешнего одобрения подпитывается погоней за лайками и комментариями в сети. Такая модель поведения характерна для детского возраста и препятствует формированию внутреннего локуса контроля и мотивации. Также виртуальные игры и сети создают примитивную реальность, в которой необходимо приложить минимальные усилия для успеха. Все это создает почву для иллюзии безопасности и комфорта, а также снижает адаптационные способности личности.
Во-вторых, по большей части виртуальная социальная коммуникация проходит под псевдонимом или статусом анонимности. В реальном обществе существуют социальные нормы контроля, которые способны сдержать негативные проявления, в онлайн среде такого нет, что приводит к снятию ответственности, т. к. риск социальных последствий сведен к минимуму. К недопониманию и усилению напряжения в коммуникации может привести отсутствие невербальных сигналов, которые затрудняют адекватную трактовку сообщений.
Однако, на наш взгляд, самой важной является третья причина. Отсутствие физической коммуникации «лицом к лицу» снижает социальные навыки и эмоциональный интеллект, важные для успешной социализации в реальном мире. Все это приводит к затруднениям не только в психологическом плане, но и к трудностям в различных сферах жизни. Например, профессио-
нальное самоопределение (переход на фриланс, отсутствие четких карьерных установок и профессиональной ориентации), образование (потеря ценности знаний и снижение их качества за счет потребляемого в Интернете контента низкого качества), семейная сфера (стремление к сожительству как «репетиция» создания семьи без принятия ответственности).
Выводы
Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что виртуализация социальной коммуникации усиливает инфантилизацию личности. Подобная тенденция приводит к проблемам социализации и самореализации в реальной жизни. Для решения этого вопроса нужен комплексный подход, основанный на развитии критического мышления, повышении медиаграмотно-сти и балансе между миром реальным и миром виртуальным. Важно помнить о поддержании социальной коммуникации в онлайн-пространстве, а также о том, что необходимо заниматься деятельностью, которая направлена на гармоничное развитие личности в соответствии с ее возрастом, а не способствует нахождению в мире детства и иллюзий.
Список источников
Демиденко А. С. Социальная инфантильность российской молодежи: специфика научного дискурса / А. С. Демиденко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2018. - Т. 10. - № 3-1. - С. 143149. - DOI 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1143-149. - EDN XRTVEL.
Демиденко А. С. Рискологическая концепция изучения социальной инфантильности российской молодежи / А. С. Демиденко // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2021. -Т. 14. - № 6. - С. 64-70. - DOI: о^/10.17213/2075-2067-2021-6-64-70. - EDN ORXCPQ.
Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластенина. - Москва: Академия, 2007. - 336 с.
Крюков Р. В. Виртуализация общения как ценность и феномен современного общества / Р. В. Крюков // Идеи и идеалы. - 2016. -
References
DemidenkoA. S. Social infantilism ofRussian youth: the specifics of scientific discourse.
Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl ' = Historical and socio-educational idea. 2018; 3-1: 143-149. DOI: 10.17748/2075-99082018-10-3/1-143-149 (In Russ.).
Demidenko A. S. Riskological concept of studying the social infantilism of Russian youth. Vestnik Yuzhno-Rossijskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Social'no-ekonomicheskie nauki = Bulletin of the South-Russian State Technical University. Series: Social and Economic Sciences. 2022; 15(6): 6470. DOI: https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-6-64-70 (In Russ.).
Kolesnikova I. A. Communicative activity of the teacher. Edited by V A. Slastenin. Moskva: Akademiya = Moscow: Academy. 2007; 336 (In Russ.).
Kryukov R. V. Virtualization of communication as a value and phenomenon of modern society. Idei i idealy = Ideas and ideals. 2016; 3 (29): 55-59. DOI: 10.17212/2075-08622016-3.2-55-59 (In Russ.).
Kuznetsova Yu. A. Virtualization of society: "cyberprosthetics" of social forms of interaction.
№ 3 (29). - С. 55-59. - DOI: 10.17212/20750862-2016-3.2-55-59.
Кузнецова Ю. А. Виртуализация общества: «киберпротезирование» социальных форм взаимодействия / Ю. А. Кузнецова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2021. - Т. 14. - Вып. 4. -С. 344-359. - DOI: 10.21638/ spbu12.2021.404. - EDN FYHLMK.
Мунасыпов И. М.Ключевые аспекты понятия «коммуникация» / И. М. Мунасыпов, Э. Н. Нигматуллина, С. К. Савицкий, М. Ф. Умаров // Высшее образование сегодня. - 2020. - № 7. - С. 75-79. - DOI: 10.25586/ RNU.HET.20.07.P.75. - EDN UPNVVR.
Ореховская Н. А. К вопросу определения понятия «социальная коммуникация» / Н. А. Ореховская // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - № 2. - С. 108-114. -EDN NHOKMD.
Habermas J. The Theory of Communicative Action / J. Habermas. - Boston, 1984.
The Dictionary of Coronavirus Culture / ed. by A. Bradshaw, J. Hietanen. - London: Watkins Media Limited, 2020. - 150 p.
Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sotsiologiya = Bulletin of St. Petersburg University. Sociology. 2021; 14 (4): 344-359. DOI: 10.21638/spbu12.2021.404 (In Russ.).
Munasypov I. M., Nigmatullina E. N., Savitsky S. K., Umarov M. F. Key aspects of the concept of "communication". Higher Education Today. 2020; 7: 75-79. DOI: 10.25586/RNU. HET.20.07.P.75 (In Russ.).
Orekhovskaya N. A. On the issue of defining the concept of "social communication". Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya = Social and humanitarian knowledge. 2016; 2: 108-114 (In Russ.).
Habermas J. The Theory of Communicative Action. Boston. 1984.
The Dictionary of Coronavirus Culture. Edited by A. Bradshaw, J. Hietanen. London: Watkins Media Limited. 2020; 150.
Для цитирования: Демиденко А. С. Виртуализация социальной коммуникации в контексте проблемы инфантилизации личности // Гуманитарий Юга России. - 2024. -Т. 13. - № 6 (70). - С. 64-71. DOI 10.18522/2227-8656.2024.6.5 EDN ASLQMA
История статьи:
Поступила в редакцию - 28.10.2024 Одобрена после рецензирования -20.11.2024
Принята к публикации - 22.11.2024
Сведения об авторе
Демиденко Анна Сергеевна
Преподаватель кафедры востоковедения Института социологии и регионоведения Южного федерального университета SPIN-код: 6607-7471 АиШогГО: 893835 [email protected]
Information about author
Anna S. Demidenko
Lecturer at the Department of Oriental Studies of the Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University