ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Д. И. Чистяков
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ТЕОРИЯ ГИПЕРРЕАЛЬНОСТИ Ж. БОДРИЙЯРА В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье анализируется теория гиперреальности Ж. Бодрийяра, подробно описывающая происходящие глубинные изменения, вызванные переходом общества от модерна к постмодерну.
Ключевые слова: масс-медиа, массовая коммуникация, постмодерн, информация, социальный институт медиа.
Стремительное развитие компьютерных технологий во второй половине XX в. вызвало повсеместную информатизацию и технократизацию общества. Однако принципы бытия информационного общества, успешно адаптирующиеся к новым объективным конструктам, достаточно быстро преодолевают технологический детерминизм и переходят в область симуляционных технологий, т. е. технологий виртуальной реальности.
Сегодня виртуальное взаимодействие существует между различными сообществами: корпорациями, политическими группами, рекламными компаниями и т. д. Все эти многообразные отношения являются виртуальным аналогам реальных социальных связей.
Реальность бытия современного общества становится похожей на виртуальную реальность и может описываться с помощью тех же характеристик. Социальные феномены предстают как виртуальные, если образы реальных объектов/процессов замещают институционально определенные действия (экономические, политические, культурные).
Виртуальная реальность искусственна. Более того, все человеческое, социальное искусственно, т. е. внеприродно, небиологично. К. Ясперс писал: «Природа человека - это его искусственность» [ 1]. Но это человеческиискусственная реальность, а потому она естественно органична человеку. Человек постмодерна живет в искусственно созданном мире симуляционных процессов и симуляк-ров, практически утративших связь с реальным предметным миром. Знаково-образная символическая реальность выступает как самостоятельный мир, не представляющий и не отражающий объективную реальность. По мере распространения и совершенствования информационных технологий, углубления виртуализации общества этот искусственный мир все более и более становится естественным для человека. Наиболее ярко пока-
зывает свойства, сущность, противоречивость, этапы развития симуляционного неподлинного мира Ж. Бодрийяр в своей концепции гиперреальности и симулякров.
Прежде всего определимся с понятиями «знак» и «симулякр», имеющими наибольшую значимость для концепции Ж. Бодрийяра и логики нашего исследования. В новоевропейской культуре знак выступал в качестве предмета, свойства, отношения либо представителя другого предмета, свойства или отношения. Акцент делался на репрезентацию, на указание чего-то другого, невидимого, но предполагаемого. Знак, таким образом, фиксировал отсутствие присутствия - чего-то настоящего, реального, неизмененного.
В эпоху постмодернизма возникают кризис репрезентации и постмодернистское понимание симуляции и симулякров. Теоретическая реакция на этот кризис есть попытка удержать реальность в новых изменившихся условиях. Ж. Делез предпринял попытку освободить симулякры от античной смысловой привязанности к моделям: «Проблема касается теперь уже не разграничения Сущности-Видимости или же Модели-копии... Сйму-лякр не просто вырожденная копия, в нем кроется позитивная сила, которая отрицает и оригинал, и копию, и модель, и репродукцию» [2, с. 8]. Ж. Бодрийяр термину «симулякр» придает философско-онтологический смысл. В работе «Символический обмен и смерть» исследователь представляет историческую логику развития «трех порядков» си-мулякров, сменяющих друг друга в новоевропейской культуре от Возрождения до наших дней: «подделка» (от Возрождения до промышленной революции) - «производство» (промышленная эпоха) - «симуляция» (эпоха, регулируемая кодом - структурной игрой со смыслом). Симуля-кры первого и второго порядков еще сохраняют связь подобия с вещами; симулякры же третьего
Трибуна молодого ученого
порядка утрачивают всякое подобие с миром вещей. В 1990 г. Ж. Бодрийяр добавляет еще одну, четвертую, стадию развития симулякров - «фрактальную стадию ценности». Французский мыслитель сравнивает ее с раковой опухолью, которая дублирует и размножает свои «клетки» [3].
Традиционно сложившиеся социальные институты на последнем этапе не разрушаются, а незаметно заменяются их подобиями. Поэтому оказываются охвачены гиперреальностью и социальные институты, и культурные артефакты. Предложенные Ж. Бодрийяром характеристики третьего периода симулякров означают исчезновение социальности в том понимании, который предлагал модерн, и предусматривают замену социального контроля его симуляцией.
При этом важнейшее место в постсовременном мире симуляций занимает масс-медиа и циркулирующие потоки медийной информации. Общество оказалось устойчиво включенным в информационно-коммуникационное пространство, создаваемое и постоянно воспроизводимое медийными корпорациями. Социальная жизнедеятельность постоянно находится в состоянии получаемых сообщений, на которые необходимо давать ответы. Общество живет в «режиме референдума» (Ж. Бодрийяр), который никогда не прекратится, не нацелен на получение глубокого знания, осуществления рефлексии или анализа получаемых сообщений. «Вся система коммуникаций перешла от сложной синтаксической структуры языка к бинарно-сигналетической системе вопрос/ ответ - системе непрерывного тестирования. Между тем известно, что тест и референдум представляют собой идеальные формы симуляции: ответ подсказывается вопросом, заранее моделируется/обозначается им. Таким образом, референдум - это всегда не что иное, как ультиматум: односторонний вопрос, который никого больше не вопрошает, а сам сразу навязывает некоторый смысл, чем и завершается цикл» [3, с. 134].
Поскольку масс-медиа являются основным производителем и «поставщиком» информации, выстроенной так, что сообщения подсказывают (а иногда и навязывают) ответы на поставленные вопросы, а обсуждаемые проблемы оказываются предрешенными, получается, что масс-медиа - ведущие производители информационных симулякров. Обсуждаемая проблема, конфликтная ситуация, социальный факт становятся «языковой игрой» в вопросы и ответы. Реальность не только вопрошается и тестируется человеком, но и сама «испытывает» индивида. Поскольку каждое информационное сообщение -это вариации кодов (по Ж. Бодрийяру), то задача субъекта теперь заключается в раскодировании/ дешифровке и интерпретации этой информации.
Декодирование, однако, предстает в виде многообразной гаммы решений: каждый человек предлагает свое видение проблемы, свою «расшифровку» сообщения и делает свой индивидуальный выбор. Тем самым он одновременно тестируется, декодируется и отбирается средствами массовой информации. Социология постмодернизма утверждает, что наш способ общения с миром сходен в целом с чтением, с «селективной расшифровкой». Но это одновременно означает подверженность селекции со стороны масс-медиа. По мнению Ж. Бодрийяра, наиболее ярким социально-психологическим симулякром, смоделированным под воздействием масс-медиа, является «общественное мнение - не ирреальная, но гиперреальная политическая субстанция, фантастическая гиперреальность, которая жива только благодаря монтажу и манипуляциям в ходе тестирования» [3, с. 136-137].
Смысловая значимость получаемых субъектом сообщений также определяется масс-медиа, продуцируемой и передаваемой информацией. Процесс восприятия и переработки информации реципиентом во многом регулируется самими масс-медиа, а именно способами, средствами, методами осуществляемого подбора содержания сообщений, монтажом, предшествующими опросами, поставленными целями, политическими задачами, запрограммированными результатами. Возникает проблема получения истинного знания, т. к. в информационном обществе практически стерта граница между истиной и ложью, между постановкой вопроса и ожиданием ответа, здесь «истина сама становится симулякром».
Симуляция, однако, не относится к манипуля-тивным процессам: в манипуляции всегда есть некая подлинная реальность, вокруг которой и разворачиваются манипуляционные процессы. В постмодернистской симуляции не может быть никакого отнесения к подлинности. Симуляция создает особую структурно-игровую реальность, располагающуюся вне отношения к дихотомии «подлинное - неподлинное».
Следует еще раз подчеркнуть, что Ж. Бодрий-яр рассматривает гиперреальность как «медиа-тическую реальность», т. е. создаваемую и постоянно воспроизводимую масс-медиа. Объективный мир заменяется многочисленными средствами массовой информации и бесконечно ре-продуцирущими знаками и сообщениями, которые в своей циркуляции превращаются в модели, картины мира, передаваемые массам людей. Гиперреальность тяготеет к созданию «тотальной модели окружающей среды», лежащей в основе коммуникации масс-медиа и потребляющих информацию людей. Масса и масс-медиа взаимообусловлены, что выражается не в производ-
Философия права, 2014, № 1 (62)
стве смысловой коммуникации, а в создании гиперреальности с вращением симулякров. В пространстве гиперреальности происходит смешение моделей, создаваемых медиа, и реалий мира.
Таким образом, в замкнутом круге гиперреальности функционируют коммуникации и социальное, масса и медиасредства, симулякры и симуля-тивные процессы в основе передачи медийной информации. Но сама коммуникация не реальна, а инсценирована и представляет собой «гигантский процесс симуляции». Вместе с тем Бодрий-яр подчеркивает, что часто социализацию человека измеряют восприимчивостью к сообщениям СМИ. Индивид не коммуникативен, выключен из социума, если не ощущает воздействия масс-медиа. «Десоциализированным, а фактически асоциальным является тот, кто недостаточно восприимчив к средствам информации» [4, p. 28].
Углубляющаяся виртуализация современного общества вызывает процессы замены реалий объективного мира их симулятивными формами и медийными мифологемами. Подобные принципы иллюзорного преподнесения действительности реализуются в социальном конструировании картин мира, которое предпринимают средства массовой информации для последующей их трансляции реципиентам.
Для раскрытия основы конструирования моделей мира важное значение имеет учение о симулякрах и формировании гиперреальности Ж. Бодрийяра. Согласно концепции гиперреальности человек постсовременности живет в зна-ково-символической среде, в мире симулятив-ных имитаций, копий и подделок. Главная идея этого учения состоит в том, что никакой есте-
ственной (т. е. подлинной или образцовой) реальности вообще больше нет. Существует мир гиперреальный (нереальный), полный коловращения симулякров, иллюзорных изображений, но он не есть искажение реального мира, поскольку больше нечего искажать. В гиперреальности социокультурные факты утрачивают связь с объективным миром и становятся автономными симулякрами.
Гиперреальность есть медиатическое пространство, т. е. создаваемое и постоянно воспроизводимое масс-медиа. Она тяготеет к созданию «тотальной модели окружающей среды», которая и лежит в основе коммуникации масс-медиа и потребляющих информацию масс.
Вместе с тем гиперреальность представляет собой нецелостное, рассредоточенное множество симулякров и симуляций. Каждый симулякр фрагментарен, частичен, живет сам по себе и ни к какой упорядоченности, или структуре, не приписан. Это - поток (потоки) сингулярностей, де-территориализированная клип-культура, в которой отсутствует общая картина мира.
Литература
1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
2. Зенкин С. Жан Бодрийяр: время симулякров. Вступительная статья // Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2009.
3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2009.
4. Baudrillard J. Simulacra and Simulation. Sheila Faria Glaser (Translator). Michigan, 1995.
А. И. Юдин
МЕХАНИЗМ РАЗРЕШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КОЛЛИЗИЙ
В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Автор анализирует механизм разрешения юридических коллизий в контексте правового регулирования общественных отношений. Делается вывод о том, что для эффективного действия правовых средств разрешения коллизий исследование лишь вопроса, относящегося к их классификации, явно недостаточно. Нужен комплексный подход к вопросам разрешения коллизий в российской правовой системе и употребление в связи с этим оригинальной правовой дефиниции «механизм разрешения юридических коллизий».
Ключевые слова: юридические коллизии, общественные отношения, правовое регулирование, российское законодательство, механизм разрешения юридических коллизий.
На современном этапе развития Российского государства, организованном на безусловной демократизации всех сфер социальной жизни, реа-
лизации принципов общечеловеческой морали и гуманизма и реформ хозяйственных отношений, пришло время осознания ценности законодатель-