32 (122) - 2012
Вопросы экономики
УДК 332.1
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ КАК ТЕНДЕНЦИЯ И АДАПТАЦИЯ К СОВРЕМЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
В. С. НОВИКОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства E-mail: vs. novikov@mail. ru Южный институт менеджмента А. Е. ПЕРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: nasper13@mail. ru Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента
В статье рассматривается виртуализация финансовой сферы процесса ведения бизнеса. Характеризуется категория «виртуализация экономической сферы», в том числе финансовой, дается ее схематичное толкование; приводится характеристика таких категорий, как «электронная платежная система», «электронные деньги», «электронная подпись».
Ключевые слова: виртуальная экономика, информация, знания, глобализация, финансовые ресурсы.
В условиях «перезагрузки» рыночной экономики определение концептуальных направлений развития виртуальной экономики является актуальным и требует ее исследования для становления конкурентоспособной отечественной экономической системы, соответствующей уровню высокоразвитых стран с рыночной экономикой.
Ресурсная база виртуальной экономики в виде интернет-технологий и интернет-ресурсов в целом как среда осуществления предпринимательских усилий безгранична, отсутствие входных границ создает еще большую конкуренцию, но объем завоевания интернет-пространства не является конкурентным преимуществом, необходимы структурные преобразования, новое качество.
Авторское видение области виртуальных экономических отношений, в том числе финансовой сферы, представлено на рис. 1. С позиции авторов, в XXI в. сфера производства и сфера потребления достигли апогея своего развития. Появился термин «век потребления», чтобы удовлетворить запросы сферы потребления производители прибегают к услугам on-line сервисов интернет-пространства. Такое взаимодействие регламентируют законы, общественные нормы, положения Международной организации по стандартизации (ISO), а марке-
тинговые исследования (например по выявлению потребностей) в некоторой степени направляют ход развития взаимодействия сфер производства и сферы потребления.
Базисом виртуализации экономики и финансовой сферы можно считать появление денежной системы как таковой. С переводом ценностей в бумажный эквивалент форма хозяйствования обусловила поле замены реальности ценностей. Ввиду этого реализация человеком электронных денег лишь изменила форму подачи этой подмены, что санкционировало осуществлять эквивалент какой-либо ценности не в симулирующей форме векселя, а в виртуальной (технической) памяти компьютера.
Виртуализация экономики в аспекте электронного развития принципиально не меняет устоявшихся законов экономического взаимодействия, она лишь переводит их в интерактивный режим, подчиняясь тенденциям глобализации [3].
Характеристика предмета виртуальной экономики и виртуализации финансовой сферы как научного направления включает исследовательское обозрение популярных на данный момент социально-экономических инноваций, связанных с интернет-ресурсами. Исследовательское обозрение включает особенности влияния интернет-ресурсов и сетевых инноваций на свойства социально-экономической системы современной России. Общий итог этого обзора — в системе появились качественно новые формы совместной социально-экономической деятельности людей — сетевые организации, а также и новые модели индивидуального «успешного поведения» экономических индивидов. Объектом, который наиболее ярко воплощает в себе эти новшества и представляет новые сетевые формы общественных отношений, является on-line ресурсы интернет-пространства. По совокупности параметров on-line ресурсы могут считаться «клеточкой» новейших общественных отношений, специфических для виртуальной экономики [5].
Управленческая деятельность в условиях виртуализации финансовой сферы является одним из важнейших факторов функционирования и развития предпринимательства. Эта деятельность постоянно меняется в соответствии с развитием финансово-хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании ассортимента продукции, ее технико-экономических и иных параметров.
Виртуализация — это переключение максимальной части процесса предоставления услуг в
Рис. 1. Авторское представление области виртуализации
экономических отношений, в том числе финансовой сферы: 1 — сфера производства; 2 — сфера потребления;
3 — область присутствия виртуальных отношений поставщиков, посредников, заказов потребителей;
4 — область регламентов, законов, положений ISO,
результатов маркетинговых исследований, выявленных потребностей со стороны рынка
виртуальное пространство, т. е. в on-line интернет-пространства. На современном этапе развития цивилизации значительное число услуг предоставляется в форме web-сервиса, т. е. фактически без применения человеческих ресурсов [2]. Потребитель приобретает все нужное для удовлетворения своих потребностей через интернет-пространство, а предприятие - провайдер услуг занимается:
- технической поддержкой и актуализацией web-сервиса (обновлением, дополнением, разрешением ошибок);
- торговлей доступа к web-сервису (в виде разового платежа или абонентской платы).
Тенденция порождена тем, что предоставление услуг в формате web-сервиса более выгодно с экономической позиции, что особо проявляется в массиве больших объемов заказов, так как переменные издержки фактически отсутствуют. Виды предоставляемых услуг, которые нереально целиком и полностью переместить в виртуальное пространство (например, отдельные виды обучения, бытовые услуги и т. д.), так или иначе, как минимум приобретают собственные интернет-страницы, а максимально — переводят установленные участки деятельности в on-line интернет-пространство. Примеров данной тенденции множество:
- сервис по ведению on-line бухгалтерии (www. moedelo. org) разрешает автоматизировать осуществление учета и сдачи отчетности в налоговые и иные государственные организации контроля. Доступ дается после регистрации и уплаты абонентской платы. Существуют консультации реальных
7х"
49
4
32 (122) - 2012
Вопросы экономики
консультантов в дополнение к web-сервису, но значительная доля процесса предоставления услуги переведена в формат on-line;
- сервис дистанционного обучения для специалистов финансовой сферы (www. kurs-fsfr. ru). Сервис разрешает без отрыва от рабочего места быть подготовленным к государственным экзаменам ФСФР для специалистов финансовой сферы. Доступ предоставляется при произведении разового платежа за каждый курс;
- сервис заказа билетов на концерты, спектакли и т. д. (www. kassir. ru, www. bileter. ru и др.) позволяет подбирать и приобретать билеты на множество мероприятий on-line в сервисе интернет-ресурсов. Помимо стоимости билета пользователь оплачивает комиссию за сервис.
Информационные технологии значительно упростили систематизацию и передачу кодифицированных знаний на любые расстояния при минимальных затратах. Кодифицированные знания, таким образом, легко воспроизводимы, могут приобретать товарную форму и быть представленными на соответствующих рынках научной, технической, патентной и иной информации, а также являться центральной составляющей образовательных услуг. Производство кодифицированных знаний носит коллективный характер, а их существование после того, как они созданы, отделено от создателей и более от них не зависит.
Неотчуждаемые, некодифицированные, неявные знания (implicit knowledge — «неотчуждаемые» и неперемещаемые от носителя) не поддаются переносу в процессе обучения, но служат средством для передачи явных знаний. С позиции теории личностного знания используется тезис о принципиальной «невозможности» передачи знаний, знания не передаются, а «конструируются» самим человеком, передается только информация [7]. По словам М. Полани, вследствие молчаливого характера нашего знания мы никогда не можем высказать все, что знаем, точно так же, как по причине молчаливого характера значения мы никогда не можем в полной мере знать всего того, что имплицировано нашими высказываниями [6].
Таким образом, кодифицированные знания в отличие от некодифицированных являются научной информационной базой, которая в процессе коммерциализации превращается в новые технологии, товары и услуги. Неявные знания, воплощенные в человеческом капитале, обеспечивают этот процесс
превращения кодифицированных знаний в экономическое развитие и рост национального богатства. В рамках данной концепции подчеркивается, что кодифицированные знания могут быть объектом и средством трансакций от одного индивида к другому, а некодифицированные знания (неявные, молчаливые) не передаются и неотчуждаемы от его носителя.
Неоспорим тот факт, что феномен виртуальной экономики соседствует с феноменом глобализации. Глобализация отнюдь не второстепенное понятие, наоборот, в какой-то части можно сказать, что она является второй основой виртуальной экономики после информации и знаний. Глобализация экономики и перешагивание виртуальными организациями национальных границ требуют комплексных знаний спецификаций различных культур. Экономисты-ученые выделяют несколько сотен национальных и региональных культур глобализирующегося мира, которые могут быть приблизительно разделены на три группы:
- моноактивные, ориентированные на задачу (task-oriented), четко планирующие деятельность;
- полиактивные, ориентированные на людей (people-oriented), словоохотливые и общительные;
- реактивные, интровертивные, ориентированные на сохранение уважения (respect-oriented listeners).
Также выделяют культуры, ориентированные на диалог (Италия, Франция, Португалия, Латинская Америка, арабские страны, Индия и др.), и культуры, ориентированные на безличностный сбор информации (США, Германия, Швеция и др.). В связи с этим можно отметить, что виртуальная экономика в целом, ее пространство представляются более «комфортными» для индивидов, представителей культур, сориентированных на формализованные методики приобретения информации. В то время как управление работниками — представителями культур, ориентированных на диалог, будет связано с дополнительными коммуникационными трудностями. В системе координат «культур, ориентированных на диалог», и «культур, ориентированных на формализованное информирование», индивиды Российской Федерации занимают среднее положение [4].
В традиционной (неоклассической) экономической теории фирма предопределяла наличие и совокупность ресурсов, которые преобразуются в продукцию, пользующуюся спросом на выбранных типах рынков, у предполагаемых групп потреби-
телей. Издержки, с которыми фирма ведет производство, определяются доступной технологией. На количество производимых товаров и цены, по которым фирма продает продукцию, влияет структура рынков, на которых фирма работает. Именно здесь необходимо отметить важность такого ресурса, как электронные технологии, которые идентифицируют фирму (в том числе виртуальную организацию) в виртуальном экономическом пространстве. Электронные технологии (системы управления Интернетом) самоорганизуются в ресурс первого значения для фирмы (виртуальной организации) XXI в. [3].
Вернемся к вопросу о виртуализации финансовой сферы. Электронный бизнес — это система ведения хозяйственной деятельности, базирующаяся на применении новых технологий в расчетах и внедрении новейших информационных технологий в построении финансово-хозяйственных отношений с партнерами и с клиентами. Одним из методов ведения электронного бизнеса является система электронной коммерции, которая представляет собой разветвленную структуру ведения электронного бизнеса, подразделяемую на несколько направлений, выполняющих различные функции [1].
Сегодня предпринимательство работает на больших территориях (например, интернет-магазины), что делает актуальными вопросы удаленного управления и контроля за финансовой средой бизнеса. В условиях современного делового сообщества необходимо найти решение, которое удовлетворяло бы максимально широкий спектр запросов, не порождая при этом дополнительных проблем.
Проникновение интернет-ресурсов в предпринимательство привело к созданию новых систем расчетов, которые условно можно назвать виртуальными. Все системы расчетов в интернет-пространстве можно разделить на off-line и on-line. К off-line относятся:
- оплата наличными при доставке товара. Самый популярный вид оплаты, так как покупатель платит только после того, как убедится в качестве товара. Для продавца же этот метод удобен тем, что деньги получаются наличными сразу после доставки товара;
- почтовый (телеграфный) перевод денег. Данный вид оплаты более «дорогой» и не быстрый во времени, что, соответственно, влияет на сам процесс приобретения товара. Такие расчеты применяются в тех случаях, когда магазин работает по предоплате и быстрая доставка товара неважна;
- банковский перевод денег. В расчетах между организациями в основном используется банковский перевод.
Если виртуальное предприятие реализует товары, которые требуют быстрой доставки и оплаты, то его владелец должен определить, какую из on-line схем расчетов он будет применять в своей деятельности. Платежи on-line делятся на две группы.
Первая — электронные платежные системы, основанные на пластиковых карточках. Кредитные системы в интернет-пространстве во многом аналогичны обычным банковским, работающим с кредитками, единственное отличие состоит в проведении всех транзакций через интернет-пространство, что требует внедрения дополнительных средств безопасности платежей и удостоверения подлинности владельца карточки.
В процессе оплаты товаров и услуг в интернет-пространстве с помощью кредитной карточки участвует значительно больше звеньев, нежели при оплате электронными деньгами или чеками. Помимо покупателя и продавца это обычно:
- банк-эмитент, где находится расчетный счет покупателя, который выпускает кредитные карточки и служит гарантом финансовых обязательств клиента;
- банк-эквайер, в котором держит свой расчетный счет продавец;
- платежная интернет-система, выполняющая роль связующего звена между остальными участниками;
- традиционная платежная система (включая процессинговый центр), обслуживающая карточки данного типа;
- расчетный банк платежной системы, осуществляющий взаиморасчеты между участниками платежной системы по поручению процессингового центра.
Платежи по кредитным карточкам в интернет-пространстве производятся по следующей схеме (рис. 2):
1) по защищенному протоколу (обычно SSL) покупатель передает продавцу реквизиты своей карточки, после чего тот передает их платежной системе;
2) платежная интернет-система посылает запрос в процессинговый центр;
3) процессинговый центр связывается с авторизационным центром банка — эмитента карточки, получает результат и пересылает его интернет-
32 (122) - 2012
Вопросы экономики
Cool-centre
магазина Ж
Электронная
платежная система
Щ
Рис. 2. Схема совершения покупки товаров (услуг) через интернет-магазин (электронную платежную систему): 1 — запрос на оплату товаров (услуг); 2 — запрос на интернет-ресурс в электронной платежной системе
(ввод и идентификация данных пользователя); 3 — авторизация данных покупателя в банке-эквайере;
4 — авторизация данных пользователя в банке-эквайере;
5 — итоговая авторизации покупателя в банке-эмитенте;
6 — результат авторизации данных покупателя; 7 — перевод денежных средств из банка-эмитента в банк-эквайер; 8 — перевод денежных средств из банка-эквайера в Cool-centre; 9 — доставка товара потребителю
системе, которая передает его покупателю и продавцу. В случае если банк-эмитент не ведет онлайновую базу данных счетов клиентов, то процессинговый центр сам хранит и периодически обновляет сведения о состоянии счетов держателей карточек, ведет стоп-листы и выполняет запросы на авторизацию;
4) если авторизация владельца карточки прошла успешно, то продавец пересылает покупателю товар или оказывает услугу, а процессинговый центр передает расчетному банку сведения о совершенной транзакции, после чего средства со счета покупателя в банке-эмитенте перечисляются через расчетный банк на счет продавца в банке-эквайере.
Несмотря на кажущуюся сложность подобной схемы, этот способ оплаты наиболее распространен среди пользователей, механизмы оплаты налажены довольно четко, и обычно транзакция занимает очень незначительное время.
Вторая — электронные платежные системы, основанные на электронных деньгах.
Электронные деньги (e-cash) представляют собой шифрованный текст, который может быть послан по электронной почте, записан на жесткий диск, дискету или любой другой носитель. Последовательность оплаты с помощью e-cash в интернет-пространстве:
- банк-эмитент выпускает электронные аналоги реальных денег;
- пользователь перечисляет определенную сумму денег в банк, получая взамен цифровые наличные, чтобы затем расплатиться ими с продавцом товаров или услуг;
- продавец погашает полученные электронные деньги у эмитента, т. е. переводит цифровую наличность в банк-эмитент, а тот в свою очередь переводит реальные деньги на счет продавца.
Существующие платежные системы предлагают разные схемы обмена реальных денег на виртуальные. В некоторых случаях необходимо открывать специальный счет в банке, на который будут перечисляться средства с уже существующего счета покупателя в обмен на электронные деньги, в других — банки сами эмитируют электронную наличность. Эмиссия происходит только по запросу клиента и в дальнейшем перечисляется в его «электронный кошелек» (на жесткий диск его компьютера) или карточку одновременно со снятием денежного эквивалента с его счета. Недостатком этого механизма является то, что при повреждении диска или карточки деньги пользователя могут быть безвозвратно потеряны.
Эмиссией электронных денег могут заниматься как банки, так и небанковские организации. Существует уже несколько десятков видов электронной валюты, однако единой системы конвертирования разных видов электронных денег до сих пор нет. Поэтому гасить определенный вид электронной наличности может только банк, выпустивший ее. Помимо этого, электронные деньги, выпускаемые нефинансовыми структурами, не обеспечены государственными гарантиями, поэтому надежность подобной валюты невелика. Но так как используются они в основном для проведения небольших платежей через интернет-пространство, то риск, как правило, минимален.
Электронные чеки (e-cheques), как и виртуальные деньги, являются точным аналогом бумажных чеков. По сути, это заверенное согласие плательщика на перечисление определенной суммы со своего счета в банке на счет получателя платежа. Выдача
денег производится в отделении банка при предъявлении получателем чека.
Однако у него есть и отличия от бумажного чека. Во-первых, он существует только в цифровом виде, т. е. виртуально, хотя и обеспечен реальными деньгами. Во-вторых, подпись, которая является главным доказательством его подлинности, тоже существует только в цифровом виде.
Проведение платежей с помощью электронных чеков проходит следующим образом:
- владелец счета выписывает электронный чек, подписывает его своей электронной подписью, кодирует и пересылает продавцу;
- продавец предъявляет этот чек к оплате платежной системе, где проверяется подлинность электронной подписи;
- если подлинность подтверждена, деньги перечисляются на счет получателя, а товар отгружается плательщику.
Электронная подпись реализуется с использованием системы шифрования с открытым ключом: личный ключ, который хранится у пользователя, используется для подписи, а открытый, который находится в свободном доступе — для проверки. Для распространения открытых ключей, как правило, используются так называемые сертификационные центры, где хранятся цифровые сертификаты с открытым ключом и информацией о владельце. Подобная схема освобождает пользователя от необходимости лично рассылать свой открытый ключ и гарантирует безопасность транзакций.
Несмотря на кажущуюся простоту и надежность, электронные чеки практически не имеют
распространения в России. Причина в том, что граждане нашей страны мало знакомы даже с обычными бумажными чеками и технологией их использования. Кроме этого, отсутствует законодательство, устанавливающее стандарты электронной подписи, в том числе ее защиты.
Таким образом, в настоящее время неоспорим тот факт, что интернет-технологии и ресурсы максимально охватили финансовую сферу. Реализуемые средства оплаты в интернет-пространстве — это новые способы адаптации финансовой сферы к новым вызовам общества XXI в.
Список литературы
1. Афонина С. В. Электронные деньги. СПб: Питер, 2001.
2. Ковалев А. Тенденции в сфере оказания бизнес-услуг. URL: //http://andrewkovalev. livejournal. com/4585.html#cutid1.
3. Новиков В. С., Оганесян Л. Л. К вопросу о виртуализации экономики: содержательный аспект // Экономика и предпринимательство. 2012. № 1.
4. Новиков В. С., Ткачева Е. Н. Виртуальное экономическое пространство в глобализирующейся системе региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 7.
5. Паринов С. И. К теории сетевой экономики. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.
6. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985.
7. Смирнова Н. М., Кармин А. С. Личностное знание. Диалектика познания. Л., 1988.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы. Минимальный тираж - 500 экз.
Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: [email protected]