Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 43 (181).
Филология. Искусствоведение. Вып. 39. С. 167-171.
ВИНТАЖ КАК ПРОЦЕСС АНТИГЛОБАЛИЗАЦИИ В МОДЕ
Исследование было выполнено в рамках подготовки диссертационной работы на тему: «Винтаж - основная тенденция современной моды, катализатор идей и стилей XXI века». Наряду с другими сферами культуры, в моде существует движение антиглобализма, и винтаж рассматривается как важная составляющая экологической моды, оппозиция глобальной моде и «стандартным» брендам.
Ключевые слова: мода винтаж, эко-мода, глобализация, общество потребления.
Глобализация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации XXI века. Она оказывает воздействие не только на экономические и геополитические аспекты развития практически всех стран мира, но также влияет на аспекты социального и культурологического плана, духовные ценности, культуру, искусство и моду.
Факторы (экономические, технологические, информационные, экологические), которыми обусловлен процесс глобализации, проявляют себя сегодня в различных сферах культуры, искусства и моды, поэтому их анализ, а также прогнозирование возможных последствий, как положительных, так и отрицательных, представляется весьма актуальным. В обществе потребления наиболее значимым для формирования системы моды и определения путей ее развития становится экономический фактор, в процессе развития которого наблюдается ряд деструктивных течений. Положительная тенденция развития темпов производства нивелируется кризисом неограниченного потребления и экологическими проблемами. Оптимизирующая «вариабельность» массовой моды и стремительно меняющиеся тренды оборачиваются потерей индивидуальности, что впоследствии приводит к эскапизму. Экономическая экспансия неосвоенных рынков международной модной торговли включает в себя также культурологическую экспансию, когда страна-лидер навязывает свою моду, культуру, систему духовных ценностей, зачастую находящихся в противоречии с традиционными ценностями национальных культур других стран1.
Глобализация открыла рынки для международной модной торговли, что, с одной стороны, помогло многим странам осуществить гораздо более быстрый экономический рост, с другой - привело нас к общей мировой моде.
Стиль одежды стал более однородным, не подразумевающим сильных национальных и культурных различий. Одной из важнейших характеристик процесса глобализации моды стало ее движение к «международной интеграции», что предполагает объединение общества в единый «модный организм», зависящий от общих тенденций и модных стандартов глобального рынка.
Данный процесс усилился с наметившейся в 1990-х годах тенденции появления транснациональных модных корпораций: Tommy Hilfiger, Nike, Gap или мощных конгломератов роскоши, объединяющих Дома моды под одним крупным концерном, вроде LVMH Бернара Арно или PPR Франсуа-Анри Пино. Модные конгломераты схожи по своей идее с транснациональными промышленными корпорациями, такими как Microsoft, De Beers, Sony, которые контролируют не только отдельные отрасли, но и целые сектора экономики в различных странах, что неизбежно приводит к глобализации производственных связей и формированию унифицированной производственной культуры общества. Неслучайно глобализацию интерпретируют как современную форму монополизации, концентрации капитала, а также тотальную вестернизацию («The West versus the rest»2). Все это можно отнести и к характеристикам развития экономики глобальной моды.
Американский писатель Кале Ласн в своей книге «Культурная пробка», рассуждая о распространении и утверждении глобальной массовой культуры и моды, отмечает, что возникающий в результате глобализации мир монокультурен или, если воспользоваться выражением автора, - это «McWorld», отличительной чертой которого является отсутствие развития и бесконечное вращение по кругу. «Культурная пробка - апокалипсис
нашего постиндустриального и информационного общества, основанного на материале глобальной культуры»3. В мире, где существуют глобальные информационные сети и интеграционные процессы, постепенно происходит «загрязнение культур»4, стираются культурные различия между странами, что радикально меняет наше восприятие политической власти, искусства, литературы, музыки и моды.
Однако, как и в других сферах, в моде существует движение антиглобализма. Сегодня многие аналитики, социологи и культурологи моды рассматривают винтаж как оппозицию глобальной моде. Идея сопротивления состоит в том, что, чем больше «власти» у международных марок или представителей так называемой «быстрой» моды, таких как Zara или H&M, занимающихся копированием подиумных тенденций и их массовым тиражированием, тем очевиднее мысль о необходимости существования альтернативы. Контрафактные товары, индустриализация, мощь промышленных корпораций и гигантских модных конгломератов, являющихся частью репрессивного механизма и диктатуры моды, с одной стороны - усугубили положение, с другой - выявили подлинную ценность вещей винтаж - единичных, созданных вручную и не утративших свою «ауру»5 при репродуцировании и тиражировании.
Как уже было сказано, глобализация не могла бы утвердиться как особый феномен, если бы не совокупность факторов, обусловивших ее появление. Среди основных следует выделить информационный фактор, воздействующий на процесс развития единой и цельной глобальной модной культуры. По мнению известного американского аналитика Фрэнсиса Фукуямы, одним из важнейших культурологических последствий глобальной информатизации является глобализация общественного и индивидуального сознания. В XXI веке ни одна страна мира не может оградить себя от влияния глобальных средств массовой информации и коммуникации, поэтому сознание людей формируется не только под воздействием ситуации в своей стране, но также в значительной степени под воздействием информации внешнего мира, что является принципиально новой картиной постнационального мировоззрения.
Развитие Интернета, спутникового телевидения и новых информационных технологий
привели к переходу ряда стран от постиндустриального к информационному обществу и превратили казавшийся таким необъятным мир в «глобальную деревню» («Global village»6), как еще в 1960-х годах предрек канадский теоретик в области коммуникаций Маршал Маклюэн.
В 1990-е годы развитие мировой коммуникационной сети (Интернет) повлияло на сегментацию рынка моды. Благодаря цифровым технологиям и Fashion TV, модные циклы стали стремительно сокращаться, а непрерывная трансляция, выбор виртуальных лидеров: «Modemist», «Sex Machine», «Romantic». «Factory style», «Avant-Guarde», привели к смене единообразия моды XIX и XX веков на ежедневную возможность изменения стилей (looks). Жиль Липоветский описывает этот процесс как «открытую» моду с опциональной, игровой логикой, «когда выбирают не только между разными моделями одежды, но и между самыми несовместимыми способами предъявления себя миру»7.
В начале XXI века Интернет - символ и синоним глобализации, стал важным экономическим и социальным фактором, пространством коммуникации и формирования идентичности пользователей. Любая тренд-информация доступна на профессиональных информационных порталах8, где можно посмотреть дизайнерские коллекции через несколько часов после их показа в одной из столиц моды, найти пресс-релиз, свежие рецензии, анонсы выставок костюма и репортажи
об уличной моде, обновляемые каждый день.
Либерализация телекоммуникаций, компьютерные технологии и виртуальная реальность привели к стремительному распространению и развитию новой возможности моды «необычайно быстро отражать все общественные процессы, даже те, что зарождаются в очень ограниченной сфере»9. Так произошло с модой винтаж, которая из автократичного бизнеса с доминирующим мнением узкого круга специалистов и коллекционеров в XXI веке превратилась в демократичную индустрию. Благодаря Интернету мода винтаж стала более доступной, о чем свидетельствуют миллионы ссылок в Google. Стало возможным формировать свой гардероб в винтажных online бутиках (Enokiworld) или виртуально посещать известные винтажные магазины: нью-йоркский «Ressurection»10,
лондонский «Steinberg&Tolkien» или париж-
ские «Didie Ludot. Vintage Haute Couture»11 и «Le Petite Robe Noire»12. Развитие интернет-аукционов, таких как eBay и Sotheby’s (www. sothebys.amazon.com), а также выставки винтажных коллекций на MySpace и Facebook полностью реконструировали сам механизм аукционного бизнеса. На аукционе Leslie Hindman (ноябрь 2000 года) около 200 претендентов участвовали в торгах через eBay, на котором были выложены виртуальные каталоги с эстимейтами винтажных лотов аукционного Дома. Таким образом, развитие и совершенствование WWW (World Wide Web) позволило расширить круг коллекционеров одежды винтаж и структуру винтажного рынка в целом.
Следующим ключевым фактором глобализации модной индустрии стало развитие поточного производства и массового потребительского рынка, что привело, со временем, к значительному снижению себестоимости и ускорению темпов изменения моды. Данная стратегия развития производства обеспечивает возможность США и стран Европы продолжать дальнейший курс экономического роста, основанный на принципе неограниченного потребления, всецело определяющего потребности, интересы и ценности современного общества.
Стремительно увеличивающиеся объемы производства одежды приводят к ее огромным излишкам на европейском и американском рынках. «Ежегодно Соединенные Штаты экспортируют приблизительно пятьдесят миллионов тонн подержанной одежды, в качестве благотворительных пожертвований странам третьего мира»13. Страны-лидеры «глобальной» торговли подержанной одеждой, к которым, помимо США, относятся Северо-Западная Европа и Япония, цивилизованно наладили сбыт «излишков» потребления. В Европе подержанная одежда, помимо вырученных денег, гарантирует различные скидки и льготы от государства, а в США на сумму стоимости принятой одежды в пунктах при магазинах сети Армии спасения предоставляется налоговый вычет. Однако экспорт западных и американских модных образцов, как отмечают многие экономисты и социологи, не только умаляет значение любой местной традиционной культуры и ведет к понижению статуса национальной моды, но и приводит к упадку любой локальной промышленности.
Глобализация, приведшая к «перенасыщению», «синдрому изобилия» рынка моды, спровоцировала появление в модной индустрии процесса антиглобализации, и мода винтаж стала одной из главных составляющих антикорпоративного движения. «Необходимое, а не избыточное» - девиз существующей на Западе организации «Добровольной умеренности», пропагандирующей стиль жизни нового аскетизма и минимализма. Увеличивающееся число сторонников отказа от излишеств и потребительского образа жизни учится удовлетворению своих настоящих потребностей вместо «ложных, навязанных рекламодателями»14.
Канадский журналист, представитель движения антиглобализма, Наоми Кляйн в своей книге «No Logo», которую газета «The New York Times» признала «Евангелием антикор-поративного движения», предлагает несколько стратегий сокращения избыточного количества продуктов дизайна и формирования новой структуры потребления. Одна из них - развитие традиционных старых способов производства: восстановление вещей путем переделки, перекраивания, что является возвратом к долговечной одежде вместо тиражирования «одноразовой моды». Сегодня, многие дизайнеры, следуя курсу противостояния концепции «одноразовой» моды, используют вещи винтаж или их отдельные элементы в своих коллекциях. Развивающимся трендом в начале XXI века стал селф-хенд-мейд - перекраивание старых винтажных вещей, что фактически является продолжением развития панк и грандж-идеологии.
Коллекции линии Laboratoria Антонио Марраса на одну треть состоят из вещей винтаж. Показы-выставки, приуроченные к Неделям высокой моды в Париже, дуэта E2 (Мишель и Оливье Шатне) вызывают неоднозначные рецензии критиков. Они трансформируют именные вещи винтаж, соединяя в одном платье блузу и юбку разных модных Домов под своим логотипом, например, в основу коллекции «Chatenet» легли платья Guy Laroche 1970-х годов и блузы 1970-х годов от Yves Saint Laurent Rive Gauche. В полной мере данную философию отразила культовая нью-йоркская марка Imitation of Christ, созданная в 2002 году и ставшая «классиком» направления customizing15 и эстетики DIY16. Ее основатели Тара Субкофф и Мэтт Дэмхейв в условиях глобализации массовой моды ре-
шили основать марку «с историей», построенную на вере в уникальный стиль и легендарные имена: Баленсиага, Ив Сен-Лоран, Шанель, став первыми, кто вывел перекроенные вещи винтаж на подиум. В своем манифесте они написали, что модная вещь не всегда синоним хорошей, по-настоящему дорогой вещи, современные дизайнеры продают скорее свое имя, а у мировой моды явный кризис идей и при этом завышенные амбиции. Как следствие, дизайнеры обратились к винтажу-вещам, обладающим уникальной историей. В отличие от большинства модельеров, копирующих журналы мод прошлых десятилетий, Imitation of Christ не стали скрывать, что не придумывают ничего нового, доказывая тем самым, что перекраивание и комбинирование вещей винтаж уже творчество. Их коллекции стали продавать в парижском Colette, лондонском Harvey Nichols, нью-йоркском Barney’s, а журналисты называли их перешитые вещи, найденные в корзинах магазинов Армии спасения, на блошиных рынках и в винтажных магазинах «одеждой для радикальных эстетов» или «смесью авангардизма и панка».
Необходимо заметить, что коллекционеры винтажа против рассмотрения моды винтаж как ресайклинга, считая, что данным отношением дизайнеры искажают костюм, дестабилизируют рынок и обесценивают труд собирателя. Для истинных ценителей разрастающаяся мода винтаж становится реальной проблемой, так как на рынок приходит много новых людей, которые не относятся к нему, как к произведению искусства и истории моды, перешивая на себя даже одежду, которая имеет лейблы и монограммы. Несмотря на это, одежда винтаж и ее повторное использование превратились в Европе в хорошо организованную модную индустрию.
Мощным фактором дальнейшей глобализации становится консолидация мирового сообщества перед лицом единой для всего мира глобальной проблемы - экологической катастрофы. Объединение усилий для борьбы с глобальными угрозами экологического характера наблюдается и в мире моды. В столицах моды открываются экологические бутики, продающие перекроенную одежду винтаж или наряды, созданные современными дизайнерами из тканей, найденных на блошиных рынках. «Go green, shop vintage to help environment!» - лозунг, подтверждающий, что винтаж не только напрямую связан с ре-
шением проблем общества потребления, но и стал частью «зеленой» моды, отвечая всем ее требованиям. Неумеренное потребление, по мнению экологов, является, одной из основных причин загрязнения окружающей среды: следовательно, процесс антиглобализации в моде, помимо сопротивления «вещизму», также обращает внимание на так называемые ««допотребительские» ценности, такие как
17
экология17.
В XXI веке «эконаправление» стало не просто модой, оно превратилось в философию, в целом напоминающую собой описанную Тоффлером программу технореволюционеров18, являющуюся основой для гуманизации технологического прорыва. Важнейшими направлениями развития «экообщества» стали экологизация производства (безвредные, безотходные технологии) и экологизация потребления, означающая его разумное сокращение и возврат к вещам длительного пользования, так называемая Slow Fashion («медленная мода») или Sustainable Design19 («продолжительный», «рациональный») -модное направление, которое стремительно набирает популярность на Западе. В русском языке для этой концепции пока нет четкого термина. «Sustainability» можно определить как дизайн, ориентированный на устойчивый результат в долговременном смысле, с учетом будущих потребностей людей, подразумевающий соединение экологической и социальноэтической ответственности, т. е. сохранение окружающей среды и социальную справедливость. В идеале, это должно привести к правильному экономическому развитию. Как вариант, рассматриваются замкнутые экоциклы, предусматривающие безотходные технологии и вторичную переработку, поскольку «мусорный кризис» стал наиболее ощутимым признаком нерационального использования сырья. Повторное использование ресурсов является сегодня самым популярным способом решения проблемы загрязнения окружающей среды, и модная индустрия, в свою очередь, предлагает винтаж, как наиболее удобное и выгодное решение.
Примечания
1 См. работы Сейлы Бенхабиб, одной из наиболее авторитетных исследователей феномена мультикультурализма.
2 Запад против остального мира (англ.).
3 Lasn, K. Culture Jam. Eagle Brook, 1999. С.264.
4 Swerdlow, J. Cultural pollution. Global culture // National Geographic. 1999. Vol. 196. (№ 2). C. 28.
5 Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости :иИз-бранные эссе. М., 1996.
6 May, V. A. Survey 2000. Charting Communities and change // National Geographic. 1999. Vol. 196. (№ 6). C. 132.
7 Lipovetsky, G. L’empire de l’éphémère. La mode et son destin dans les sociétés modernes. Paris : Galllimard, 1987. С. 150.
8 WGSN, TrendStop - профессиональный интернет-портал в области моды.
9 Breward, C. Cultures, Identities, Histories : Fashioning a Cultural Approach to Dress // The Fashion Business. Theory, Practice, Image / N. White and I. Griffiths. N. Y., 2000. С. 22.
10 Ressurection, 217 Mott Street, NY.
11 Didie Ludot. Vintage Haute Couture. Paris. 20-24 Galerie de Montpenseir, Jardin du Palais royal.
12 Le Petite Robe Noire. Paris. 125, Galerie de Valois.
13 Palmer, A. Old clothes, New looks : Second hand Fashion / А. Palmer, Н. Clark. Berg Publishers, 2005.C. 157.
14 Andrews, C. The Circle Of Simplicity. Harper-Collins, 1997. С. 134.
15 Customizing - собственноручное креативное переделывание вещей.
16 Do it yourself (англ. «сделай сам») - движение за ручной труд против «обезличивающей» индустриализации и символического принуждения к потреблению. Помимо собственно рукоделия предполагает продление жизни вещей, порой за счет изменения их функции.
17 Кляйн, Н. No Logo. Люди против брэндов. М. : Добрая кн., 2005. С. 325.
18 Тоффлер, Э. Шок будущего. М. : АКТ, 2002. С.293.
19 См. Sustainable Style Foundation (SSF).