УДК 343.9 001 10.51980/2686-939Х_2023_4_148
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАНИПУЛЯЦИЙ СОЗНАНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
VICTIMOLOGICAL ASPECTS OF MANIPULATION OF THE MINDS OF MINORS IN SOCIAL NETWORKS
Екатерина Вячеславовна Ногай,
магистрант Юридического института Сибирского федерального университета (г. Красноярск)
Ключевые слова:
жертва, Интернет, информационный поток, несовершеннолетний, социальные сети, коммуникация.
В статье раскрывается влияния интернета и социальных сетей на психологическое состояние подростка. Показаны вик-тимологические факторы риска, которые негативно влияют на подростков. Выделены группы виктимологического риска молодежи, фактически готовой к восприятию экстремистских идей.
Keywords:
victim, Internet, information flow, minor,
social media, communication.
The article reveals the influence of the Internet and social networks on the psychological state of a teenager. Victimological risk factors that negatively affect adolescents are shown. Victimological risk groups of young people who are actually ready to accept extremist ideas are identified.
В современном мире сложно представить жизнь без сети Интернет. По данным российского интернет-форума, в апреле 2022 года Интернетом пользовались 80% населения в возрасте от 12 лет1. В век цифровых технологий использование Интернета является одной из ведущих деятельностей под-
1 URL: https://2022.rif.ru/#:~:text=РИФ%20%2D%20Российский%20интернет%20
форум%2C%20мероприятиеíс%20богатой%2026%2Dлетней%20историей.
ростков. Подростки используют платформу не только как образовательный ресурс, но и в качестве средства коммуникации, поиска информации разного характера и содержания.
Отмечается, что социальные сети включают в себя информационный поток, который сопровождается положительными данными, фактами, новостями, а также отрицательными; находящиеся в сети сцены насилия сильно влияют на психологическое состояние подростков, по причине чего идет накопительный эффект негативной информации, что ведет к потере эмоциональной чувствительности. Каждая просмотренная информация, несущая отрицательные эмоции, влияет на формирование негативного опыта и накопление агрессивного эффекта, вследствие которых в реальной жизни человек проявляет агрессивные мысли и действия. В дальнейшем идет формирование агрессивных убеждений и установок, которые используются в реальной жизни и препятствуют правильному развитию личности подростка [4]. Стоит сказать, что помимо «обычного» Интернета, существует DarkNET - так называемый скрытый сегмент Интернета, который доступен через специализированные браузеры. Информация в даркнете никак не фильтруется, поэтому, используя эту сеть, несовершеннолетний попадает под влияние большого потока негативной информации.
Ресурсы Интернета предоставляют подросткам большую площадку для саморазвития: коммуникация с разными людьми (изучение и практика иностранного языка), получение образования (прохождение курсов повышения квалификации), но в то же время несет в себе серьезную опасность для психического благополучия подростков. Незащищенное информационное пространство может привести к психологическому подавлению, манипулированию сознанием, навязыванием иррациональных мыслей и моделей поведения, игнорированию реальных потребностей личности, доминированию других субъектов в принятии жизненно важных решений ребенком, неадекватному соперничеству в интернет-пространстве и реальной жизни и другим губительным последствиям наиболее уязвимой части социума - детей и молодежи [2]. Действительно, использование Интернета способствует коммуникации подростка с внешним миром, позволяет использовать ресурсы сети как информационно-образовательное пространство [3, с. 209-210]. Однако Интернет содержит многочисленные виктимологические факторы риска, которые негативно влияют на подростков.
Дети в силу незавершенности своего личностного развития подвержены негативному влиянию. Такое влияние, в частности, проявляется в том, что подростки склонны к совершению самоубийств, преступлений и других негативных поступков. Однако, если ранее эти негативные действия чаще всего являлись следствием проблем личностного характера, например конфликтов в школе, с друзьями и родными, то в последнее время несовершеннолетние все чаще становятся жертвами преступников, использующих интернет-технологии. Поскольку подростки являются одной из самых уязвимых возраст-
№ 4(20) 2023
ных категорий, они легко поддаются воздействию со стороны. Известно, что в социальных сетях подростки склонны выбирать себе кумиров и пытаться им подражать. Однако не все кумиры способны влиять на них положительным образом и формировать правильные ценностные установки у подрастающего поколения. Подростки пытаются копировать образы и поведение своих кумиров, тем самым теряя собственную индивидуальность.
Негативное влияние сети Интернет на несовершеннолетнего связно также с некоторыми качествами сети:
1) анонимность, одна из основных отличительных особенностей сети (имеются различные способы устранения возможности идентификации личности, при этом желание скрыть личность может быть связано как с защитой от третьих лиц, совершающих противоправные деяния, так и с возможностью анонимному пользователю совершить противоправное деяние);
2) масштабность (неограниченность в пространстве);
3) оперативность информации (неограниченность во времени, в пространстве);
4) децентрализованность (в интернет-среде отсутствуют централизован-ность, структурированность, контроль за развитием ресурсов).
Молодые люди зачастую становятся мишенями искусной целенаправленной вербовки экстремистских групп различного толка. Можно выделить основные группы виктимологического риска молодежи, фактически готовой к восприятию экстремистских идей.
Группа молодых людей, ориентированная на общение в среде Интернет. Восприимчивость представителей данной группы обеспечивается их гиперболизированной потребностью в общении, которая приводит к чрезмерной открытости и доверчивости. Они легко включаются в общение с многочисленными пользователями, не избирательны в установлении контактов, всегда отзываются на приглашение к диалогу и готовы переносить виртуальное взаимодействие в реальную среду. Этих молодых людей вовлекают в экстремистские сообщества, как правило, посредством социальных сетей, форумов и иных открытых для диалога ресурсов (через чаты в видеоиграх, комментарии к событиям и пр.).
Группа молодых людей, ориентированная на самовыражение в среде Интернет. Чувствительность этой группы риска формируется за счет их потребности во внимании, признании и восхищении. Их стремление к популярности, славе может приобретать самые разнообразные формы и достигаться с помощью различных средств (фото, видео, постов, мемов, описаний своих достижений и т.п.). Привлекают таких юношей и девушек в экстремистские группы посредством активной сверхположительной оценки их поведения в интернет-пространстве, а также предложений провокационного характера с уникальными и оригинальными идеями для их самовыражения.
Группа молодых людей, ориентированная на игровую активность в Интернет. Восприимчивость «геймеров» к воздействию и манипуляции базируется
на их максимальной погруженности в игровую среду и размывании границ между виртуальным и реальным миром. Как правило, за счет переноса законов игры в повседневную жизнь молодые люди теряют критичность и адекватность в оценке происходящих с ними событий. Вербовщики, внедряясь в игровое пространство, становятся «своими» и начинают транслировать «нужные» идеи, опираясь на роли и модели поведения компьютерной игры.
Группа молодых людей, ориентированная на коммерческую деятельность в Интернет. Воздействие на них представителей экстремистских сообществ выстраивается на основании коммерческих предложений и обещаний материальной выгоды. Изначально предложения не относятся к противоправным действиям, но щедро оплачиваются, постепенно перемещаясь за границу закона. При отказе взаимодействия в ход идут угрозы, шантаж или обещания большого заработка. Зачастую эти молодые люди вовлекаются в экстремистскую деятельность как распространители идей или посредники для вербовки более идеологически подготовленных последователей.
Группа молодых людей, ориентированная на получение информации в Интернет. Их чувствительность к воздействию со стороны экстремистов обеспечивается актуализацией их интереса к какой-либо новой и никому не известной информации. Провокация их любопытства может осуществляться посредством самых разнообразных техник - от агрессивной до вызывающей сочувствие. Вербовщики апеллируют к чувству справедливости молодых людей и стремлению к поиску истины [1].
Исходя из вышеизложенного, можно выделить плюсы и минусы сети Интернет.
К плюсам можно отнести возможность общения, возможность профессиональной реализации, поиск информации, возможность удаленного обучения.
Отрицательным является то, что Интернет создает иллюзию вседозволенности за счет того, что каждый пользователь может, в определенном смысле, создать себе личность и скрываться за маской анонимности.
Таким образом, можно констатировать объективное существование негативных факторов влияния Интернета и социальных сетей на психологическое состояние подростка, что при определенных условиях продуцирует вик-тимологические риски восприятия несовершеннолетними деструктивной информации, включая экстремистские идеи.
№ 4(20) 2023
Библиографический список
1. Кружкова, О.В. Психологические аспекты вовлечения в экстремистские группировки молодежи в среде интернет / О.В. Кружкова, И.В. Воробьева, Д.М. Никифорова // Образование и наука. - 2016. - №10(139). - С. 66-89.
2. Овраченко, Л.Ю. Психология защищенности детей и подростков в информационной среде / Л.Ю. Овраченко // Гуманитарные науки. - 2017. - №4(40). -С. 213-221.
3. Тепляшин, П.В. Криминологические аспекты идеологии молодежного терроризма в информационно-телекоммуникационных сетях / П.В. Тепляшин // Актуальные проблемы противодействия терроризму и экстремизму: история, современное состояние, перспективы : сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 ч. / под общ. ред. С.А. Куценко. - Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2017. - Ч. 1 - С. 208-212.
4. Шабан, Е.С. Агрессивное поведение подростков, связанное с интернет-зависимостью / Е.С. Шабан // Школа сегодня [сайт]. - URL: https^/школасегод-ня.рф/агйс^/995.