Никонов В.В., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, Гжельский государственный университет
ВИКЕНТИЙ ПАВЛОВИЧ ТРОФИМОВ - ЗАВЕДУЮЩИЙ ГЖЕЛЬСКИМ ФИЛИАЛОМ СТРОГАНОВСКОГО УЧИЛИЩА
Аннотация. В статье рассматривается деятельность выпускника Строгановского Императорского училища Викентия Павловича Трофимова в качестве руководителя филиального отделения в гжельском селе Речицах в 1900 - 1903 гг. Автор обращается к анализу художественных особенностей творчества этого мастера, характеризуя его роль в становлении и развитии отдельных видов традиционного прикладного искусства на рубеже
XIX - XX вв.
Ключевые слова: Гжель, гжельский народный промысел, художественно-промышленное образование, В.П. Трофимов.
Nikonov V.V., candidate of pedagogical sciences, senior researcher, Gzhel State University. E-mail: nikonova-box2009@yandex.ru
VINCENT PAVLOVICH TROFIMOV HEAD GZHELIAN BRANCH OF THE STROGANOV SCHOOL
Annotation. The article discusses the professional activity of graduates of the Stroganov Imperial school Vikentiy Pavlovich Trofimov as the head of the branch office in the village of Gzhel Recica in 1900 - 1903 the Author turns to the analysis of the artistic creativity of this wizard, describing its role in the formation and development of certain kinds of traditional applied art at the turn of XIX -
XX centuries.
Keywords: Gzhel, Gzhel folk craft, art and industrial education, V.P. Trofimov.
В течение всего XIX в. интерес к национальному традиционному искусству постоянно возрастал. Величайшие композиторы, литераторы, художники черпали вдохновение в народном творчестве. Народное искусство постепенно становится предметом пристального изучения, а затем и объектом целенаправленной государственной поддержки. На рубеже XIX и ХХ вв. издаются фундаментальные исследования, посвященные народным ремеслам и развитию кустарной промышленности. На государственном уровне обсуждаются вопросы организации художественного образования не только в специализированных учебных заведениях и мастерских, но и в народных школах, ремесленных училищах, а также в местах бытования народных промыслов.
В авангарде этого процесса находилось Строгановское Центральное Императорское училище технического рисования. Основные принципы организации обучения в училище предполагали возможность получения блестящего образования для всех сословий [1]. Провинциальная Гжель с ее самобытностью привлекала внимание преподавательского состава училища, при этом очевидное снижение художественного уровня гжельских изделий во второй половине XIX в. вызывало озабоченность творческой интеллигенции [3, с. 175]. Основатель знаменитого училища граф Сергей Григорьевич Строганов считал, что прикладное искусство - именно искусство, а не ремесло, и, значит и работать в этой области должны не ремесленники, а художники - мастера, способные развивать национальный стиль [4, с. 104]. Эти идеи в конце XIX в. претворял в жизнь директор Строгановки Николай Васильевич Глоба, благодаря которому училище стало развивать сеть своих филиалов. Руководство училища имело самые тесные связи с большинством мест бытования народных гончарных промыслов, а с Гжелью - в первую очередь. Период создания филиальных отделений Строгановского училища был периодом расцвета художественно-промышленного образования в государственном масштабе в дореволюционной России.
Согласно последним исследованиям [5, 6], преподавателями Речицкого филиала Строгановского училища были П.Я. Овчинников, В.П. Трофимов и П.Г. Смирнов. Их деятельность в Гжели нашла отражение в архивных источниках и документально зафиксирована. По некоторым сведениям, в филиале преподавали и иные художники, но документальных свидетельств этого обнаружено не было [6, с. 51].
Викентий Павлович Трофимов окончил полный курс Строгановки «по орнаментальному делу». В 1899 г. выпуск был очень маленьким - училище выпустило всего восемь человек, среди которых и был будущий «специально командированный ученый рисовальщик». Документально подтвержденное время его работы в Гжельском керамическом районе охватывает период с декабря 1900 г. по сентябрь 1903 г., когда он переходит на службу в г. Суджа Курской губернии [9].
О начале работы Трофимова в Речицах - крупном селе Гжельской волости, где располагался филиал - свидетельствует следующий документ:
«Его Превосходительству господину Директору Строгановскаго училища
ученого рисовальщика Викентия Павлова Трофимова
Прошение.
Прилагая при сем диплом на звание ученого рисовальщика, метрическое свидетельство, свидетельство о приписке к призывному участку, свидетельство о благонадежности и паспорт, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство об определении меня на государственную службу по Строгановскому училищу с
откомандированием в филиальное отделение сего училища в село Речицы Бронницкаго уезда Московской губернии.
25 ноября 1900 года
Ученый рисовальщик Викентий Павлов Трофимов» [9, л. 2].
Происхождение В. П. Трофимова было крестьянским. Родился он на Урале в 1878 г.: «Свидетельство о рождении: <...> 1878 года 1 ноября родился, а 5 ноября крестился Викентий. Родители его Тюменского округа Червишенской волости, Успенского завода крестьяне Павел Иванов Трофимов и законная жена его Матрона Семенова, оба православного вероисповедания» [9, л. 11]. Ко времени поступления Викентия в Строгановское училище его семейство перебралось в город Тару Тобольской губернии. Материальное положение семьи окрепло настолько, что ее глава перешел в купеческое сословие и стал купцом 2-й гильдии, получив при этом все соответствующие новому статусу права. В частности, право проживания в любом уголке России, подкрепленное соответствующим свидетельством:
«... Дано сие свидетельство, заменяющее паспорт, купцу 2-й гильдии Павле Иванову Трофимову в том, что он на 1893 год объявил купеческий капитал второй гильдии по городу Таре <...> имеет право проживать по сему свидетельству по всей Российской Империи» [9, л.
3].
Став купцом, Павел Трофимов мог себе позволить дать детям - в семье было восемь детей - хорошее образование. Один из братьев Викентия - Константин - также окончил Строгановское училище.
Для зачисления в училище необходимо было представить свидетельство о начальном образовании. При взгляде на свидетельство В.П. Трофимова становится ясно, насколько «абитуриент» был расположен к дальнейшему образованию в гуманитарной и художественной сферах. Соотношение оценок говорит само за себя:
«Свидетельство.
Ученика Тарскаго уезднаго училища Трофимова Викентия, сына купца г. Тары Тобольской губернии.
Закон Божий - хорошо.
Русский язык - хорошо.
Арифметика, геометрия, история, география - удовлетворительно.
Чистописание - отлично.
Черчение и рисование - отлично» [9, л. 4].
В 1892 г., будучи почти 14-ти лет отроду, Викентий поступил в Строгановское училище. Можно предположить, что учился Трофимов хорошо, так как сразу по окончании
училища он начинает преподавательскую деятельность на вечерних классах, отрытых при Строгановке. Там он работал чуть больше года, вплоть до перевода в Гжель в конце 1900 года.
Условия работы филиального отделения в Гжели были следующими. Строгановское училище присылало заведующего филиалом (ученого рисовальщика) и оплачивало его труд в размере 600 рублей в год. Все остальные траты ложились на местные власти в лице земской управы. Управа обеспечивала филиал учебными пособиями, расходными материалами, мебелью, а также предоставляла помещение для занятий и квартиру для заведующего.
Кроме Строгановского филиала в гжельских селах в это время существовали обычные земские школы, открывавшиеся повсеместно в результате знаменитой Земской реформы в 70-х и 80-х гг. XIX в. Такие школы, были в самой Гжели, в Речицах, а также в Турыгино. Бронницкая управа нашла возможным воспользоваться услугами столь образованного художника, и, по приезде в Гжельскую волость, Викентий Трофимов получил предложение стать также учителем рисования в Гжельской и Речицкой школах:
«16 февраля 1901 года. Г-ну учителю рисования В. П. Трофимову.
Губернская Управа имеет честь уведомить Вас, что г-н инспектор народных училищ допустил Вас к исполнению обязанностей учителя рисования в Гжельской и Речицкой школах Бронницкаго уезда» [10, л. 5].
За преподавание в каждой школе молодой учитель получал по 10 рублей ежемесячно. Таким образом, с самого начала своей педагогической деятельности Викентий Трофимов стал весьма востребованным специалистом и его заработок в целом составлял 70 рублей в месяц. Для сравнения: средняя месячная зарплата рабочего в Московской губернии в начале XX в. составляла 20 рублей [8, с. 308 - 330]. Правда и служебные обязанности Трофимова не ограничивались преподаванием. Ему приходилось выполнять большой объем организационно-хозяйственных работ, быть подотчетным лицом, заниматься наймом помещения для классов и для собственного проживания, оплачивать счета за аренду и отопление, ездить в командировки и т.д. Земская управа вполне доверяла молодому учителю. В архиве имеются документы, согласно которым он получал на хозяйственные расходы определенные суммы «под отчет» и отчитывался по ним.
В мае Викентий Павлович отправляет в Строгановское училище отчет о своей деятельности за 1900/1901 учебный год, содержащий ценные сведения о работе Гжельского филиала:
«... 10 декабря 1900 года было нанято помещение для рисовального класса и заказана для него мебель - 12 складных столиков и столько же табуретов по образцам, взятым из
Строгановскаго Училища.
В отчетном учебном году учение началось 10 января и продолжилось до 1 мая 1901 года. Учащихся было: посещавших класс ежедневно - 8 чел. посещавших класс неправильно - 5 чел. Итого - 13 чел.
Шесть человек из тринадцати занимались элементарным рисованием до конца учебного года; остальные же семь, месяца через два после начала учения, допущены к композиции гончарной посуды, как более подготовленные в Земском Училище.
<.. .^Преподаватель рисования в с. Речицах В. Трофимов» [10, л. 42].
Надо отметить, что еще работая в Гжели, Викентий Павлович выполнял заказы для ковровой земской мастерской г. Суджи Курской губернии. Там довольно скоро оценили талант молодого художника и также предложили ему место преподавателя. Первое официальное письмо, отправленное в адрес директора Строгановского училища как непосредственного руководителя В. П. Трофимова, датировано 20 августа 1903 г. В нем спрашивалось, не видит ли г-н директор препятствий в переходе «ученого рисовальщика» Трофимова на должность учителя рисования в Курскую губернию.
Ответ последовал довольно быстро:
«На Ваше письмо <...> отвечаю, что со своей стороны препятствий не встречается <...> Директор Н. В. Глоба» [9, л. 37].
Вероятно, В. Трофимов медлил с отъездом, так как завершается переписка довольно забавной телеграммой, отправленной из Суджи директору Строгановки. Текст воспроизводится с точностью до буквы:
«Директору Глобе
Сообщит когда прйедед Трофим желат скорее» [9, л. 41].
Когда все формальности, связанные с переводом Трофимова, были завершены, осталось передать кому-нибудь на хранение имущество, принадлежащее рисовальным классам. Его было немного: столики, табуреты и искусственные цветы. Интересно отметить на примере этих столиков как строго велась отчетность по материальным ценностям, и как бережно относились ученики и педагоги к казенному имуществу. Впервые столики для рисования и табуреты к ним упоминались в отчете В. П. Трофимова в 1901 г., где указывалось, что еще в декабре 1900 г. из Строгановского училища был привезен единственный комплект столика с табуретом для изготовления земской управой по представленному образцу еще 12 таких комплектов. Земская управа с задачей справилась, и в классах появилась мебель в количестве 13 рабочих мест. Незадолго до своего увольнения Викентий Павлович едет в Москву «для поправки столиков». То есть, за три года ежедневных занятий столики потребовали ремонта. Теперь же, при увольнении мебель
следовало сдать ответственному лицу. Таким лицом стал учитель местной школы Столяров, который и написал следующую расписку:
«Принято на хранение столиков для рисования 13 (12 земских и 1 Строг. учил.), табуретов 13 (12 земских и 1 Строг. учил.),искусственных цветов 79 шт.
Учитель Речицкой Земской школы К. Столяров.
1903 года октября 18 дня» [2].
Переданное на хранение имущество позволяет также утверждать, что главное внимание на уроках рисования уделялось изображению цветов, орнаментам. Это соответствовало образованию Трофимова и назначению будущих выпускников филиала.
Яркий и самобытный художник, В. П. Трофимов, оставил значительный след и в Курской губернии. Интересна оценка его работы по изготовлению ковровых рисунков, сделанная во второй половине ХХ века исследователем начального художественно-промышленного образования в дореволюционной России М.С. Степановым. Следуя господствовавшей в то время тенденции умаления значения «буржуазного» искусства М. С. Степанов отмечает, что эскизы Трофимова, изготовленные в стиле модерн, носили ярко выраженный «декадентский» характер. Его (Трофимова) сотрудничество с Суджанской школой ткачества первоначально не имело успеха, так как большинство заказчиков выбирало «местные», традиционные рисунки. В 1904 г. по рисункам молодого специалиста не было продано ни одного ковра. Но, вероятно, среди руководителей торговой школы и мастерской были хорошие, как бы сегодня сказали, маркетологи, внимательно присматривающиеся к общим направлениям развития искусства и потребительских предпочтений. И они оказались правы в своем выборе, так как в 1906 г. удалось продать уже два «трофимовских» ковра, а еще через два года - в 1908 г. - из 36 изделий только 4 ковра были вытканы по местным рисункам. «Это было не единичное явление. О связи работ Трофимова с общим направлением буржуазного искусства того времени свидетельствует тот факт, что художественное направление ковровой мастерской получило одобрение на юбилейной выставке Мариинской практической школы в Петербурге в 1909 г. Там ковры Суджанской земской мастерской привлекли внимание организаторов выставки и эстетствующей части посетителей. За ковры, сделанные в новом стиле модерн, уездная управа и мастерская получила диплом в память об участии в выставке, т.к. посетители выставки восхищались как прекрасным исполнением ковров, так и прекрасным выбором и изяществом в подборе красок» [11, с. 185].
После работы в г. Судже В. П. Трофимов преподавал в филиале Строгановского училища в Сергиевом Посаде Московской губернии (с 1909 по 1911 гг.). Затем в Воронежской художественной мастерской им. С. Н. Коломенкина (с 1912 по 1920 гг.). В
начале 20-х годов создал серию картин, изображающих старый Воронеж и строительство кораблей на Петровских адмиралтейских верфях. В 1924 г. переехал в Омск, где преподавал в художественном техникуме им. М. А. Врубеля, заведовал живописным отделом. Руководил филиалом общества «Новая Сибирь», написал серию живописных работ, посвященных Сибири. Исполнил серию этюдов сибирского курорта «Боровое», расписывал интерьеры общественных зданий. В 1932 г. приехал в Москву. Оформил плафон парадной лестницы в Доме Советской Армии в Архангельском, плафоны Белого зала Моссовета и плафоны ГНИМА им. А. В. Щусева. Ему же принадлежит роспись в Доме Наркомтяжпрома в г. Сочи. В конце 30-х годов переехал в г. Загорск, где вместе с сыном работал над реставрацией Троице-Сергиевой Лавры. Игнатий Викентьевич Трофимов, являясь научным руководителем реставрационных работ и главным архитектором, разработал генеральный план реставрации Лавры. Он делал художественные реконструкции отдельных памятников Лавры (акварели на основе исторических описаний и чертежей), в том числе: «Духовская церковь и Троицкий собор», «Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия», «Трапезная». Художник продолжал работать в области станковой живописи и прикладного искусства. Умер Викентий Павлович Трофимов 10 февраля 1956 г. в г. Загорске [7, с. 93].
Библиография.
1. Гартвиг А. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учрежденная в 1825 году графом С. Г. Строгановым. Ея возникновение и развитие до 1860 года. - М., 1901, - 500 с.
2. Дело Московской Губернской Земской Управы о классах технического рисования 1903 г. // ЦИАМ. Д. 184. Оп. 6. Д. 234. Л. 31.
3. Илькевич Б. В., Никонов В. В. Дореволюционный период художественно-промышленного образования в Гжели // Наука и школа. - 2012 г. - № 2. - С. 175.
4. Илькевич Б. В., Семенова В. В. Гжель. Истоки творчества и мастерства. - Гжель: ГГХПИ, 2011. - 168 с.: ил.
5. Илькевич Б.В. Художественно-промышленное образование в Гжели. Дореволюционный период./ Илькевич Б.В., Никонов В.В., - М.: Прометей, 2012. - 104 с.
6. Илькевич Б.В. Художественно-промышленное образование в Гжели. 1899 - 1937 гг./ Илькевич Б.В., Никонов В. В. - Гжель: ГГХПИ, 2014. - 392 с.
7. Исаев П. Н. Керамисты Строгановской школы. Биографический словарь. - М.: МГХПУ им. Строганова, 2009. - 424 с.
8. Кирьянов Ю.И. Бюджетные расходы рабочих России в конце XIX - начале XX вв. // Россия и мир. Памяти профессора Валерия Ивановича Бовыкина: Сб. статей. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001.
9. Личное дело Трофимова Викентия Павловича. // РГАЛИ. Ф. 677. (Строгановское училище) Оп. 1. Д. 9031.
10. Материалы по филиальным отделениям Строгановскаго училища в Лигачеве и Речицах. // ЦИАМ. Ф. 184. Оп. 6. Д. 256. Л. 5.
11 . Степанов М. С. Среднее и низшее художественно-промышленное образование в дореволюционной России.: дис. канд. пед. наук. - Курск, 1970.