Научная статья на тему 'VIII международная научно-практическая конференция «Педагогические системы развития творчества» 21-23 декабря 2009 г'

VIII международная научно-практическая конференция «Педагогические системы развития творчества» 21-23 декабря 2009 г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VIII международная научно-практическая конференция «Педагогические системы развития творчества» 21-23 декабря 2009 г»

Образование и наука. 2010. № 3 (71)

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

VIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА»

21-23 декабря 2009 г.

Подготовка и проведение 8-й Международной научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества» прошли в партнерском сотрудничестве Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) и Центра «Одаренность и технологии» Управления образованием администрации г. Екатеринбурга. Это определило и две основные проблемы конференции, нашедшие отражение в ее программе: поиск путей совершенствования педагогического взаимодействия с одаренными детьми и научно-педагогическое обеспечение эффективности и экспертизы качества образовательных инноваций.

В работе конференции в очной и заочной форме приняли участие более 300 представителей научной и педагогической общественности, специалистов Управления образованием, организаторов дополнительного образования, в том числе из стран ближнего и дальнего зарубежья (Австрии, Белоруссии, Германии, Израиля, Казахстана, Украины), а также 60 городов России (Армавира, Барнаула, Екатеринбурга, Ижевска, Качканара, Кемерово, Кургана, Красноуфимска, Магнитогорска, Москвы, Нижневартовска, Нижнего Тагила, Омска, Первоуральска, Ревды, Рязани, Самары, Санкт-Петербурга, Сочи, Тюмени, Уфы, Челябинска, Ярославля и др.).

Одновременно с очной формой конференции проходила и виртуальная конференция, в которой могли принять участие все желающие - прочитать статьи и тезисы, оставить свои вопросы, комментарии и предложения.

В первый день конференции (21 декабря) с докладами и актовыми лекциями выступили:

• доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой Педагогических технологий Рязанского государственного университета Л. К. Гребенкина, предложившая теоретические подходы подготовки педагогов к решению творческих задач по развитию одаренности детей в условиях учреждения образования;

• кандидат технических наук, доцент, начальник отдела инновационных проектов Уральского отделения Российской академии образования Н. Н. Давыдова, представившая концепцию сетевого взаимодействия уч-

реждений образования г. Екатеринбурга и Свердловской области по организации работы с одаренными детьми;

• доктор физико-математических наук, профессор УрГПУ А. А. Фролов, рассмотревший новые подходы к организации учебной деятельности одаренных детей в период их перехода от начального к общему среднему образованию.

В этот же день прошли заседания четырех секций конференции:

• «Организационно-педагогическое обеспечение научно-исследовательской деятельности учащихся как компонент педагогической системы развития одаренности детей» (руководитель канд. физ.-мат. наук, доцент УрГПУ Л. А. Захарова);

• «Интеллектуально-творческие мероприятия как одно из условий развития детей и подростков» (руководитель главный специалист Управления образования администрации г. Екатеринбурга М. И. Ягодникова);

• «Инновационная деятельность в работе с одаренными детьми» (руководитель д-р физ.-мат. наук, профессор УрГПУ А. А. Фролов);

• «Организация работы с одаренными детьми в рамках предметной деятельности» (руководитель канд. психол. наук, доцент УрГПУ И. В. Девятковская).

Программа дня завершилась мастер-классами, которые проводили педагоги дополнительного образования и учителя общеобразовательных школ:

• «Развитие креативности средствами конструирования из наборов LEGO» - О. А. Шевченко, Центр «Одаренность и технологии»;

• «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей» - Н. С. Тарасова, Центр «Одаренность и технологии»;

• «Формирование эстетического вкуса и навыков художественного творчества при изготовлении паспарту» - Н. В. Русакова, Л. В. Салимова, О. Ю. Барышева, МОУ СОШ № 128;

• «Форум «Будьте здоровы!» - Т. А. Пузанова, Л. Я. Фролова, Н. В. Лысякова, МОУ гимназия № 35;

• «Национальные чайные церемонии, или размышление о том, что может рассказать культура чаепития» - А. Н. Аверьянова, МОУ гимназия № 35;

• «Междисциплинарное обучение как технология работы с одаренными детьми в начальной школе» - О. Ф. Болячкина, Н. В. Медведева, МОУ гимназия № 47;

• «Школьная аспирантура как одна из форм развития одаренных детей» - Н. Г. Донских, МОУ лицей № 88.

Все мастер-классы получили высокую оценку участников и были отмечены сертификатами организаторов конференции.

Программу второго дня работы (22 декабря) открыл совместный доклад «Информационное обеспечение системы экспертизы качества пе-

дагогических инноваций», который подготовили: Э. Ф. Зеер - член-корреспондент Российской академии образования, д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Б. М. Игошев - д-р пед. наук, профессор, ректор УрГПУ, С. А. Новоселов - д-р пед. наук, профессор, директор Института педагогики и психологии детства УрГПУ и Э. Э. Сыманюк - д-р психол. наук, профессор, заведующая кафедрой акмеологии и психологии управления УрГПУ.

Директор МОУ ДОД Центра «Одаренность и технологии» Ж. Ю. Дер-бышева посвятила свой доклад проблемам и перспективам работы с одаренными детьми. Ее содокладчиками выступили педагоги дополнительного образования Центра О. А. Шевченко, Н. С. Тарасова, Е. В. Таланкина и руководитель воспитательного отдела Центра Ю. Л. Скокова.

Директор Информационно-методического центра Кировского района П. В. Шиварев в своем докладе «Виртуальная конференция: основные задачи и первые итоги» рассмотрел особенности проведения виртуальной конференции, ее положительные стороны и отличие от заочной конференции. Это выступление вызвало оживленную дискуссию участников конференции.

В докладе канд. пед. наук, доцента УрГПУ Л. В. Ворониной «Инновационная модель математического образования в период дошкольного детства» внимание участников конференции было обращено на необходимость адаптации дошкольников к процессам технологизации и информатизации современного общества, что требует включения в математическое образование дошкольников адаптационных компонентов.

Второй день конференции завершился работой секций:

• «Повышение качества педагогических инноваций в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования» (руководитель д-р пед. наук, профессор, директор ИПиПД УрГПУ С. А. Новоселов);

• «Художественное творчество и эстетическое воспитание в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования» (руководитель д-р пед. наук, профессор УрГПУ Н. Г. Куприна);

• «Инновационный потенциал педагогов-новаторов прошлых десятилетий» (руководитель канд. пед. наук, профессор УрГПУ В. П. Ручкина).

В последний день конференции состоялось заседание Координационного совета по проблемам дошкольного и начального образования, организованного при Институте педагогики и психологии детства УрГПУ. Были обсуждены основные направления инновационной деятельности работников образовательных учреждений этого уровня в связи с задачей совершенствования процесса аттестации педагогических и управленческих кадров.

По итогам работы конференции выпущены два сборника научных статей и тезисов, продолжается подготовка третьего сборника (март 2010 г.) и принята резолюция, в которой участниками конференции сформулированы следующие рекомендации:

1. Одобрить представленный на конференции опыт работы учреждений общего и дополнительного образования г. Екатеринбурга с одаренными детьми.

2. Поддержать идею организации сетевого взаимодействия учреждений образования Свердловской области по работе с одаренными детьми.

3. Обратиться к педагогической общественности, к руководству УрО РАО, педагогическим вузам и колледжам России, Министерству образования и науки РФ и Министерству общего и профессионального образования Свердловской области с предложением об организации системы экспертизы качества педагогических инноваций и информационного обеспечения этой системы.

4. Поддержать проведение программ повышения квалификации, направленных на организационно-педагогическое обеспечение развития творчества субъектов образовательного процесса.

5. Продолжить разработку новых тренингов развития креативности, методов и технологий развития творчества.

6. Поручить оргкомитету ежегодной конференции создать электронный сайт конференции.

7. Поддержать идею одновременного проведения очной и виртуальной конференции.

8. Рекомендовать УрГПУ организовать выпуск одноименного с конференцией научного журнала «Педагогические системы развития творчества».

9. Одобрить работу созданного в Институте педагогики и психологии детства УрГПУ Координационного совета по проблемам дошкольного и начального образования и рекомендовать ему активизировать деятельность по общественной экспертизе проектов, программ, публикаций, инноваций и иных мероприятий всех уровней, направленных на совершенствование системы дошкольного и начального образования во всех аспектах ее функционирования.

10. Одобрить инновационную модель совершенствования математического образования в период дошкольного детства.

Научный руководитель конференции, д-р пед. наук, профессор С. А. Новоселов; член организационного комитета канд. пед. наук, доцент А. В. Воронина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.