ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2014. № 2
VIII ЧЕХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ТВЕРИ
17-18 мая 2013 г. в Твери и Удомле в очередной раз прошли традиционные «Чеховские чтения», которые были организованы кафедрой филологических основ издательского дела и литературного творчества филологического факультета Тверского государственного университета и Тверским отделением Союза писателей России в тесном сотрудничестве с Отделом культуры Администрации Удомельского района. В конференции приняли участие литературоведы, лингвисты, культурологи, историки, издатели, музееведы, краеведы из Твери, Москвы, Смоленска, Ржева, Удомли.
Традиция проведения «Чеховских чтений» на Тверской земле, основанная в 1993 г. молодыми кандидатами филологических наук С.В. Глушковым, С.Ю. Николаевой и Н.И. Фадеевой при горячей поддержке известного московского чеховеда А.С. Мелковой, отметила свое двадцатилетие. Нынешняя, восьмая конференция не была, впрочем, приурочена к какой-либо дате, а проводилась по велению души, из любви к великому русскому писателю. Современный удомельский-тверской пейзаж поражает своими истинно чеховскими контрастами: высокотехнологичные, неземные сооружения атомной станции, расположенные в самой сердцевине левитановского «вечного покоя», окружаемые, в зависимости от времени года, ландшафтами «Золотой осени» или «Марта», поневоле заставляют вспомнить «Чайку», монолог Нины Заречной о мировой душе и необычные, фантастические декорации и антураж, устроенные для любительского домашнего спектакля в такой уютной старинной усадьбе. На литературной карте России Тверь заняла свое место прежде всего благодаря удомельским («левитановским») эпизодам творческой биографии автора знаменитой «Чайки».
Участники «Чеховских чтений в Твери» большее внимание уделяют «среднерусскому», «левитановскому», «провинциальному» контексту чеховского творчества (в отличие от «ялтинского», «таганрогского», «московского», «европейского»). Левитановские пейзажи словно вдохновляют докладчиков, заставляя делать акцент на онтологических и аксиологических аспектах творчества А.П. Чехова, на его связях с философией, живописью, музыкой.
И на этот раз на конференции прозвучали интересные доклады, посвященные социально-культурным, философским, нравственно-религиозным аспектам чеховского наследия: проф. С.И. Кормилов (Москва) назвал свое сообщение «Титулованные персонажи Чехова», тем самым дополнив тему своего предыдущего доклада «Табель о рангах в жизни чеховских персонажей»; проф. С.Ю. Николаева говорила о «жанровой традиции «Лечебника» в творчестве А.П. Чехова», связав формулы старинных рецептов и лечебников, обнаруживающиеся в чеховских произведениях, с особенностями выражения авторской позиции Чехова; доц. С.В. Глушков в до-
кладе «А.П. Чехов в зеркале провинциальной прессы» представил обзор откликов читателей-провинциалов на прозу и драматургию писателя; канд. филол. наук Н.В. Волкова рассмотрела «танатологические мотивы в рассказе А.П. Чехова «Архиерей»; канд. филол. наук В.А. Жаров проанализировал ряд чеховских произведений через призму философии права; аспирант Т.В. Буглак затронула тему инонационального в докладе «Греческий национальный характер в "свадебном" цикле А.П. Чехова».
О взаимосвязи искусств и творческом диалоге художников говорилось в докладах канд. ист. наук Е.Г. Кирьяновой «Мир чеховских героев в иллюстрациях Т.В. Шишмарёвой (1905-1995)» и аспиранта М.Г. Головей «Музыка в творчестве А.П. Чехова и А.И. Цветаевой».
Вопросам чеховской поэтики были посвящены сообщения канд. филол. наук И.Л. Ефремовой «Запах как деталь в творчестве А.П. Чехова», аспирантов С.В. Баевой «"Остров Сахалин" А.П. Чехова: документальное и художественное», С.А. Ефремова «Роль концепта "море" в художественной картине мира А.П. Чехова», И.В. Тутаевой «Эволюция стиля писем А.П. Чехова в 1890-е годы», А.С. Якуткиной «Цитаты-эпиграфы в прозе А.П. Чехова», канд. филол. наук Ю.Л. Василевской «Своеобразие святочного рассказа в творчестве А.П. Чехова», канд. филол. наук П.С. Громовой «Дискредитация романтического героя в творчестве А.П. Чехова», проф. С.Ю. Николаевой «Романтический герой в зеркале чеховской пародии (об источниках водевиля А.П. Чехова «О вреде табака»)».
Как всегда, большая секция была посвящена литературным связям А.П. Чехова, но при этом историко-типологические и генетические сопоставления проводились на таком материале, который редко затрагивается на других чеховских конференциях. Новые интересные параллели были обозначены в докладах проф. В.А. Редькина (А.П. Чехов и поэт Владимир Соколов), аспиранта С.Б. Алиева (А.П. Чехов и Л.М. Леонов), аспиранта Н.Р. Бекбаевой (А.П. Чехов и И.С. Соколов-Микитов), канд. филол. наук Т.Н. Хриптуловой (Смоленск) (А.П. Чехов и Н.И. Тряпкин), канд. филол. наук С.А. Груши (А.П. Чехов и Ф.А. Абрамов), магистранта Н.В. Сабли-ной (А.П. Чехов и М.А. Булгаков), аспиранта И.В. Костюк (А.П. Чехов и А.А. Проханов).
На конференции выступили также писатели и поэты: Г.А Брюквина (Удомля), В.Л. Карпицкая, А.Т. Левитин, Л.Е. Нечаев (Тверь), члены ли-тобъединения «Чайка» (Удомля), а также известные краеведы Д.Л. Подушков с подробным обзором «А.П. Чехов и Удомельский край» и И.А. Мангазеев с сообщением ««Ведьмины» страсти в творчестве А.П. Чехова», посвященным постановкам «Вишневого сада» в Тверском академическом театре драмы.
По итогам конференции планируется выпуск очередного, восьмого по счету, сборника научных статей и материалов.
С.Ю. Николаева
Сведения об авторе: Николаева Светлана Юрьевна, докт. филол. наук, профессор кафедры филологических основ издательского дела и литературного творчества филол. ф-та Тверского гос. ун-та. Е-mail: synikolaeva@rambler.ru