VII Национальный конгресс по недвижимости
Москва
5 - 9 июня 2004 года
С 5 по 9 июня 2004 года в Москве в здании Российской академии наук прошел VII Национальный конгресс по недвижимости.
В работе ежегодного форума приняли участие более 1 200 профессионалов из различных регионов Российской Федерации, работающих на рынке недвижимости. Своим вниманием Конгресс почтили представители Администрации Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководители федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти, правительств Москвы и Московской области. Среди участников Конгресса были представители зарубежных организаций-партнеров из Белоруссии, Украины, Казахстана, Киргизии, Латвии, США и др.
Работу VII Национального конгресса по недвижимости освещали более 200 журналистов российских и зарубежных средств массовой информации.
В дни форума состоялись Национальный Совет и XIII Съезд Российской гильдии риелторов (РГР). Новым президентом Российской гильдии риелторов избрана Дран-ченко Елена Вадимовна, ранее занимавшая пост президент-элект РГР.
Подведены итоги конкурса «Профессиональное признание 2004», проходившего в
рамках VII Национального конгресса по недвижимости. Названы и награждены победители. Во время форума работали 23 профессиональные секции, а также выставка «Технологии риелторского бизнеса». По просьбам участников предшествующих конгрессов состоялось 20 бизнесс-туров.
Подробная информация о Конгрессе и его итогах размещена в соответствующих разделах сайта www.congressrgr.ru
Оргкомитет выражает благодарность за помощь в проведении VII Национального конгресса по недвижимости генеральному информационному спонсору издательскому Дому «ЭЛИТА ПАБЛИШЕР», генеральному спонсору гала-ужина, посвященного инаугурации президента РГР ОАО КБ «Городской клиентский»; спонсору номинации «Лучшая брокерская фирма на рынке жилищных программ и ипотечных сделок 2004» ЗАО «Райффайзенбанк Австрия»; спонсору церемонии награждения победителей конкурса «Профессиональное признание 2004» «Городскому Ипотечному Банку»; спонсору Конгресса группе компаний «ЭКООФИС»; спонсору прогулки на теплоходе «Финансовой строительной компании САС»; спонсору церемонии награждения победителей конкурса «Профессиональное признание 2004» компании «SIMENS Mobile».
Роль Российской гильдии риелторов в социальноэкономическом становлении цивилизованного рынка
недвижимости
Доклад президента Российской гильдии риелторов Горского Игоря Михайловича на VII Национальном конгрессе по недвижимости
В настоящее время Российская гильдия риел- лируемой организацией, объединяющей около торов (РГР, Гильдия) является мощной саморегу- 1 200 индивидуальных и коллективных членов.
РГР - единственное профессиональное объединение риелторов общероссийского масштаба, призванное не только отстаивать интересы своих членов, но и стимулировать всех участников рынка недвижимости к созданию цивилизованного рынка недвижимости, способного удовлетворить социальные потребности общества - потребности в жилье, строительстве объектов недвижимости различного назначения.
Роль Гильдии как проводника рыночных реформ в России трудно переоценить.
Как известно, перед экономикой страны поставлена задача увеличения в два раза объема валового внутреннего производства (ВВП) к 2010 году. Следовательно, возрастут объемы строительства, увеличится количество сделок на рынке вторичного жилья. Мы, риелторы, должны быть готовы к ускорению социально-экономического развития страны. Начинается процесс устойчивого роста производства, финансового оздоровления экономики страны. Президентом Российской Федерации поставлена глобальная задача: рубль должен стать конвертируемым не только по текущим операциям, но и по капитальным вложениям, конвертируемость должна быть не только внутренней, но и внешней.
В стране проводится административная реформа, количество министерств Российской Федерации сократилось до 14. Следовательно, повышается роль саморегулируе-мых организаций хозяйствующих субъектов в экономике страны.
В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина говорится, что одной из самых актуальных задач является обеспечение граждан доступным жильем. Это по-прежнему остается наболевшим вопросом для большинства населения России. Правительство, региональные и местные органы власти, подчеркнул Владимир Владимирович Путин, должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.
Для этого жилищное кредитование должно стать долгосрочным и доступным гражда-
нам. А чтобы рост спроса на жилье не привел к скачку цен, следует обеспечить конкурентные условия для жилищного строительства.
Президент сформулировал действия, которые необходимо предпринять для решения поставленной задачи.
Первое. Нужны финансовые механизмы, позволяющие улучшать жилищные условия не только за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, но и за счет будущих доходов людей. Нужны ясные правовые условия для развития долгосрочного жилищного кредитования. Ипотека должна стать доступным способом решения проблем для людей, имеющих средние доходы. Разумеется, нужны и такие формы финансирования, как участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах. На решение всех этих задач должна быть направлена работа государственной системы регистрации прав на недвижимость, бюро кредитных историй, необходим развитый рынок ипотечных ценных бумаг.
Второе. Необходимо разрушить монополии на строительных рынках. Граждане России не обязаны оплачивать расходы, возникающие из-за административных барьеров, создаваемых в строительстве, а также сверхприбыли застройщиков-монополистов. С целью сокращения времени и затрат на строительство необходимо принятие муниципалитетами четких правил землепользования и застройки, подготовки необходимой инженерно-коммунальной инфраструктуры, упрощение процедур разрешений и согласований на строительство.
Третье. Принципиальным вопросом является наличие гарантий права собственности добросовестных приобретателей жилья. Сделки на рынке жилья должны проходить только по прозрачным, понятным людям и, что немаловажно, недорогим процедурам.
Задачи, поставленные Президентом Российской Федерации, являются ориентиром нашей деятельности, они созвучны идеям, которые мы хотим обсудить с делегатами Конгресса.
Хотелось бы начать с вопросов сертификации.
Системе добровольной сертификации ус-
луг на рынке недвижимости исполнилось два года. В условиях отмены лицензирования риелторской деятельности РГР стала одним из законодателей в этой области. Впервые в России мы стали оценивать качество брокерских услуг. Система добровольной сертификации услуг на рынке недвижимости Российской Федерации, разработанная национальным профессиональным объединением участников рынка недвижимости - Российской гильдией риелторов, утверждена, как известно, постановлением Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии.
За время, прошедшее с момента проведения VI Национального конгресса по недвижимости, руководящим органом системы сертификации брокерских услуг была проведена огромная работы. Система сертификации в Российской Федерации становится одной из программ управления деятельностью на рынке недвижимости. Уже сегодня в регионах, где работает система сертификации, более 20 процентов сделок проходит через сертифицированные агентства недвижимости. В настоящее время структура системы сертификации состоит из 19 региональных органов по сертификации, 12 учебных заведений, 12 страховых компаний. Выдано более 215 сертификатов соответствия наиболее динамично развивающимся компаниям, лидерам региональных рынков недвижимости.
Система сертификации значительно продвинулась в формировании грамотного и профессионально работающего персонального состава агентств недвижимости. В аккредитованных учебных заведениях по единым программам прошли обучение около 1 500 и аттестовано около 2 000 агентов и брокеров.
Для РГР сертификация стала показателем ее дееспособности. В короткие сроки РГР предложила рынку механизм саморегулирования, в котором роль профессионалов возведена на необычайно высокий уровень. Сегодня система сертификации позволяет говорить о реально работающем механизме саморегуляции бизнеса. Уже сейчас РГР обладает почти всеми признаками саморегули-руемой организации. У нас имеется система стандартов. Выставочная деятельность РГР
соответствует уровню мировых стандартов (например выставка ДОМЭКСПО). Что касается образовательной деятельности РГР, то Национальный учебный центр риелторов подготавливает высококлассных специалистов по всем видам риелторской деятельности для работы во всех регионов страны.
В области сертификации мы ставим задачу перехода к 100-процентной сертификации фирм, входящих в РГР (сейчас мы имеем 30 процентов сертифицированных фирм).
В течение ближайших 3-5 лет РГР должна перейти к полному саморегулированию брокерских услуг, стать в полной мере са-морегулируемой организацией. Надеюсь, РГР способна реализовать такую стратегическую задачу.
Мы глубоко убеждены, что переход к реальному саморегулированию организаций и предприятий страны возможен только при наличии таких мощных профессиональных объединений, как РГР.
Следует отметить уникальную роль РГР в проведении такого грандиозного форума риелторов, как Национальный конгресс по недвижимости - одного из крупнейших международных мероприятий в этой сфере.
Международные программы Гильдии, сотрудничество с НАР (США), членство в ФИАБСИ и СЕРЕАН в масштабах России также имеют эксклюзивный характер. Мы возлагаем большие надежды на Конгресс ФИАБСИ для Европы, который будет проходить в Санкт-Петербурге осенью 2004 года.
О работе с государственными жилищными программами.
Деятельность РГР по данному важнейшему социально-экономическому направлению трудно переоценить. Мы выходим на новый уровень работы с государственными жилищными сертификатами (ГЖС). Совместно с Министерством обороны Российской Федерации РГР подготовлен пакет документов, реализация положений которых позволит фактически выполнить президентскую Федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты» посредством прямого участия в ней РГР и компаний, входящих
в нашу организацию. В указанный пакет входят положения об аккредитации поставщиков жилья, о Координационном совете Министерства обороны Российской Федерации и РГР, об экспертной группе, создаваемой этими организациями, учебно-тематический план проведения семинара по подготовке специалистов по работе с ГЖС и ряд других документов. Пакет документов уже подписан президентом РГР и заместителем Министра обороны Российской Федерации.
Эта работа - пример конструктивного сотрудничества РГР с исполнительной властью федерального уровня. И здесь важно то, что такие договоренности с разработкой соответствующих пакетов документов могут быть заключены с любым федеральным органом исполнительной власти, а также с соответствующими ведомствами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в той или иной степени связанных с недвижимым имуществом.
Речь прежде всего идет о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, с руководством которого мы давно обсуждаем идею привлечения управляющих компаний РГР к управлению государственным имуществом. Наша организация могла бы заключать подобные соглашения с такими ведомствами, как Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, а также МЧС и МВД России т. е. с теми ведомствами, где выдаются жилищные сертификаты. Очевидно, что с руководителями муниципальных образований мы могли бы заключать соглашения по выведению экологически вредных производств с одновременным использованием под застройку освобождающейся территории при создании базы данных по вторичному жилью и «зачетных» квартир и другим вопросам, связанным с недвижимостью.
Безусловно, сейчас для РГР соглашение с Министерством обороны Российской Федерации имеет большое значение. Посредством этого соглашения мы решаем одну из стратегических задач нашей организации -ведение социально-ориентированного бизнеса, помощь людям в ускорении решения
их жилищных проблем, решение миграционных проблем довольно значительной категории граждан - военнослужащих.
Под обеспечение ГЖС государство выделяет немалые средства на приобретение жилья, которых, однако недостаточно, поскольку рынок диктует свой, более высокий уровень цен. Мы готовы предложить и реализовать схемы, в том числе с использованием зачетов и кредитования, по вложению недостающих средств для достижения полной ликвидности ГЖС, т. е. реального получения жилья по данным сертификатам. Такой подход может быть применен и при решении социально-экономических проблем, связанных с миграционными потоками населения в стране.
Запущен механизм аккредитования организаций, которым будет доверена работа с ГЖС. На сегодняшний день аккредитовано 11 организаций, сотрудники которых прошли обучение по специальной программе работы с ГЖС.
Опыт работы по программе ГЖС необходимо широко распространять, в том числе и на уровне наших региональных объединений, на территории которых, я уверен, можно найти точки соприкосновения с соответствующими органами исполнительной власти по совместной работе в данном направлении.
Проблема развития ипотеки в стране.
Ипотека является одним из самых перспективных направлений развития рынка недвижимости в России. Мировой опыт показывает, что ипотека - наиболее оптимальный путь одновременного задействования механизма привлечения средств граждан, банковского капитала, государственных гарантий и использования всех ресурсов строительной индустрии. Доказала свою жизнеспособность немецкая система «Стройсбережений», объединяющая финансовые ресурсы будущих заемщиков.
Мы все понимаем, что ипотека - это настоящее «Эльдорадо» для тех, кто занимается строительством, риелторской деятельностью, поскольку заказчик, он же - потребитель риелторских услуг, кредитует сам себя. Поэтому инвестиции в строительство
переходят в сферу гражданских отношений, затрагивают общество в целом. Однако в России развитие ипотеки пока идет очень медленно. В настоящее время в Москве доля ипотеки в обороте недвижимости не превышает 3 процентов от всего объема сделок. По России в целом этот показатель еще ниже. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что Правительство поставило задачу до 2010 года увеличить эту цифру в
10 раз, что, в общем, реально, но осуществить этот рывок будет непросто.
Гражданам нашей страны трудно получить ипотечный кредит в банке из-за отсутствия кредитной истории, нестабильности общей экономической ситуации, высоких банковских процентов и по другим причинам. Конечная стоимость квартиры, приобретаемой по ипотечному кредиту, может возрасти в 1,5 и более раз.
Однако, несмотря на существующие проблемы и сложности, я уверен, что ситуация изменится, она обречена измениться к лучшему. Надо шире применять зачетные схемы, взаимное кредитование, расширять систему государственных субсидий, использовать те же ГЖС, хотя, понимаю, это сложно, т. к. они имеют фиксированный срок реализации.
К вопросу об аналитике.
РГР является одной из первых организаций, которая стала серьезно заниматься проблемой аналитики рынка недвижимости. По нашему мнению, только сочетание анализа законодательства и аналитики, или комплексный подход, как говорили раньше, способно воссоздать истинную картину перспектив развития рынка недвижимости.
Изучение макроэкономической и политической ситуации в России и мире говорит о вероятности достаточно оптимистического сценария развития ситуации на рынке недвижимости.
По-видимому в будущем нас ожидает период стабилизации цен на объекты недвижимости, в том числе на жилье. Кстати, сделанный в РГР еще в 1998-1999 годах прогноз по динамике цен, можно сказать, подтвердился. Сейчас мы далеки от ситуа-
ции, сложившейся в 2001 году, когда рост цен составил 29 процентов в валюте и 40 процентов в рублях при годовой инфляции в 19 процентов. По некоторым данным, в 2003 году инфляция составила 12 процентов, а в 2004 году ожидается на уровне
11 процентов. Но главное не в этом. Политическая обстановка в России, по мнению большинства аналитиков, стабилизировалась. Согласно официальным источникам в настоящее время резервные запасы в валюте Центрального банка Российской Федерации оцениваются примерно в 90 млрд долларов. Теперь, в случае банкротства банка, сразу вводится внешнее управление им, что гарантирует сохранность его активов. Все это делает невозможным финансовый кризис, сходный с тем, который произошел в 1998 году. Россия, как никогда ранее, близка к вступлению во Всемирную торговую организацию, что говорит о постепенном приведении отечественной экономики к рыночным стандартам (закроем пока глаза на недостатки законодательства в сфере недвижимости).
Остающаяся все еще высокой по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой инфляция, преобладание доли «горячих» денег над «длинными» - отличные возможности для возведения новостроек, хотя, понятно, это плохо для ипотеки. Нельзя забывать, что, по данным социологических исследований, примерно 60 процентов населения России желают улучшить свои жилищные условия, поэтому мы уделяем столь большое внимание ипотеке.
Наблюдающийся в последнее время рост цен - это объективная реальность, что может расцениваться как положительное явление только в том случае, если рост цен покрывается платежеспособностью населения. В противном случае происходит падение спроса на недвижимость, наступает экономический кризис. Мы все это понимаем. В настоящее время жилье продается, хотя цены и возросли значительно. По данным большинства аналитиков, в Москве стоимость одного квадратного метра жилья достигла 1 700 долларов США, а по России в целом - 15 тысяч рублей. Растет процент сделок с недвижимостью, приходящихся на
ипотеку, а это не может не радовать. Ожидается, что в 2004 году доля таких сделок составит около 7 процентов. Безусловно, рост цен на жилье во многом зависит от ценовой ситуации на нефтяном рынке. Как показывают исследования, при стоимости одного барреля нефти от 16 до 21 доллара США рост цен на недвижимость составляет около 1 процента в месяц, а при стоимости одного барреля нефти от 26 и более долларов США рост цен на недвижимость будет превышать 2 процента в месяц. По мнению ряда исследователей, до 30 процентов средств, полученных вследствие роста цен на нефть, вкладываются в приобретение объектов недвижимости.
Может возникнуть ситуация, когда граждане, опасаясь непредсказуемого колебания курса доллара, а точнее, его снижения, а также понижения стоимости нефти на мировом рынке и соответствующего снижения золото-валютных запасов в стране станут более активно вкладывать свои денежные средства в недвижимость, несмотря на возможное падение цен на нефть. Последнее обстоятельство позволит удержать спрос на недвижимость, жилье на достаточно высоком уровне, соответственно, и оборот сделок с объектами недвижимости по-прежнему останется на высоком уровне.
Несмотря на все трудности нашей работы, мы с оптимизмом смотрим в будущее, участвуем в строительстве новой системы хозяйствования в стране и надеемся, что наша работа способствует решению жилищных проблем гражданами России.
Одним из путей стабилизации цен на жилье и, возможно, их снижения в дальнейшем, по нашему мнению, является создание общенациональной информационноаналитической системы рынка жилья и других объектов недвижимости (МЛС). Внедрение МЛС позволит сформировать здоровую конкуренцию на рынке, повысить оборот объектов недвижимости. Эта система позволит решить проблемы мониторинга, исследования и прогнозирования развития рынка недвижимости на региональном и общенациональном уровнях, маркетинговых исследований, обеспечения оценочной деятельности, консалтинга.
Перспективной задачей является создание Федеральной информационно-аналитической системы рынка недвижимости. В связи с этим мы считаем необходимым обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о включении подобной программы в планы перевода страны на рыночные рельсы. Хочу отметить, что первый шаг к построению общероссийской мультилистинговой системы уже сделан. В конце апреля 2004 года Петербургская ассоциация совместно с Rambler «запустила» МЛС на уровне Санкт-Петербурга: создан сайт, на котором размещена вся информация о сделках с недвижимостью, проводимых членами этой ассоциации.
РГР продолжает сотрудничество с Международным консорциумом ассоциаций недвижимости, который занимается выработкой единых стандартов работы на мировом рынке недвижимости, образования и представления информации. Помимо России, членами этой организации являются ассоциации США, Канады, Австралии, Голландии, Бразилии, Ирландии, Норвегии, Сингапура - всего 59 стран. Благодаря достигнутым ранее договоренностям, начиная с весны 2003 года Консорциум предлагает фирмам-членам РГР новую бесплатную услугу: компании могут размещать информацию о продаваемых объектах на сайте Консорциума.
О роли РГР в совершенствовании законодательства.
Российская гильдия риелторов всегда активно занималась вопросами совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере недвижимости. Мы понимаем приоритетное значение этой работы в эпоху перехода к новым экономическим отношениям, структурной перестройки народного хозяйства.
Еще в 1997 году РГР разработала Концепцию развития рынка недвижимости России, основные идеи которой легли в основу многих законодательных актов федерального уровня. Особенно были востребованными предложения РГР при разработке и утверждении правительственной Програм-
мы среднесрочного социально-экономического развития на 2003-2005 годы.
Хочу особо отметить участие РГР в подготовке решения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 года по вопросу обеспечения прав добросовестных приобретателей недвижимости.
Конституционный Суд Российской Федерации принял решение о защите прав добросовестного приобретателя недвижимости. Фактически РГР инициировала этот процесс, поскольку еще до решения суда мы провели международную конференцию, посвященную этой проблеме. Мы всегда понимали, что принимаемые судами решения о разрыве всей цепочки взаимосвязанных между собой сделок недвижимого имущества независимо от «чистоты намерений» ее участников и соблюдения ими всех требований и условий сделки серьезно подрывают доверие потребителя риелторских услуг к операциям с недвижимостью и в ряде случаев снижают объемы сделок и ограничивают рынок недвижимости.
Теперь, после принятия решения Конституционного Суда, а оно является источником права, добросовестный приобретатель недвижимого имущества, т. е. не допустивший со своей стороны нарушений по оформлению сделки и не совершивший действий, препятствующих ее осуществлению, может спокойно продолжать владеть этим имуществом, например квартирой. Применение указанного нормативного акта может значительно оздоровить ситуацию на инвестиционном рынке. Например, раньше, в случае неправильного оформления документов иностранным инвестором, он мог реально потерять все свои вложения. Поэтому трудно переоценить значение этого нормативного акта для создания благоприятного инвестиционного климата в России.
Предложения по совершенствованию законодательства, принятые на Конгрессе по недвижимости, ежегодно передаются Президенту Российской Федерации, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации.
Многие вопросы и проблемы, поставленные нами, решаются. В частности, законодатель учел ряд наших предложений по
внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». За последние два года мы получили благодарственные письма от руководства Министерства имущественных отношений и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации за наши предложения о сотрудничестве в сфере разработки новых нормативных актов, касающихся недвижимости.
Сейчас представители РГР принимают активное участие в деятельности Рабочей группы, созданной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, готовящей принятие 28 новых основополагающих нормативных документов по совершенствованию законодательства в сфере недвижимости, в том числе по развитию ипотеки. Это поистине революционный шаг нашего законодателя. Поставлена задача «прорыва» в данной области, т. е. принятие всех нормативных актов в данной сфере, которое по ряду причин откладывалось. Мы поддерживаем этот пакет законопроектов.
В случае принятия названного пакета документов нас ожидают следующие наиболее важные, с нашей точки зрения, новшества в сфере недвижимости.
Наиболее разработанным, на наш взгляд, является новая редакция Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие которого давно ждут все специалисты, работающие на рынке недвижимости, и граждане. Фактически идет формирование новой жилищной политики, основанной на гражданско-правовых отношениях, укрепление правового пространства в сфере жилья, преодоление оставшихся административных барьеров. Мы считаем, что такой подход следует распространить на весь рынок недвижимости. Оборот коммерческой недвижимости необходимо перевести на рыночные рельсы. Из предлагаемых на утверждение новаций, содержащихся в данном пакете документов, отмечу:
• отмену нотариального оформления договоров ипотеки;
• правовое решение вопросов перепланировки;
• законодательное закрепление на уровне федерального закона прав добросовестных приобретателей недвижимости;
• отнесение к операциям, не подлежащим налогообложению НДС, операций по реализации жилья и продаже земельных участков;
• включение в Градостроительный кодекс Российской Федерации норм, касающихся зонной застройки городских территорий, создание единых зон - торговых площадок, введение более прозрачной процедуры оформления разрешений на строительство, предусматривающей сокращение количества подписей, необходимых для оформления документов;
• введение муниципального налога, что позволит финансировать строительство объектов недвижимости и инфраструктуры территорий городов и населенных пунктов.
Повышение роли муниципалитетов -важнейшая черта новой жилищной политики. Этот подход созвучен идеям, высказанным РГР еще в 1997 году. Вместе с тем хочу подчеркнуть, остаются в силе наши предложения в сфере недвижимости, сделанные ранее:
• внесение изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), заключающегося в том, что к объектам недвижимости необходимо дополнительно отнести помещения (жилые и нежилые) и незавершенные строительные объекты с внесением соответствующего дополнения в статью 130 ГК РФ. Как это ни парадоксально, но до сих пор этого не сделано, что приводит к возникновению многих недоразумений при совершении операций с объектами недвижимости, которые де-факто уже считаются таковыми;
• внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации. Необходимо четко определить экономические критерии
передачи земельных участков в собственность, ограничить институт предоставления земельных участков, которые могут быть вовлечены в гражданский оборот, в безвозмездное пользование;
• необходимо внести изменения в законодательство о недвижимом имуществе, о которых я подробно говорил на VI Национальном конгрессе по недвижимости1.
О защите прав потребителей риелторских услуг.
По нашему мнению, это чрезвычайно важная проблема, т. к. только на основе доверия и взаимопонимания всех участников операций, связанных с недвижимостью, в стране может быть построен истинно цивилизованный рынок недвижимости.
Мы, риелторы, выступаем против обмана граждан, против построения всякого рода пирамид. В связи с этим особенное внимание следует уделять тем, кто реализует жилье по цене ниже рыночной, тем, кто собирает деньги при отсутствии реального движения на строительной площадке. У нас сильные сомнения вызывает деятельность кооперативов, члены которых образуют небольшие по численности организации.
Мы приветствуем все действия, направленные на обеспечение прозрачности в сфере недвижимости, в строительстве, предоставлении земельных участков, которые предпринимает Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
Подводя итоги своего выступления, я хотел бы подчеркнуть, что только совместные усилия законодателей, исполнительной власти, самих участников операций на рынке недвижимости и Российской гильдии риелторов способны привести нашу страну к построению действительно цивилизованного рынка недвижимости.
1 См. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2003. № 7.