Научная статья на тему 'ВИДЫ ЗАДАЧ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ'

ВИДЫ ЗАДАЧ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ЗАДАЧ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

человек, выполняющий механические действия, а прежде всего думающий, мыслящий и способный анализировать свои действия для получения лучшего результата"[1].

Данное исследование полностью подтверждает совпадение точки зрения на имеющуюся проблему. Если не устранить дефицит кадров с инженерным мышлением, то в ближайшем будущем обязательно возникнут такие проблемы, как: стагнация в развитии страны и невозможность конкуренции с другими странами в технических и научных прорывах. Именно поэтому необходимо развивать умы учащихся, начиная с раннего возраста.

Активным средством достижения поставленной цели является математика и внедрение нестандартных задач, которые частично или полностью не поддаются чёткому алгоритму. Такие задачи необходимо внедрять как в урочное время, так и во внеурочное.

Нестандартные задачи представляют из себя набор условий, которые требуют тщательного осмысления. Такие задачи могут быть направлены как на жизненный опыт человека, так и на развитие логического мышления.

Внедрение задач на развитие инженерного мышления не представляет особой сложности.

После внедрения нестандартных задач в процесс обучения, интерес у студентов к изучению предмета вырастет и, они самостоятельно убедятся, что такого вида задачи, действительно, встречаются в повседневной жизни. Обучающиеся прониклись мыслью, что математика не «сухая наука», а полезное средство разрешения возникших проблем или задач в жизненных ситуациях.

Исходя из результатов проведённого исследования можно утверждать, что при помощи математики однозначно можно и нужно формировать и развивать инженерное мышление у обучающихся вузов. Если регулярно внедрять нестандартные задачи и исследовательскую деятельность в процесс обучения студентов инженерного направления, страна перестанет испытывать нехватку инженерных кадров.

Список использованной литературы:

1. Абрамова, О. Н. Развитие инженерного мышления школьников / О. Н. Абрамова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 301-303. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79877/ (дата обращения:11.11.2022).

2. Васильев Н. Б., Егоров А. А. Задачи Всесоюзных математических олимпиад - М.: Наука. Гл. ред. физ. -мат. лит., 1988. - 14 л. - (Б-ка мат. кружка; вып. 18). - 288с.

3. Синицын Е. С. Формирование инженерного мышления в школе // Развитие физико-математического мышления у учащихся и студентов. Новосибирск: НГХА, 2011.

© Амангельдыева Г.Т., Атамурадова Е.А., Артыкова. Дж., Оразов П.А., 2024

УДК 53

Инеров Б.,

преподаватель кафедры "Высшей математики"

Меляева О.,

старший преподаватель кафедры "Высшей математики"

Атаев Р., студент

Туркменский государственный институт финансов

ВИДЫ ЗАДАЧ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Совершенствование национальной системы образования, воспитание поколения ученых-новаторов, повышение темпов международного сотрудничества в этой области являются важными

направлениями государственной политики страны. Президент признает модернизацию системы образования и науки одним из приоритетов государственной политики. Политика образования в стране направлена на подготовку всесторонне образованного, высококвалифицированного молодого поколения, которому предстоит взять на себя ответственность за будущую судьбу страны, укрепить и развить основы различных систем народного хозяйства.

В результате дальновидной и справедливой политики уважаемого Президента достигнуты большие успехи в экономике Родины. Один из основных путей развития экономики связан с ее оптимальным планированием в будущем. Чтобы оптимально решить любую экономическую задачу, необходимо создать ее математическую модель и использовать в этом процессе соответствующие программы.

Несмотря на общность внешнего вида экономических проблем, их экономико-математические модели и методы их решения различны. У них есть две уникальные характеристики:

Определение некоторых критериев оценки, оценивающих качество экономических решений с учетом их влияния на изучаемую систему:

Поскольку изучаемые системы просты, решение задачи осуществляется каким-либо методом оптимизации (с использованием аналитических или численных, т.е. инновационных методов).

Как известно, в математике, моделировании, экономике и многих других областях полная картина математического научно-образовательного исследования, то есть выполнения аналитических расчетов и преобразований, проведения математических расчетов, обработки полученных результатов и т.д. Для выполнения операций разработаны различные программы, интегрированные системы, такие как MatLab\6.5,\WinQSB,\Excel и др. м. Можно показать, что в настоящее время создано множество программ для использования при разработке управленческих решений. Среди этих программ WinQSB объединяет несколько программ, позволяющих решать смежные задачи (например, модуль системного моделирования).

В этом уроке мы рассмотрим скалярную функцию с векторными аргументами. Пусть ^х) — функция от п. Чтобы найти максимум или минимум этой функции, нам нужно найти ее собственные произведения и приравнять их нулю. Таким образом, решение полученной системы уравнений будет иметь либо точки минимума, либо максимума (точку, в которой произведение функции обращается в ноль).

Экономический геометрический смысл задачи нелинейного программирования.

Обычно он является нелинейным, когда его математическая модель сформулирована для оптимального решения многих практических задач.

Задачу нелинейного программирования можно представить в следующем виде:

1) целевая функция линейна, система ограничений нелинейна;

2) целевая функция нелинейна, система ограничений линейна;

3) И целевая функция, и система ограничений нелинейны.

Решим эту задачу разными способами и определим ее оптимальность. Пусть задана общая задача нелинейного программирования следующего вида:

f(x1, х2,..., хп) ^ тах(тт), (1)

!д1(х1,х2,...,хп)<

д2(Х1,Х2,...,Хп)<Ь2 (2)

9т(^1>^2> <

XI >0, 1 = 1/п (3)

1)-(3) называется математической моделью общей задачи линейного программирования. Число является заданным числом (видами отсчета).

Если задача имеет решение и оно удовлетворяет (2), то выполняются следующие условия. Воспользуемся его геометрическим смыслом при определении решения задачи нелинейного программирования:

1) гиперповерхность (гиперплоскость);

2) определить существующие рамки решения проблемы;

3) определить верхний и нижний уровень и проверить его положение относительно гиперплоскости. Если решения нет, то диапазон имеет либо пустое множество, либо уникальное решение;

4) исходя из ограниченного диапазона, через максимальные (минимальные) точки следует определить кривую или прямую линию по гиперплоскости, то есть линию, проходящую через эти точки.

Список использованной литературы:

1. Gurbanguly Berdimuhamedow. Gara§syzlyga guwanmak, Watany, halky s6ymek bagtdyr.-A§gabat, Ylym, 2007 уу1.

2. Gurbanguly Berdimuhamedow. Tйrkmenistanda saglygy goray§y 6sdйrmegin у1ту esaslary.-A§gabat 2007 уу1.

3. Tйrkmenistanyn Prezidenti Gurbanguly Berdimuhamedowyn yurdy tazeden galkyndyrmak baradaky syyasaty.-A5gabat, TDNG, 2007 уу1.

4. Gurbanguly Berdimuhamedow. Tйrkmenistan-sagdynlygyn we ruhubelentligin yurdy.-A§gabat 2007 уу1.

© Инеров Б., Меляева О., Атаев Р., 2024

УДК 53

Пашикова Т. Д.

Преподаватель.

Туркменский государственный университет имени Махтумкули

г. Ашхабад, Туркменистан

Языева А. Б.

Преподаватель.

Туркменский государственный университет имени Махтумкули

г. Ашхабад, Туркменистан

ФОТОПРИЕМНИКИ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ НАНОСТРУКТУР МЕТАЛЛ-ДИЭЛЕКТРИК-ПОЛУПРОВОДНИК

Аннотация

Разработаны высокоэффективные фотоприемники (ФП) видимого и УФ излучения на основе Аи-Ga2Oз(Fe)-n-GaAso.6Po.4 наноструктур. Были исследованы фотоэлектрические свойства Аи^а20з^е)-п-GaAso.6Po.4 наноструктуры фоточувствительность в видимой и ультрафиолетовой частях спектра, а также изучено влияние атома железа в оксидном слое на спектральную фоточувствительность.

Ключевые слова:

УФ фотоприемники, GaAso.6Po.4, МДП-структура, фоточувствительность, УФС-2 фильтр.

В последние годы во всем мире очень большое внимание уделяется вопросам разработки нанотехнологий для создания твердотельных структур. В области физики барьеров Шоттки нанотехнологии используются для создания высокоэффективных фотоприемников видимого и ультрафиолетового излучения [1-3].

Настоящая работа посвящена исследованиям фоточувствительности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.