УДК 339
ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ СОЮЗОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
В.В. Федоткин,
канд. экон. наук, доцент,
Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены признаки международной интеграции в сфере таможенно-тарифного регулирования, раскрыта форма международного сотрудничества в виде Таможенного союза, приведены примеры применения таможенных союзов в современном мире, предложена классификация видов таможенных союзов.
Ключевые слова: международная интеграция, Таможенный союз, экономический союз, таможенно-тарифное регулирование.
Abstract. The article covers characteristic features of international integration in the framework of customs tariff regulation, gives a definition to such a form of international cooperation as a customs union, shows some examples of customs unions functioning and suggests a classification of customs unions types.
Keywords: international integration, Customs Union, economic union, customs tariff regulation.
Мировая практика экономической интеграции имеет достаточно примеров создания межгосударственных объединений экономического характера. Одним из таких формирований является Таможенный союз Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации, заключенный в рамках Евразийского экономического сообщества. Создание Таможенного союза в целом является свидетельством высокой степени дружественных отношений между участниками сообщества на основе взаимовыгодного международного сотрудничества.
Однако сформированный Таможенный союз долгие годы имел особенности таможенного регулирования, характеризуемые определенными ограничениями (изъятиями) из применяемых общих положений, связанных с таможенными инструментами, используемыми на таможенных территориях государств - участников союза.
Ряд событий 2008-2010 годов, к которым следует отнести юридическое и фактическое объединение таможенных территорий государств - участников союза, заключение и вступление в силу договора о Таможенном кодексе Таможенного союза, являются знаковыми событиями современности. Именно с принятия этих решений следует отсчитывать время новой фазы (этапа) интеграционных процессов на территории Белоруссии, Казахстана и России. Данная интеграция в сфере таможенного дела представляется не столько юридическим закреплением стремлений руководителей данных государств, сколько отражением потребностей национальных экономик и желаний обычных людей.
Переход к единой таможенной территории раскрыл дополнительные возможности для экономического развития объединившихся государств, высвобождая при этом значительные средства и, главное, время, от необходимости соблюдения таможенных формальностей при взаимной торговле. Экономические контакты стали более доступны не только крупному бизнесу, и ранее имевшему значительные инструменты патронирования со стороны руководства государств, но и любому участнику хозяйственной деятельности. Формирование единой таможенной территории отменило таможенные ограничения для межличностного общения жителей Белоруссии, Казахстана и России, расширило возможности для контактов в сфере туризма, образования, культуры и спорта. Отсутствие барьеров между государствами - участниками Таможенного союза фактически возобновляет экономические и культурные традиции народов этих стран, утерянные при распаде СССР. Следует отметить, что сформированный клуб стран - участниц сообщества является открытым для государств - участников СНГ.
Создание единой таможенной территории потребовало не только юридического оформления, но и разработки общей нормативно-правовой базы как необходимого условия существования единого экономического пространства, основными документами которой являются Таможенный кодекс Таможенного союза и Единый таможенный тариф. Таможенный кодекс Таможенного союза обеспечивает унификацию национальных таможенных законодательств государств - участников таможенного соглашения и фактически является документом, регулирующим таможенные правоотношения.
Однако Российская Федерация является участницей и иных интеграционных формирований, что вносит необходимость детализации
сфер, методов и способов сотрудничества для формирования соответствующего понимания роли и места инструментов, предусмотренных Таможенным союзом, и оценки эффективности их применения.
В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть признаки таможенных союзов с учетом мировой практики и предложить классификацию видов таможенных союзов.
Остановимся на понятии таможенный союз и рассмотрим его виды.
Согласно Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур [1, п.к гл.1], Таможенный (или экономический) союз означает союз, учрежденный состоящими в нем государствами, который компетентен принимать собственные нормативные акты, обязательные для этих государств по вопросам, регулируемым настоящей Конвенцией, а также компетентен принимать, в соответствии со своими внутренними процедурами, решения о подписании, ратификации или присоединении к настоящей Конвенции.
Представляется, что понятие экономический союз - это более широкая категория, объединяющая различные типы международных сообществ, сотрудничество которых осуществляется в экономической сфере.
Предлагаем следующее понятие: экономический союз - это сообщество двух и более государств, заключивших между собой на взаимовыгодных условиях соглашение о сотрудничестве в области экономики, с целью формирования общих механизмов государственного регулирования экономик стран - участниц союза и проведения единой торговой политики с третьими странами. Из арсенала механизмов экономических союзов можно выделить следующее:
■ проведение государствами - участниками союза общей внешней торговой, а в некоторых случаях, и внутренней политики;
■ наличие общих бюджетов и объединение источников их пополнения;
■ введение согласованных таможенных тарифов и согласование иных тарифных ставок;
■ формирование общей системы тарифных преференций;
■ установление согласованных торговых ограничений;
■ формирование зон свободной торговли и таможенных союзов.
Итак, таможенный союз необходимо рассматривать как тип международной интеграции высокой степени, при которой предусматривается соглашение двух или более государств (форма межгосударственного
соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, а также форма коллективного протекционизма. Таможенный союз предусматривает также образование общей таможенной территории.
Обычно государства - участники таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат. Национальные государственные органы, регулирующие таможенные правоотношения, объединяются в централизованную систему, формируя единую структуру, обеспечивающую реализацию достигнутых соглашений. Объединенные таможенные органы имеют общий руководящий надгосударственный орган управления. Фактически речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющих реальные юридические полномочия на территории государств - участников союза. Можно сказать, что таможенный союз обладает более высокой степенью интеграции, чем, например, зоны свободной торговли.
Предложим следующее понятие таможенного союза - соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма (внутренних рынков) от третьих стран [2, с. 397]. Наиболее совершенной формой таможенного союза является соглашение двух или более государств об упразднении таможенных границ между ними и образовании территории, на которой применяется единое таможенное законодательство.
Таможенные союзы могут иметь следующие характеристики:
■ Общая таможенная территория.
■ Применение единого импортного или экспортного таможенного тарифа в отношении третьих лиц.
■ Режим свободной торговли, не допускающий каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле.
■ Упрощение и последующая отмена таможенного контроля на внутренних таможенных границах и поэтапная ликвидация внутренних таможенных границ (барьеров).
■ Однотипные (согласованные) механизмы регулирования экономики.
■ Единые органы управления.
Представляем существующие, общепринятые, действующие в настоящее время таможенные союзы:
■ Европейское экономическое сообщество;
■ Таможенный союз Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках ЕврАзЭС;
■ Южно-африканский таможенный союз стран юга африканского континента (члены союза Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Намибия, ЮАР);
■ Меркосур (Южно-американский общий рынок) - таможенный союз стран Южной Америки (полноправные члены Меркосура: Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай и Уругвай; ассоциированные члены: Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу);
■ Восточно-африканское сообщество;
■ Андское сообщество.
К наиболее представительным примерам практики применения экономических союзов необходимо отнести Европейское экономическое содружество (Европейский союз), в котором можно наблюдать интеграционные процессы в различных экономических плоскостях и, в том числе, единой таможенной политике. При этом Европейскому союзу присущи следующие признаки:
■ формирование зоны свободной торговли на территории всех стран - участниц таможенного союза;
■ создание общего таможенного пространства;
■ принятие единого законодательства таможенного союза, регулирующего таможенные правоотношения;
■ применение единой тарифной политики для взаимоотношения со странами, не являющимися участниками союза;
■ наличие общей системы запретов и ограничений;
■ общий бюджет для взимания таможенных пошлин и сборов;
■ объединение национальных таможенных органов в централизованную надгосударственную систему;
■ наличие высшей судебной инстанции, решение которой носит обязательный характер для всех участников таможенных правоотношений и имеет реальные гарантии его исполнения.
Следует отметить, что успешное формирование Европейского таможенного союза положительно отразилось на процессах интеграции в
Европе не только в сфере экономики, но и в иных сферах общественно-политической жизни государств - участников ЕС, позволяющих характеризовать данное объединение политическим и экономическим европейским сообществом.
Однако такая интеграция характерна не для всех таможенных союзов. В истории и современной практике имеет место применение таможенных союзов, в основе которых находится договор двух и более государств, заключивших между собой на взаимовыгодных условиях соглашение о сотрудничестве в области экономики, при котором в государствах - участниках союза отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. В рамках преференционных договоров государства - участники соглашения устанавливают тарифные льготы в виде полного освобождения от уплаты пошлин при ввозе на их таможенные территории товаров, произведенных на территории стран - участниц соглашения.
В этом случае таможенный союз следует характеризовать следующими признаками:
■ применением взаимных тарифных льгот;
■ применением согласованных тарифов;
■ применением согласованных тарифных преференций;
■ применением взаимных таможенных льгот.
Следует пояснить, что льготы и согласованные ставки пошлин могут распространяться как на весь спектр товарных позиций, так и иметь выдержки на определенные товарные позиции, а равно иметь исключения из них.
К таким международным объединениям следует отнести соглашение о СНГ.
Как уже отмечалось, степень интеграционных процессов в мировом хозяйствовании имеет различные уровни сотрудничества. Особое место в мировой практике международной интеграции занимают зоны свободной торговли как форма международного экономического сотрудничества.
Зона свободной торговли - это тип международной интеграции двух и более государств, заключивших между собой на взаимовыгодных условиях соглашение о сотрудничестве в области экономики, при котором в странах - участниках соглашения отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во вза-
имной торговле, ликвидируются внутренние таможенные барьеры [2, с. 154]. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. В то же время за каждым государством - участником соглашения сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства.
Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между государствами - участниками соглашения о зоне свободной торговли могут сохраняться таможенные границы и таможенные учреждения, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы, с целью контроля товаропотоков из третьих стран.
В то же время за каждым государством-участником сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим государствам или союзам.
Полагаем, что формирование зоны свободной торговли базируется на применении единой таможенно-тарифной политики, а, следовательно, может рассматриваться как один из видов таможенного союза.
Примерами применения зон свободной торговли можно привести:
■ Северо-американская зона свободной торговли - НАФТА (North American Free Trade Agreement - NAFTA) - соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Цель создания - формирование зоны свободной торговли [3, с. 115]. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифных и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;
■ Европейская ассоциация свободной торговли - в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;
■ Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 1983 г.
Подводя итог иллюстрации мировой практики применения таможенных союзов, предлагается их классификация:
■ таможенные союзы с высокой степенью интеграции (характеризуются единой таможенной территорией, отсутствием внутренних таможенных барьеров, единым таможенным законодательством, единым таможенным тарифом, единой системой таможенных органов и т.д.);
■ таможенные союзы со средней степенью интеграции (характеризуются единой таможенной территорией, одновременно допускающей наличие таможенных барьеров на внутренних границах, а также согласованным таможенным законодательством государств - участников союза, согласованным таможенным тарифом, допускающим значительные извлечения по национальному признаку, и системой таможенных органов, действующей на национальном уровне);
■ преференционные таможенные союзы;
■ зоны свободной торговли.
Проведенный анализ позволяет сформулировать признаки, присущие такой форме международного экономического сотрудничества, как таможенный союз. При этом следует учитывать, что часть признаков являются обязательными, основополагающими, базовыми, а часть признаков может носить факультативный характер и зависит от степени интеграции.
Предлагаем к базовым признакам отнести:
■ взаимное освобождение от таможенных пошлин товаров, приходящих с территории государств - участников таможенного союза;
■ формирование единых согласованных тарифов в отношении товаров, приходящих с территории третьих стран;
■ предоставление тарифных преференций.
К факультативным признакам относятся:
■ создание свободного движения товаров, приходящих с территории государств - участников таможенного союза;
■ формирование единой таможенной территории;
■ ликвидация (демонтаж) таможенных границ;
■ ликвидация технических и иных барьеров для движения товаров;
■ формирование единого наднационального законодательства;
■ создание централизованной системы таможенных органов и наднациональных структур управления этими органами;
■ наличие единого бюджета.
Представленная в настоящей статье классификация видов таможенных союзов сформулирована с учетом анализа применения таможенно-тарифных инструментов регулирования экономических процессов в современном мире. Полагаем, что исследуемый материал важен и для оценки интеграционных процессов, происходящих на постсоветском пространстве, и, в частности, для оценки деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г.
2. Словарь-справочник внешнеторговых терминов и определений. - М., 2007.
3. Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Учебное пособие / Под ред. академика РАН, д.э.н. С.Ю. Глазьева и д.п.н. Т.А. Мансурова. - М., 2011.