Турсунова Гулбахор Назирджановна,
кандидат экономических наук, доцент, декан факультета бизнеса и управления ТГУПБП
ВИДЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА И ГЕНЕЗИС ОБМЕНА В ДРЕВНЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Величайший прогресс в развитии производительных сил, труда и значительную долю искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, Адам Смит оценил как следствие разделения труда. По видению Адама Смита, разделение труда представляло собой как следствие - медленно и постепенно развивающееся - определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену одного предмета на другой (1, 79-86).
Согласно оценке К. Маркса, общественное разделение труда составляет условие существования товарного производства. «Разделение труда превращает продукт труда в товар и делает поэтому необходимым его превращение в деньги», - писал К. Маркс. Он определил три ступени разделения труда: общее, частное и единичное -«...разделение общественного производства на его крупные роды, каковы земледелие, промышленность и т.д., можно назвать общим разделение труда, распадение этих родов производства на виды и подвиды - частным разделением труда, а разделение труда внутри мастерской - единичным разделением труда» (2, 363).
К. Маркс вновь установил пути появления естественного и общественного разделения труда: «В пределах семьи - а с дальнейшим развитием в пределах рода -естественное разделение труда возникает вследствие половых и возрастных различий, т.е. на чисто физиологической почве, и оно расширяет свою сферу с расширением общественной жизни, с ростом населения, особенно же с появлением конфликтов между различными родами и подчинением одного рода другим. С другой стороны . обмен продуктами возникает в тех пунктах, где приходят в соприкосновение различные семьи, роды, общины.» (2, 363)
С точки зрения Ф. Энгельса, разделение труда первоначально произошло естественным образом по половому признаку. «Мужчина воюет, ходит на охоту и рыбную ловлю, добывает пищу и изготовляет необходимые для этого орудия. Женщина работает по дому и занята приготовлением пищи и одежды - варит, ткет, шьет.. Каждый является собственником изготовленных и употребляемых им орудий: мужчина - собственник оружия, охотничьих и рыболовных принадлежностей, женщина - домашней утвари» (3, 50; 118; 363-364).
По Ф. Энгельсу, первое крупное общественное разделение труда выразилось в выделении пастушеских племен из остальной массы варваров. Это явление совершилось на средней ступени варварства как продукт «неолитической революции» в VI - II тыс. до н. э. При этом Ф. Энгельс считал, что приручение животных, дающих
молоко и мясо, началось на Востоке. «Между тем как культура растений, по-видимому, еще очень долго в течение этого периода (неолита - Г.Т.) оставалась здесь неизвестной. Приручение и разведение скота и образование крупных стад дали, по-видимому, арийцам (предкам индоиранцев - Г.Т.) и семитам (древние вавилоняне, ассирийцы, финикийцы, иудеи - предки арабов и евреев - Г.Т.), возможность выделиться из прочей массы варваров. У европейских и азиатских арийцев названия животных еще общие, названия же культурных растений - почти всегда разные» (3,152). Пастушеские племена сравнительно с охотниками, рыболовами имели не только молоко, молочные продукты и мясо гораздо в больших количествах, но также шкуры, шерсть, козий пух и все возрастающее с увеличением массы сырья количество пряжи и тканей. Согласно Ф. Энгельсу, все это впервые сделало возможным регулярный обмен: «... после выделения пастушеских племен мы находим готовыми все условия для обмена между членами различных племен для его развития и упрочения как постоянного учреждения» (3, 153).
По словам Ф. Энгельса, из первого крупного общественного разделения труда -выделения скотоводов - возникло и первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых, в семье произошла революция - разделение труда и распределение собственности между мужчиной и женщиной (3, 155). Разделение общества на свободных и рабов породило различие между богатыми и бедными, способствовало расчленению социальных групп населения на классы.
В.И. Ленин утверждал, «что понятие «рынок» совершенно неотделимо от понятия общественного разделения труда. Рынок является там и постольку, где и поскольку появляется общественное разделение труда и товарное производство. Величина рынка неразрывно связана со степенью специализации общественного труда (4, 94). Развивая теорию о рынке, В.И. Ленин заключил: «Итак, общественное разделение труда есть основа всего процесса развития товарного хозяйства и капитализма» (5,23).
Приступим теперь к рассмотрению видов и типов разделения труда в Центральной Азии древнего периода в последовательном порядке и в соответствии со ступенями исторической эволюции.
Естественное разделение труда. Различие географических условий природных поясов Центральной Азии обусловило разнообразие хозяйственно - культурных особенностей её отдельных областей. Это сочетание обширных песчаных и глинистых пустынь, называемых в древности Туран, а в более поздний период Каракумы, Кизилкумы, пригодных для скотоводства, на западе и мощных горных систем Памиро-Алая, Гиндукуша, Гималаев и Тянь-Шаня - на востоке с прилегавшими долинами, удобными для земледелия. В предгорьях и главным образом на подгорных равнинах, а также в долинах и дельтах Амударьи, Сыр- дарьи, Герируда, Марвруда, Балхоба возникли древнейшие очаги земледельческой культуры, где также было развито скотоводство и рыболовство. Отдельные местности отличались одна от другой особенностями исторически сложившихся взаимосвязей между хозяйственной деятельностью населения и географической средой, что в свою
очередь определяло образ жизни и характер материальной культуры - видов поселений и жилищ, средств передвижения, пищи и т.д. (6,32).
Бесспорно, сама природно-географическая среда была первопричиной сложения древнейшей формы разделения труда. Такую первичную основу виявил К. Маркс: «. не абсолютное плодородие почвы, а ее дифференцированность, разнообразие ее естественных продуктов составляют естественную основу общественного разделения труда; благодаря смене тех естественных условий, в которых приходится жить человеку, происходит умножение его собственных потребностей, способностей, средств и способов труда» (2,522).
По данным древнейшего письменного памятника «Ригведа» (РВ), территории расселения арийцев - индоиранских племен - высокие горы во второй половине II тыс. до н.э. и в начале I тыс. до н.э. и пик mujavat Гималаев (букв. «Покрытый снегом») славились лучшими сортами сомы, которой изготавливали известный напиток» (1). Горные леса являлись источником строительной древесины. Из деревьев в культуре ариев «важнейшей была «ашваттха» с плодом «pippala», игравшая большую роль в религиозном культе (символ мирового дерева, а также материал для изготовления ритуальной посуды). Встречается название дерева «кhadi-rа» с твердой древесиной, чьи орехи использовались для игры в кости. Среди растений и трав в РВ выделяются лекарственные, ритуальные. Камыш, тростник и их разновидности употреблялись для плетения (7, 444). (Плетеные циновки выполняли роль денег на ранней стадии купли-продажи - Г.Т.). Итак, разнообразие природных поясов гор и долин обусловило усиление разделения труда и становления обмена.
Арийцы - скотоводы высоко ценили корову как источник материального благополучия, богатства, удовлетворения, дающий продукты питания. Быков и яловых коров приносили в жертву богам в обмен на благословение и благосостояние. За стадами коров совершались разбойничьи набеги на соседей. Коров подносили жрецам, и вообще они служили меновой стоимостью. Волы использовались как тягловая сила - их запрягали в повозки, ибо арийцы были полукочевниками и их жизнь протекала на колесах. Конь выполнял у арийцев многофункциональную роль в качестве меновой стоимости, предмета жертвоприношения, тягловой силы для боевой колесницы; как скаковое животное он применялся для верховой езды и при участии в состязаниях на ристалище (Ригведа, 1, 102, 3; 1, 116, 6). Естественными предметами первобытного обмена у арийцев служили буйволы, овцы, козы, дающие продукты питания, шерсть, пух. Они были жертвоприношением богам. Полукочевой образ жизни арийцев диктовал группе из нескольких родственных семей - отата» - необходимость переезжать с места на место со своим скотом и поклажей на повозках, останавливаться для отдыха и задерживаться в подходящих местах до полугода, чтобы посеять и снять урожай.
У древних арийцев существовали трудовые, этнические, профессиональные, социальные и военно-политические учреждения с присущим им разделением целесообразной деятельности, т.е. общественным разделением труда. Племя ариев в основном занималось скотоводством, частично земледелием, ремеслами: изготовлением посуды (каменной, деревянной, глиняной, металлической), ткачеством (материи из овечьей шерсти и волокнистой травы), шитьем одежды из шкур живот-
ных, плетением циновок, подстилок, навесов, бортов для колесниц, корзин. Металлы при обработке разделяли на благородный (золото, золотые пластинки, позднее серебро) (Ригведа, I, 166,10), черный (железо, железная дубина), (Ригведа, 1, 52,8) и красный (медь) виды. Плотники выделывали многие предметы обихода и ритуала: разные виды посуды, в том числе чаши и ковши для сомы; основные части колесницы, жертвенные столбы, столбы для хижин, повозки, ограды и пр. Из названных ремесел арийцев ткачество и плетение было делом женщин, а все остальные выполнялись мужчинами (Ригведа, 1,3,6). В экономике арийцев (РВ) существенную роль играло, по-видимому, собирание диких плодов, злаков и кореньев. Охотились в лесах на диких зверей и птиц (в гимнах упоминаются лев в западне, кабан, воюющий с собаками, силки для птиц и прочие) (7,451).
Итак, разделение общества древних арийцев по трудовой деятельности выразилось в формировании хозяйственно-культурных типов полукочевых пастушеских племен, сочетавших скотоводство с земледелием, ремеслами и промыслами. В этическом, социальном, классовом и военно-политическом отношении у арийцев выделялись: царь (rajan) или вождь, стоящий во главе племени, четыре класса и социальные группы брахманов (вrаhmаnа-жрецов), кшатриев (^atriya или rajanya -владыка, государь), вайшьев (vic или vaicya - ареи). Категорию зависимых людей -шудров (gudra) - рабов, пленников относили к неарийским племенам. В этническом и политическом отношении арийцы - индоиранцы, сокрушавшие крепости и завоевавшие северо-западную Индию - противостояли аборигенам - даса (дасью (dasa, dasyn) (7,452-457). Строки из РВ, вероятно, намекают на вышеназванные виды деятельности у древних ариев, которые, на наш взгляд, следует назвать универсальным разделением труда.
Основного ядро «Авесты»- древнего памятника письменной культуры иранцев (таджиков, датируемое VII-VI вв. до н.э.) зафиксировало уже естественное разделение труда, развитое животноводство, земледелие, садоводство, птицеводство. В отличие от «Ригведы», «Авеста», кроме ячменя, знает пшеницу, рис, продуманную систему ирригации и упорядоченное распределение участков земли между членами общины. По словам А.О. Маковельского, «Авеста» наибольшее внимание уделяет скотоводству и земледелию (8,85).
По социальной структуре авестийское общество древних иранцев, как и арийцев, делилось вначале на три группы, позже - на четыре: жрецов, воинов, лиц, занятых сельским хозяйством (скотоводов и земледельцев). Впоследствии появился класс ремесленников. По такому делению древнеиранского общества по роду занятий два первых социальных класса - жрецы и воины -совпадают с общественным строем арийцев. Однако наличие классов скотоводов, земледельцев и ремесленников у иранцев отражает явление второго крупного разделения труда: отделение ремесла от земледелия как совершившееся событие в экономической истории Центральной Азии и Ирана первой половины первого тысячелетия до н.э. Более того, в указанный период авестийское общество по принадлежности к ячейкам родоплеменной организации разделилось на следующие ступени перехода от низшей к высшей патриархальной семье (по А.О. Маковельскому; «дом-семья» - «нмана» по В.А. Лившицу): родовая община - «вис», племя - «триба», именуемая в гатах «занту»,
объединение в рамках области - «дах,ью», и соединение областей под единой царской властью - «дах,ьюсасти» (по В.А. Лившицу).
В патриархальной семье-доме соблюдалось разделение прав и обязанностей ее членов и чад в соответствии с положением. Согласно В.А. Лившицу, во главе дома-семьи стоял патриарх, домовладыка - «нманопати», буквально «глава, хозяин дома", рядом с ним упоминается «домоправительница» - «нманопати», жена хозяина или старшая женщина в семье. Домовладыка рассматривался как религиозный судья (рату), наблюдающий за исполнением религиозных предписаний всеми членами семьи. В состав авестийской патриархальной семьи, кроме домочадцев, входили и неполноправные члены общины, обозначаемые как «вира», «вайса», «париайтария». Слово «вира» обозначало «мужчину, воина» и употреблялось в отношении «раба». Мощь и власть скотовода зависела от числа скота и рабов: слово «вайса» означало «относящийся к роду». В «париайтария» включались обедневшие члены другого рода или другой общины и принятые в другой род на положение иноземцев-переселенцев, получивших убежище.
Родовые селения- «висы» и поселения соседской общины - «врзана» оседлых скотоводов и земледельцев в большей мере основывались на естественном и общественном разделении труда и зиждились на культурных и территориальных этнических единицах. Глубокое социально-экономическое расслоение авестийской общины обозначалось в названиях племенных вождей, военачальников, предводителей союзов племен и глав областей в выражениях типа: «первейший», «старейший (9,139-150), «выдающийся из мужей». Общим наименованием для знати служил термин «азата» - «благородный, свободный». На базе этих изменений совершенствовались и вводились более рациональные формы обмена, складывались предпосылки рыночной экономики. Основанием для появления новых форм мены служило, во-первых, создание мирных условий для существования оседлого скотоводства и земледелия, во-вторых, образование политического объединения на основе сильной власти, в-третьих, решительная борьба с соседями - кочевниками, которые постоянными набегами, грабежами и угоном скота мешали оседлому хозяйству.
В тексте «Авесты» имеют место данные о разделении труда и формах обмена. Так, марксистская теория о том, что разнообразие природных условий составляет естественную основу общественного разделения труда, пронизывает раздел «Географическая поэма» во «Видевдате» («Вендидате») (10,11), содержащей характеристику шестнадцати областей, где расселялись правоверные зороастрийцы: Ариа-нам - Вайджа - наилучшая из стран и мест обитания с [рекой] Вахви - Датией (АмуДарья - Г.Т.) (12,240); Гава, заселенная согдийцами; Моуру (в последствие - Мерв -Г.Т.) сильная и праведная; Бахди (Бактрия), прекрасная, высоко держащая знамя (с воинственным духом - Г.Т.); Нисая, расположенная между Моуру и Бахди; Харайва (Герат) с обильными селениями; Урва, обильная травами; Вэхркана, заселенная гирканцами; Рага (Рей) трехплемённая (заселенная тремя народами (12,240).
В «Видевдате» («Земля») по естественным ресурсам и производимым продуктам земли выделены следующие территориальные хозяйственные области, населенные восточными иранцами (таджиками): 1) «Та, где да пройдёт муж праведный, о Спитама - Заратуштра с дровами в руках, с барсманом в руках, с молоком в руках,
со ступкой в руках» (для приготовления ритуального напитка хаомы - Г.Т.); 2) «Та, где муж праведный да возведет дом, где огонь, где молоко, где жена, где сыновья, где добрые стада; в этом доме обилие коров, пастбищ, собак (сторожевых - Г.Т.) огня, зажиточной жизни»; 3) «Та, где больше всего возделывает хлеба, пастбищ, растений, в пищу пригодных, где, если земля безводная - орошает, если заводнённая
- осушает»; 4) «Та, где больше всего рождается скота мелкого и крупного»; 5) «Та, где больше всего мочится скот мелкий и крупный»1. Все названные земли, согласно учению Ахура-Мазды, относятся к категории земель наирадостнейших. Им противопоставлен круг земель, именованных наибезрадостнейшими. К таковым причислялись земли, где располагались горы с пещерами, логовищами дэвов, те участки, где больше всего закопано останков мертвых людей, мертвых собак, где больше «дахм» (погребальные сооружения зороастрийцев - Г.Т.) возведено, на которые мертвые люди положены; там, где больше всего Злого Духа логовищ (12,88).
Итак, изложенные факты свидетельствуют о том, что авестийское общество древних иранцев обладало землями, производящими отдельные виды продуктов. Члены общества специализировались на скотоводстве, хлебопашестве, выращивании пастбищ, подверженных орошению, мелиорации и опирались на общественное разделение труда. Они разделялись на четыре сословия: жрецов, воинов, скотоводов -земледельцев, ремесленников. Из числа последних упоминались: металлисты, оружейники, мастера, выделывавшие боевые колесницы.
Колесница строилась путем сборки, ранее изготовленных деталей, таких как дышло, ярмо, поперечные перекладины, прикрепленные крючками из металла (Авеста, «Яшт», 10 [Михр - Яшт], 123, с.318, 319). Выделывали также луки и стрелы, копья, пращи - древнее ручное боевое оружие для метания камней. Из других предметов быта и вооружения изготавливали «ножи их, хорошо сделанные, вонзаемые», «булавы их, хорошо пущенные, обрушивающиеся», «шлемы, оружие, броня из металла «щиты», «кинжалы».
Один из древних видов обмена - жертвоприношение - совершалось с мясом в руках и в ритуальной одежде (Авеста, «Яшт», 13[Фравардин-Яшт], 40, с.320, 45, с.322, 51, 52, с.334, с.338). Этот факт говорит об утверждении процесса одомашнения «плодоносящих» и «исцеляющих растений» (авестийские выражения), приручения животных, становления скотоводства и земледелия в Центральной Азии в древности как продукта естественного разделения труда. Произошло важное этнокультурное хозяйственное, социальное событие - отделение оседлых от кочевников.
Индийские поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», созданные две тысячи лет тому назад на санскрите - давно вымершем языке, наряду с племенами эпохи расселения арийцев в Индии упоминают среднеазиатских саков и тохарцев. Они соответственно специализировались как кочевые скотоводы и оседлые земледельцы. Оба произве-
*Моча считалась ритуально чистой и очищающей субстанцией, что, видимо, связано с почитанием скота и его продуктов древними индоиранскими племенами. В обрядах очищения, как правило, используют коровью мочу. При ритуальных омовениях мочу используют перед употреблением воды, чтобы предотвратить осквернение последней. (см. 12,86-87).
дения многократно касаются обычаев и традиций, уходящих корнями в глубокую древность и связанных с разделением труда, социальным расслоением и формами обмена. В них изображены отделившиеся от деревень, густонаселенные, хорошо благоустроенные города, украшенные многочисленными дворцами и величественными зданиями, укрепленные глубокими рвами и крепостными стенами. Тогдашний социальный фон эпоса совпадает с более поздней системой: «брахманы» -священнослужители, «кшатрии» - воины, «вайшьи» - торговцы, ремесленники и земледельцы, шудры - наемные работники и рабы (13,5,7). Важная ступень цивилизации, высокий уровень разделения труда, отразившиеся в отделении города -формы общественного организма - от деревни, в «Махабхарате» описана на примере столицы царства, именуемой Кошала.
Указывается на «порталы ворот городских, защищённых оружьем, украшены были снаружи резным полукружьем». «Какие искусники здесь пребывали, умельцы! На шумных базарах народ зазывали сидельцы» (т.е. говорится о городских воротах с башнями на крепостных стенах, мастерах, умелых людях, хорошо знающих свое ремесло, доведенное до уровня искусства, о шумных многолюдных базарах, ведущих бойкую куплю - продажу, сидельцах - прислуге купцов, зазывающей народ
- Г.Т.). На рынках «там были заморских товаров навалены груды». Состоятельный горожанин обладал богатством: зерном, лошадьми и рогатым скотом. Т.е. богатый горожанин был собственником и монополистом производства и сбыта зерна, скота.
В то же время в VИ-VI вв. до н.э. персы - основной народ западных иранцев -также находились на разных ступенях этнической, бытовой, социальной иерархии. Привилегированными признавались племена персов: пасаргад, марафии, маспии, из них самыми благородными были пасаргады, к которым принадлежал род Ахеменидов (откуда произошли персидские цари). Зависели от них племена панфиалей, дерусев. Они занимались земледелием. Прочие племена: даи, марды, дропики - были кочевниками (14,52). До образования государства Ахеменидов, когда древние персы были подданными царя Мидии, существовало разделение труда, обязанностей, должностей. Правители были окружены телохранителями, привратниками, вестниками и прочими слугами (14,120; 125).
Материальная культура и духовная жизнь по специальным мотивам разделялись на различные уровни. Так, по Геродоту, «самим большим праздником у персов признается день рождения каждого человека. В этот день они считают нужным устраивать более обильные, чем в другие дни, угощения. Люди богатые тогда подают на стол целиком зажаренного в печи быка, коня, верблюда или даже осла (вернее, кулана - дикую породу этого животного- Г.Т.), а бедные выставляют лишь голову мелкого рогатого скота». По Геродоту, в период правления основателя государства Ахеменидов Кира II Великого (559-530гг. до н.э.) в VI веке до н.э. «у самих персов вовсе нет базарной торговли и даже не существует рынков». Кир II с презрением отзывался о рынках эллинов (древних греков - Г.Т.): «Я не страшусь людей, у которых посреди города есть определенное место, куда собирается народ, обманывая друг друга и давая ложные клятвы» (14, 153). Конечно, здесь имеется в виду отсутствие специализированного городского рынка. Однако торговые площади
на границах города и пригорода, оазиса и кочевой округи существовали в Ахеменидском государстве (VI - IV вв. до н.э.) издавна.
Изменение уклада жизни - переход от кочевничества к оседлости, от пастушества к земледелию, ремеслам - явилось коренным преобразованием в экономике. Занятие земледелием, ремеслами, торговлей отнимало у людей варварский воинственный дух, бунтарский нрав, направляло их по мирному созидательному пути покорности, законопослушания. По рассказу Геродота, противостоявшие и оказавшие сопротивление персам жители Лидии (область и царство в Малой Азии
VI в. до н.э. - Г.Т.), перейдя к мирному укладу жизни, стали подданными царя Ахеменидов. Кир II, согласно совету царя лидийцев Круза, оказавшегося у него в плену, запретил им иметь боевое оружие, приказал носить под плащами хитоны (у древних греков род широкой, падающей складками одежды - Г.Т.) и высокие сапоги на ногах. Кир II повелел лидийцам «обучать своих детей игре на кифаре и лире и заниматься мелочной торговлей. в силу чего лидийцам пришлось изменить весь уклад своей жизни» (14,155-157).
Народы Средней Азии в середине первого тысячелетия до н.э. также находились на разных стадиях этнокультурной, экономической, социальной, военно-политической жизни. Так, многочисленное и храброе племя массагетов жило к востоку от Каспийского моря, за рекой Аракс (высохший приток Аму-Дарьи, называемый Узбой, который раньше впадал в Каспийское море - Г.Т.). По данным Геродота, у массагетов была потребительская экономика: собирают спелые плоды с деревьев, сохраняют их про запас, питаются разными кореньями, выкапываемыми из земли. В болотах и топях, образовавшихся на рукавах реки Аракс, обитали люди, питавшиеся сырой рыбою и обычно носящие одежду из тюленьих шкур (14,201-202). На западном побережье Каспийского моря, на Кавказе обитало много различных племен, большинство которых питалось дикими древесными плодами, т.е. они имели присваивающую экономику (14,215).
Из данных Геродота вытекает, что массагеты приручили домашних животных, занимались коневодством, обработкой меди, золота, бронзолитейным делом, выделывали вооружение, боевое обмундирование, узды, удила, нащечники.
В царствование Кира и его преемника Камбиса, по сведениям Геродота, в государстве Ахеменидов не было еще установлено никакой определенной подати, практиковались только добровольные дары. Дарий (522 - 486 гг.) разделил персидскую державу на 20 провинций (округов), которые у персов называются сатрапиями. Осуществив такого рода административно - политическое деление империи, назначив правителей сатрапий, Дарий установил подати по племенам. Геродот писал: «Из этого обложения данью и некоторых других подобных мероприятий Дария в Персии говорили, что Дарий был торгаш, Камбис - владыка, а Кир - отец, потому что Дарий всю свою державу устроил по - торгашески» (14,89).
На наш взгляд, при определении сатрапий учитывался уровень естественного и общественного разделения труда, степень дифференциации производства и обращения и получаемый от них доход. Вся территория империи была разбита на 20 сатрапий с выплатой определенной суммы подати, выраженной в талантах (один талант - 34 кг серебра). Восточные иранцы, владевшие как западноиранскими, так и
восточноиранскими языками - парфяне, хорезмийцы, согдийцы, арийцы - образовывали шестнадцатую сатрапию и были обязаны платить 300 талантов - 10 200 кг. серебра). Народности от бактрийцев до эглов (племя на севере Бактрии в верховьях Аму - Дарьи - Г.Т.) платили 300 талантов подати и входили в двенадцатый округ. Саки и каспии платили 250 талантов и составляли пятнадцатый округ (14,92-93).
Одно из подразделений скифов, кочевавших в степях Центральной Азии, античные авторы называли «саки». В начале бронзового века у саков произошло первое крупное общественное разделение труда - пастушеские племена выделились из остальной массы варваров. Саки Центральной Азии в первой половине первого тысячелетия до н. э. занимались кочевым скотоводством, представлявшим собой более совершенный, развитый и производительный вид хозяйства, чем пастушество. Б.А. Литвинский, ссылаясь на известных иранистов В. Гейгера, И. Маркварта, Х. Нюберга и В.И. Абаева, считает «ига» - «туров с быстрыми конями», противников оседлых иранцев- одним из авестийских наименований среднеазиатско - сакских племен (15,156). По вопросу о локализации сакских племен Центральной Азии многие исследователи придерживаются следующего мнения. Большая группа сакских племен, а именно: саки - хаумаварга древнеперсидских надписей, амиргии античных источников, связана с юго-востоком Средней Азии - Бактрией и Индией.
Под «амиргийской равниной, где располагались летние пастбища саков, следует понимать собственно Алайскую долину (важнейший пастбищный район прилегающих областей Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, расположен на высоте около 3000 метров над уровнем моря, вытянут в широтном направлении почти на 130 км, ширина от 15 до 25 км), но в широком смысле под ней понималась и Ферганская долина. В эту группу входили (или примыкали к ней) и «саки, которые за Согдом» (по средней Сыр -дарье). С точки зрения Б.А. Литвинского, памирские саки входили в состав юго-восточных саков, саков - хаумаварга. Возможно, саки южной части Восточного Туркестана также входили в эту группу или были близки ей. Вторая крупнейшая после саков - хаумаварга группа саков - тиграхауда с племенами массагетов расселялись в западной части Средней Азии - в Приаралье и Прикаспии. Семиреченские саки (юго-восток совр. Казахстана - Г.Т.) в историко -культурном отношении в большей степени были связаны с саками - хаумаварга, чем с саками - тиграхауда (15,173-174).
Разнообразие природно - географических условий, в которых расселялись территориальные группы субэтносов саков, обусловило складывание нескольких типов хозяйств горных и степных кочевников. Так, саки - кочевники хаумаварга на Памире больше занимались разведением яков, овец и коз, в Бактрии - верблюдоводством, в частности разведением известной породы бактриан, «саки, которые за Согдом», и саки Ферганы были причастны к коневодству, бронзолитейному делу. Саки - тиграхауда и массагеты Приаралья и Прикаспия являлись скотоводами, рыболовами, охотниками. Это явление свидетельствует о реализации разделения труда, оно также способствовало развитию экономических и культурных связей между зонами кочевой периферии.
Таким образом, при изначальном естественном половозрастном и первом крупном общественном разделении труда, выразившимся в выделении пастушеских пле-
мен, сложилось основание для регулярного обмена - важнейшего рычага прогресса экономики и культуры в древней Центральной Азии. Виды и типы обмена являются объектом отдельного самостоятельного изучения.
Список использованной литературы:
1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народа /Классика экономической мысли.-М., 2000.
2. Маркс К. Капитал, т. I.-М., 1988.
3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.-М.: Партиздат ЦКВКП (б), 1937.
4. Ленин В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. ПСС, Т. I.-М., 1971.
5. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. ПСС, т.Ш.-М., 1971.
6. Народы Средней Азии и Казахстана, Т.1./Под ред. С.П. Толстова, Т.А. Жданко, С.М. Абрамзона, Н.А. Кислякова.-М. : Изд. АН СССР, 1962.
7. Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» - великое начало индийской литературы и культуры / Ригведа. Мандали I-IV. - М.: Наука. 1989.
8. Маковельский А.О. Авеста. - Баку.: изд. АНАзерб. ССР, 1960.
9. Лившиц В.А. Общества «Авесты» /История таджикского народа. Том 1, С древнейших времен до V в. н.э.» - М.: ИВЛ, 1963.
10. Соколов С.Н. [Зороастризм] / Авеста в русских переводах (1861-1996) Составление, общая редакция, примечания и справочный раздел И.В. Рака.//Нева.- СПБ., 1998.
11. Ходжаева Н. К локализации авестийской реки Вахви-Датия / «Авеста» в истории и культуре Центральной Азии.-Душанбе., 2001.
12. «Авеста» в русских переводах. - М., 1998.
13. Гринцер П. Великий эпос Индии /» Махабхарата», «Рамаяна». -М.: Худож. лит-ра, 1974.
14. Геродот. История в девяти книгах. -Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1972.
15. Литвинский Б.А. Древние кочевники «Крыши мира».-М.: ГРВЛ, 1972.
Г.Н. Турсунова
Виды разделения труда и генезис обмена в древней Центральной Азии
Ключевые слова: Центральная Азия, развитие рынка, естественное разделение труда, земледельческая культура, ирригационное строительство, скотоводство и земледелие
В научной статье автор в доступной форме излагает место общественного разделения труда в процессе формирования и развития рынка, что является важным в установлении причин поведения социальных институтов и групп в условиях перехода к рыночной экономике с учетом их исторического прошлого. На основе исторического анализа автором раскрыты виды и типы разделения труда в Центральной Азии древнего периода в последовательном порядке и в соответствии со ступенями исторической эволюции.
G.N. Tursunova
Types of Labour Division and Genesis of Exchange in ancient Central Asia Key words: standard of labour devision in Central Asia, market development, natural labour division, agrarian culture, irrigational construction, cattle-breeding and agriculture, Middle Asia
In the given article the author expounds the issue concerned with social labour division in the process of formation and development of market; the endeavour being important for an ascertainment of the character of social institutes and groups in the period of transition to market economy - historic past is herewith taken into consideration. Procecding from historical analysis the author reveals types and kinds of labour division in the Central Asia of the ancient period in sequential order in pursuance with the stages of historic evolution.