УДК 343 .8 СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МАРКЕЛОВ,
ББК 67.409.022 кандидат юридических наук,
М27 начальник факультета подготовки научно-педагогических кадров
(Академия ФСИН России) Е-таЛ: [email protected].
ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОССИИ
Реферат: в последние годы правоохранительные органы Российской Федерации подвергаются значительному реформированию. Государством было признано, что их структура не соответствует новым политическим и экономическим условиям функционирования страны. Правоохранительные органы выполняют множество избыточных функций, отдельные полномочия дублируются службами, осуществляющими контрольные функции. Все это приводит, с одной стороны, к созданию дополнительных административных барьеров в экономике, а с другой - к значительным бюджетным расходам. Одним из выходов из сложившейся ситуации является внедрение организационных инноваций и определение стратегии их реализации.
По нашему мнению, отличительной особенностью организационных инноваций от прочих организационных изменений в конкретной организации является внедрение какого-либо метода (в деловую практику, в организацию рабочих мест или во внешние связи), ранее не использовавшегося предприятием и являющегося результатом реализации стратегических решений руководства. На примерах существующего опыта использования указанных инноваций в правоохранительных органах России подробно анализируются их виды. Рассматривается несколько стратегий нововведения в зависимости от степени их объективной обоснованности, соответствия объективной логике инновационных закономерностей: директивная, состязательная, «самодостаточная», альтернативная, «косметическая» и «рациональная», или «проблемная».
Перечисленные стратегии являются взаимоисключающими, и в современных условиях функционирования правоохранительных органов особое внимание и предпочтение должно быть уделено «рациональной» стратегии. Однако при этом немаловажно учитывать основания группировки, предусматривающие в большей степени взаимное дополнение инновационных стратегий, чем их взаимоисключение. Различают две «стратегии вторжения» новшества в среду: программированное внедрение (реципиент приспосабливается к новшеству) и адаптивное внедрение (меняется новшество в соответствии с условиями реципиента). В научной литературе выделяются и рассматриваются также взаимно дополняющие инновационные стратегии организаций (предприятий).
Ключевые слова: инновационная деятельность, организационные инновации, инновационные стратегии, директивная стратегия, состязательная стратегия, «самодостаточная» стратегия, альтернативная стратегия, «косметическая» стратегия, «рациональная» стратегия, уголовно-исполнительная система, ФСИН России, МВД России.
В последние годы правоохранительные органы Российской Федерации подвергаются значительному реформированию. Государством было признано, что их структура не соответствует новым политическим и экономическим условиям функционирования страны. Правоохранительные органы выполняют множество избыточных функций, отдельные полномочия дублируются службами, осуществляющими контрольные функции. Все это приводит, с одной стороны, к созданию дополнительных административных барьеров в экономике, а с другой - к значительным бюджетным расходам. Одним из выходов из сложившейся ситуации является внедрение организа-
ционных инноваций и определение стратегии их реализации.
Организационная инновация - это внедрение нового организационного метода в деловую практику предприятия, в организацию рабочих мест или внешних связей [1, с. 25]. Организационные инновации могут быть направлены на повышение эффективности организации - посредством сокращения административных расходов или оперативных затрат, повышения удовлетворенности сотрудниками состоянием своих рабочих мест (и тем самым производительности труда), расширения доступа к нетоварным активам (таким как некоди-фицированные знания из внешних источников)
или уменьшения затрат на снабжение. Отличительной особенностью организационной инновации от прочих организационных изменений в данной организации является внедрение какого-либо метода (в деловую практику, в организацию рабочих мест или во внешние связи), ранее не использовавшегося предприятием и являющегося результатом реализации стратегических решений руководства.
Можно выделить несколько стратегий нововведения в зависимости от степени их объективной обоснованности, соответствия объективной логике инновационных закономерностей: директивную, состязательную, «самодостаточную», альтернативную, «косметическую» и «рациональную», или «проблемную».
Директивная стратегия основана на том, что нововведения инициируются вышестоящими управленческими инстанциями и задаются нижестоящим в виде директивы, подлежащей обязательному исполнению. Эта инновационная стратегия была широко распространена при административно-командной системе управления и активно применяется сейчас. Учреждения и организации получают «сверху» задания, какие новшества внедрить, в какие сроки и с каким ожидаемым эффектом. Исполнители ориентируются при этом не на само новшество, его инновационный потенциал, а на вышестоящую инстанцию, чтобы своевременно выполнить ее задание. Важнее всего - отчитаться о том, что с заданием справились.
Состязательная стратегия ориентирует инно-ваторов на взаимные результаты, успехи и побуждает их к тому, чтобы сделать «лучше других» или, по крайней мере, «не хуже других» [2, 3, 4]. При этом если правоохранительные органы России ориентируются на средние показатели по стране, то аналогичные органы западных стран за образец берут лучшие показатели по направлению. На наш взгляд, секрет успешной работы западных правоохранительных органов кроется в умелом использовании различных подходов, синтезе концепций, в том числе заимствованных из управления реальным сектором экономики (менеджмента, маркетинга) и специально адаптированных для деятельности правоохранительных органов. Одной из управленческих концепций, которая получает широкое распространение в США и странах Западной Европы, является социально ориентированная концепция тотального управления качеством (Total Quality Management - TQM). Ставя цели улучшения тех или иных аспектов и направлений деятельности правоохранительных органов, руководство обязано ориентироваться на показатели не ниже
верхнего квартиля от наилучшего значения по данному направлению. Почему выбирается в качестве базы для сравнения максимальный уровень, а, например, не средний уровень, вполне понятно: по всей видимости, средний уровень не соответствует амбициозности поставленной задачи - непрерывному совершенствованию качества деятельности правоохранительных органов.
При «самодостаточной» стратегии новшества вводятся ради новшеств. Нововведение выступает самоцелью. Хорошо все то, что ново - таков девиз сторонников этой инновационной стратегии. Например, МРУИИ № 1 УФСИН России по Камчатскому краю предлагает новый опыт взаимодействия УФСИН России по Камчатскому краю с Краевым государственным учреждением социального обслуживания в воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными к мерам наказания без изоляции от общества [5, с. 22, 13]. Хотя, считаем, не всякое новое - лучше старого.
Альтернативная стратегия направлена на введение таких новшеств, которые непременно должны отличаться от того, что делалось в прошлом, или того, что делают другие. Эта стратегия нововведения характерна для многих революционных движений.
Альтернативный подход отличают маятниковые колебания из одной крайней точки или позиции к противоположной. Так, в 2009 г. руководством страны была объявлена необходимость проведения серьезного реформирования отечественной системы исполнения наказаний в сторону применения видов наказания, не связанных с лишением свободы. Всю систему исправительно-трудовых учреждений России в ее нынешнем виде предлагалось ликвидировать и заменить колониями-поселениями с гораздо более мягким режимом для тех, кто совершил менее опасные для общества преступления, и, наоборот, тюрьмами с более жестким контролем для опасных преступников.
«Косметическая» стратегия выражает установку на мелкие, незначительные нововведения при сохранении традиционного существа дела. Если иметь в виду при этом организации, то меняются только их вывески и другая внешняя атрибутика, а существо остается прежним. Например, в 1998 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал указ № 711 [6]. После президентского росчерка привычная ГАИ превратилась в ГИБДД. В конце 2009 г. Президент РФ Д. А. Медведев объявил о широкомасштабной реформе МВД, в рамках которой милиция была переименована в полицию [7].
«Рациональная», или «проблемная», стратегия отличается от предыдущей тем, что она ориентируется на решение возникающих проблем. Нововведение - не самоцель, а средство решения проблемы и условие обеспечения эффективного функционирования системы (личности, организации, общества) [8, с. 81-86]. Например, согласно официальной статистике, среди бывших осужденных отмечается высокий уровень рецидивов -они совершают каждое пятое преступление. В целях борьбы с рецидивной преступностью с марта 2013 г. Федеральная служба исполнения наказаний приступила к реализации совместного с МВД России масштабного проекта по созданию генетической базы всех российских осужденных. Или другая проблема: в настоящее время в учреждениях уголовно-исполнительной системы выпускается более 100 тысяч наименований товаров, среди которых сувениры, одежда, мебель, автоприцепы и многие другие товары. Единый центр, через который проходили бы все финансовые потоки от продажи товаров, отсутствует, что приводит к коррупционным правонарушениям и другим преступлениям. Кроме того, назрел вопрос об изменении системы государст-
венных закупок во ФСИН России. В связи с этим принято решение о создании торгового дома [9]. Основываясь на потребности в тех или иных товарах, данная структура будет осуществлять координацию и регулирование поставок продукции, производимой учреждениями и предприятиями УИС России. Если традиционные методы гарантируют эффективность, то надобности в инновациях не возникает.
Рассмотренные инновационные стратегии являются взаимоисключающими, и мы отдаем, естественно, предпочтение «рациональной» стратегии. Но есть еще одно основание группировки стратегий нововведения, когда они больше дополняют, нежели исключают друг друга. Различают две «стратегии вторжения» новшества в среду: программированное внедрение (реципиент приспосабливается к новшеству) и адаптивное внедрение (меняется новшество в соответствии с условиями реципиента).
Завершая характеристику стратегий организационных инноваций, отметим, что в научной литературе выделяются и рассматриваются также взаимно дополняющие инновационные стратегии организаций (предприятий).
Список литературы
1. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд. / Совместная публикация ОЭСР и Евростата. М., 2010.
2. Об установлении оценки деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний при инспектированиях : приказ ФСИН России от 14 июня 2012 г. № 325.
3. Об утверждении Порядка по обеспечению особого контроля в уголовно-исполнительной системе : приказ ФСИН России от 16 апреля 2010 г. № 161.
4. Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77.
5. Аннотированный сборник материалов передового опыта Федеральной службы исполнения наказаний за 2009 г. / сост. Ю. Ю. Железная. М., 2010.
6. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения: указ Президента Рос. Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 (ред. от 4 апр. 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 25. Ст. 2897.
7. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
8. Суслов Ю. Е. Инновации в уголовно-исполнительной системе в рамках психолого-акмеоло-гического исследования // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 81-86.
9. ФСИН России и Сбербанк России создают торговый дом для реализации товаров из колоний. URL: http://www.interfax.ru/russia/358278.
SERGEJ VLADIMIROVICHMARKELOV,
PhD in law,
chief of the faculty of science and teacher training, (Academy of the FPS of Russia) E-mail: [email protected].
TYPES OF ORGANIZATIONAL INNOVATIONS IN THE LAW-ENFORCEMENT BODIES OF RUSSIA
Annotation: in recent years the Russian law-enforcement bodies are exposed to serious reforming. The state recognized that their structure doesn't correspond to new political and economic conditions of the country. The law-enforcement bodies carry out a set of excess functions, certain powers are duplicated by services having control functions. All these result on the one hand in creation of additional administrative barriers in economy, on the other - big expenses in budget. One solution of current situation may be implementation of organizational innovations and determination of strategy of their realization.
In author's opinion, differential peculiarities of organizational innovations are introductions of some organizational methods (in business practice, organization of workspaces or in external relations) not used by enterprises earlier and being a result of implementation of strategic decisions of administration. In the article the author closely analyzes the types of innovations on examples of existing experience on use of the specified innovations in the Russian law-enforcement bodies. The author considers some innovative strategies depending on a degree of their objective validity, conformity to objective logic of innovative regularities: directive, competitive, «self-sufficient», alternative, «cosmetic» and «rational» or «problem».
The mentioned strategies are mutually exclusive, and in author's opinion in modern conditions the special attention has to be paid to «rational» strategy. At the same time the author notes that it is important to take into account foundations of grouping which provide more the mutual additions of innovative strategies than their mutual exclusion. Two strategies of innovative invasion in environment are distinguished: the programmed implementation (the recipient adapts to innovation) and adaptive implementation (the innovation changes according to recipient conditions). Finishing the characteristics of organizational innovations strategies it is noted that in scientific literature also mutually supplementing innovative strategies of organizations (enterprises) are also considered.
Key words: innovative activity, organizational innovations, innovative strategies, directive strategy, competitive strategy, self-sufficient strategy, alternative strategy, «cosmetic» strategy, «rational» strategy, penal system, the Federal Penal Service, the Ministry of Internal Affairs.
References
1. Rukovodstvo Oslo. Rekomendatsii po sboru i analizu dannykh po innovatsiyam. Tret'e izdanie [Oslo Manual. Recommendations for the collection and analysis of data on innovation. Third Edition]. A joint publication of OECD and Eurostat. Moscow, 2010.
2. Prikaz FSIN Rossii ot 14 iyunya 2012 g. № 325 «Ob ustanovlenii otsenki deyatel'nosti territorial'nykh organov Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij pri inspektirovaniyakh» [The order of the Federal Penal Service of Russia from June, 14th, 2012, № 325 «On establishing the evaluation of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service for inspection»]. (Unpublished).
3. Prikaz FSIN Rossii ot 16 aprelya 2010 g. № 161 «Ob utverzhdenii Poryadka po obespecheniyu osobogo kontrolya v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme» [The order of the Federal Penal Service of Russia from April, 16th, 2010, № 161 «On Approval of the Procedure to provide special control in the penal system»]. (Unpublished).
4. Prikaz MVD Rossii ot 3 fevralya 2012 g. № 77 «Ob osnovakh organizatsii vedomstvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu organov vnutrennikh del Rossijskoj Federatsii» [The order of the Russian Interior Ministry from February, 3d, 2012, № 77«On the Principles of the organization of institutional control over the activities of the Interior of the Russian Federation»]. (Unpublished).
5. Annotirovannyj sbornik materialov peredovogo opyta Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij za 2009 god [Annotated sourcebook excellence of the Federal Penitentiary Service for the year 2009]. Moscow, 2010, pp. 22.
6. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 15 iyunya 1998 g. № 711 «O dopolnitel'nykh merakh po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» [The decree of the President of Russian Federation from June,
15th, 1998, № 711 «On additional measures on road safety»]. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii - Collection of Legislative Acts of Russian Federation, 1998, no. 25, art. 2897.
7. Federal'nyi zakon ot 7 fevralya 2011 № 3-FZ «O politsii» [The federal law from of Russian Federation from February, 7th, 2011, № 3-FL «On Police»]. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii - Collection of Legislative Acts of Russian Federation, 2011, no. 7, art. 900.
8. Suslov Yu. E. Innovatsii v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme v ramkakh psikhologo-akmeologicheskogo issledovaniya [Innovations in the penal system under psycho-akmeologicheskogo research]. Prikladnaya yuridi-cheskaya psykhologiya - Applied legal psychology, 2013, no. 4. pp. 81-86.
9. FSIN i Sberbank sozdayut Torgovyj dom dlya realizatsii tovarov iz kolonij [The Federal Penal Service of Russia and Sberbank established trading house for the sale of goods from the colonies]. Available at : http://www.interfax.ru/russia/358278.