Научная статья на тему 'Виды нарушений законности при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях'

Виды нарушений законности при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8515
779
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННАЯ ДИСЦИПЛИНА / НАРУШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ / СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / СОКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОТ УЧЕТА / CRIMINAL PROCEDURE OFFENSES REGISTRATION DISCIPLINE / VIOLATION OF LAW / STAGE OF INITIATION OF A CRIMINAL CASE / CONCEALING CRIMES FROM REGISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оренбуркина Е. В.

В статье рассматривается система уголовно-процессуальных правонарушений на стадии возбуждения уголовного дела, совершаемые при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях. Анализируются конкретные виды нарушений, часто встречающиеся в деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF LEGAL VIOLATIONS WHILE RECEIVING, RECORDING AND VERIFYING INFORMATION ABOUT A CRIME

N this consider we consider a system of criminal procedure violations at the stage of initiation of a criminal case committed while receiving, recording and verifying reports of crimes. Violations often occurred in the law enforcement agencies are analyzed.

Текст научной работы на тему «Виды нарушений законности при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях»

ЕЛ. Орепбуркипа

1C. Orenburkina

150

№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

УДК 343.13

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРИЕМЕ, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКЕ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

В статье рассматривается система уголовно-процессуальных правонарушений на стадии возбуждения уголовного дела, совершаемые при приеме, регистрации и проверке сообщении о преступлениях. Анализируются конкретные виды нарушений, часто встречающиеся в деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: уголовно-процессуальное правонарушение, учетно-регистрационная дисциплина. нарушение законности, стадия возбуждения уголовного дела, сокрытие преступлений от учета.

TYPES OF LEGAL VIOLATIONS WHILE RECEIVING, RECORDING AND VERIFYING INFORMATION ABOUT A CRIME

In ibis consider we consider a system of criminal procedure violations at the stage of initiation of a criminal case committed while receiving, recording and verifying reports of crimes. Violations often occurred in the law enforcement agencies are analyzed.

Keywords: criminal procedure offenses registration discipline, violation of law, stage of initiation of a criminal case, concealing crimes from registration.

Ежегодно Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ходе выездных плановых проверок устанавливаются существенные искажения сведений о состоянии престу пности и учета престу плений. а также факты сокрытия преступлений от учета |9, с. 3|. В органах внутренних дел допу скаются многочисленные нару шения, связанные с занижением показателей, негативно характеризующих состояние престу пности, либо искусственным завышением статистических данных в целях положительной оценки деятельности.

Вопросы обеспечения учетно-регистрационной дисциплины, которые непосредственно связаны с приемом, регистрацией и рассмотрением сообщений о престу плениях, рассматриваются регу лярно на региональных совещаниях-семинарах с заместителями начальников (министров) территориальных органов МВД России, начальниками штабов, инспекций.

Гснсральной прокуратурой Российской Федерации совместно с МВД России в целях защиты конституционных прав граждан продолжается плановая работа нормативного, организационного и практического характера по обеспечению надлежащего у ровня объективности сведений о состоянии преступности и у силению надзора за законностью в деятельности су бъектов учета. Любой сотрудник, независимо от занимаемой должности, привлекается к строгой дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения из органов внутренних дел и уголовного преследования за установленные факты нарушения учетно-регистрационной дисциплины 151.

Всего за нару шения законности, допускаемые сотрудниками органов внутренних дел при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, за 2014 год наказаны 46,7 тыс. сотрудников (+6,2%), из них почти 6,7 тыс. -руководители (+13,8%), 56 (-23,3%) - уволены из органов внутренних дел, в отношении 88 (-22,8%) за у крытие преступлений от у чета возбуждены уголовные дела. Около 18,1 тыс. (-5,8%) сотрудников, в том числе ру ководителей, виновных в нару шении учетно-регистрационной дисциплины, привлечены к дисциплинарной ответственности по представлениям надзирающих прокуроров.

С момента посту пления сообщения о преступлении в органы, уполномоченные принимать таковые, начинаются уголовно-процессуальные отношения. Порядок приема, регистрации и рассмотрения сообщения о престу плении в территориальные органы Министерства вну тренних дел Российской Федерации регламентируется совместным Приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Министерства РФ по делам ГО и ЧС. МЮ РФ, ФСБ РФ от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021 /253/780 «О едином учете преступлений» (далее - Типовое положение) и Приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инстру кции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (далее - Инстру кция).

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015

151

В этих документах устанавливается единый порядок деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по организации приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о престу плениях.

Нарушения учетно-регистрационной дисциплины относятся к уголовно-процессуальным правонарушениям, так как совершаются на стадии возбуждения уголовного дела, регламентированной главой 19 У головно-процессуального кодекса РФ. Они являются наиболее распространенными и требуют более детального изучения. Совершение таких правонарушений должностными лицами органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей является наиболее опасным, так как именно они обеспечивают законность уголовного судопроизводства.

Субъектами уголовно-процессуальных правонарушений на стадии возбуждения уголовного дела являются дознаватель, следователь, прокурор, а также должностное лицо органа дознания, в случае возложения на него данного правомочия согласно организационно-распорядительному документу |4|. Субъективная сторона таких деяний в форме прямого умысла будет говорить о наличии в действиях должностного лица признаков состава уголовно наказуемого деяния, установление же иных форм вины (косвенного умысла или неосторожности) будет говорить о совершении дисциплинарного просту пка.

Первым этапом стадии возбуждения уголовного дела является прием сообщения о преступлении. Согласно Типовому положению принятие (прием) - это получение сообщения о престу плении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия. Должностными лицами, правомочными осуществлять прием сообщений о преступлениях, являются дознаватели, следователи, прокуроры, а также судьи. Полномочия органа дознания по приему сообщений о преступлениях могут быть возложены начальником органа дознания или его заместителем посредством издания организационно-распорядительного документа на иных должностных лиц этого же органа с учетом их юридической подготовки. Круглосуточный прием сообщений о преступлениях в органах внутренних дел может быть также поручен должностным лицам дежурных частей. Однако при обнаружении признаков преступления должностное лицо органа дознания обязано составить соответствующий рапорт. Отказ в принятии

сообщения о преступлении должностным лицом недопустим.

Первым видом уголовно-процессуальных правонарушений на этом этапе является отказ в приеме сообщения о преступлении. Это правонарушение состоит в невыполнении обязанности по принятию сообщения о преступлении. Может осуществляться как в форме действия, так и в форме бездействия. Активные действия могу т выражаться в уговорах не подавать письменное заявление о преступлении, обещаниях урегулировать ситуацию, убеждению, что кроме потери собственного времени, он ничего нс получит, и так далее. Бездействие может осуществляться путем игнорирования поступившей информации, содержащей признаки совершенного преступления.

Согласно Инструкции |7| вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел, принявший заявление (сообщение) о престу плении, об административном правонару шении |8, с. 151, о происшествии, обязан незамедлительно передать в дежурную часть (по телефону , электронной почте, а также посредством иных досту пных видов связи) информацию по существу принятого заявления (сообщения) для регистрации в КУСП. Следовательно, сотрудник, полу чивший сообщение о престу плении и своевременно нс сообщивший об этом в дежурну ю часть, уже нару шает закон.

Этот вид правонару шений является наиболее латентным. Незарегистрированные преступления, когда правоохранительные органы при обращении граждан с заявлениями, сообщениями о совершенном преступлении умышленно их нс фиксиру ют в регистрационных доку ментах в целях создания видимости успехов в борьбе с преступностью, по некоторым экспертным оценкам, составляют примерно 60-70% от количества зарегистрированных престу плений 11, с. 13]. Действительно, нс сложно себе представить сотрудника, который, находясь при исполнении служебных обязанностей, получает информацию о противоправном действии. Не уверенный в своих силах, загру женный повседневной работой сотру дник убеждает в бесполезности подавать заявление, утраченное у же нс вернуть, виновных не наказать. Гражданин, пострадавший от

152

№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

преступления, после таких разговоров, потеряв доверие к сотрудникам правопорядка и убежденный в безвыходности своего положения, в другие правоохранительные органы для защиты своего имущества, чести и достоинства не обращается.

Вторым видом нарушений, допускаемых при приеме сведений о совершенных преступлениях, является уклонение от регистрации сообщения о преступлении в книге учета. Объективная сторона данного уголовно-процессуального правонарушения состоит в бездействии, а именно в нсвнссснии уполномоченным должностным лицом в книгу учета сообщений о преступлениях краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, и нсприсвоснии соответствующего регистрационного номера. Заявителю в случае нсрсгистрации корешок-уведомление с указанием регистрационного номера нс выдается либо выдастся с указанием неправильного номера. В то время как Типовым положением регламентировано, что должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю документ о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Бланки уведомлений являются документами строгой отчетности. Заполненные корешки уведомлений сдаются должностным лицом, принявшим сообщение о преступлении, должностному лицу, осуществившему регистрацию этого сообщения. Невыдача уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении недопустима. Должностное лицо, правомочное или уполномоченное принимать сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной регистрации сообщений. Непринятие мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы |4|.

Следующим этапом на стадии возбуждения уголовного дела можно выделить проведение проверки по принятому сообщению и преступлении.

На данном этапе нами выделяются следующие уголовно-процессуальные правонарушения: непроведение проверки по сообщению о преступлении: несвоевременная проверка по сообщению о преступлении; превышение сроков предварительной проверки: производство следственных действий, не разрешенных на этапе предварительной проверки: фальсификация

материалов предварительной проверки.

Объективная сторона непроведения проверки по поступившему сообщению о преступлении заключается в бездействии должностных лиц, когда сообщение о преступлении получено,

зарегистрировано, однако мер по его проверке нс принято. Так, должностным лицом могу т быть нс предприняты незамедлительно меры по предотвращению и пресечению преступления; по обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов престу пления, а также доказательств, требу ющих закрепления, изъятия и исследования; по проведению розыскных и оперативнорозыскных мероприятий по у становлению и задержанию с поличным или «по горячим следам» лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление.

Также общественно вредным является и необоснованное затягивание проведения проверки по сообщению о преступлении, если оно повлекло утрату доказательственной информации. Очень часто в подразделениях органов внутренних дел после принятия заявления оттягивают время проведения предварительной проверки, мотивируя занятостью следственно-оперативной гру ппы, отсутствием транспорта при необходимости осу ществления выезда, в связи с чем бывает утрачена возможность раскрытия у головного дела по «горячим следам». Как правило, за этими причинами скрывается элементарная халатность, нежелание экстренно реагировать на посту пивший вызов. Если такое бездействие повлекло невосполнимую утрату процессуально значимой доказательственной информации, например следов и вещественных доказательств, предлагается вести речь о совершении у головно-процессу ального просту пка.

Превышение времени предварительной проверки по сообщению о престу плении также является процессуальным правонару шением. Типичными являются слу чаи, когда ходатайство о продлении срока проверки не выносится, а итоговое решение, как правило отказ в возбуждении у головного дела, принимается задним числом. Либо, когда недостаточно времени для проведения проверки, необоснованно и незаконно отказывают в возбуждении уголовного дела, что влечет отмену незаконного решения.

Заключительным этапом на стадии возбуждения уголовного дела является принятие итогового решения. Согласно ст. 145 УПК РФ ими могут быть: возбу ждение у головного дела, отказ в возбуждении уголовного дела, передача материалов по подследственности.

Таким образом, мы можем вести речь о совершении должностных престу плений, предусмотренных ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», ст. 292 УК РФ «Служебный подлог» и другие.

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015

153

Самым распространенным видом уголовно-процессуальных правонарушений является незаконный отказ в возбуждении уголовного дела. Согласно положению ч. 4 ст.7 У головно-процессуального кодекса РФ. «определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными». Нарушение одного из указанных критериев при вынесении процессуального решения должно повлечь его отмену.

Чаще всего основанием для отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела становится необоснованность принятого решения ввиду неполноты проведенной проверки, когда орган дознания или другой сотрудник, котором) была поручена проверка заявления или сообщения о преступлении, нс опросил всех лиц, которым может быть что-либо известно о произошедшем, нс собрал все необходимые документы, чтобы принять законное, обоснованное решение. Или уговорил пострадавшего изменить свои показания, чтобы исключить преступность деяния.

Например. Собранные следственными органами Следственного комитета РФ по Республике Хакасия доказательства признаны судом достаточными для вынесения обвинительного приговора в отношении 36-летнего бывшего участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по Бсйскому району Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Следствием и судом установлено, что 19 июля 2013 года к участковому полиции обратилась жительница с сообщением о краже у нее сотового телефона. При проведении проверки по данном) факт) участковый, достоверно зная из опроса заявительницы о совершении у нее кражи телефона, не желая инициировать возбуждение уголовного дела, устанавливать местонахождение похищенного имущества и лицо, совершившее кражу телефона, путем \ говоров склонил женщину дать нс соответствующие действительности объяснения об утере телефона, собственноручно написав от ее имени протокол опроса. На основании нс соответствующего действительности объяснения участковый вынес незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В дальнейшем данный факт укрытия преступления от учета был выявлен и незаконно вынесенное постановление отменено с последующим возбуждением уголовного дела по факт) кражи с причинением значительного ущерба гражданин) |2|.

Следственным отделом по Гульксвичскому район) краевого управления СКР возбуждено уголовное дело в отношении участкового уполномоченного полиции отдела МВД России по Гульксвичскому район), который подозревается в злоупотреблении должностными полномочиями (ч,1 ст. 285 УК РФ). По версии следствия, в июле 2014 года к полицейском) обратилась местная жительница, сообщившая о совершении мошеннических действий в отношении се имущества. Полицейский, не желая проводить работ) по данном) сообщению, нс принял заявление от женщины, и не передал его для дальнейшей регистрации. В результате работник полиции укрыл преступление от учета и нарушил право женщины на защит) собственности и досту п к правосудию. Впоследствии по заявлению женщины было возбуждено уголовное дело по признакам престу пления, пред) смотренного ст. 159 УК РФ (мошенничество) |3|.

Следующим правонарушением является необоснованное принятие решения о передаче сообщения по подследственности. В соответствии сп. 3 ст. 145 УПК РФ «в случае принятия решения, пред) смотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь принимает меры по сохранению следов преступления». Помимо этого. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 г. № 7-П признано неконституционным отсутствие обязанности у прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя принимать по заявлению лица, пострадавшего в результате преступления, предусмотренного ст. 115 или ст. 116 УК РФ, меры, направленные на установление личности виновного в этом преступлении и привлечение его к уголовной ответственности. Подследственность преступлений определяется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 150 УПК РФ. Нарушение этих правил существенно нарушает права участников уголовно-процессуальных правоотношений и способствует необоснованном) увеличению сроков рассмотрения сообщения о преступлении.

В целях обеспечения неукоснительного исполнения и единообразного применения положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, оперативного реагирования на нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина, соблюдения их законных интересов при разрешении сообщений о преступлениях, эффективной реализации поставленных перед уполномоченными органами задач был принят Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации,

154

№2(5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы. Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов. Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 марта 2014 г. № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессу альных дей-

ствий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях».

Своевременное преду преждение уголовно-процессуальных правонару шений на стадии возбуждения уголовного дела бу дет способствовать укреплению учетно-регистрационной дисциплины и законности уголовного судопроизводства в целом. Система уголовно-процессуальных правонару шений на стадии возбу ждения уголовного дела при приеме, рассмотрении и разрешении сообщений о престу плениях поможет проанализировать причины и у словия, способствующие совершению каждого из них и выработать конкретные меры по их преодолению.

Примечания

1. Анюров Ф. Ф. Регистрация и учет преступлений в органах вну тренних дел (правовые и организационные аспекты): авторсф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.

2. В Бсйском районе бывший участковый полиции признан виновным в превышении должностных полномочий // Следственный комитет РФ. - 2014. - 30 сентября. - http://slcdconirf.ru/ncws/ 148857-v-bcyskom-rayonc-byivshiy-uchastkovyiy-politsii-priznan-vinovnyim-v-prcvyishcnii.html (дата обращения 2 апреля 2015 г.)

3. В Гу лькевичском районе полицейский подозревается в у крытии престу пления от у чета II Следственный комитет РФ. - 2014. - 12. сснт. - http://slcdcomrf.ru/ncws/l46642-v-gulkcvichskom-rayonc-politscyskiy -podozrcvactsya-v-ukry itii-prcstuplcniy a-ot-uchcta.html (дата обращения 2 апреля 2015 г.)

4. О едином учете престу плений: совместный Приказ Генеральной проку рату ры РФ, МВД России, Министерства РФ по делам ГО и ЧС, МЮ РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития России, ФСКН РФ от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399: рсд. от 20 фев. 2014// Российская газета. -2006. - 25 января.

5. О статистике преступлений // МВД РФ. - 2015. - 20 марта. - https://mvd.ru/ncws/item/3234460/ (дата обращения: 2 апреля 2015 г.)

6. Об у силении проку рорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении у головного дела при разрешении сообщений о преступлениях: Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ РФ, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Федеральной таможенной слу жбы, ФСИН, МО РФ, ФССП, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 марта 2014 г. № 147/209/187/23/119/596/149/196/ 110/154 // Российская газета. - 2014. - 13 авгу ста.

7. Об утверждении Инстру кции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: Приказ МВД России от 29 авгу ста 2014 г. № 736 // Российская газета. - 2014. - 14 ноября.

8. Севрюгин В. Е. О проблемах формирования концепции административной ответственности // Актуальные проблемы административной ответственности : материалы Международной научно-практической конференции. - Омск, 2013. - С. 3-9.

9. Севрюгин В. Е. Проблемы противодействия корру пции в системе госу дарственной слу жбы // Вестник Тюменского государственного университета. - 2010. -№ 2. - С. 15-20.

ОРЕНБУРКИНА Евгения Валерьевна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации охраны общественного порядка, Тюменский института повышения квалификации сотрудников МВД России.

E-mail: cva homc rfbk.ni

ORENBURKINA Evgeniya, Candidate of Law, lecturer, Chair of Public Order Protection, Ty umen Institute of Advanced Police Training of the Ministry of Interior of the Russian Federation.

E-mail: cva homcV/ bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.