Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 28 (282).
Филология. Искусствоведение. Вып. 70. С. 39-41.
Г. Н. Божкова ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА
В статье рассматривается один из важнейших элементов художественной формы лирики С. Есенина - композиция. Цель исследования - анализ приёмов построения лирических произведений. Кольцевая, спиральная, амбейная и другие разновидности композиции лишь раскрывают идейно-тематическое богатство лирических произведений и позволяют увидеть индивидуальнотворческую инициативу: «хаос сквозь лёгкие покровы созидания» (В. Жирмунский).
Ключевые слова: композиция, содержание, форма, повтор, антитеза, усиление, монтаж, строфа, катрен, двустишие, лирический герой, идея, образ, мотив, стиль.
Идейно-художественное единство элементов в произведении достигается разными средствами. Одним из таких средств является композиция. В широком смысле слова композиция - это структура художественной формы, и первая её функция - «держать» элементы целого. Без обдуманной и осмысленной композиции невозможно создать полноценное художественное произведение. Анализ композиции стихотворения важен, потому что она тесно связана с темой лирического произведения, подчинена задаче раскрытия его художественной идеи и предполагает анализ стиля. Композиция лирического произведения имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, лирика часто имеет строфическое строение, что сказывается на структуре лирического произведения; во-вторых, важно понимать законы ритмической композиции. Подробный разговор об этом мы хотели бы продолжить на примере стихов Сергея Есенина.
Лирика Есенина всегда современна, она близка нашему времени: затрагивает насущные, коренные вопросы. Актуальна также безграничная любовь автора стихов к красотам своей малой родины. Передать самые тёплые чувства помогают в лирике разнообразные художественные приёмы: стилистические и синтаксические средства, тропы, ритм, рифма, композиция. Основным композиционным приёмом лирики автора становится повтор, он придаёт стихотворениям стройность. Мы имеем дело с кольцевой композицией, которая несёт в себе особый художественный смысл. В лирическом произведении «Заиграй, сыграй, тальяночка...» первое и последнее двустишия
В стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.
А. Ахматова
повторяются, образуя кольцо, помогающее понять бесконечность есенинской родины: это и зори, и озеро, и косогор, и звуки тальяночки, и «красотка»: «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. /Выходи встречать к околице, красотка, жениха» [1. С. 33]. Повтор начинающего и завершающего двустиший образует рефрен, который усиливает мелодичность стиха, рождая единый песенный звук «тальяночки», олицетворяющий многогранность любви к родине, женщине - музыку души.
Неодолимая действенная сила поэзии Сергея Есенина - «половодье чувств», передать которое ему помогает приём усиления. Он применяется в стихах автора тогда, когда простого повтора недостаточно для создания художественного эффекта. Поэт усиливает впечатление путём подбора однородных образов или анафор. Так по принципу усиления построены стихи «Ты такая ж простая как все»: «Знаешь ты одинокий рассвет, / Знаешь холод осени синий...» [1. С. 142], а также в элегии «Ну целуй меня, целуй» [1. С. 159], «Прощай Баку!» [1. С. 160], «По-осеннему кычет сова»: «По-осеннему кычет сова... / По-осеннему сыплет ветер, / По-осеннему шепчут листья...» [1. С. 116]. Анафора усиливает атмосферу наступающей осени, привнося в лирическое произведение настроение грусти, повторяемости. Подобный композиционный приём намного чаще встречается в зрелой лирике, демонстрируя желание поэта продлить миг очарования или ещё раз переосмыслить действительность. Так, в послании «Письмо матери» лирический герой ощущает чувство вины перед матерью и пытается оправдаться, успокоить родное су-
щество: «Я комкаю письмо, /Я погружаюсь в жуть. . / Я после расскажу. / Я после расскажу...» [1. С. 293].
Противоположным повтору и усилению приёмом является противопоставление.
В стихотворении «Выткался на озере алый свет зари» настроение лирического героя изменяется: в первом двустишии его переполняет грусть: «Выткался на озере алый свет зари. / На бору со звонами плачут глухари» [1. С. 35]. Уже в последних строках живительная природа воскрешает героя, заставляя переосмыслить происходящее. Он полон оптимизма: «И пускай со звонами плачут глухари. / Есть тоска весёлая в алостях зари» [1. С. 35]. Однако антитеза в лирике Есенина разнообразна, это не только контраст настроений, но и противопоставленные друг другу образы. Так, во многих произведениях («Сорокоуст», «Я последний поэт деревни» и др.) наличествует важная в смысловом отношении образная антитеза города и деревни, мёртвого и живого, живое воплощается в изображении природы (дерево, солома); мертвое - в образах железа, камня, чугуна - то есть чего-то косного, тяжёлого, неестественного.
«Видите ли вы, как бежит по степям, / В туманах озёрных кроясь, / Железной ноздрёй храпя, /На лапах чугунных поезд...»,
Или
«Вот сдавили за шею деревню, /Каменные руки шоссе...»
«На тропу голубого поля / Скоро выйдет железный гость. / Злак овсяный, зарёю пролитый, / Соберёт его чёрная горсть...» [1. С. 256]. В лирике Есенина есть ещё одно важное противопоставление - цветовое. Чёрный цвет неживой цивилизации противопоставлен живым цветам природы (голубому, овсяному...).
Мир человека и мир природы в стихах едины и неделимы, поэтому поэт с интересом наблюдает за сложными процессами в их жизни. В Стихотворении «Хороша была Танюша, краше не было в селе» Сергей Есенин проявляет неподдельный интерес к судьбе молодой деревенской девушки. Особый эффект достигается благодаря зеркальной композиции. При таком построении начальные и последние образы повторяются. В есенинском стихе подобный приём усложняется ещё и контаминацией. В стихотворении соединяются воедино и рефренный повтор, и антитеза. Зеркальная композиция отражает жестокую действитель-
ность, которая остановила звучание жизни молодой и красивой русской девушки. Начальная и последняя строки повторяются, сохраняя память о «Танюше», однако в первом катрене автор восхищается живой красотой героини: «Хороша была Танюша, краше не было в селе, / Красной рюшкою по белу сарафан на подоле. /Месяц в облачном тумане водит с тучами игру...» [1. С. 30]; в последнем - скорбит с родными, описывая портрет сгубившей себя, гордой девушки: «Не кукушка загрустила - плачет Танина родня, / На виске у Тани рана от лихого кистеня. / Алым венчиком кровинки запеклися на челе, - /Хороша была Танюша, краше не было в селе» [1. С. 30]. Контаминация наблюдается даже в цвете: в первом и последнем катренах повторяются красные цвета, которые имеют противоположное значение. Красный цвет в начале лирического стихотворения олицетворяет юность, красоту, жизнь, ожидание любви, а в конце - смерть, утрату, вызов.
Буйство красок и цветов, недоступная прелесть сокрытых под чадрой восточных женщин присутствуют в наиболее сложном стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». Поэта привлекала восточная экзотика: звучные имена и названия городов, необычная природа, поражающая жителя среднерусской полосы. Всю необычайность грузинской культуры помогает передать и амбейная композиция: происходит регулярное и ритмичное чередование двух голосов (восточного и русского), а так же строфическое кольцо перерастает в спираль - композиционно-стилистический прием, традиционный для восточной поэзии. Все пять строф стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» -интереснейшие примеры строфического кольца. Однако это не главное. Основой композиции этого произведения становится то, что его первая строфа составлена из начальных и заключительных строк всех строф и содержит в себе все те темы и мотивы, которые получат развитие в последующих строфах:
« 1. Шаганэ ты моя, Шаганэ!
2. Потому что я с севера, что ли,
3. Я готов рассказать тебе поле,
4. Про волнистую рожь при луне.
5. Шаганэ ты моя, Шаганэ.
6. Потому что я с севера, что ли.» [1. С. 178].
Таким образом, стихотворение напоминает венок сонетов с той разницей, что магистральный стих помещен здесь не в конце, а в начале произведения.
В заключение хочется отметить, что с точки зрения взаимодействия фабулы и сюжета доминирует линейный вид построения стиха. В отличие от многих современников (Блока, Мандельштама, Маяковского и др.), предпочитающих ретроспективную композицию, события в лирических произведениях Сергея Есенина располагаются в соответствии с их хронологической последовательностью. В своём лирическом наследии поэт убеждён в том, что необходимо «двигаться» вперед, «черпая силы у истоков», а богатство композиционных приёмов помогает постепенно и более полно раскрывать своеобразие образов, которые играют разными своими гранями, многоплановость
художественного смысла, индивидуальное своеобразие лирического стиля. Свобода выражения соединяется с порядком и ясностью. Вполне справедливо суждение М. М. Бахтина: «Мы встречаем активного автора прежде всего в композиции произведения» [2. С. 47].
Список литературы
1. Есенин, С. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. М. : Сов. Россия : Современник, 1990. 480 с.
2. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 504 с.