ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (34) 2010 г.
Е. А. Топольская
ВИДЫ И ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО СОЗНАНИЯ У МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются общие направления развития, действующие в учреждениях культуры, - такие, как когнитивное, рефлексивное, коммуникативное, эмоционально-перцептивное направления. В условиях деятельности учреждений культуры были выделены основные сферы: возрастные особенности участников и творческие реализации мировоззренческих установок. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, вид, сопровождение, воспитание, сознание, молодежь, учреждения культуры, специалист.
In article the general directions of development operating in culture establishments, such as когнитивное, reflective, communicative, emotionally-pertseptivnoe directions are considered. In the conditions of activity of culture establishments the basic spheres have been allocated: age features of participants and creative realizations of world outlook installations. Keywords: socio-cultural activity, kind, support, education, consciousness, youth, culture establishments, the expert.
В ходе исследования автором статьи были выделены следующие виды педагогического сопровождения, которые могут способствовать формированию рефлексивного сознания молодежи:
— развивающий — включает в себя передовые методики и педагогические технологии, способствующие гармоничному всестороннему развитию участников учреждений культуры, «разминке» всех его чувств и становлению способности к открытому, доброжелательному общению;
— студийно-творческий — предоставляет возможность творческого развития, взаимодействия в полинациональном коллективе в процессе создания художественно-творческого процесса;
— профессионально-компетентный — активизирует и конкретизирует процесс социализации личности в условиях многонационального региона, включая все направления социально-творческой деятельности учреждения культуры.
Важнейшим качеством специалиста учреждения культуры, осуществляющего педагогическое сопровождение, является его способность к созданию культурно-досуговой среды, в которой эффективно будет развиваться рефлексивное сознание молодого человека. Причем данная среда не может быть ограничена только пространством учреждения культуры, а должна распространяться и на область социума, досуга и семейного воспитания. Областью, требующей повышенного внимания педагогов, является работа с особой категорией молодежи, к которой относятся как одаренные молодые люди, так и принадлежащие к группе риска.
В связи с этим необходимо расширить использование в воспитательном процессе методов работы по формированию ценностно-смысловых ориентаций молодежи — таких, как тренинги личностного роста, бесконфликтного взаимодействия, ассер-тивности, самостоятельности; методы развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям.
Такое важнейшее направление воспитательной работы, как создание молодежных любительских объединений, также требует адекватного и ответственного педагогического сопровождения. В современной практической психологии имеется значительный арсенал методов работы с малыми группами и коллективами, которые следует шире использовать для решения задач воспитания и социализации молоде-
Социально-культурная деятельность
жи в деятельности любительских объединений (В. Е. Триодин, М. А. Ариарский, Н. Н. Ярошенко).
Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять педагогическое сопровождение на адекватном современности уровне, должна также включать блок сохранения и укрепления здоровья и психологической поддержки молодежи. Современные подходы к построению эффективных профилактических культурно-досуговых программ утверждают необходимость не только давать молодежи информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки здорового образа жизни, создавая соответствующую куль-турно-досуговую среду.
Необходимым условием эффективности воспитания рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.д.), привлечение возможностей искусства, особенно в плане организации коллективного творческого процесса, актуализирующего все необходимые внутренние силы молодежи.
Особого внимания сотрудников психолого-педагогического сопровождения молодого человека требуют отношения молодого человека с сообществом сверстников.
Закономерности, действующие в среде молодежных сообществ, в куль-турно-досуговом пространстве складываются как на основе предыдущего развития молодого человека, так и на основе специфических особенностей самой куль-турно-досуговой среды.
Технологии учреждений культуры охватывают все сферы жизни молодого человека — физическую, психическую, коммуникативную, интеллектуальную и др. Значительную роль здесь играют культурные, спортивные и другие культурно-досу-говые программы, в процессе проведения которых складывается особая культурно-досуговая среда, отличающая данное учреждение культуры от другого.
В то же время следует отметить, что предпрофессиональное и профессиональное направления пока, в силу возрастных особенностей данной группы, не проявляются в своем обычном виде, исключая тех редких случаев, когда ребенок с малых лет (в возрасте четырех-пяти лет) обучается в профессиональных — музыкальных, художественных, танцевальных и спортивных — школах.
Задачи работы сотрудников педагогического сопровождения определяются необходимостью поддержания баланса между культурной самоидентификацией и культурной общностью. Этому наиболее эффективно способствует обстановка коллективной творческой деятельности, а именно: наличие общей творческой цели, объединяющей весь спектр мотивационных установок (личный успех, самоутверждение, возможность позитивного общения, стремление узнать новое, возможность совместного успешного труда, возможность получения, так же как и предоставления помощи).
Важнейшим условием создания культурно-образовательной среды, эффективно влияющей на развитие рефлексивного сознания молодежи, является обеспечение взаимодействия в этом процессе нескольких культурно-досуговых сред в учреждениях культуры, на основании которых и образуется особая воспитательная среда.
В исследовании были выявлены общие направления развития, действующие в учреждениях культуры. Среди них такие направления, как:
— когнитивное (обеспечивающее сознательное освоение информации);
— рефлексивное (предоставляющее молодежи возможность оценить свои действия «со стороны», в сравнении с действиями других участников образовательно-
¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (34) 2010 г.
культурного процесса);
- коммуникативное (открывающее возможность разнообразного и разноуровневого общения);
— эмоционально-перцептивное (обеспечивающее чувственно окрашенное позитивное взаимодействие в процессе творческих действий).
В результате продвижения указанных направлений развития в культурно-досу-говой среде происходит накопление и развитие культурного опыта молодежи, являющегося одним из базовых оснований рефлексивного сознания.
Взаимодействие нескольких культурно-досуговых сред, являющихся характерной особенностью учреждений культуры, приводит к смешению и переформированию устоявшихся социальных групп и общностей, сформировавшихся по признаку совместного проживания, учебы, конфессиональному и пр., и выдвигает на первый план коллективно-творческие цели, объединяющие участников культур-но-досугового процесса на новом уровне общения, в результате чего коллективные творческие группы учреждений культуры — студийные объединения, хоровые, танцевальные, фольклорные и др. коллективы, приобретают полинациональный характер.
Важнейшим качеством такого объединения является концентрация внимания на достижении художественно-творческого результата совместной работы при сохранении осознания своей принадлежности к той или иной социально-этнической группе населения и доброжелательного, позитивного отношения к представителям других социальных групп и национальностей.
Итак, заканчивая рассмотрение видов и типов педагогического сопровождения, способствующих формированию рефлексивного сознания молодежи, можно сделать вывод, что рефлексивное сознание может наиболее эффективно формироваться в культурно-досуговой среде полинациональных творческих групп учреждений культуры в процессе коллективной творческой деятельности.
Примечания
1. Белл Д. Эпоха разобщенности / Д. Белл, В. Иноземцев. - М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007.
2. Бычков В. В. Эстетическое в системе культуры / В. В. Бычков // Мир культуры: сб. // Труды Государственной академии славянской культуры. - М., 2000. - Вып. II. -С. 92-106.
3. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования. - 1995. - № 3. - С. 58-64.
4. Коломинский Я. Л. Психология педагогического взаимодействия / Я. Л. Коломин-ский. - М.: Речь, 2007.