Научная статья на тему 'Виды и специфические особенности пенсионного обеспечения в России'

Виды и специфические особенности пенсионного обеспечения в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2391
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чеченов А. А., Калов З. А., Куршаева Ф. М., Мазлоев Р. Б.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации, являясь одной из важнейших государственных социальных гарантий, напрямую затрагивает жизненные интересы 38,6 млн. пенсионеров, а косвенно всего населения России. Именно поэтому совершенствование отечественной пенсионной системы относится к разряду центральных проблем проводимых в стране социально-экономических преобразований. Главной целью должно стать создание в Российской Федерации модели, обеспечивающей гарантированное, достойное и стабильное материальное обеспечение граждан в старости, при наступлении инвалидности и в случае потери кормильца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды и специфические особенности пенсионного обеспечения в России»

19,2 %;

- в Ростовской области разработана "Концепция пищевой и перерабатывающей промышленности в Ростовской области до 2010 года" и рассмотрена на коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. Стратегия развития предприятий молочной промышленности Ростовской области предусматривается в рамках реализации приоритетного направления национального проекта "Развития АПК";

- построенный критерий инновационности предприятий молочной промышленности позволяет определить направления повышения конкурентоспособности предприятий молочной отрасли в регионе;

- определение уровня инновационности развития предприятий молочной промышленности Ростовской области по критерию инновационности составляет (-11 %) в 2004 г. и (-14 %) в 2005 г. по сравнению с 2003 г., что говорит об отрицательном значении инновационной активности предприятий молочной отрасли;

- для улучшения ситуации в молочной промышленности Ростовской области необходимо: создание системы ресурсосберегающих технологических процессов и машин, обеспечивающих комплексную безотходную переработку молочного сырья и готовой продукции; разработку и совершенствование методологии проектирования молочных продуктов нового поколения для ординарного, профилактического, лечебного и реабилитационного питания различных возрастных групп населения и спецконтингента; создание высокоэффективных процессов производства и применения белковых препаратов, композитов и биологически активных добавок с заданными функциональными свойствами, формирующих качество молочных продуктов; разработку и внедрение комплекса научно-технических мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды, снижению уровня вредного воздействия предприятий молочной промышленности на состояние водного и воздушного бассейнов; совершенствование систем хранения готовой молочной продукции с использованием холода и РГС на всем

сохранение качества и устранение потерь полезной продукции.

П

01

z

пути продвижения сырья и молочной продукции от поля, фермы до потребителя, обеспечивающих □

□ 01

Литература. ^

1. Голенков В.А., Степанов Ю.С., Садков В.Г., Машегов П.Н. Стратегия инновационного развития а на базе университетских комплексов. М.: Машиностроение, 2003. ®

2. Отчет Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области за 2003-2005 о

а

гг. ф

со

3. Садков В.Г., Машегов П.Н., Збинякова Е.А. О критериях оценки уровня инновационности эко- |

номики / Сборник научных трудов. Компьютерные технологии в управлении и экономике. Харьков, ^

2002. ¡5 - X

X

ЧЕЧЕНОВ A.A., КАЛОВ, З.А., КУРШАЕВА Ф.М., МАЗЛОЕВ Р.Б. £

о

ВИДЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ о

- о

о

о о

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации, являясь одной из важнейших государствен- ^

ных социальных гарантий, напрямую затрагивает жизненные интересы 38,6 млн. пенсионеров, а кос- 2

венно - всего населения России. Именно поэтому совершенствование отечественной пенсионной £ системы относится к разряду центральных проблем проводимых в стране социально-экономических

преобразований. Главной целью должно стать создание в Российской Федерации модели, обеспечива- ^

ющей гарантированное, достойное и стабильное материальное обеспечение граждан в старости, при ®

наступлении инвалидности и в случае потери кормильца. >|

Институт пенсионного обеспечения на сегодняшний день формируют трудовые и государствен- *

ные пенсии, которые назначаются в соответствии с федеральными законами Российской Федерации ®

от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 "0 трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 2

года № 166-Ф3 "0 государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". §

Названия основных нормативных актов, регулирующих нормы пенсионного обеспечения в Рос- <т)

сии могут ввести неискушенного в законодательстве человека в заблуждение. По своей сути обе эти пенсии являются государственными, так как выплачиваются государством. Разница лишь в том, что трудовая пенсия предоставляется за факт работы и уплаченные страховые взносы, а государственная пенсия, в свою очередь, является проявлением заботы государства о своих гражданах.

Расширенное использование в новой модели принципов обязательного страхования позволило выделить различные виды трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), которые в совокупности образуют многоуровневую пенсионную систему.

Первый уровень - базовая часть пенсии, гарантированная государством. Ее величина устанавливается в фиксированном размере в зависимости от категории пенсионера.

Второй уровень - страховая часть пенсии, размер которой дифференцирован и должен напрямую зависеть от результатов труда конкретного человека - его стажа и заработной платы, отражаемой на индивидуальном лицевом условно-накопительном счете.

С учетом демографических тенденций в составе пенсии по старости и по инвалидности для молодых возрастных групп предусмотрена накопительная часть - своего рода резерв на случай ухудшения финансовой ситуации.

Таким образом, трудовые пенсии по старости и по инвалидности состоят из базовой, страховой и накопительной части. В пенсии по случаю потери кормильца накопительная часть отсутствует. Средства, учтенные на индивидуальном лицевом счете умершего, будут выплачены лицам, указанным в соответствующем заявлении, а при его отсутствии - родственникам в порядке, установленном законодательством. Так, право первой очереди предоставлено детям, супругу и родителям. В случае отсутствия родственников средства перечисляются в пенсионный резерв. П Возможна также дополнительная (негосударственная) пенсия, предназначенная реализовать

□I ,

'Т. личную инициативу лиц, осуществляющих трудовую деятельность, в улучшении пенсионного обеспечения.

д Следует отметить, что с 1 января 2002 года как вид трудовых пенсий упразднены пенсии за

□ выслугу лет работникам определенных сфер деятельности, в частности, педагогам, врачам, спасате-^ лям, летчикам, морякам и др. Они переведены в категорию досрочных пенсий по старости. В законе, -<> регулирующем порядок назначения государственных пенсий, пенсии по выслуге поменяли свой экономический смысл и назначаются федеральным государственным служащим и военнослужащим.

Право на трудовую пенсию по старости предоставляется при наличии не менее 5 лет страхового стажа и достижении возраста 60 и 55 лет, соответственно, мужчинами и женщинами.

В ходе пенсионной реформы были пересмотрены условия назначения трудовой пенсии в части требуемого стажа. По ранее действовавшим нормам для назначения трудовой пенсии требовалось 5

трудового стажа. При его наличии размер исчислялся пропорционально исходя из требуемого стажа о

о для полной пенсии, который составлял 25 лет для мужчин и 20 - для женщин. Следует отметить, что Ее законодательством предусмотрено и досрочное назначение пенсий со снижением возраста. В этих ЕЕ случаях учитываются старые нормы по требуемому стажу.

о. Многочисленные дискуссии о пересмотре пенсионного возраста не дали в настоящее время ре-< зультата. Следует отметить, что Россия относится к категории стран, имеющих наиболее низкий пен-^ сионный возрастной ценз (рисунок 1).

о В развитых странах пенсионный возраст действительно превышает нынешний российский, но и

о продолжительность жизни там более высокая. Дольше всех живут в Японии: женщины - более 84 лет, ^ мужчины - 77,4 года. Осуществлять трудовую деятельность японцы должны до 70 лет. £ В США средняя продолжительность жизни 76,7 года, а пенсионный возраст для граждан обоих

£ полов наступает в 65 лет.

В Европе живут в среднем 75,5 года. В Италии мужчины выходят на пенсию в 65 лет, женщины ^ - в 60. Во Франции, где недавно повысили пенсионный возраст с 60 до 62,5 года, средняя продолжись тельность жизни составляет 74,7 года. В Великобритании женщины живут примерно 81 год, а мужчи->| ны - 75 лет, при этом пенсионный возраст для мужчин наступает в 65 лет, для женщин - в 60. 5 Что касается большинства стран бывшего социалистического лагеря, то у них пенсионный воз-

® раст аналогичен принятому в России. При этом в настоящее время, как и во многих европейских странах, предполагается его повышение. К примеру, в 2009 году венгры смогут уходить на пенсию в 62 года, в Чехии этой цифры хотят достичь уже в 2006 году.

В странах СНГ также приходят к выводу о необходимости повышения пенсионного возраста. В

о

х О

О

Казахстане он уже увеличен на 3 года и составил для женщин 58 лет, для мужчин - 63 года. Но решительнее всех поднять возрастную пенсионную планку стремятся государства, которые вступили в ЕС. Так, в Литве с 2004 года мужчины уходят на пенсию в 62,5, а женщины - в 58,5 года, к 2009 году литовские женщины смогут прекращать трудовую деятельность в 63,5 года, а мужчины - в 65 лет.

Рисунок 1. Пенсионный возраст в России и за рубежом.

П 7.

Различие в возрасте выхода на пенсию между мужчинами и женщинами в мировой практике 6 называется "положительной дискриминацией женщин". Реальных оснований для подобной дискри- □ минации женщин фактически не существует, так как продолжительность жизни мужчин в среднем на ^ 10 лет меньше. Если принять во внимание, что возраст начала трудовой деятельности мужчин и женщин приблизительно одинаковый и находиться на уровне 20 лет, то период трудовой деятельности ^ мужчины будет составлять 40 лет, а женщины 35 лет. Соответственно, мужчины которые дожили до о 60 лет будут ее получать менее 15 лет, в то время как женщины около 25 лет.

При проведении пенсионной реформы в Российской Федерации вопрос увеличения возраста о дающего право на получение пенсии по старости для женщин не рассматривался. Одним из основа- ®

ний чего является отсутствие рабочих мест с удовлетворительными условиями и оплатой для работ- |

ников-женщин в возрасте от 56 лет. Более того, в интервью "Комсомольской правде" 10 декабря 2004 0

года глава Пенсионного фонда России Геннадий Батанов заявил, что "повышение пенсионного возра- о

ста в России - перспектива, скорее всего, 2035 - 2055 годов...". ^

Трудовая пенсия по инвалидности назначается в случае наступления нетрудоспособности, оп- ^ ределяемой по медицинским показаниям при соблюдении следующих условий:

- наличия ограничения способности к трудовой деятельности третьей, второй или первой сте- ^ пени; о

- наличия не менее одного дня страхового стажа. о С 1 января 2004 года понятие "группа инвалидности" заменено "степенью ограничения способ- 9

ности к трудовой деятельности". Так 1 группе должна соответствовать 3 степень, 2 группе - 2 степень, 3 группе - 1 степень. На практике же органы медико-социальной экспертизы устанавливают как группу, так и степень, при этом допускают различное их сочетание (к примеру, 1 степень и 2 группу,

0 степень и 3 группу и т.д.), что усложняет пенсионную схему и нарушает принцип классификации -I

категорий лиц в зависимости от степени утраты трудоспособности. В данном случае в целях пенси- £ онного обеспечения определяющим является степень ограничения способности

к трудовой деятель- т

ности.

Лицам, достигшим пенсионного возраста, а также имеющим необратимые анатомические явле- о

ния, инвалидность устанавливается пожизненно. Переосвидетельствование инвалидов 3 степени про- [I

водится один раз в два года, 2 и 1 степени - ежегодно. Ребенок может быть признан инвалидом на ^

один год, два года, либо до достижения 18 лет. о

Необходимо отметить, что по нормам нового закона причина инвалидности не влияет на размер О

трудовой пенсии. Ранее если инвалидность наступила, к примеру, вследствие трудового увечья, при расчете учитывался максимально возможный стажевой коэффициент.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении, к которым относятся:

1. Братья, сестры, внуки (при отсутствии трудоспособных родителей), дети умершего кормильца, не достигшие 18 лет, а также обучающиеся по очной форме до достижения 23 лет, либо старше этого возраста, если они до достижения 18 лет стали инвалидами.

2. Неработающие и не получающие пенсию один из родителей ,супруг, дедушка, бабушка независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра или ребенок умершего кормильца достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет

3. Дедушка, бабушка (при отсутствии лиц, которые по законодательству РФ обязаны их содержать), родители, супруг умершего кормильца, если они достигли пенсионного возраста либо являются инвалидами.

Подтверждение факта нахождения на иждивении не требуется для лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца (пункт 2), а также детей до 18 лет, за исключением случаев, когда они стали дееспособными (вступили в брак). В случае если пенсия назначена ребенку по признаку "до 18 лет", а далее он переходит в категорию "учащийся до 23 лет", факт нахождения на иждивении также предполагается без дополнительных документов.

Необходимо отметить, что круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца расширен по пункту 2 и право на пенсию приобрели дети умершего кормильца, достигшие 18 П лет и осуществляющие уход за нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, не достигай шими 14 лет. То есть, если ребенок сам получал пенсию и после достижения 18 лет не обучается по очной форме, не осуществляет трудовую деятельность и не получает какой-либо другой вид пенсии д (к примеру, по инвалидности), ему может быть назначена пенсия по уходу за братом или сестрой до □ достижения ими 14 лет.

^ Следует отметить, что с 1 января 2002 года возросло число лиц, желающих перейти на пенсию

-<> по случаю потери кормильца за умершего супруга. Данный факт объясняется значительным увеличением размеров этих пенсий в связи с предоставлением страховой части умершего кормильца нетрудоспособной супруге.

Пенсия, назначенная в связи с потерей кормильца-супруга, сохраняется при вступлении в новый брак. Усыновленные дети имеют право на данный вид пенсии наравне с родными детьми, а усыновители - наравне с родителями. Пенсия, назначенная ребенку умершего кормильца, также выплачивается при его усыновлении. То есть следует отметить, что право определяется на момент назначе-о ния и при смене указанных обстоятельств не пересматривается.

Ее При определении права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца продолжительность

ЕЕ страхового стажа умершего кормильца значения не имеет.

о. Государственная пенсия устанавливается в процентном отношении в зависимости от базовой о

< части пенсии по старости и инвалидности. ^ Различают следующие виды государственных пенсий:

о - государственная пенсия по старости;

о - государственная пенсия по инвалидности;

^ - государственная пенсия за выслугу лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ - социальная пенсия.

£ На наш взгляд дискуссию вызывает то, что как самостоятельная классификационная единица не

выделены пенсии по случаю потери кормильца, хотя по нормам действующего законодательства они ^ назначаются. Рассмотрим принципы их предоставления.

® Государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам

>| семей военнослужащих, проходивших службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и 5 старшин в случае их гибели: ® - в период прохождения военной службы;

- не позднее 3-х месяцев после увольнения с военной службы;

- в случае наступления смерти позднее 3-х месяцев после увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период военной службы. Раз-

о х О

О

мер пенсии данной категории лиц устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца:

- вследствие военной травмы - 200% базовой части трудовой пенсии по старости;

- вследствие заболевания, полученного в период военной службы - 150% базовой части трудовой пенсии по старости.

Устранение данного факта внесет полноту и ясность в закон, а также равномерно распределит социальную справедливость между всеми категориями получателей пенсий.

В последние годы значительно возрастает роль социальных пенсий. В настоящее время их получают около 1,5 млн. человек. Они по логике законодателя должны предоставляться лицам, не заработавшим трудовой пенсии.

Социальные пенсии назначаются следующим категориям лиц:

1. Гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющим права на трудовую пенсию и не осуществляющим трудовую деятельность.

2. Гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющим права на трудовую пенсию.

3. Детям-инвалидам.

4. Детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей, детям умершей одинокой матери, не имеющим права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

5. Инвалидам 1, 2, 3 степени, в том числе инвалидам с детства, не имеющим права на трудовую пенсию.

Таким образом, предлагаем выделять, социальные пенсии, предоставляемые соответственно, по старости, инвалидности, и по случаю потери кормильца. Необходимо отметить, что подобная классификация видов социальных пенсий действующим законодательством не предусмотрена. Однако выше ^ отмеченная структура внесет "прозрачность" в закон, поможет его пользователям достоверно опре- ^ делить: во-первых, категории лиц, имеющих право на каждый из видов пенсий, во-вторых, условия предоставления выплат, в-третьих, верный размер. □

Естественно, что государство с социально ориентированной экономикой не может игнорировать О проблемы материального обеспечения значительного круга нетрудоспособных лиц, не охваченных социальным страхованием. При этом нельзя сказать, что расширяется круг лиц, не имеющих требуе- ^ мого для установления трудовой пенсии страхового стажа. Его значение составляет всего 5 лет, два а года из которых, к примеру, может быть служба в армии, либо время ухода за детьми, но не более трех ® лет в общей сложности, как для мужчин, так и для женщин. На наш взгляд, причина в том что законо- о дательством предоставлено право выбора между трудовой и социальной пенсиями в зависимости от ®

СО

условий назначения. Таким образом, имеет место ситуация, когда при наличии права на трудовую | пенсию, граждане отказываются от нее в пользу государственной. В данном случае социальная пен- ^ сия перестает выполнять определенные ей законодательством функции, а действующий механизм о формирования выплат не соответствует страховым принципам. ^

Выше отмеченное позволяет нам сделать вывод о том, что на данный момент полностью не от- ^ работан принцип формирования пенсий. ^

Необходимо обратить внимание на даты назначения государственных и трудовых пенсий. ^

Государственная пенсия назначается с первого числа месяца обращения за ней, но не ранее о возникновения права. о

Трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права. Ис- о ключение составляют следующие случаи:

- трудовая пенсия по старости назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

- трудовая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти.

При назначении государственной пенсии после возникновения права всегда возможен возврат на первое число месяца обращения. Вместе с тем, лица, вовремя не реализовавшие свое право на заработанную трудовую пенсию по старости лишены такой возможности. По нашему мнению пенсия, являющаяся итогом многолетней трудовой деятельности, должна предоставляться, в любом случае, с даты возникновения права на нее.

о

Трудовые пенсии по старости и социальные как вид государственных пенсий, а также пенсии по случаю потери кормильца-супруга назначаются пожизненно, пенсии по инвалидности - до даты, указанной в справке бюро медико-социальной экспертизы, пенсии детям по случаю потери кормильца выплачиваются по день достижения 18 либо 23 лет (при обучении).

Пенсии, не полученные своевременно по вине пенсионера выплачиваются с возвратом на три года, в случае, если это вина органов пенсионного обеспечения, доплата производится за весь период без какого-либо ограничения.

Эволюция норм пенсионного обеспечения, начиная с Закона 1956 года "О государственных пенсиях в СССР", демонстрирует неизменившийся общий принцип пенсионного обеспечения. При наличии права на различные виды пенсий, соответственно по различным основаниям, выплачивается одна по выбору пенсионера. Таким образом, в настоящее время лица могут выбирать как между наиболее выгодными видами трудовых пенсий, так и между трудовой пенсией и государственной. Вместе с тем отдельным категориям граждан предоставляется право на получение двух пенсий, одна из которых является трудовой, другая государственной. В частности, одновременно трудовая пенсия по старости и государственная пенсия по инвалидности предоставляются участникам ВОВ и гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Государственная пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности), либо трудовая пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), предоставляются:

- вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, ВОВ, войну с Японией и не вступившим в новый брак-

ГС - нетрудоспособным членам семей лиц, пострадавших при радиационных, техногенных катаст-

□I

'Т. рофах;

- родителям военнослужащих, погибших или умерших в период прохождения военной службы 06по призыву, либо вследствие военной травмы после увольнения с военной службы по призыву.

0 Сочетание двух трудовых, либо двух государственных пенсий недопустимо. Вместе с тем воз-

^ можно получение негосударственной пенсии.

-<> Начиная с 1992 года, в России активно развивается новый социально-финансовый институт -а негосударственные пенсионные фонды. В будущем приоритеты будут отданы именно негосударствен® ному сектору пенсионной схемы, способствующему становлению дополнительного пенсионного обес-§ печения. Действующие сегодня фонды обслуживают 5 млн. человек, из них уже более 400 тыс. чело-ф век получают дополнительную негосударственную пенсию, что в дальнейшем позволит значительно ^ повысить благосостояние населения.

х _

> -

§ ИОХИН В.Я., МАРТЫНЧУК о.и.

® О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОЦЕССА ПОСТИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

I—

о _

а

о

<

о

'- Изучение постиндустриальных тенденций в эволюции современной экономики происходит в

о

£ основном с позиций изменения структуры экономики, в направлении опережающего развития отрас-

о лей, непосредственно или косвенно способствующих удовлетворению дифференцированных потребил

о ностей человека.

0 При характеристике стадий, состояний развития общества в качестве главного признака берет-^ ся тип ресурса. Главным производственным ресурсом в доиндустриальную эпоху были земля и мус-

1 кульная сила, в индустриальную - машинная техника, в постиндустриальной эпохе такую роль игра-ф ют знания и интеллект. Разные эпохи в то же время характеризуются различным уровнем диффе-™ ренциации потребностей общества, поэтому одним из их отличительных признаков является не ко-5 личество создаваемых благ, а их качество.

® В то же время когда в основу классификации социально-экономических систем кладется тип

| важнейшего, главного ресурса, то здесь допускается грубейшая ошибка в части принижения решаю-

§ щей роли главной производительной силы на доиндустриальной и индустриальной стадиях. Человек

2 всегда и везде был, есть и будет определяющим моментом бытия любых общественно-экономических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.