ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Абжапарова Ч.М. Базарбаев А.С.
9.2. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Абжапарова Чолпон Маликовна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: ФППКК КНУ им. Ж. Баласагына. E-mail: [email protected] Базарбаев Алмаз Сатыбалдиевич, д-р юрид. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Чуйский Университет им. С. Мамбеткалиева. Подразделение: кафедра специальных юридических дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: Данная статья посвящена вопросам проведения оперативно-розыскных мерроприятий, исполнения законов и порядка оперативно-розыскной деятельности, а также особенностей данной деятельности в местах содержания под стражей в Кыргызской Республики.
Ключевые слова: пенитенциарная система, оперативно-розыскная деятельность, государственные обязательства.
TYPES AND SPECIFIC ISSUES IN THE OPERATIVE-INVESTIGATORY ACTIONS IN THE DETENTION FACILITIES
Abjaparova Cholpon Malikovna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: FPPKK KNU named after J.Balasagin. E-mail: [email protected] Bazarbaev ALmaz Saltybaldyevich, Dr of law, associate professor. Place of employment: Chuisk University named after S.Mambetkaliev. Depart,emt: Special law disciplines chair. Email: [email protected]
Annotation: Given article is about implementation and specific issues of criminal operative-investigatory actions in the detention facilities in Kyrgyz Republic. Keywords: penitentiary system, criminal operative-investigation, legislation, state obligations and implementation.
В соответствии с п. 7 ст. 16 Закона КР«Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - закона «Об ОРД») учреждения уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) обладают правом осуществления в соответствии с действующим законодательством Кыргызстана оперативно-розыскных действий (далее -ОРД). В свою очередь, право является возможностью действовать, поступать определенным образом.
Отсюда следует, что теоретически оперативные подразделения имеют право выбора: осуществлять ОРД либо не осуществлять. Между тем значимость задач, которые решаются при помощи указанной деятельности, не дают усомниться в необходимости ее регулярного осуществления на всей территории пенитенциарных учреждений. При этом, согласно ст. 18Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики (далее - УПК КР, функция дознания в УИС присуща начальникам учреждений и органов, которые входят в эту систему.
Статья 143 УПК КР закрепляет право начальников учреждений и органов УИС при обнаружении признаков преступления, предусматривающего обязательное производство предварительного следствия, на производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, которые совершены сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а
также о преступлениях, которые совершены в местах расположения указанных учреждений и органов другими лицами.
Отметим, что после направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания имеет право производства по нему следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий (далее -ОРМ) исключительно на основании поручения следователя.
Однако, указанное совсем не означает, что у оперативных подразделений СИЗО отсутствует право проведения ОРМ в отношении лиц, заключенных под стражу. По нашему мнению, имеются лишь ограничения в части проведения ОРМ в отсутствие поручения следователя, руководителя следственного органа или дознавателя относительно конкретного расследуемого преступления.
Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики также регламентирует отдельные вопросы осуществляемой в местах лишения свободы ОРД.
Анализ ст. 90 УИК КР показывает, что оперативные подразделения УИС могут проводить в СИЗО ОРМ только в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в них для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в СИЗО с их согласия (ст. 88, 89 УИК КР). В данной правовой норме мы усматриваем коллизию, поскольку оперативные подразделения СИЗО проводят ОРМ в отношении всех категорий лиц, содержащихся под стражей, персонала и иных лиц, находящихся на территории учреждения. Это прямо вытекает из других нормативных правовых актов, регулирующих ОРД в СИЗО.
Следует отметить, что задачи ОРД, определенные в ст. 90 УИК КР, сформулированы применительно к исправительным учреждениям и не могут механически переноситься на задачи ОРД в СИЗО. Задачами уголовно-исполнительного законодательства, указанными в ст. 1 УИК КР, являются: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Задачи же содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых, принципиально отличаются от целей и задач исполнения наказания, и потому вряд ли возможно даже при расширительном толковании ст. 90 УИК КР или по аналогии считать данную норму праворегулирующей ОРД в СИЗО.
Особое место среди законодательных актов занимает Закон КР от 31 октября 2002 года «О порядке и условиях содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению и обвинению в совершении преступлений», поскольку он регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК КР избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Анализируя нормы данного закона, мы пришли к выводу, что в нем практически не регламентированы аспекты осуществления ОРД в СИЗО, хотя он является основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим вопросы содержания под стражей. Только в ст. 34 указано, что при наличии достаточных оснований подозревать лиц в попытке проноса запре-
2'2017
Пробелы в российском законодательстве
щенных предметов, веществ и продуктов питания сотрудники мест содержания под стражей вправе производить досмотр их вещей и одежды при входе и выходе с территорий мест содержания под стражей, а также то, что оперативные подразделения в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проводят ОРМ в порядке, предусмотренном законом. Однако перед оперативными подразделениями СИЗО стоят и другие цели и задачи.
На основании вышеизложенного, предлагаем добавить статью в Закон КР «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», регламентирующую осуществление ОРД в СИЗО, и изложить ее в следующей редакции:
«Оперативно-розыскная деятельность в следственных изоляторах.
В соответствии с законодательством Кыргызской Республики в следственных изоляторах осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение нормального функционирования учреждения; обеспечение достижения целей предварительного расследования; оказание помощи иным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями следственных изоляторов, а также другими оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, только совместно с работниками уголовно-исполнительной системы».
Список литературы:
1. Закон КР от 31 октября «О порядке и условиях содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению и обвинению в совершении преступлений» // «ток-том».
2. Кудрявцев А.В. К вопросу о правовом статусе ОРД во ФСИН России // Проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе : сб. ст. М., 2005. С. 29.
3. Осмоналиев К.М. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу КР, Б., 2013.