УДК 316.47+331.101.262(045)
ВОЛОВИК Ольга Анатольевна, ассистент кафедры общего и специального менеджмента Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор трех научных публикаций
ВИДЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА
Статья посвящена вопросам социального аудита. Автор рассматривает различные подходы к определению социального аудита, виды социального аудита, определение социоэкономических отношений; сравнивает зарубежную и российскую модели социального аудита.
^циальный аудит, социальные отношения, социальное партнерство
В начале 80-х годов XX века на предприятиях развитых стран в связи с увеличением объема и сложности кадровой работы появилась необходимость создания механизма социального аудита как своеобразного инструмента управления и элемента технологии управления. Суть социального аудита сводилась к диагностике причин возникающих на предприятии проблем, оценке их важности и возможности разрешения, к формированию конкретных рекомендаций для руководства предприятия.
В настоящее время как в западной, так и в отечественной практике используется множество подходов и определений социального аудита в зависимости от его целей и объектов. Например, социальный аудит предприятия или организации определяется как «специфическая форма анализа, ревизии условий социальной среды организации с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по их снижению»1.
Однако если исходить из социоэкономиче-ских категорий, то социальный аудит рассматривается как эффективный инструмент регулирования социоэкономических отношений, далеко выходящих за рамки отдельной организации и охватывающий различные уровни
© Воловик О.А., 2010
социальной сферы, имеющий целью не только выявление социальных рисков, но и активное воздействие на весь комплекс воспроизводства и развития человеческих ресурсов2.
Социоэкономические отношения как объект социального аудита - это совокупность отношений в обществе на той стадии его развития, когда социальный фактор становится решающим условием воспроизводства человеческих ресурсов, имеющим своей целью устойчивое и долговременное развитие3.
Современные социоэкономические отношения достаточно широкое понятие: оно включает в себя трудовые, деловые отношения, а также отношения между производителями и потребителями, между хозяйствующими субъектами и органами власти и т.д. Социальный аудит в каждой из этих сфер социоэкономи-ческих отношений имеет свои особенности и свое определение.
В зависимости от сроков, характера, целей и других параметров социальный аудит классифицируется следующим образом4.
По характеру объектов управления социальный аудит проводится: в целом по стране, в отраслях, в регионах, на предприятии или в организации.
По роли социального аудита в управлении социоэкономическими процессами выделяют: внутренний социальный аудит, который является составной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической информацией руководство предприятия, отрасли, региона; и внешний социальный аудит, который проводится агентствами социального аудита, является составной частью нефинансовой отчетности и обеспечивает соответствующей не только руководство предприятия, отрасли, региона, но и внешних пользователей, в первую очередь, социальных партнеров.
По периодичности проведения социального аудита: перспективный социальный аудит, направленный на разработку прогнозов социального развития предприятия, отрасли, региона; оперативный социальный аудит, проводимый в определенные сроки; текущий социальный аудит, который проводится в период подведения итогов деятельности предприятия, отрасли, региона за тот или иной период.
По субъектамуправления социальными процессами социальный аудит проводится: руководством, профсоюзами, бизнес-сообществом совместно; руководством; профсоюзами; бизнес-сообществом, предпринимателями; агентствами социального аудита.
По содержанию и полноте изучаемых вопросов социальный аудит можно подразделить на: полный, в случае исследования всей социо-экономической деятельности предприятия, отрасли, региона; локальный, когда исследование проводится только в отдельных подразделениях предприятия, на отдельных предприятиях отрасли или региона; тематический, когда исследуются отдельные блоки социоэкономиче-ской системы.
По функциональному содержанию выполняемых процедур социальный аудит можно подразделить на: социальный аудит соответствия; социальный аудит эффективности; социальный аудит стратегический.
Социальный аудит соответствия - оценивается соответствие практических действий, реализуемых на объекте социального аудита, определенным эталонам - нормам, правилам, планам и предписаниям. Например, аудит соот-
ветствия при проверке кадрового обеспечения предприятия, включает также такие направления, как анализ штатного расписания, оценка его обоснованности, наличие плана развития; оценка соответствия должностных инструкций квалификационным характеристикам работников; оценка подбора и найма персонала (какими методами, стоимость найма); анализ реализации плана кадрового роста; анализ выполнения программы повышения профессиональной квалификации, стоимость повышения квалификации; анализ списочного состава работников по возрастному, образовательному, половому признакам; анализ условий труда и техники безопасности; анализ трудовых отношений в коллективе (наличие конфликтных ситуаций, сопротивления переменам, психологическая совместимость работников, психологический климат предприятия и его подразделений); оценка взаимодействия организации со службами трудоустройства, учебными заведениями, местными органами власти, конкурирующими предприятиями.
Социальный аудит эффективности - изучение не только достигнутых результатов, но и всего спектра процедур, посредством которого они были достигнуты. Социальный аудит эффективности оценивает соответствие методов внутреннего управления объекта социального аудита его целям и возможность их совершенствования. Здесь следует получить ответы на такие вопросы, как: соответствуют ли результаты поставленным целям? Соответствуют ли процедуры внутреннего контроля управления объекта социального аудита поставленным целям? Можно ли облегчить или улучшить процедуры управления для более легкого достижения поставленных целей?
Его проведение должно дать ответ на следующие вопросы. Ответственна ли служба управления персонала за внешнее окружение, т.е. считает ли высшее руководство объекта социального аудита, что его производство, маркетинг, обслуживание, финансы были обслужены данной службой на необходимом уровне, и ощущает ли персонал, что работодатели справедливы? Эффективно ли организована служба управления персоналом для выполнения своих
Воловик О.А. Виды и функции социального аудита
функций, интегрирована ли политика и практика управления персоналом в стратегическое планирование? Укомплектована ли служба управления персоналом компетентными людьми, способными к знаниям и тесному сотрудничеству с другими службами предприятия для достижения стратегических целей?
Социальный стратегический аудит - выявление степени согласования социальной политики с целями объекта социального аудита, его глобальной и социальной стратегиями, а также установление степени связи социальной политики со спецификой организации и внешними условиями.
Понятие социального аудита тесно связано с понятием социальной ответственности бизнеса и власти перед обществом, а также с понятием социальной отчетности.
Социальная отчетность - это система, позволяющая обществу знать о том, как та или иная корпорация в количественном и качественном плане решает социальные проблемы5. Социальная отчетность необходима не только современному бизнесу, но и органам местного самоуправления, т.к. прежде всего повышает уровень доверия к власти, выражает соответствие требованиям времени. Кроме того, регулярные и общедоступные отчеты о социальных программах, проводимых органами власти являются показателем успешного финансового состояния муниципального образования и, как следствие, способствуют повышению его имиджа и привлекательности для инвесторов.
Структура социальной отчетности включает в себя два элемента: помимо чистых цифр требуется заключение по социальному аудиту, учитывающее оценки, данные потребителями продукции, партнерами по бизнесу, местными властями, общественными организациями6. Результаты этих опросов позволяют организациям и регионам объективно оценить свои слабые и сильные стороны, а главное, определить новые цели и задачи, найти пути решения имеющихся проблем. Главное требование, которое предъявляется к социальной отчетности - это то, что она должна быть общедоступной, широко публиковаться, т.к. основная ее цель - открытость и прозрачность, что, в свою очередь,
является необходимым условием налаживания конструктивных взаимоотношений бизнеса, власти и общества.
Однако в России и во многих других странах широко обсуждается вопрос: является ли предоставление данных социальной отчетности обязательным требованием к деятельности крупных компаний. «Пока лишь во Франции существует жесткое законодательное регулирование, обязывающее все котирующиеся на французском фондовом рынке корпорации раскрывать информацию акционерам и другим заинтересованным группам по широкому спектру вопросов устойчивого развития, включая экологию, персонал, местные сообщества и международные трудовые нормы. Для сравнения: в США обязательно раскрытие лишь информации об инвестициях в местные сообщества, а в Великобритании - по финансированию политических партий»7. Кроме вопроса
о добровольности публикации данных, существует также вопрос определения ориентации компании на процесс или результат в подготовке социального отчета. В первом случае социальный отчет рассказывает о выстраиваемых взаимоотношениях с обществом, во втором - о результатах реализации социально ориентированной корпоративной политики.
Общие черты, характерные для сформированной за рубежом модели социального аудита, можно определить следующим образом:
- добровольный характер социального аудита, т.е. инициатива проведения социального аудита исходит от предпринимателя или руководителя организации;
- результаты проводимого обследования имеют конфиденциальный характер и не предполагают допуска к ним профсоюзов или других организаций, представляющих интересы наемных работников;
- социальный аудит, как правило, используется на микроэкономическом уровне, т.е. в связи с обследованием социального климата отдельного хозяйствующего субъекта;
- использование социального аудита в основном в оперативном менеджменте (прагматичный подход);
- основными заказчиками социального аудита являются собственники и руководители
крупных корпораций, которые стремятся использовать его преимущественно для увеличения добавленной стоимости и минимизации социальных рисков.
Социальный аудит в России также может использоваться как важный инструмент оперативного, тактического и стратегического менеджмента. Чаще всего социальный аудит используется в оперативном или тактическом менеджменте, т.е. к нему прибегают тогда, когда произошел острый социальный конфликт и возникает необходимость выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности. Для научных исследований характерно более широкое понимание социального аудита: он рассматривается как инструмент регулирования человеческих ресурсов и, безусловно, связан со стратегическим менеджментом. Стратегический характер социального аудита во многом определяется возможностью его использования на более высоких уровнях (федеральном, региональном, отраслевом и др.), а также относительно более длительным периодом формирования нравственных норм и деловой этики, правил взаимоотношения между бизнесом, властью и обществом.
Важной особенностью российской модели является то, что социальный аудит рассматривается как инструмент системы социального партнерства. Такой подход к социальному аудиту значительно расширяет круг заказчиков обследования социоэкономических отношений.
Таким образом, социальный аудит может быть внутренним и внешним, носить отраслевой, корпоративный, региональный или местный характер. Социальный аудит может отличаться масштабами (быть частичным, выборочным, развернутым, полным) и носить временной (краткосрочный, разовый, долгосрочный, периодический, непрерывный) характер. Также существует множество определений и методик социального аудита в зависимости от объектов и целей его проведения. Однако общей характерной чертой социального аудита является то, что его можно считать эффективным инструментом стратегического менеджмента и социального партнерства, позволяющим осуществлять диалог между заинтересованными сторонами на основе достоверных результатов добровольного, независимого и объективного аудиторского обследования, имеющего целью достижение консенсуса в регулировании со-циоэкономических отношений.
Примечания
1 Управление организацией: энцикл. слов. М., 2001.
2 Социальный аудит: проблемы развития: сб. М., 2008. С. 6.
3 Концепция российской модели социального аудита. URL: http://www.rspp.ru/Attachment.aspx?Id=4996 (дата обращения: 28.02.10).
4 Социальный аудит: проблемы развития. С. 33-38.
5 Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества: учебник. М., 2009. С. 605.
6 Там же. С. 606.
7 Там же. С. 607.
Volovik Olga
KINDS AND FUNCTIONS OF SOCIAL AUDIT
The article is devoted to the issues of social audit. The author considers different ap-proaches to definition of social audit, kinds of social audit, social and economic rela-tions; compares foreign and Russian models of social audit.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент -ДрегалоА.А., доктор философских наук, профессор кафедры общего и специального менеджмента Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова