Протекция детей, комплексное обеспечение их безопасности - одна из центральных, приоритетных задач любого демократического государства, которое должно обеспечивать максимально высокий уровень жизни и здорового развития ребенка. В этой связи не может не вызывать серьезную озабоченность моральное состояние нашего общества: утрата нравственных ценностей, стремление к быстрому обогащению, культ грубой силы и жестокости, распространение различных форм дискриминации. Все это, на наш взгляд, активно способствует быстрому росту количества правонарушений, обострению криминогенной ситуации в стране, в том числе и в подростковой среде. Несмотря на то, что в целом статистические данные органов внутренних дел и суда по итогам последних лет свидетельствуют об определенной стабилизации обстановки в сегменте совершения преступлений в подростковой среде, эталонными они не являются, и (в противовес снижению удельного веса преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, общему уменьшению числа осужденных) некоторые показатели, а именно изменение структуры правонарушений в сторону увеличения удельного веса насильственных преступлений, повышение уровня общественной опасности правонарушений несовершеннолетних за счет увеличения в их структуре удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений, увеличение групповых преступлений несовершеннолетних свидетельствуют о необходимости активизации профилактической работы в сфере как первичной, так и рецидивной преступности несовершеннолетних. Мы приведем виды групп несовершеннолетних противоправной направленности и исследуем административную деятельность по предупреждению групповых правонарушений подростков.
Группа несовершеннолетних противоправной направленности - это группа несовершеннолетних лиц, которых объединяет совместная групповая деятельность, характеризующаяся совместным совершением правонарушения и межличностным общением, вследствие чего формируются нормы асоциального поведения, происходит распределение обязанностей, определяются особенности соподчинения членов группы, имеющих целью ее сохранить, в состав которой входят соучастники правонарушений, лица, участвующие в совершении общественно опасного деяния, но не подлежащие уголовной ответственности в силу недостижения требуемого законом возраста или отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, а также лица, которые не принимали участия в совершении общественно опасного деяния, но активно участвуют в жизнедеятельности группы [1].
Молодежные группы и объединения весьма многообразны. В литературе неформальные группы молодежи классифицируют по различным основаниям: по внешним признакам (атрибутике) и сленговым названиям; по провозглашенным или фактически реализуемым целям; по направленности деятельности.
Так, по целям и направленности деятельности их дифференцируют на:
- общественно-политические (народные фронты), социально-культурные и творческие (художественные, театральные, клубы по интересам);
- клубы социальной помощи («Милосердие», заботы о детях-сиротах и т.п.);
- экологические, социально-экологические, природоохранные (Грин-хиппи, «Зеленые», «Спасение», «Мир», «Дельта», «Бюро экологических разработок»);
- правозащитные группы и объединения, борцы за справедливость («Атланты», «Патриоты», «Дети Деточкина», «Комитет социальной защиты»);
- религиозные и полурелигиозные (кришнаиты, буддисты и т.п.);
- спортивные, здорового образа жизни (поклонники карате, брейка, ушу, скейта);
- спортивные и музыкальные фанаты;
- асоциальные в сфере свободного времени (панки, хиппи, металлисты, рокеры);
- антисоциальные (национал-социалистические, хулиганствующие);
- националистические;
- этической направленности, историко-патриотические («Мемориал», «Память», «Отечество», «Вече»).
Ряд ученых делят неформальные подростковые и молодежные группы по провозглашенным или фактически реализуемым целям и направленности деятельности на: противоборствующие; музыкальной, технической, спортивной, околоспортивной направленности; филисофско-
мистического направления; общественно-политической направленности; преступные группы, специально складывающиеся или переориентирующиеся для совместной преступной деятельности.
Существуют и иные классификации неформальных групп. Так, по содержанию деятельности различают:
- группы с преобразовательной или критической программой, ставящие целью повлиять на развитие общества (политические группы и объединения, экологические, некоторые творческие объединения);
- группы и объединения, имеющие целью уход от проблем, не желающие иметь с обществом никаких формальных отношений (некоторые религиозные объединения и творческие группы, туристы, хиппи и часть музыкальных фанатов);
- группы намеренно агрессивного характера, которые, в свою очередь, делятся на истинно агрессивные, в чью программу входит непосредственно применение силы, вплоть до совершения уголовных преступлений (территориальные объединения типа люберов), и демонстративно-агрессивные, т.е. проявляющие агрессию через внешние атрибуты и поведение (панки, металлисты, рокеры).
При этом первую и вторую типы групп считают не представляющими общественной опасности, а последнюю - опасной для общества, граждан и самих членов неформальных объединений.
Объектом юридического изучения являются, прежде всего, группы с антисоциальными ориентациями, вместе с тем исследуется антисоциальное поведение членов просоциальных и социально индифферентных групп. В профилактических целях необходимо различать антисоциальные группы от социально-пассивных, отдельные члены которых имеют антисоциальные ориентации; преступную деятельность членов групп, связанную с принадлежностью к группе и не связанную с ней и ее целями.
Для определения криминогенности неформальной группы молодежи значительный интерес представляет их типология по механизму возникновения и по системе принятых в группе ценностных ориентаций. По первому из указанных оснований выделяют стихийные (или спонтанные) молодежные группировки и нетрадиционные самодеятельные объединения молодежи. Взяв за основу классификации систему ценностных ориентаций, принятых в неформальных движениях, их делят на два класса: неформальные объединения социальной инициативы и неформальные объединения демонстративного характера, или собственно неформальное движение. Деление это в определенной мере условно, поскольку на практике нередко наблюдается переход одних формирований от стихийных групп к более организованным объединениям, и наоборот.
Итак, о противоправности определенной неформальной группы необходимо судить не только по ее декларируемым целям (идеологии группы), потребностям и ценностным ориентациям ее участников, но, прежде всего, по реальным действиям, способам достижения группой своих целей.
Обращаясь непосредственно к профилактике и пресечению групповых административных правонарушений и преступлений не достигших восемнадцатилетия лиц, подчеркнем, что данная деятельность является одним из основных направлений деятельности подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних. Это вызвано тем, что именно в группе не достигшие совершеннолетия лица, как правило, совершают наиболее тяжкие общественно опасные деяния насильственного характера. Несмотря на то, что насильственные преступления не занимают в преступности несовершеннолетних ведущего места по количественным показателям, сам характер насильственных преступлений имеет повышенную общественную опасность. Они причиняют непоправимый вред жизни и здоровью граждан, значительный материальный ущерб, вселяют чувство беспокойства и страха. Негативным является и то, что растут дерзость таких преступлений и количество оружия у лиц, их совершающих. Групповой характер преступления не только расширяет объем насилия, применяемого к потерпевшему, но и качественно изменяет это насилие, сущность которого состоит в том, что групповое насилие намного превышает пределы проявления насилия каждым из членов группы в отдельности.
В организации работы подразделений органов внутренних дел по предупреждению групповых административных правонарушений и преступлений лиц, не достигших совершеннолетия, следует выделить ряд этапов.
Во-первых, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел обязаны выявлять группы лиц, не достигших восемнадцатилетия, антиобщественной направленности и устанавливать важнейшие качественные характеристики (состав участников, лидеров, активных участников, места сбора, объекты, где совершаются правонарушения, сроки действия).
Важным методом сбора необходимой информации являются целевые рейды и операции, проводимые на обслуживаемой территории под определенным кодовым наименованием. Должную апробацию на практике прошли такие комплексные операции, как: «Группировка», «Группа», «Лидер», «Подросток», «Подросток - семья», «Подросток - игла», «Подросток - курорт», «Зимние каникулы», «Летние каникулы», «Безнадзорные дети», «Безнадзорник», «Брошенные дети», «Дети улиц», «Подворотня», «Табор», «Беглец», «Условник», «Геймер», «Игрок», «Занятость», «Двор». Методика их организации и проведения подробно освещена в руководящих документах МВД России и хорошо известна сотрудникам органов внутренних дел.
Во-вторых, постановка группы на учет путем заведения наблюдательного дела на нее. Основанием постановки этих групп на учет является наличие в них подростков, на которых имеются материалы об антиобщественном характере их связей, которые могут быть поставлены на индивидуальный учет в подразделения по делам несовершеннолетних.
В-третьих, оказание на группу профилактического воздействия. Как показывает практика, на этом этапе могут дать позитивные результаты такие традиционные формы превентивного воздействия, как разобщение и переориентация группы.
Разобщение состоит в создании условий, исключающих либо существенно ограничивающих возможность общения и совместной деятельности членов противоправной группы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, оно бывает полным и частичным. Частичное разобщение предполагает отрыв или изоляцию от группы наиболее активных ее членов, пагубно влияющих на остальных. Это, как правило, лидеры, определяющие «философию» группы, характер группового общения и групповой деятельности. Меры разобщения носят, в основном, принудительный характер. К таковым относятся, в частности, замена наказания в виде условного осуждения лишением свободы и направление в специальные учебно-воспитательные учреждения. Для применения этих мер требуется наличие правовых оснований. Принудительные меры могут быть осуществлены лишь по отношению к отдельным членам группы, а не в отношении группы в целом. В целях разобщения используются также меры убеждения, внушения, помощи, опосредованного воздействия. Эти меры направлены как на активизацию реагирования родителей и воспитателей на факт участия несовершеннолетних в группе, так и на возбуждение критического отношения самих не достигших восемнадцатилетия лиц к своему положению.
Кроме того, для разобщения криминальных неформальных групп целесообразно: дискредитировать лидера в глазах группы путем формирования конфронтационных отношений с ним и активными членами группы, что может повлечь снижение его авторитета; использовать внутригрупповые конфликты с целью разложения криминальной группировки; поддерживать желания отдельных членов отойти от деятельности противоправной группы; возбуждать чувства боязни и неуверенности в связи с угрозой разоблачения и привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений [2].
Наиболее приемлемым и универсальным, чем разобщение, способом воздействия на криминогенную группу является ее переориентация. Суть ее заключается в том, что группа, в основном, сохраняет свой состав, но ее направленность изменяется с помощью предупредительных мер, принимаемых в отношении группы в комплексе. На практике апробированы различные приемы переориентации криминогенных групп несовершеннолетних. Основными из них являются следующие:
1. Изменение содержания деятельности группы путем изменения направленности ее лидера или включения в группу нового лидера с одновременным ослаблением влияния бывшего. Этот прием основан на использовании повышенной подражательности несовершеннолетних, некритического отражения ими суждений и поступков лидера группы. При выборе данного приема учитывается тип лидера (либеральный, авторитарный), степень его криминогенности, восприимчивость к профилактическому воздействию. Если изменить направленность лидера оказывается невозможным
или чрезвычайно сложным, то лидерские позиции искусственно обеспечиваются другим членам группы или внедренным в состав группы лицам, обладающим более высокими интеллектуальными способностями и морально-этическими качествами. Для этого искусственно создаются ситуации, при которых выявляется несостоятельность прежнего лидера, и ведущая официальная роль переходит к члену группы, с которым установлен контакт.
2. Включение всех или большинства участников группы в новый коллектив с социально-полезными интересами - технический, музыкальный, танцевальный, театральный и иные кружки, спортивную школу, клубы по интересам. Данный прием переориентации основан на использовании психологических особенностей несовершеннолетних, выражающихся в инстинкте общительности, жажде исследования, стремлении к созиданию, инстинкте творчества. Выбор вида занятия осуществляется с учетом интересов и наклонностей большинства членов группы.
Имеет место и еще одна форма предупредительного воздействия на неформальные группы с криминальной направленностью. Это профилактическая изоляция группы. Изоляция группы необходима в тех случаях, когда есть информация о готовящихся массовых драках, беспорядках и когда на это есть необходимое время. Такая изоляция на практике осуществляется двумя способами: через родителей подростков (с ними проводятся беседы, в ходе которых сообщается, что их ребенок участвует в деятельности криминальной группы и есть необходимость отправить его на определенное время в другое место - к родственникам, в спортивно-оздоровительный лагерь, если имеется такая возможность) и путем административного задержания наиболее активных членов противоправной группы [3].
Подводя итог научной статьи, отметим, что в целях наибольшей эффективности профилактики групповых административных правонарушений несовершеннолетних со стороны подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел необходимо начинать ее на раннем этапе криминализации группы. Вместе с тем следует совершенствовать методы и формы работы инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел как с группой, так и с отдельными ее участниками в процессе осуществления групповой профилактики, основываясь на знаниях юриспруденции, педагогики и психологии.
Литература
1. Терехова О.Н. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2005.
2. Настольная книга инспектора по делам несовершеннолетних: Учеб.-методич. пособие / Под ред. В.И. Каныгина. Чебоксары, 2007.
3. Повышение квалификации заместителей начальников горрайлинорганов внутренних дел -начальников милиции общественной безопасности: Блочно-модульное учеб. пособие / Под ред. Ю.Н. Демидова, Л.В. Иванова, В.И. Акулова, М.В. Костенникова. Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.