Научная статья на тему 'Виды экстремизма и типы его субъектов'

Виды экстремизма и типы его субъектов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2260
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ФАНАТИЗМ / СВОЙ / ЧУЖОЙ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / EXTREMISM / FANATICISM / OWN / ALIEN / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фельде Виктория Геннадьевна

Статья посвящена проблеме экстремизма, а точнее, проблеме оценки этого явления и проблеме его развития и изменения. Автор рассматривает соотношение понятий экстремизм и фанатизм. В статье выделены четыре типа субъекта экстремизма: экстремист, герой, экстремал, постэкстремал. Экстремизм представлен автором как сложный, неоднородный феномен, рассматриваемый в рамках оппозиции «свой чужой», различные модели которой формируют различные виды экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kinds of extremism and types of its subjects

The article is devoted to the problem of extremism or more exactly to the problem of evaluation of this phenomenon and the problem of its development and modification. The author considers the correlation of such definitions as extremism and fanaticism. In this article four subjects of extremism are represented: extremist, hero, extremal, postextremal. Extremism is performed by the author as a complex and heterogeneous phenomenon being examined within the framework of the opposition «own-alien», different models of which form various types of extremism.

Текст научной работы на тему «Виды экстремизма и типы его субъектов»

УДК 140 8 В. Г. ФЕЛЬДЕ

Омский государственный педагогический университет

ВИДЫ ЭКСТРЕМИЗМА И ТИПЫ ЕГО СУБЪЕКТОВ

Статья посвящена проблеме экстремизма, а точнее, проблеме оценки этого явления и проблеме его развития и изменения. Автор рассматривает соотношение понятий экстремизм и фанатизм. В статье выделены четыре типа субъекта экстремизма: экстремист, герой, экстремал, постэкстремал. Экстремизм представлен автором как сложный, неоднородный феномен, рассматриваемый в рамках оппозиции «свой — чужой», различные модели которой формируют различные виды экстремизма.

Ключевые слова: экстремизм, фанатизм, свой, чужой, толерантность.

Современное общество, как и все предыдущие стадии развития общества, больно. К болезням нашего века можно отнести связанные между собой фанатизм, экстремизм, терроризм массового характера. Болезнь вынуждает организм выйти из этого состояния, он вырабатывает антитела, мутирует, приспосабливается к новым условиям выживания. Подобным образом социум борется, негодует, развивается в случае проникновения заболеваний, которые ему (социуму) противны.

Омоним русского языка «противны» выражает два значения: противны в смысле расположены по противоположным сторонам, друг напротив друга, и противны для обозначения эмоций отвращения и неприятия, чаще всего эти эмоции вызваны все тем же противопложным расположением. Слияние в одном слове позиции и отношения к этой позиции упрощает отношение между сторонами позиций и ограничивает развитие, оставляя только один, негативный, т.е. противный вектор движения. В качестве примера приведем цитату Н. А. Бердяева, в которой под инакомыслящим подразумеваем стоящего на противоположной стороне, а под преступником — противного нам человека, не имеющего возможность отстаивать свое право быть и быть в диалоге. «Инакомыслящий рассматривается как преступник. С преступником не спорят. Спор есть терпимость» [1]. А преступника (инакомыслящего) не терпят.

Слово extreme переводится с английского «крайность», «крайний». Сама по себе крайность безоце-ночна. Однокоренные слова к слову экстремизм — экстремал, экстремальный, экстремист, экстремум и другие. Вспомним школьный курс математики, который открывает нам точки экстремума как точки min и max функции (аналогичные русскому омониму «противны»).

Понятие экстремума в математике сохраняет антиномичность (max и min), в то время как в гуманитарных науках экстремум заменяется однокоренным экстремизмом, который трактуется однозначно как точка минимума функции, где функция (у) — это социум, а значения х — личность в развитии. Личность в точках экстремума развиваться не может, т.к. скорость изменения и роста в точках экстремума нулевая. Экстремист в современном понимании — есть личность с наименьшей степенью социализации. В тот момент, когда количество переходит в качество, наименьшая степень социализации трактуется однозначно отрицательно. Такого подхода придерживается большинство социально-гуманитарных

дисциплин. Философский анализ термина «экстремизм» позволит увидеть и актуализировать новые аспекты старой проблемы. Современный экстремизм схватывает только одну крайность экстремума и схватывается в негативной оценке. При этом автор не намерен актуализировать положительную сторону экстремизма, автор намерен выйти из оценочной области, что позволит дать философский анализ механизмам фанатичного и экстремистского сознания, а не его проявлениям.

Экстремизм глубоко врос в социальную жизнь, неся разрушительный характер. Экстремизму и борьбе с ним посвящены законы УК РФ, Конституция, международные правовые документы и другие правовые акты.

Источник экстремистских действий внутрилич-ностный: экстремизм есть готовность к любым действиям во имя своей идеи, из внутренних убеждений. Экстремизм — это проявленный в действии фанатизм, внешняя форма фанатизма. По мнению автора данной статьи, фанатизм соотносится с экстремизмом как внутреннее с внешним. Эктремизм не самостоятелен, ему необходимо питание, и питание происходит за счет фанатизма, а фанатизм, в свою очередь, не самодостаточен, ему необходимо во что-то выливаться, воплощаться.

Весьма актуальной в последние десятилетия становится профилактика экстремизма. Ей посвящаются различные мероприятия: спортивные, культурные, политические; научно-практические конференции и «круглые столы». Если говорить о ситуации Омской области, то получается, что статистика профилактических действий по предотвращению экстремизма во много раз превышает статистику самих экстремистских действий. Профилактика любого явления предполагает, подразумевает, предвосхищает наличие и реализацию самого этого явления. Понятие «профилактика экстремизма» создает смысловую ловушку для самой профилактики. С одной стороны, профилактика проводится до возникновения и развития болезни в организме, а когда организм (т. е. общество) болеет, то профилактику проводить уже бесполезно. С другой стороны, проводя профилактические действия по предотвращению экстремизма, экстремизм мыслится как угроза даже в тех случаях, когда этой угрозы нет, т.е. чаяние смерти вытесняет жизнь.

В обыденном сознании распространенным является убеждение, что всякий верующий человек по сути нетерпим. Понятие «нетерпим» употреблено

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

в отрицательных коннотациях, как склонность к экстремизму. Путаница в понятиях толерантность, экстремизм, терпимость, нетерпимость приводит к логическому противоречию. Верующий — это человек, имеющий и отстаивающий свою религиозную позицию. Выходит, любой человек, отстаивающий свою позицию (религиозную, политическую, гражданскую), характеризуется экстремистскими наклонностями. А как же гражданская позиция, заявленная умами общественности в качестве профилактики экстремизма? И чем тверже гражданская позиция, тем результативнее профилактика. Но ведь укрепление позиции ведет к нарастанию экстремизма. Таким образом, укрепление гражданской позиции должно приводить к становлению гражданина-экстремиста, что является невозможным и несовместимым с жизнью явлением. В данном контексте слово «гражданин» употреблено в смысле гражданина правового государства и гражданского общества с высоким уровнем правового сознания.

Толерантность, чтобы не стать тоталитарной и догматичной, должна допускать совсем не толерантные типы мировоззрения (тоталитаризм, догматизм, экстремизм, конфликт и др.) наряду со всеми. Но в том случае рушатся надежды политиков, социологов, педагогов на толерантность как на профилактику нетерпимости. Таким образом, концепция толерантности в том виде, в котором она представлена на сегодняшний день, оказалась в тупике: в одном случае — отрицая не толерантное мировоззрение, она отрицает себя как допущение и возможность существования любого мировоззрения; в другом случае — она остается толерантной к самой себе, но не оправдывает ожидания общества на профилактику экстремизма (а профилактика экстремизма есть основная цель внедрения в общество толерантного сознания).

Многие исследовательские труды, государственные программы, нормативно-правовые акты посвящены формированию толерантного сознания в обществе. Доказательством внедрения толерантности в сознание автора данной статьи будет критический философский анализ процесса формирования толерантности. Автор подвергает критике толерантность и критика оказывается конструктивной в силу того, что толерантность доказывает возможность самокритики и способность к ней.

Представим ситуацию, в которой христиане бы внимали заповедь о второй щеке раньше или вместо инстинкта самосохранения. Ситуация абсурдна, потому как религия жизни умерла бы от одной только заповеди, которая физически бы уничтожила христиан. Смысл этой заповеди в том, что человек обладает этим инстинктом самосохранения, умеет защищаться и умеет побороть врага, но выбирает путь более сложный — борется с инстинктом и, в случае успеха, подставляет вторую щеку. Формирование толерантности, толерантного отношения, а через это и толерантного сознания внедрялось в качестве основ высшего и школьного образования. Но толерантность есть допущение существования другой позиции не в ущерб своей собственной. А где взяться собственной позиции, если в период ее формирования формируется толерантность? Формированию толерантности должно предшествовать формирование собственного мнения, позиции, мировидения, мирочув-ствования, мировоззрения, мироощущения. Чтобы, имея свое мировоззрение, усилием воли допустить существование другого, не только допустить, но и постараться понять его и от понимания обогатиться.

Феномен экстремизма неоднороден, данное положение иллюстрирует выделение нескольких типов субъектов экстремизма:

1. Экстремист — это человек, способный и готовый на любые действия в силу своей фанатичной убежденности в чем-либо. Экстремист не ограничен негативными поступками (вспомним, что термин «точки экстремума» содержит как точки минимума, так и точки максимума). К положительным экстремистам можно отнести героев войны или мучеников за веру, или преданных служителей какому-то другому делу. Например, Матросов, святая влмч. Татиана, Стаханов. К выразителям экстремизма в негативном ключе в современное время относят террористов. Но есть и то, что их объединяет — в основе их действий лежит непоколебимая фанатичная вера во что-либо или в кого-либо, а также min/max уровень социализации.

2. Герой — человек, оказавшийся в трудной, опасной, тяжелой жизненной ситуации. Экстремальная ситуация требует от героя максимального проявления мужества, отваги, смелости и других благодетелей, дабы спасти людей, окружающую среду, зависящих от твоего героизма, и спастись самому. Пример сложно привести постольку, поскольку он неявен, чаще всего не обнародуется. В жизни многих людей героизм имеет место быть. В качестве одного примера можно привести героя древнегреческой мифологии Одиссея. Главное для героя — это случайность и непредсказуемость тех экстремальных условий, в которых он оказался и наступление которых от него самого не зависит.

3. Экстремал — это человек, искусственно создающий себе опасную ситуацию, которая преодолима только при сосредоточении всех физических и умственных способностей человека. Причиной такого искусственного создания экстремальности является стремление к удовольствию, получаемому от преодоления экстремалом трудностей. Площадкой для экстремалов являются экстремальные виды спорта. В данном контексте под понятие экстремалов подпадают военные, полицейские, космонавты и прочие профессии в силу того, что профессии, а следовательно, и содержащиеся в этих профессиях опасности, есть следствие сознательного выбора человека. Человек, занимающийся подобным делом, может проявить героизм в той или иной ситуации, но не может быть героем. Своим выбором он соглашается на опасность и экстремальность, но эта экстремальность абстрактна, в отличие от человека, занимающегося экстремальными видами спорта, который конкретно представляет себе ту опасность, преодоление которой принесет экстрим вместо героизма.

В данном контексте интересно дифференцированное отношение Русской Православной Церкви, которая чтит героев, молится за хранителей Отечества и приравнивает к самоубийцам людей, умерших от экстремальных видов спорта. Нас интересует не оценка субъектов экстремизма, а факт их различения, вытекающий из различия в оценках.

3. Постэкстремал — экстремал эпохи постмодерна. Ему доставляет удовольствие не гормон риска и не преодоление страха, а факт преодоления страха. Экстремальная ситуация нужна не ему самому, а его поверхности. Постэкстремал стремится к удовольствию, которое он получит, когда сможет сказать кому-то или себе самому «Я сделал это». Проще говоря, экстре-мал прыгает с парашютом, заведомо зная об опасности, и испытывает удовольствие от прыжка, а постэкс-тремал от прыжка с парашютом получает фото, до-

кументальное подтверждение и негласное право говорить теперь: «Я сделал это». Наглядной иллюстрацией постэкстремальности является телесериал «Выжить любой ценой», в котором герой, работая на камеру, имитирует дикие экстремальные условия природы и демонстрирует навыки, необходимые для выживания. Деятельность постэкстремала сводится к демонстрации.

Внешне все субъекты экстремизма схожи, порой даже неразличимы. Различны в данном случае внутренние мотивы, личные основания, способы мышления и способность к рефлексии.

Возможность выделения нескольких типов субъектов экстремизма подчеркивает сложность этого неоднородного явления. Экстремизм зарождается и развивается в рамках отношений между своими и чужими. Поэтому, основанием для выделения видов экстремизма является оппозиция «свой —чужой». Развитие этой оппозиции в культуре влечет за собой изменения отношений внутри оппозиции, и, соответственно, изменяется экстремизм как способ взаимоотношений. Также можно утверждать и обратное: изменение характера отношений изменяет оппозицию. Проследим изменение оппозиции «свой — чужой».

Мифологическое сознание рождается из неразрешенных противоречий, с которыми человек сталкивается в природном мире, в мире социальном и культурном. Первобытное сознание вырабатывает двоичные различительные признаки, набор которых является наиболее универсальным средством описания мира. Примером такого неразрешимого противоречия является оппозиция «свой —чужой». В ней теряется целое, но сохраняется целостность, так как стороны этой оппозиции остаются едиными, самодостаточными, целостными. В процессе развития оппозиции она внутри себя начинает дробиться.

Чужесвой и своесвой — есть виды своего на этапах развития человека, вырвавшегося из мифологического миропонимания. Чужесвой — это свой в корне, а чужой на поверхности, будучи своим, он кажется чужим. Родившись как оппозиция, она рождает из себя новые оппозиции, раскалывается на противоречия, и чем дальше от центра (состояния мифологического сознания, не знающего противоположностей и противоречий), тем стремительней процесс дробления оппозиций. Развитие усложняет явление.

Чужой может быть разделен путем мыслительной операции на чужечужой и своечужой в силу того, что человек перестает быть единым и целым и раскалывается в силу той же операции на качества, характеристики, функции, статусы и т.д. Потеряв человека, современная культура приобретает его черты. Культура имеет дело теперь не с человеком, а с его характеристиками, с одной стороны, и, с другой стороны, сама культура приобретает человеческие черты.

В традиционной культуре основные статусы человека являлись врожденными (пол, возраст, национальность, религиозная принадлежность, сословная/ классовая принадлежность), неотъемлемыми, друг от друга зависимыми и друг из друга вытекающими (еврей — значит иудей, византиец — значит православный христианин). Поэтому чужой существовал и воспринимался в целом, в корне, вообще. Но в рамках традиционной культуры чужой тоже не одинаков: на самых ранних ступенях становления человека и общества чужой понимался как «нелюдь», «не человек», «не умеющий говорить», а много позднее, например в Средневековье, в чужом выделялись чу-

жие черты, но они были слиты и в совокупности представляли целостность.

Новое время дает человеку новый опыт собирания деталей в целое и разбирания целого на детали. Человек-конструктор видит другого человека как конструктор. Детали машин, таким образом, приобретают самостоятельную значимость и самоценность подобно тому, как черты человека могут рассматриваться абстрагированно от человека и определяться как свои или чужие. Оппозиция «свой —чужой» разобрана на детали и собрана в новые оппозиции — комбинирование деталей дает разнообразие (аналогично комбинаторики в математике): чужесвой-чужечужой, своесвой-своечужой, чужечужой-свое-чужой, чужечужой-своесвой, чужесвой-своесвой, чужесвой-своечужой. Первая часть слова в оппозиции приставочная, вторая — корневая. В этом случае акцент ставит только один фрагмент человека в корень, а все остальные фрагменты обобщает в приставке. Определяющей в том или ином случае может стать только одна черта человека, остальные нивелируются, служат оттеняющим элементом.

Современная же культура делает возможным рассуждение вслух (мужчина в отношении женщины) «как человек ты мне своя, как женщина — чужая». Получается, феномен пола отчужден от феномена человека, не говоря уже о религиозной и сословной принадлежностях, национальности. Последние, согласно социологии, относятся к числу приобретенных социальных статусов и друг от друга не зависят (русский не значит россиянин и не значит православный, и не значит говорящий на русском языке, и не значит проживающий на территории России), а согласно ст. 25 Конституции РФ являются следствием свободного выбора [2].

Эпоха постмодерна заменяет оппозицию «свой — чужой» на оппозицию «свойскость — чуждость». Главное различие коренится в принципах приобре-таемости и отчуждаемости тех признаков, на основе которых строится оппозиция. Человек нынешней культуры свободно самоопределяется, например, будучи представителем европеоидной расы (раса остается врожденным статусом), он определяет себя как француз, тем самым приобретает «чуждость» по национальному признаку в отношении к англичанину, который, в свою очередь, также свободно са-моопределил свою национальную принадлежность. В какой-то момент все то же свободное самоопределение обратит француза в англичанина и чуждость сменится свойскостью.

Современный человек собирается подобно паззлу. Паззл, в отличие от конструктора, образует поверхность, а не объем. Детали паззла равноценны и равнозначны. Различны только замки, соединяющие детали. Детали конструктора находятся в иерархии: есть структурные детали, без которых модель не состоится, есть второстепенные детали, которые дополняют. Детали паззла одного уровня и порядка, отсутствие одной или нескольких деталей не принципиально, картина в таком случае достраивается мыслительно.

Соответственно, феномен экстремизма различен в рамках традиционной и современной культур. Экстремизм традиционной культуры зиждется на фанатичном противопоставлении своих чужим. «Для фанатика не существует многообразного мира. Это человек, одержимый одним. У него беспощадное и злое отношение ко всему и всем, кроме одного... Есть единое, которое спасает, все остальное губит» [1].

Это противопоставление неизбежно, необратимо, врожденно, что укореняет экстремизм. Наиболее

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

выразительным примером выражения традиционного экстремизма являются религиозные войны Средневековья. Религиозные войны были не отделены от национальных конфликтов и были неизбежны в силу невозможности отделить религию от национальности или невозможности отделить религию, национальность и прочее от себя. Современный же экстремизм выражается в такой форме межрели-гиозных и межнациональных отношений, как дискриминация. Статья 19.2 Конституции РФ запрещает дискриминацию [2]. Дискриминация — это ограничение прав и свобод человека и гражданина по какому-либо признаку, т.е. признаки отчуждены от человека и характеризуются отдельно от него и отдельно друг от друга. Признаки в отдельности не могут сделать человека чужим, они могут быть чужими сами по себе или придать ему (человеку) чуждость. Развивается оппозиция «свой —чужой», принимая все новые формы, изменяясь и изменяя способы взаимоотношений, экстремальных отношений в том числе.

1. В рамках оппозиции «свой —чужой» экстремизм — проявление фанатичного целостного сознания, не знающего альтернатив реальности и не знающего альтернатив себе. «Фанатизм не допускает сосуществования разных идей и миросозерцаний. Существует только враг. Силы враждебные унифицируются, представляются единым врагом. Это страшное упрощение облегчает борьбу» [1]. Фанатичное сознание ухватывает целостность, но не ухватывает многообразие, оно укоренено в своей целостности, неизбежности и безвариативности. Искоренить экстремизм можно, только излечив все тело (в данном случае тело — синоним сознания).

2. В рамках оппозиций «своесвой — своечужой» и др. экстремизм — проявление фанатизма фрагментарного сознания. Фрагментарное сознание мыслит человека не человека вообще, а фрагментами, т.е. ка-

чествами, чертами, характеристиками, принадлежностями. Не проявление фанатичного фрагментарного сознания, а фанатизма фрагментарного сознания. Таким образом, сам фанатизм есть фрагмент сознания. Акцентуация как основной критерий определения и разграничения. От изменения контекста зависит изменение положения чужести (быть чужести корнем или приставкой). Искоренить экстремизм можно, излечив больной фанатизмом орган (в данном случае орган как фрагмент сознания).

3. В рамках оппозиции «свойскость— чуждость» экстремизм вырождается в экстремальность, которая проявляет фанатичность поверхностного сознания. Такая формулировка сохраняет фрагментарность и прибавляет поверхностность как характеристику данной оппозиции. Болезнь не определяется, есть симптомы, они на поверхности, они снимаются.

Выходит, пока человек фанатично борется с экстремизмом, последний все больше укрепляется в фанатичности к нему.

Библиографический список

1. Бердяев Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине [Электронный ресурс]. — Режим доступа: М1р://№^^.дитег. іп!о/Ьодо8Іоу_Вик8/РМ1о8/ВеМ/Рап_Ог1:.рИр (дата обращения: 03.11.2012)

2. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. [Принята общенародным голосованием в 1993 г.] // Российская газета. — 1993. — № 248.

ФЕЛЬДЕ Виктория Геннадьевна, аспирантка кафедры философии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.05.2013 г.

© В. Г. Фельде

Книжная полка

Иконникова, Г. И. Философия права : учебник для вузов. / Г. И. Иконникова. - М. : Юрайт, 2011. - 351 с. - Гриф МО. - ISBN 978-5-9916-0809-1.

В учебнике рассмотрены основы философии права как научной отрасли, отражающей взаимодействие философского и юридического знания. Показаны объект, предмет, функции, специфика философии права, ее связь с юриспруденцией, социологией, политологией, этикой, антропологией, аксиологией. Работа исключает политизацию рассматриваемых проблем и отражает современную тенденцию «выхода» философии права в самостоятельный ряд междисциплинарных философских дисциплин истории и философии конкретных наук (философии экономики, философии политики, философии психологии, философии социологии и др.) Для учебника характерно определенное дидактическое изложение материала: каждая глава состоит из трех частей изложения проблемы, контрольных вопросов и заданий, списка литературы. В конце учебника предлагаются тесты для самоконтроля усвоения изучаемого материала. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Философия», «Юриспруденция», «Политология». Может быть использован студентами колледжей, а также всеми, кто интересуется историей и философией права. Об авторах: Иконникова Г. И., доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник отдела философских наук Академического научно-педагогического института Российского государственного социального университета; Ляшенко В. П., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии Российского государственного социального университета, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.