2. Обязательным условием разработки карьеров является последующая после их разработки рекультивация.
3. При необходимости можно использовать карьеры-водоемы в качестве рекреационных зон.
Список литературы
1. Перевозников Б.Ф., Селиверстов В.А., Афонина М.И. Карьеры-водоемы при устройстве автомобильных дорог. М., 2008. 80 с. // Автомоб. дороги и мосты: Обзорн. информ. / ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР». Вып. 3.
2. СНиП 2.06.15-85. Инженерная защита территорий от затопления и подтопления / Госстрой СССР. Введ. 01.07.86. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. 20 с.
ВИД, КОНФИГУРАЦИЯ, РАЗМЕР И СТРУКТУРА ЗАВАЛА, ОБРАЗОВАВШЕГОСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЗРЫВА В ПРОМЫШЛЕННОМ ЗДАНИИ Жадановский Б.В.1, Явонов Д.А.2
1Жадановский Борис Васильевич - кандидат технических наук, доцент;
2Явонов Дмитрий Андреевич - магистрант, кафедра технологии и организации строительства, Московский государственный строительный университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассматриваются характеристики образовавшегося завала в результате взрыва в промышленном здании. В зависимости от материала, из которого было построено здание, степени его износа, территориального расположения и многого другого, эти показатели могут значительно меняться и каждый случай становится индивидуальным. Детальное изучение этой области, позволяет в дальнейшем выбрать эффективную схему по разработке образовавшегося завала, использовать экономически целесообразный вид техники, отвечающий всем техническим требованиям.
Ключевые слова: конфигурация завала, структура завала, размер завала.
УДК: 69.059.28
На территории Российской Федерации функционирует большое количество промышленных объектов. Согласно статистическим данным - это около девяти тысяч зданий, где потенциально имеется угроза взрыва [2]. Чаще других, аварии, сопровождаемые взрывом, характерны для предприятий химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и другой производственной отрасли, связанной с добычей сырья и его обработкой. Взрыв в промышленном здании довольно частое явление, которое приводит к разрушению, степень которого зависит от силы воздействия, от типа здания и качества его постройки. Анализ характера разрушений зданий при взрывах показал, что здания при полном или частичном разрушении превращаются в обломки, образуя завалы.
Завалами обычно называют хаотическое нагромождение различных обломков здания (стен, перекрытий, металлических конструкций, инженерного оборудования, мебели и т.д.) при его разрушении [3].
Завалы характеризуются следующими основными показателями: - конфигурация;
- размер;
- структура.
Конфигурация, размеры и структура завалов зависят от характеристик здания, величины и направления разрушающего воздействия. Для более детальной характеристики завалов определяют их показатели. Их можно свести к двум группам [3]:
1) показатели, непосредственно характеризующие завал.
2) показатели, характеризующие образовавшиеся обломки завала.
К первой группе показателей характеристик завала можно отнести:
- дальность разлета обломков здания - расстояние от контура здания до границы основной массы обломков, м;
- высота завала - расстояние от поверхности земли до максимального уровня завала в пределах контура здания, м;
- объемно-массовые характеристики завалов - крупными обломками считаются обломки размером свыше 0,5 куб.м, средними - 0,1-0,5 куб.м, мелкими - менее 0,1 куб.м;
- структуру завалов по весу обломков - в зависимости от структуры завалов их подразделяют на тяжелые, средние и легкие. Объем пустот на 100 куб.м завала, % в тяжелых завалах пустотность может достигать до 60% а в средних и легких - 45-55 и 35- 45% соответственно;
- состав строительных элементов - завалы различаются в зависимости от того, из каких строительных материалов было построено разрушенное здание. Они могут быть кирпичными, железобетонными или смешанными.
Ко второй группе показателей характеристик обломков завала относятся:
- вес обломков - очень крупные, больше 5 т.; крупные от 2 до 5 т.; средние от 0,2 до 2 т; мелкие до 0,2 т. Эти показатели получены на основе анализа информации о завалах зданий, разрушенных при авариях и катастрофах, а также при проведении ряда натурных испытаний;
- геометрические размеры - длина и ширина обломков;
- структуру и содержание арматуры - структура обломков зависит от материала, из которого были сооружены разрушенные здания. В настоящее время, в литературе отсутствуют какие-либо сведения по содержанию арматуры в сечениях завала. Эти показатели получены на основе анализа проектов производственных и жилых зданий, и определяются согласно расчетам.
По внешнему виду выделяют следующие виды завалов [1]:
- плоский завал - является результатом падения несущей стены. Стены и крыша в этом случае буквально «складываются». Большие предметы, которые находятся внутри здания, разбивают стены, и около них могут создаваться пустоты;
- односторонний завал с опорой - это результат падения стены или крыши, которые при падении опираются на существующие в здании предметы, например, на противоположную стену;
- односторонний завал без опоры - очень нестабильный вид завалов. Упавшая стена зависает в воздухе без поддержки. Дополнительный вес на нее, движение, сдвиг расположенных рядом обломков может привести к дальнейшему обрушению;
- У-образный завал - является результатом падения внутренней несущей стены, колонны, крыши. В этом случае стена или крыша при падении разбиваются посередине, опираясь в этой точке на перекрытия нижнего этажа. Пустоты при таком завале появляются по обе стороны разлома;
- А-образный завал - перекрытия между этажами обрушиваются, но при падении они опираются на внутренние несущие стены.
При полном разрушении все здание превращается в завал. Внешне такие завалы очень похожи, однако, в зависимости от характера разрушающего воздействия, их также можно разделить на две группы:
- завалы, образовавшиеся при взрывах вне контура здания;
- завалы, образовавшиеся при взрывах внутри здания.
16
Все завалы неоднородны по своему объему. Как показывает практика, у поверхности завалы имеют более высокую плотность, а так же, сосредоточена основная масса мелких обломков, обломков крыши, строительного мусора. В центре завала и у его основания, преимущественно находятся крупные и средние обломки, пустоты встречаются чаще, а размеры пустот относительно большие [1]. Такое распределение обломков объясняется природой формирования завала. При разрушении, конструкции его верхних этажей здания проходят более протяженный путь, получают большее ускорение и подвергаются более высоким динамическим нагрузкам. Это приводит к тому, что эти конструкции в большей части превращаются в мелкие, образуя обломки и мусор. Конструкции нижних этажей здания меньше разрушаются при падении и, нагромождаясь, формируют вторичные своды, в которых, как показывает практика, образуется большое количество пустот [2]. Также, большая вероятность образования пустот в уцелевших углах здания и в районах расположения лестничных клеток и лифтовых шахт.
Список литературы /References
1. Калайдов А.Н., Неровных А.Н., Фирсов А.В. Организация и технология ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при землетрясениях и взрывах.. Учеб. пособие изд. Москва: М.: Академия ГПС МЧС России, 2007.
2. Харисов Г.Х., Калайдов А.Н., Фирсов А.В. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Курс лекций (для слушателей и курсантов факультета пожарной и техносферной безопасности). Москва: М.: Академия ГПС МЧС России, 2005.
3. Правила проведения аварийно-спасательных работ при обрушении зданий и сооружений: Пособие. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2004. 100 с.
ДИАГРАММНЫЙ МЕТОД В РАСЧЕТАХ УСИЛЕННЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Маркова О.М.
Маркова Оксана Михайловна - магистрант, кафедра городского строительства и хозяйства, Архитектурно-строительный институт Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти
Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы расчета усиленных железобетонных элементов, а также методы их расчета. В действующем СП отсутствует точный алгоритм расчета для усиленных железобетонных конструкций. Чаще всего такие конструкции рассчитываются методом предельных усилий, который имеет недостатки, приводящие к погрешности при расчете. Перспективным направлением является расчет усиленных железобетонных элементов по деформационной модели с использованием диаграмм деформирования. Ключевые слова: железобетон, метод предельных усилий, деформационная модель, диаграммы деформирования бетона и арматурной стали, расчет железобетонных элементов, усиленный железобетонный элемент.
В эпоху индустриализации строительства, основой всех зданий и сооружений являются конструкции из железобетона. Применяются они в различных отраслях -жилищно-гражданское строительство, промышленное, сельскохозяйственное и т.д. Такие конструкции имеют значительные преимущества - высокую прочность, как на