УДК 796.077.5
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ирина Анатольевна Ефременкова, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Игоревич Сергеев, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по экономике и развитию Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ), Смоленск
Аннотация
В статье представлены результаты применения входного диагностирования студентов третьего курса Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма в ходе изучения дисциплины «Экономика», а также обосновывается возможность использования данного педагогического приема в образовательной практике вуза при изучении экономических дисциплин.
Ключевые слова: входная диагностика, актуализация экономических знаний, теория и методика преподавания в высшей школе.
ENTRANCE DIAGNOSTICS AND UPDATING OF ECONOMIC KNOWLEDGE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE Irina Anatolyevna Efremenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Audrey Igorevich Sergeev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vice rector for economy and development Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Smolensk
Annotation
The article presents the results of applying the input evaluation of the third year students of Smolensk state Academy of physical culture, sport and tourism in the course of the discipline "Economy", and substantiates the possibility of the use of this pedagogical technique in educational practice of the University in the study of economic disciplines.
Keywords: input diagnostics the retrieval of economic knowledge, theory and methods of teaching in higher education.
ВВЕДЕНИЕ
Термин «диагностика» заимствован из медицины, как в лечебной практике проведение полной диагностики пациента является необходимым условием своевременного и эффективного лечения, так и в образовательной практике входная диагностика выступает отправной точкой в организации процесса формирования компетенций у студентов. Основным условием применения диагностики в ходе изучения экономики является активное включение обучаемых в образовательный процесс, а также актуализация у них экономических знаний.
Входная диагностика проводилась в самом начале изучения дисциплины «Экономика» - на первой лекции в форме опроса и беседы и на первом семинарском занятии в форме тестирования.
Вопросы, задания, форма проведения могут меняться, но мы определили круг основных задач, актуальных как для преподавателя, так и для студентов:
- экспресс погружение обучаемых в изучаемую дисциплину и активизация у них познавательного интереса через актуализацию экономических знаний;
- оценка и самооценка своего уровня экономических знаний;
- формирование мотивации к изучению дисциплины.
В конечном итоге, цель - сформировать готовность студентов к изучению дисциплины и создать условия для более глубокого, сознательного и эффективного изучения
экономики.
Основные методы: опрос, беседа, наблюдение, тестирование.
В нашем исследовании представлены результаты входной диагностики студентов СГАФКСТ 3 курса очной формы обучения, проводившейся в 2016/17 учебном году. Всего в опросе приняло участие 110 человек.
Немаловажным аспектом в изучении экономики является уровень так называемых свободных экономических знаний, т.е. знаний, полученных посредством СМИ, собственного опыта или из наблюдений окружающей действительности, степень и глубина их осмысления и критической оценки. В силу этого студентам были предложены следующие вопросы и задания, представленные в таблице ниже:
ТАБЛИЦА
Вопросы и задания Формулировка вопросов и заданий
ВОПРОСЫ КОГНИТИВНОГО БЛОКА 1. Назовите не менее трёх наиболее важных, на Ваш взгляд, экономических события, произошедших в Мире за последние 10 лет. 2. Назовите наиболее важные, на Ваш взгляд, экономические события, произошедшие в России за последние 10 лет (не менее 3-х). 3. Назовите наиболее важные, на Ваш взгляд, экономические события, произошедшие в Вашей личной жизни за последние 10 лет (не менее 3-х).
ВОПРОСЫ РЕФЛЕКСИВНОГО БЛОКА 1. Оцените степень важности экономических знаний для Вас (от 0 до 10 баллов). 2. Оцените свой уровень знаний в области экономики (от 0 до 10 баллов).
ЗАДАНИЕ КРЕАТИВНОГО БЛОКА Опишите экономику современной России в трех словах
СОСТАВЛЕНИЕ РЕЙТИНГА СЛОЖНОСТИ ВОПРОСОВ Расставьте все заданные вопросы по уровню сложности, начиная с самого сложного, оцениваемого в 6 баллов, и заканчивая наименее сложным, оцениваемым в 1 балл
ВВОДНЫЙ ТЕСТ 12 вопросов, уровень «Новичок»
Наиболее сложным для студентов оказался вопрос 1. «Назовите не менее трёх наиболее важных, на Ваш взгляд, экономических события, произошедших в мире за последние 10 лет». Наибольшее число респондентов вспомнили о мировом экономическом кризисе 2008 года (76,3%) и падении цен на нефть (61%). На вопрос 2. «Назовите наиболее важные, на Ваш взгляд, экономические события, произошедшие в России за последние 10 лет (не менее 3-х)» наиболее распространенные варианты ответов следующие: санкции против России (69%), падение курса рубля (57%), подорожание бензина (43,6%), рост инфляции (20%). При ответе на третий вопрос когнитивного блока в топ наиболее популярных ответов вошли: купил/продал машину (21%), начал работать/получил первую зарплату (14,5), уволился/сократили (14,5%), сделал ремонт (11%).
Важность экономических знаний в среднем студенты оценили в 6,4 балла, свой уровень знаний в области экономики - в 2,8 балла из 10 максимально возможных. Эти вопросы вызвали меньше всего затруднений.
Экономика современной России, по мнению студентов, может быть описана следующим образом - нестабильная/неустойчивая (30%), кризис/упадок (25,4%), всё плохо/печально (19%).
В тестировании, проводившемся на первом семинарском занятии, приняли участие 92 студента. В итоге средний балл составил 3,3 (заметим, что сами студенты оценили свой уровень знаний в 2,8 балла), качественный показатель 37% .
В ходе беседы были выявлены причины трудностей, связанных с ответами на поставленные вопросы. Среди них сами студенты отметили следующие:
• Мало информированы об экономических событиях, происходящих в стране и
мире.
• Мало интересуются в принципе, что происходит в экономике.
• С трудом различают, где политическое событие, где экономическое.
• Не видят причинно-следственных связей между событиями, происходящими в макроэкономике, и собственным материальным положением.
• Имеют низкую заинтересованность в экономических знаниях, так как верят, что они хоть как-то помогут им в жизни.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты показывают, что студенты не проявляют должного интереса к событиям, происходящим в экономической жизни, низко оценивают прикладную значимость экономических знаний. При этом в студенческой среде превалируют пессимистические настроения в отношении возможных социально-экономических изменений, а, главное, как экономические агенты они не могут определить свое место и роль в таких изменениях.
Таким образом, через диагностирование выявляется наличие и особенности проблем, затрудняющих успешное усвоение учебного материала, а на основании полученных результатов преподавателем формулируются цели и задачи дальнейшей, в том числе коррекционно-мотивационной, научно-исследовательской, творческо-поисковой работы со студентами.
На наш взгляд, входная диагностика может являться средством оценки готовности студентов к изучению новой для них дисциплины, исследованием их мотивации, интересов, предпочтений. И это, без сомнения, возможность создания такой эмоционально-психологической обстановки, при которой дальнейшая работа на лекциях и семинарах становится более продуктивной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ершова, Н.Г. Проявление мотивации к учебной деятельности студентов вузов физической культуры / Н.Г. Ершова, Е.В. Дытко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 12 (142). - С. 40-43.
2. Устинов, И.Е. Тестирование двигательных способностей как основа балльно-рейтинговой оценки студентов-экономистов / И.Е. Устинов, А.В. Федорова, Ю.А. Архипова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 266-270.
3. Щенникова, М.Ю. Образовательная среда высшего образования в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, С.П. Евсеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 254-266.
REFERENCES
1. Ershova, N.G. and Dytko, V.E. (2016), "Expression of motivation to educational activity of students of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 142, No. 12, pp. 4043.
2. Ustinov, I.E., Fedorov, A.V. and Arkhipov, Yu.A. (2016), "Testing of motor abilities as the basis of the score-rating assessment of students-economists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 266-270.
3. ShChennikova, M.Yu. and Evseev, S.P. (2016), "Educational environment of higher education in the field of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 254-266.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.05.2017