К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ
Ветеринарных врачей должны готовить качественно
Ф.И. Василевич, ректор ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина»
Ветеринарный врач — одна из самых сложных врачебных профессий: его пациентов лечить гораздо труднее, чем людей. Поэтому ветврачом должен быть специалист с огромным багажом знаний по всем разделам ветеринарии. Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина, ведущая подготовку таких специалистов, уделяет огромное внимание качеству образования, которое отвечало бы запросам потребителя.
Качество ветеринарного образования включает в себя ряд важнейших аспектов.
Во-первых, это подготовка выпускников школ. Уровень школьного образования отражается на всем последующем процессе обучения и никакие инновации учебного процесса не принесут пользы, если студент не готов их воспринять.
Чтобы исправить ситуацию, мы проводим олимпиады среди учеников 42 профессиональных колледжей и по их результатам (а не по результатам ЕГЭ), набираем ребят, занимающих призовые места. В 2011 г. факультет ветеринарной медицины пополнился 79 такими победителями. Кроме того, в академии успешно работают трех-, шести-, восьмимесячные и двухгодичные подготовительные курсы. В текущем году курсы закончили 195 школьников, из них в академию поступили 138 (70,8 %).
Вторая составляющая — качество передачи знаний. Сегодня кадровый потенциал академии позволяет готовить квалифицированных, отвечающих современным требованиям специалистов. Академия — единственный вуз данного профиля, в котором среди штатных преподавателей 9 академиков, 5 членов-корреспондентов государственных академий наук, 96 докторов наук и профессоров.
Начали приходить к нам и молодые преподаватели. Мы стараемся поддерживать их материально и посылать на стажировки. Это позволяет решать самое сложное в подготовке ветеринарного врача — учить искусству врачевания. Чему также способствует достаточная клиническая база: анатомический театр, коллекция макро-и микропрепаратов, виварий, современная ветеринарная клиника, учебно-опытное хозяйство и др.
На факультете ветеринарной медицины работает 19 кафедр. Мы организовали в вузе хорошо оборудованную кафедру иммунологии и нанотехнологии: она популярна у студентов. Восемь лет назад открылась кафедра биотехнологии, эффективно работает кафедра «Биология и патология мелких домашних, лабораторных и экзотических животных». Считаю, что сокращение специализированных кафедр в ветеринарных вузах, которое мы наблюдаем в настоящее время, — опасная тенденция, влияющая на качество профессиональной подготовки ветврачей. В 2011 г. состоялся первый выпуск ветеринарно-санитарных экспертов — в городе эта специальность очень востребована. Из новых
Ректор МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, заслуженный работник высшей школы, доктор ветеринарных наук, академик РАСХН, профессор Федор Иванович Василевич
специальностей могу также назвать биоэкологию, биотехнологию и кинологию. Планируем начать подготовку специалистов для государственной службы.
Для этого требуется третья составляющая качества обучения — материально-техническая база, нуждающаяся в серьезных вложениях. Чтобы вести подготовку конкурентных на рынке труда ветеринарных врачей, в 2012 г. нам потребуется около 150 млн рублей. Конечно, на такое бюджетное финансирование мы не рассчитываем, поэтому решаем проблему за счет внебюджетных вливаний в учебный процесс, которые направляем на приобретение современного и технологичного оборудования. Мы располагаем современным оборудованием для артроскопии, эндоскопии, стоматологии, офтальмологии, ультразвуковой диагностики и др. Однако этого недостаточно. И для решения проблемы мы организовали филиалы кафедр в городских ветеринарных центрах, клиниках и НИИ, где наши преподаватели проводят выездные занятия со студентами.
Еще одна учебная площадка — рынки Москвы. Здесь ведется строгий контроль качества продукции с помощью самой современной техники.
Есть у нас филиалы кафедр в передовых сельскохозяйственных предприятиях и крупных агрохолдингах.
Для улучшения качества подготовки выпускников на базе академии в прошлом году была создана Ассоциация образовательных и научно-исследовательских учреждений, которая называется «Ветеринария, зоотехния и биотехнология». Учредителями стали МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, Всероссийский научно-исследовательский и технологический институт птицеводства и Всероссийский институт эксперимен-
Ветеринарных врачей должны готовить качественно
тальной ветеринарии им.Я.Р. Коваленко Россельхо-закадемии. В ассоциацию вошли представители среднего, средне-специального, высшего и дополнительно-профессионального образования, вузы, НИИ и предприятия по производству и переработке сельхозпродукции. Тут налицо единая система подготовки, ее непрерывность, взаимодействие науки, образования, производства и переподготовки кадров. Сейчас практикуем образование филиалов кафедр в НИИ и производственных хозяйствах различного типа, что позволяет значительно усилить качество профессиональной подготовки специалистов.
Один из главных показателей работы аграрного вуза — трудоустройство выпускников.
В этом году мы обратились в 25 регионов, ответы пришли из 15, и выяснилось, что потребность в специалистах очень высокая. Это ярко показала и ярмарка вакансий, проводимая в академии. Выпускники академии готовы пойти в продуктивное животноводство, если будет в полной мере реализована федеральная целевая программа развития села. Конечно, большую конкуренцию в этом вопросе составляют ветеринарные клиники в городах, крупные холдинги, где зарплата значительно выше, чем в колхозах и совхозах.
С 2011 г. подготовка ветеринарных врачей будет осуществляться по новым государственным образовательным стандартам. По ветеринарии остается многоуровневая система подготовки, специалитет со сроком обучения 5 лет. По ветеринарно-санитарной экспертизе вводится трехступенчатая сетка: это бакалавр, магистр, доктор. Основное преимущество и отличие нового федерального образовательного стандарта по ветеринарии заключается в том, что он направлен на радикальное преобразование образовательных программ за счет их перевода на компетентный формат и усиление их адаптации к текущим потребностям рынка образовательных услуг.
Много специалистов участвовало в разработке нового образовательного стандарта. В нем предусмотрены и общекультурные, профессиональные компетенции выпускника в различных областях деятельности. Общая трудоемкость общеобразовательной программы будет выражаться в зачетных единицах. Нормативный срок освоения программы — пять лет, это 300 зачетных единиц.
Что же здесь изменилось? С этого года отменяется заочная форма обучения. Значительно сокращен гуманитарный социально-экономический цикл, в прошлом стандарте он был перегружен. Сокращены общематематические и естественно-научные дисциплины и значительно усилен ветеринарно-биологический цикл. Профессиональный цикл увеличен до 115 зачетных единиц. Каждый цикл имеет базовую обязательную часть и вариативную, которую определяет сам вуз. Вузы самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы, причем наука является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалистов.
Мы не считаем, что закостенели в своих прошлых понятиях. Открываем новые дисциплины. Практикуем
выезды студентов для обучения за рубеж. Предоставляем им возможность для научной работы. И преподаватели наши, молодые или пожилые, являют собой образец преданности своему делу, вкладывают много души и доброты в отношения со студентами.
Конечно, проблем в ветеринарном образовании много, их нужно решать в комплексе. Давно назрела необходимость разработки единой кадровой политики ветеринарной службы РФ. В концепции необходимо четко изложить цели и задачи ветеринарной службы, науки и образования на современном этапе.
Существует необходимость введения непрерывной системы обучения в области ветеринарии. Нужно вложить в законодательные основы задачи послевузовского ветеринарного образования и постоянного повышения квалификации ветеринарного специалиста.
В 2011 г. по решению национального центра общественно-профессиональные аккредитации (нацак-кредитцентр) образовательные программы «Ветеринария», «Ветсанэкспертиза» и «Биохимия» вошли в число победителей среди образовательных программ, получивших широкое признание академического и профессионального сообщества РФ.
В этом году академии выдан Сертификат на Национальный Знак Качества серии 77 № 100, подтверждающий включение академии в реестр вузов, которым дано право использовать логотип «Национальный Знак Качества». В рейтинге вузов по качеству зачисленных студентов на первый курс государственных вузов на очную форму обучения академия заняла первое место среди 59 сельскохозяйственных вузов страны.
Коллеги по профессии знают, что Всемирная организация по охране здоровья животных и Комиссия европейского союза объявили 2011 год Всемирным годом ветеринарного образования и ветеринарной профессии. В 2010 г. в Париже состоялась Всемирная конференция по ветеринарному образованию, на которой главное внимание было уделено вопросам здоровья человека через здоровье животных и благополучию окружающей среды.
13—15 мая 2011 г. в ветеринарной школе в г. Лионе (Франция) состоялась Всемирная конференция по ветеринарному образованию. Как подчеркнул Бернард Вале, генеральный директор Всемирной организации по охране здоровья животных, «Всемирный год ветеринарии — прекрасная возможность отметить работу ветеринаров на общее благо и их вклад в развитие гражданского общества».
31 августа, день памяти святых мучеников Флора и Павла, объявлен церковным праздником ветеринаров.
Ветеринар — это замечательная профессия. Эти люди спасают и лечат братьев наших меньших, которые для многих не просто животные, а члены семьи. ^
От всей души поздравляю всех студентов с на- ^ чалом учебного года и Днем знаний, праздником мо- •
лодыхроссиян, которые, овладев новыми знаниями, ^
будут творить будущее нашей Родины. Потому что, °
Знание — сила! ^