УДК 008:687
Юлия Евгеньевна Музалевская
кандидат искусствоведения, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург, Россия
E-mail: [email protected]
ORCID: 0009-0006-1139-9725
ВЕСТИМЕНТАРНАЯ МОДА КАК КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Статья посвящена эволюции философских и культурологических взглядов на культурно-эстетическую составляющую феномена вестиментарной моды, которому долгое время отказывали в праве считаться полноценным участником процесса преобразования эстетических идеалов. В современных исследованиях было признано, что мода, а особенно вести-ментарная, способна вызвать чувства, настоящие переживания, она является источником наслаждения в повседневном опыте соприкосновения с красотой, что составляет самую суть эстетического переживания. Это позволило сравнить исследуемый феномен моды с искусством (Л. Свендсен). Эстетическое отношение, реализуемое во всех видах деятельности, особенно ярко проявляется в вестиментарной моде. Развиваясь, вестиментарная мода в конце ХХ века достигла уровня, способного выражать философские концепции своего времени, ее формы отражают те или иные эстетические течения. В настоящее время творческий характер моды, в значительной мере приблизившейся к искусству, позволил ей стать не только выразителем эстетических ценностей, но и подняться до уровня их обновления. Понимание значимости феномена вестиментарной моды в культурно-эстетическом аспекте является важным для дальнейшего ее изучения.
Ключевые слова: вестиментарная мода, эстетика, идеалы, искусство, ценности, культура
Для цитирования: Музалевская, Ю. Е. Вестиментарная мода как культурно-эстетический феномен / Ю. Е. Музалевская // Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 2 (78). — С. 83-90.
Вестиментарная мода — многоликое явление, относящееся и к материальной культуре, и одновременно к нематериальной знаковой системе. Представление о ней складывалось на протяжении нескольких веков, начиная с KIV в. Само понятие «мода», происходящее от лат. modus — мера, образ, правило, норма, способ, означало совокупность правил ношения одежды, следования сложившимся правилам использования всего ее многообразия. Но постепенно она преобразовывается из способа действия в цель действия человека, и в эпоху Возрождения становится важным социально-психологическим явлением, охватывающим все более широкие слои общества.
С формированием вестиментарной моды как проявлении способности человека к различению прекрасного и безобразного, к эстетическому восприятию свойств предметов, к эстетическому вкусу, она переходит от выражения обобщенного социального характера к выражению индивидуальности человека, что происходит в эпоху позднего Средневековья. Наконец, в современную эпоху она уже подчиняет себе многие сферы жизнедеятельности, управляя производством и потреблением вещей, рекламой, культурой, распространяя свое влияние на идеологию и социальные изменения. Несмотря на столь важную значимость этого феномена, вестиментарная мода не удостаивалась
83
серьезного исследования философией. «Однако, если философия — это наука о самопознании, а мода действительно была — и продолжает оставаться — столь значимой, <...> она должна стать объектом серьезного философского исследования», — утверждает Ларс Свендсен [9. с. 6]. Несмотря на присутствие и активное действие моды практически во всех сферах современной жизни, наибольшее признание получила мода вестиментарная в качестве универсального механизма, регулирующего социальные отношения, и в этом ракурсе рассмотрена в огромном количестве социологических трудов от Торстейна Веблена, Георга Зиммеля до Пьера Бурдьё. Множественность проявлений вестиментарной моды заставила обратить внимание и на другие ее функции: инновационную, экономическую, коммуникативную; ее психологическая сторона получила развитие в трудах Зигмунда Фрейда, Эриха Фромма, Джона Флюгеля, связывавших источник возникновения моды с процессом бессознательного в человеке.
Вестиментарная мода реализуется главным образом в системе эстетических определений и оценок. Ее «возникновение <...> принципиально меняет весь механизм эволюции эстетического вкуса» [4, с. 179]. Эстетическая функция вестиментарной моды, являющаяся, несомненно, одной из основополагающих составных этого феномена, никогда ранее не воспринималась как предмет, достойный философского анализа. Мы попытаемся осмыслить процесс эволюции философских взглядов на этот феномен, сосредоточившись на его однородной позиции — эстетической. Актуальность эстетической составляющей современной ве-стиментарной моды возрастает и в связи с процессом всеобщей эстетизации, понимаемой как особый стиль отношения к действительности, в котором преимущественным критерием оценочного фактора становится внешняя форма, а не содержание. Посредством анализа эстетического вкуса как духовного механизма системы моды возможно понять суть трансформационных процессов в современной культуре, существенно затрагивающей эстетическую сферу.
Эстетическое отношение реализуется практически во всех сферах жизни. Вестимен-
тарная мода как форма деятельности, содержанием которой является оформление внешнего облика человека и его поведения, становится в настоящее время одной из производителей эстетических ценностей. Перемены эстетического отношения обусловлены эстетическим сознанием, которое не является чем-то раз и навсегда застывшим, оно постепенно трансформировалось под влиянием развития культуры, а в XIX в. подверглись изменениям казавшиеся незыблемыми и его основы. Это приводит к процессу смены парадигмы, основу которой составляет новый тип сознания. Происходят преобразования и в основополагающей «эстетической матрице», заданной изначально антиномией прекрасного и безобразного.
Почему в науке сложилось такое равнодушное отношение к вестиментарной моде возможно понять, рассмотрев воззрения на нее, начиная с древнегреческих философов и до мыслителей XIX века, когда детерминированный целым рядом причин наступил перелом и в эстетическом сознании. Начиная с Платона, мода онтологически представлялась философами сферой низшей, явлением поверхностным. Связывая одежду с понятием красоты, Платон подчеркивал обманчивость такой красоты. Но уже во времена конца Средневековья в обществе развивается культ зрелищности, одежда в большей степени изобилует украшательством, а далее на протяжении XIV-XV вв. возникли «такие явления как причудливый и странный дух барокко, страсть к зрелищному, показному, феерическому театральному декору, тяга к экзотическому, редкому» [5, с. 66], которые распространились и на вестиментарную моду, а вместе с ней утвердили потребность в зрелищ-ности, право на желание произвести впечатление. Барочный дух как наиболее отвечающий тяготению моды к чрезмерному украшательству просуществовал в ней долго, развивая «успех эстетического наслаждения». То есть модный костюм всегда являлся радостью для глаз, однако чувства, вызываемые им, относили к чувствам низшего порядка, недостойным называться эстетическими.
Великий немецкий философ Иммануил Кант руководствовался в своих эстетических суждениях тем, что прекрасное — предмет
84
бескорыстного наслаждения. Отдававший должное практической моде, и следовавший ей в своем внешнем облике, за что получил прозвище «магистр элегантности» он замечал: «Лучше быть помешанным на моде, чем просто помешанным» [9, с. 21]. Но его личные пристрастия не повлияли на трактовку моды как закона подражания в сочинении «О вкусе, отвечающем моде», противоречивость моды он соотносит с отсутствием у нее внутренней цели. Не получила признания Канта и эстетическая значимость вестиментарной моды. Согласно его воззрениям, эстетика относится к сфере незаинтересованного созерцания, связанной с оценкой преимущественно произведений искусства, не отягощенных дополнительными функциями, не имеющими отношения к эстетическим ценностям. В «Критике способности суждения» (1790) он обосновывал возможность считать объект подходящим для эстетического опыта, исходя из его пригодности для использования. Но настоящим «продуктом прекрасного искусства», по его мнению, является тот, в котором «целесообразность будучи преднамеренной, не должна казаться таковой» [2, с. 120]. Вестиментарная мода многофункциональна, выражает внешнюю заинтересованность, служит внешним целям, следовательно, исходя из концепции Канта, не может быть достойна эстетической оценки. Гегель в первой трети XIX в. высказывал свое представление о прекрасном, которое без помощи категорий рассудка представляется как предмет всеобщего удовольствия. В работе «Феноменология духа» он определяет моду в костюме как тягу человека к изменчивости своей природной формы, отмечает ее направленность на межличностные отношения человека [1, с. 495]. Предполагают, что и З. Фрейд считал себя не зависящим от веяний вестимен-тарной моды, однако он всегда придерживался определенного стиля, господствовавшего в его время. Очевидно, что он следовал своим воззрениям, ставившим разум выше тела, что нашло отражение в его психоанализе. Существовавшая в философии идея о том, что разум и дух существуют независимо от тела, стала важнейшей причиной непризнания вестимен-тарной моды как эстетической сферы. Этот
традиционный дуализм, известный еще у Платона, продолжался и в христианстве. Вплоть до ХХ века телесность не представлялась важной, в отличие от души, за которой признавалось право на идентичность. Противопоставление духа и тела повлияло и на представление о первостепенной ценности искусства, позволявшего через него взглянуть на мир, преодолевая, по мнению философов, в частности Артура Шопенгауэра, телесные потребности. Цель искусства, по его мнению, заключается в познании «вещи в их сущности, т. е., точнее, идеи в платоновском смысле» [10, с. 339]. Идущие от Канта представления об эстетике как некой рафинированной зоне, в которой не должно быть места проявлениям тела, и, тем более, чувственным удовольствиям, не позволяли рассматривать вестиментарную моду в качестве источника удовлетворения эстетических потребностей. Джон Сантаяна в произведении «Чувство красоты: основы эстетической теории» (1896) строит свою теорию красоты на пересмотре определения эстетики, связанного с «восприятием ценностей» [8, ч. 1, с. V-IX]. Вслед за Кантом и другими представителями философской мысли он утверждал, что достоинства и степень эстетического наслаждения тем выше, чем дальше отстоят от тела, т. е. простые чувственные наслаждения относил к чувствам низшего порядка, недостойным эстетической оценки. В соответствии с его теорией, слух и зрение следует ставит выше вкуса, обоняния, осязания, поскольку они являются созерцательными и не переносят внимание на физические ощущения. Философия оставляла за собой право не опускаться до тех явлений, которые лежали за пределами вечных истин и неоспоримых ценностей.
Сути концепции Канта придерживается и эстетическая теория Джона Коллингвуда, связывающая эстетическое переживание с искусством. Согласно ему, к подлинно ценным произведениям искусства можно отнести лишь те «редкие образцы, которые лежат за пределами зон пересечения искусства и ремесла» [3, с. 33]. Ремесла, по мнению Дж. Коллингвуда, представляют собой разнообразные типы псевдоискусства, обладающие способностью приводить человека в определенные, задуманные
85
заранее, состояния, тогда как художник, создавая произведение искусства, дает полную свободу своему творческому воображению. Отдавая должное чувствам, вызываемым искусством, и отмечая возможность восхищения прекрасно сделанной вещью, он, в первом случае, относит их к области эстетических переживаний, а во втором — к тем формам чувственного удовольствия, которые недостойны относиться к эстетическим. Моду в костюме также относили к ремеслам, следовательно, по этой причине ей было отказано в признании права на эстетические реакции.
Исключение составляют исследования Г. Зиммеля, которого в отличие от остальных социологов, интересовала и эстетическая сторона общественной жизни. Обратившись к вестиментарной моде, он предполагал с ее помощью исследовать взаимосвязь эстетических и социальных аспектов современного общества [7, с. 87]. Зиммель, жизнь которого протекала в атмосфере специфического эстетизма конца XIX века, выдвигал на первый план мнение о том, что вестиментарная мода — часть человеческого эстетического опыта. Знаток искусства, он предпринял попытку теоретически обосновать изменение эстетического вкуса и моды, влияние на этот процесс господствовавшего в то время стиля модерн, кроме того, внес вклад в теоретическое осмысление зарождающегося дизайна. Но рассуждая о проблемах стиля, взаимосвязи моды и стиля, сформировавшегося под влиянием эстетизма второй половины XIX в., Зиммель в эссе «Проблема стиля» подчеркивает главенство человека в окружающей среде. Наш современник П. Бурдьё относит вестиментарную моду к эстетической сфере («Высокая мода и высокая культура», «Кутюрье и его марка» и др.) и, как и Г. Зиммель, утверждает связь эстетических суждений с историческим моментом и с социальным положением. Однако Бурдьё рассматривает вкус, исходя из классовой дифференциации, что на сегодняшний момент считается устаревшим. Несомненно, различия в эстетических вкусах существуют и сегодня, причем в более значительной степени, но они детерминированы изменяющимся коллективным вкусом и демократическим плюрализмом норм.
Классическая эстетика трактовала эстетический вкус как способность субъекта к свободному, рациональному и утилитарно не зависимому выбору. Здесь ключевой является избирательная оценка, не связанная с пользой; проявление вкуса состоит в индивидуальном чувстве удовлетворения или неудовлетворения представлений о традициях, идеалах, обычаях. Современное осмысление эстетического вкуса позволяет трактовать его как форму свободной самореализации личности, представлений о гармонии бытия.
Пытаясь оправдать применение философских представлений об эстетике к вести-ментарной моде, некоторые исследователи, в частности Энн Холландер, призывают считать ее искусством, а в качестве аргумента приводят ее возможность творческого воображения, способность вносить изменения во внешний облик, отвечающий, главным образом, эстетическим представлениям. Как отмечает Л. Свендсен, «мода приблизилась к искусству, а искусство — к моде настолько, что стало проблематично проводить между ними четкую линию» [9, с. 147]. Он утверждает, что процесс обмена между модой и искусством происходил всегда, а в настоящее время стал более активным. Но мода, и в первую очередь мода вести-ментарная, имеет право, независимо от того, является ли она искусством, на признание ее частью эстетической деятельности вследствие того, что она способна вызывать яркие в своей непосредственности чувства, которые и составляют суть эстетических переживаний. Несмотря на то, что вестиментарная мода относится к повседневному опыту, а не к возвышенному миру изящных искусства, накал чувств, вызываемых ею, способность создавать гармоническое единство души и внешнего образа, позволяет рассматривать ее как эстетический феномен. Радикальные отличия мужественности и женственности являются не только следствием социального развития, но и результатом совершенствования вестиментарной моды, которую в первую очередь интересует человек, а в связи с ним эстетический потенциал формы, позволяющий создавать образы, соответствующие своей эпохе. Традиционное платье медленно эволюционировало, подчиняясь законам
86
патриархального общества; вестиментарная мода революционным образом, признанием и сакрализацией нашего земного существования, способностью к экспериментам преобразовала образ человека, предоставив ему возможность предстать перед миром во всем своем многообразии и красоте.
Повышение общественной роли моды, ее статуса, в основе которого — культ развития и процветания личности, позволило обратить внимание и на ее эстетическую ценность. Но фокус социального подражания, в течение многих веков господствующий в вестимен-тарной моде и призывавший к неоспоримому следованию образцам аристократизма, в начале XX века сместился в сторону преклонения перед образом юности. Культ молодости в сочетании с культом красивого тела диктуют изменение ее эстетических предпочтений; под влиянием молодежного стиля произошло и дальнейшее сближение образов мужественности и женственности. И это не единственный пример влияния вестиментарной моды на изменение эстетических идеалов. «Классическая эпоха рассматривала все основные проблемы в рамках оппозиции «прекрасное/ безобразное» [4, с. 34]. Искусство, начиная с эпохи Возрождения, расширило определения прекрасного, введя множество его нюансов, ранее неизвестных, таких как элегантность, грациозность и изящество, гармония и уравновешенность, декоративность и т. д. Вслед за искусством этими терминами стала оперировать и вестиментарная мода. По мере развития, в XX веке моде становится доступно выражение философских концепций своего времени, ее формы отражают те или иные эстетические философские течения, как например стиль дизайнера Рей Кавакубо, воплощающий эстетическую традицию, основанную на принципах дзен-буддизма. Эстетические категории в настоящее время становятся непостоянными, что обусловлено целым рядом причин, одной из которых является влияние низовой культуры. Этот процесс созвучен такой характерной черте постмодернизма, как «эстетические мутации». Возникшая поначалу допустимость присутствия в вестиментарной моде категории безобразного, «выливается в его постепенное
«приручение» посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличительных признаков» [6, с. 351]. Моде доступно подвергнуть сомнению незыблемость стереотипов массового эстетического вкуса, изменить эстетические оценки в обществе, разнообразить унифицированность массовой культуры; эти возможности предоставили человеку свободу эстетического выбора. Таким образом, вестиментарная мода прошла в своем многовековом развитии огромный путь от ремесла, к которому ее относили, до столь высокой роли, которая, подобно искусству, позволяет ей не только стать выразителем эстетических ценностей, но и включиться в творческий процесс их обновления. Под влиянием глобализации, изменений ментальных взглядов произошла смена эстетической парадигмы, в основе которой лежит новый тип сознания. Процессы трансформации современной культуры привели к расширению сферы эстетического до масштабов всеобщей эстетизации, под которой понимают приобретение эстетического характера теми сторонами современной жизнедеятельности, которые ранее оставались в стороне от традиционных представлений предмета эстетики. Нарастание значимости и смена характера эстетического восприятия, затрагивающая и глубокие слои сознания, происходит во всем мире, находящемся под влиянием массовой культуры и ценностей общества потребления. И здесь вновь уместно обратиться к системе И. Канта, определявшей поворотным пунктом в становлении мышления модерна соответствие между эстетизацией и утратой ощущения реальности, или де-реализацией. Реальность подтверждалась в качестве конструируемой не столько «реалистически», сколько «эстетически». В этом случае эстетическая реальность зиждется на основаниях, характерных для принципов искусства, которое и являлось в представлении философов основным предметом эстетики. Расширение понимания эстетики, выведение ее за пределы искусства и приравнивание жизни к искусству позволили «эстетизировать» восприятие самой жизни. Механизмом «эстетизации» действительности обладает и мода, отличающаяся динамичностью, специфической функциональностью. Единственным постоянным
87
в моде является ее изменчивость, в этом ее смысл и привлекательность. Каждое из ее значительных художественных направлений эстетически обогащает мировую культуру. Вести-ментарная мода постоянно спорит со вкусом, руководствуясь основным принципом ее существования — новизной. Она способна рождать оригинальное, противоречащее устоявшимся вкусам, тем самым предоставляя возможности выбора человеку для личностной реализации, а в более широком смысле — эволюции эстетического вкуса как отношения человека к окружающему миру. Прежняя культурная матрица, выражавшаяся как прекрасное/безобразное, уступила место запросам на гедонистические установки. За развитием эстетики в вестимен-
тарной моде возможно увидеть стремление к оттачиванию умения художественными приемами выразить движение человеческого духа. В культуре постмодернизма проблема вкуса приобретает особенное значение, поскольку актуализируется задача формирования личностного самоощущения и самоутверждения человека. Большим потенциалом в решении этой задачи обладает вестиментарная мода, которой присуще преобразовательное начало, создающее собственную эстетику. Роль моды как воспитывающей красотой и через красоту, формирующей эстетико-ценностную ориентацию личности огромна, поскольку эстетически развитый человек способен к созидательному творчеству в любой сфере деятельности.
Список литературы
1. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. — Москва : Наука, 2000. — 495 с.
2. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. — URL: http://www.iakovlev.org/zip/ kant3.pdf (дата обращения: 23.12.2023).
3. Коллингвуд, Дж. Принципы искусства / Дж. Коллингвуд ; пер. с англ. А. Г. Раскина. — Москва : Языки русской культуры, 1999. — 328 с.
4. Кузнецова, Т. В. Диалектика эстетического: универсальное и своеобразное : учеб. пособие / Т. В. Кузнецова. — Москва : Изд. А. В. Воробьев, 2022. — 244 с.
5. Липовецкий, Ж. Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе / Ж. Липовецкий ; пер. с фр. Ю. Розенберг ; под науч. и лит. ред. А. Маркова. — Москва : НЛО, 2012. — 336 с.
6. Маньковская, Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. Серия Письмена времени / Н. Б. Маньковская. — Москва ; Санкт-Петербург : Центр Гуманитарных инициатив : Университетская книга, 2009. — 495 с.
7. Осмысление моды. Обзор ключевых теорий / под ред. А. Рокаморы и А. Смелик ; пер. с англ. Е. Демидовой. — Москва : НЛО, 2023. — 408 с.
8. Сантаяна, Дж. Чувство красоты: основы эстетической теории / Дж. Сантьяна. — Сыновья К. Скрибнера, 1896. — 123 с.
9. Свендсен, Л. Философия моды. / Л. Свендсен ; пер. с норв. А. Шипунова. — Москва : Прогресс-Традиция, 2007. — 256 с.
10. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление : в 2 т. Т. 2 / А. Шопенгауэр. — Москва : Наука, 1993. — 671 с.
Получено 13.03.2024
88
Yulia E. Muzalevskaya
Candidate in History of Arts Associate professor
St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
ORCID: 0009-0006-1139-9725
Vestimentary Fashion as a Cultural-Aesthetic Phenomenon
The article is devoted to the evolution of philosophical views on the process of changing in philosophical and culturological views on the cultural-esthetic constituent of the vestimentary fashion phenomenon, which hasn't been taken into account for many years as a full-fledged participant of the esthetic ideal changing process. Modern researches acknowledge fashion especially vestimentary fashion is able to cause the feelings of tribulations, that it is the delight in everyday experience of touching with beauty which comprises the essence of esthetic experience. It has allowed comparing the phenomenon of fashion with art (L. Swendsen). Aesthetic attitude realized in all kinds of activities is especially brightly manifested in vestimentary fashion. By the end of XX century during its development vestimentary fashion reached the level allowing expressing philosophical concepts of its time, and its forms reflect different esthetic movements. At present the creative character of fashion has considerably come close to art, which has allowed it to become not only mouthpiece of esthetic values but to reach the level of its renewal. Understanding of the significance of the vestimentary fashion phenomenon is very important for its further development.
Keywords: fashion, aesthetics, ideals, art, values, culture
For citing: Muzalevskaya Yu. E. 2024. Vestimentary Fashion as a Cultural-Aesthetic Phenomenon. Vestnik kultury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 2 (78): 83-90. (In Russ.).
References
1. Gegel G. V. F. 2000. Fenomenologiya duha. [The Phenomenology of the Spirit]. Moscow: Nauka. 495 p. (In Russ.).
2. Kant I. Kritika sposobnosti suzhdeniya [Criticism of the ability to judge]. Available from: http:// www.iakovlev.org/zip/kant3.pdf (accessed: 23.12.2023). (In Russ.).
3. Kollingwud Dg. 1999. Printsipy iskusstva [The principles of art]. Moscow: Yazyki russkoi kul'tury. 328 p. (In Russ.).
4. Kuznetsova T. V. 2022. Dialektika esteticheskogo: universal'noe i svoeobraznoe [The dialectic of the aesthetic: the universal and the peculiar:]. Moscow: Izdatel' A. V. Vorob'ev. 244 p. (In Russ.).
5. Lipovetskiy G. 2012. Imperiya efemernogo. Moda i ee sud'ba v sovremennom obshchestve [The Empire of the ephemeral. Fashion and its fate in modern society]. Moscow: NLO. 336 p. (In Russ.).
6. Mankovskaya N. B. 2009. Fenomen postmodernizma. Khudozhestvenno-esteticheskii rakurs. Seriya Pis'mena vremeni [The phenomenon of postmodernism. Artistic and aesthetic perspective. The Writing of Time series]. Moscow, Saint-Petersbug: Tsentr Gumanitarih innitsiativ, Universitetskaya kniga. 495 p. (In Russ.).
7. Rokamora A., Smelik A. 2023. Osmyslenie mody. Obzor klyuchevykh teorii [Understanding fashion. Overview of key theories]. Moscow: NLO. 408 p. (In Russ.).
89
8. Santiyaga Dg. 1896. Chuvstvo krasoty: osnovy esteticheskoi teorii [The feeling of beauty: the basics of aesthetic theory]. Sinovya K. Skribnera. 123 p. (In Russ.).
9. Svendsen L. 2007. Filosofiya mody. [The philosophy of fashion]. Moscow: Progress-Traditsiya. 256 p. (In Russ.).
10. Shopengauer A. 1993. Mir kak volya i predstavlenie: v 2 t. T. 2 [The world as will and representation: in 2 vols. Vol. 2]. Moscow: Nauka. 671 p. (In Russ.).
Received 13.03.2024
90