ВЕСТИ С УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ ОБРАЗОВАНИЯ
Значительное количество преподавателей и студентов Южно-Уральского государственного университета связывают направление своих исследований с проблемами, существующими в современном образовании. В 2010 году в ЮУрГУ состоялось несколько конференций, на которых студенты и преподаватели университета получили возможность представить результаты проведенных исследований.
В апреле 2010 г. прошла 62-я научная конференция ЮУрГУ. Секции, на которых рассматривались вопросы образования, работали во многих структурных подразделений ЮУрГУ.
На секции теории и методики профессионального образования механико-технологического факультета (руководитель секции -д.п.н., профессор Г.Н. Сериков) прозвучали 14 докладов. Методологическим ориентиром для последующих исследований членов секции стал доклад д.п.н., профессора Г.Н. Серикова «Качество ценностной интерпретации образования». Выступления к.п.н., доцентов кафедры «Педагогика профессионального образования» стали итогом их научной работы над соответствующими проблемами: управление методической работой в образовательном учреждении на основе педагогического партнерства (К.С. Буров); педагогические условия нормализации учебной нагрузки студентов образовательного учреждения высшего профессионального образования (М.А. Волкова); образовательно-научный процесс и его результаты (Ю.В. Тягунова); управление педагогическим партнерством в научно-образо-вательном процессе университета (Ю.В. Под-поветная); ценность профессии менеджера (O.A. Ханжина).
Результатами научной работы молодых исследователей стали доклады: «Вторичная языковая образованность» (ст. преподаватель М.В. Цытович); «Педагогическая модель достижения содействия качеству преподавания, соответствующего замыслу учебно-методи-ческого комплекса» (асп. Е.С. Колдаева); «Модульная технология подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования к самообразованию» (соиск. Л.Б. Дерябина); «Координаты образовательного пространства как условия предупреждения переутомления студентов» (соиск. Т.В. Беля-
кова); «Готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях, связанная с военной службой и боевыми действиями» (соиск. Д.А. Костюк); «Воспитание у студентов ценностного отношения к гуманно ориентированному взаимодействию с партнерами во внеучебной деятельности» (соиск. P.A. Федотов); «Проблема развития готовности студентов вуза к использованию вычислительного эксперимента в будущей профессиональной деятельности» (соиск. A.A. Елькин) и др.
Под руководством д.п.н., профессора И.О. Котляровой проходила работа секции открытого образования. Фундаментальный доклад руководителя секции был посвящен вопросам непрерывности дополнительного образования. На секции было заслушано семь докладов. Наибольший интерес вызвали доклады ассистентов кафедры «Педагогика профессионального образования»: A.B. Веряшки-ной - «Электронный путеводитель в самоуправлении овладением студентами исследовательской компетенции» и Д.В. Токачевой -«Модель повышения квалификации сотрудников швейной фабрики», а также соискателей:
Н.В. Мищенко - «Компетенции исследования у школьников (состав и уровень)» и Г.А. Юриной - «Модернизация системы повышения квалификации педагогов».
На факультете лингвистики прошла работа секции актуальных вопросов организации иноязычного образования у студентов неязыковых специальностей университета. Было заслушано девять докладов. Педагогическим условиям реализации модели личностной самореализации студентов в иноязычном образовании было посвящено выступление руководителя секции к.п.н., доцента Е.Н. Ярославовой. Вопросы формирования социокультурной компетентности средствами иностранного языка в неязыковом вузе были отражены в докладе к.п.н., доцента С.М. Кодовой. Теоретические основы реализации модульного обучения иностранным языкам студентов технических специальностей в неязыковом вузе были рассмотрены в выступлении ст. преподавателя О.В. Белкиной. Проблемам конструирования научно обоснованного электронного учебно-дидактического комплекса для студентов дистанционной формы обучения был посвящен доклад преподавателя С.А. Смаги-
ной, реализации модели воспитания нравственности студентов в образовательно-досу-говом процессе - доклад ст. преподавателя Л.Н. Овиновой. Пути и средства формирования профессиональной мобильности студентов средствами иностранного языка были представлены в выступлении преподавателя Е.А. Шамело.
На факультете сервиса и туризма была организована работа одноименной секции под руководством д.п.н., профессора Т.Н. Третьяковой. Было заслушано 14 докладов, в том числе по педагогической тематике. Руководитель секции выступила с докладом «Компе-тентностный подход к подготовке специалистов туриндустрии». Выступление К.П.Н., доцента H.H. Нохриной было посвящено диагностике качества профессиональной подготовленности специалистов туриндустрии. В выступлении к.п.н., доцента Ю.А. Сыро-мятниковой рассматривался социокультурный подход как принцип профессиональной подготовки специалистов сервиса и туризма. Доклад к.п.н., доцента О.В. Котляровой был посвящен особенностям организации практик студентов туристских специальностей.
Секция дополнительного образования Института дополнительного образования (ИДО) ЮУрГУ осуществляла работу под руководством директора ИДО, к.т.н., доцента И.А. Волошиной. Темой выступления руководителя секции стало рассмотрение университета как самообразующейся организации. Доклад д.п.н., профессора И.О. Котляровой был посвящен проблемам дополнительного образования человека в течение всей жизни. Выступление к.п.н., доцента Ю.В. Тягуновой позволило осветить проблему осуществления маркетинга в системе дополнительного образования. Роли программ опережающего обучения в стабилизации ситуации на рынке труда был посвящен доклад к.т.н., доцента М.С. Павловскбй. Модели дополнительного образования на малом предприятии охарактеризовала в своем выступлении ассистент Д.В. Токачева.
В Институте открытого и дистанционного образования (ИОДО) прошла работа секции современных информационных технологий в образовании. Работа секции охватывала методологические, учебно-методические, технологические, кадровые и организационные вопросы формирования единого образовательного информационного пространства образовательного учреждения. Особое внимание было уделено обсуждению проблем развития
внутривузовской единой образовательной информационной среды, сетевого взаимодействия структурных подразделений и совместной деятельности в Интернете. Конференция проходила в Интернете без очного присутствия участников в два этапа: 1) отбор и публикация докладов; 2) обсуждение актуальных проблем и докладов на Интернет-форуме, участие в вебинарах, проводимых специалистами в области применения Интернет-технологий в учебном процессе.
Наиболее интересными признаны доклады директора ИОДО, к.э.н., доцента В.П. Бородкина «Интернет-технологии в образовании» и зам. директора ИОДО О.Б. Елагиной «Актуальные проблемы информатизации образования».
Доклады педагогической тематики прозвучали в ходе работы ряда секций на различных факультетах университета.
Вызвали большой интерес у участников секций доклады: «Условия формирования профессиональной мобильности у будущих специалистов в высшей школе» (д.п.н., профессор И.В. Резанович, секция управления персоналом международного факультета); «Самооценка спортсменов и педагогические методы ее восстановления средствами самопознания» (к.п.н., профессор К.Г. Тротт, секция актуальных проблем развития и модернизации базовых и новых видов спорта, физического воспитания и двигательной рекреации факультета физической культуры и спорта); «Применение логистического подхода в процессе управления педагогическим партнерством в университете» (к.п.н., доцент Ю.В. Под-поветная, секция актуальных вопросов теории и практики коммерческой деятельности, экономики и логистики факультета коммерции); «Акмеологические особенности развития математической культуры менеджеров» (к.п.н., доцент Н.Ю. Кийкова, секция формирования профессиональной культуры менеджеров в циклах общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин международного факультета); «Обучение иностранному языку в вузе в условиях модернизации системы образования» (к.п.н, доцент С.Г. Нестерцова, секция международных коммуникаций международного факультета); «Формирование конкурентных преимуществ выпускника вуза (к.п.н., доцент Т.Ю. Субботина, секция управления конкурентоспособностью факультета права и финансов); «Высшее профессиональное образование в условиях мирового экономического
кризиса» (к.и.н., доц. Д.В. Викторов, секция физического воспитания факультета физической культуры и спорта); «Субъектная активность студентов в профессиональной подготовке» (к.п.н., доцент В.Д. Иванов, секция адаптивной физической культуры и медикобиологической подготовки факультета физической культуры и спорта).
Актуальные проблемы образования рассматривались также в ходе работы секций большинства филиалов ЮУрГУ. Прозвучали доклады: «Формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов» (к.п.н., доцент И.В. Пичугина, секция социально-гу-манитарных наук филиала ЮУрГУ в г. Миас-се); «О кредитно-модульной системе организации учебного процесса в вузе» (к.п.н., доцент Г.Г. Харисова, секция гуманитарных наук, филиал в г. Нижневартовске); «Визуализация как прием активизации учебно-познавательной деятельности студентов при изучении курса экологии» (к.п.н., зав. кафедрой гуманитарных и естественных наук Е.В. Романов, секция гуманитарных наук филиала в г. Озер-ске); «Изучение потребности мотивационных аспектов валеологического образования будущих специалистов» (к.п.н, ст. преподаватель В.Г. Тутушкина, секция актуальных проблем социума, человека, природы филиала в г. Трехгорном); «Универсальность проблемного метода» (к.п.н, доцент Ю. Е. Калугин, секция гуманитарных наук, филиал в г. Кыштыме).
В ходе работы секции «Учебно-воспита-тельный процесс: теория и практика» (филиал в г. Сатке) прозвучали 7 докладов. Наиболее значимые: «Модель информационной поддержки саморазвития студентов вуза» (ст. преподаватель В.Н. Шайкина, руководитель секции), «Тестирование как элемент контроля в обучении иностранному языку» (ст. преподаватели И.П. Симанович и Л.Г. Мамыкина), «Приемы педагогической техники в процессе формирования эстетического отношения к природе и культуре родного края у учащихся художественного отделения» (преподаватель
В.А. Мошкина).
Результаты учебно-исследовательской работы студентов по проблемам педагогики были заслушаны в ходе работы секций естественных и гуманитарных наук на 63-й студенческой научной конференции ЮУрГУ в мае 2010 года.
На секции педагогики и профессионального образования механико-технологического факультета (руководитель секции - д.п.н.,
профессор И.О. Котлярова) прозвучали 12 докладов студентов старших курсов. Тематика выступлений отражала такие направления исследований студентов, как разработка индивидуальных образовательных траекторий развития квалификации, организация информационного обеспечения абитуриентов вуза, организация научных исследований (научный руководитель - д.п.н., профессор Т.Н. Сериков), инновационная деятельность в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, кадровая политика на предприятии (научный руководитель -д.п.н., профессор И.О. Котлярова), маркетинг дополнительного образования, предпринимательская деятельность в вузе (научный руководитель - к.п.н., доцент Ю.В. Тягунова), организационные формы инновационной деятельности, реализация модели дополнительного профессионального образования педагогов высшей школы в рамках дистанционного образования (научный руководитель - к.п.н., доцент К.С. Буров).
На секции педагогики факультета лингвистики были заслушаны 10 докладов (руководитель секции - к.п.н., доцент О.В. Кудряшова). В выступлениях студентов нашли свое отражение такие проблемы современной педагогики и методики преподавания иностранного языка, как мотивация изучения иностранного языка, формирование речевой и межкультурной компетенций студентов (научный руководитель - к.п.н., доцент О.В. Кудряшова), использование метода игры, ускоренного метода обучения, использование групповых форм обучения на уроках иностранного языка (научный руководитель - к.п.н., доцент
Н.С. Шкитина).
На секции теории и методики преподавания иностранных языков и культур было заслушано 10 докладов (руководитель секции -к.п.н., доцент Е.Н. Ярославова). В ходе работы секции были рассмотрены проблемы реализации концепции непрерывного иноязычного образования; вопросы методики отбора состава и содержания учебно-дидактического комплекса по дисциплине «Иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей вуза; современные развивающие технологии обучения иностранным языкам; методика конструирования электронного учебно-дидакти-ческого комплекса по иностранному языку для системы дистанционного обучения; методика формирования умений самооценки и самоконтроля у студентов в процессе обучения
иностранному языку (научный руководитель -к.п.н., доцент Е.Н. Ярославова). В докладах студентов четвертого курса были охарактеризованы особенности применения модульного, коммуникативного, социокультурного и герменевтического подходов при обучении студентов неязыкового вуза (научный руководитель - к.п.н., доцент М.Г. Федотова).
В ходе работы секции методики преподавания иностранных языков филиала ЮУрГУ в г. Озерске прозвучало 6 докладов. В выступлениях студентов рассматривались технология модульного обучения иностранным языкам; использование личностно-ориентирован-ного подхода в обучении иностранным языкам, разноуровневое обучение в современной общеобразовательной школе; формирование письменной монологической речи у учащихся старших классов на уроках английского языка; формирование лексической компетенции у учащихся 5-8 классов на уроках иностранного языка (научный руководитель - д.п.н., профессор В.В. Базелюк).
Доклады педагогической тематики прозвучали в ходе работы ряда секций различных факультетов университета и его филиалов. Вызвали живой интерес участников секций следующие выступления: «Информационные технологии в дистанционном образовании» (секция английского языка для инженеров факультета лингвистики, научный руководитель - ст. преподаватель М.В. Цытович); «Модель управления физическим воспитанием студентов учреждений среднего профессионального образования с использованием метода прогнозирования» (секция теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и двигательной рекреации, научный руководитель - д.п.н, профессор P.C. Ди-мухаметов); «Повышение внимания при использовании проблемного метода в обучении» (секция гуманитарных наук филиала в г. Кыш-тыме, научный руководитель - к.п.н., доцент Ю.Е. Калугин).
Важным событием в жизни педагогического сообщества Уральского федерального округа стало проведение в октябре 2010 года Международной научно-практической конференции «Педагогическое сопровождение развития человеческих ресурсов».
В оргкомитет конференции поступило 120 заявок, 100 статей было принято к публикации. В работе конференции в очной и заочной форме участвовали представители орга-
нов управления образованием, администрации образовательных учреждений, ученые и педагоги вузов (всего 21 организация).
Пленарное заседание было открыто заместителем министра образования и науки Челябинской области Г.М. Казаковой, в адрес участников конференции прозвучали приветственные слова проректора по научной деятельности ЮУрГУ С.Д. Ваулина, проректора Челябинского государственного педагогического университета В.В. Базелюка, которые подчеркнули актуальность обсуждаемых проблем.
Поскольку конференция была приурочена к 10-летию кафедры «Педагогика профессионального образования», а также 30-летию лаборатории педагогических исследований ЮУрГУ, были озвучены приветственные адреса от губернатора Курганской области, Челябинского государственного университета, Челябинского государственного педагогического университета, Уральского государственного университета физической культуры, Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Научные доклады ведущих ученых-педа-гогов Челябинской области С.Г. Молчанова,
С.А. Репина, Г.Н. Серикова, С.Г. Серикова,
Н.Л. Худяковой вызвали оживленную дискуссию о методологии и терминологии, используемой при изучении проблемы развития человеческих ресурсов в образовании.
В ходе конференции была организована работа 7 секций.
1. Социальные, биологические и экономические аспекты человеческих ресурсов.
2. Теоретические аспекты развития человеческих ресурсов в сфере образования. Движущие силы развития человеческих ресурсов в сфере образования.
3. Уровни управления развитием человеческих ресурсов.
4. Педагогическое сопровождение развития человеческих ресурсов как вид управления.
5. Развитие человеческих ресурсов в сфере профессионального образования.
6. Развитие человеческих ресурсов в системе дополнительного образования.
7. Профессионально развивающий потенциал иноязычного образования.
На секциях были обсуждены доклады зарубежных коллег: Ж.К. Бисембаевой, Б.Ш. Бай-мухамбетовой, А. Рахкошина, П. Рольфа, и др. Было заслушано сообщение о тематике док-
ладов заочных участников конференции. Отмечен высокий научный уровень докладов профессоров и доцентов: Е.В. Быкова, К. С. Бурова, И.А. Волошиной, И.О. Котляровой, Ю.В. Под-поветной, Ю.В. Тягуновой, Е.Н. Ярославовой. Вызвали интерес доклады соискателей ученых степеней по педагогическим наукам
О.В. Белкиной, A.B. Веряшкиной, Е.В. Гус-томясовой, О.В. Колтаковой, Д.А. Костюка, Л.В. Парфентьевой, Е.С. Пикус, Л.М. Сергеевой, Я.О. Стариковой, И.А. Шевц и др. Всего в ходе работы конференции было заслушано 48 докладов.
Итогом работы конференции стали следующие рекомендации.
1. Одобрить доклады и сообщения, рекомендовать доклады пленарного заседания к публикации в ведущих научных журналах, доклады секций - в прочих научных изданиях.
2. Продолжить систематический обмен опытом между учеными по методологии и терминологии проблемы развития человеческих ресурсов в образовании.
3. Осуществлять апробацию опыта НИУ ОУ ВПО ЮУрГУ на научных мероприятиях вузов РФ.
4. Продолжить разработку понятийного аппарата проблем развития человеческих ресурсов в образовании, в частности таких понятий, как «образованность», «компетенция», «профессиональная квалификация» в рамках общественного обсуждения проектов федеральных законов и стандартов.
5. Рассмотреть в качестве перспективного научного направления изучение проблемы сохранения человеческих ресурсов университета в рамках проекта «Энергосбережение в социальной сфере».
6. Обсудить вопросы моделирования человеческих ресурсов университета в сфере образования на уровне структурных подразделений в рамках заседаний научно-методиче-ского совета по направлению «Образование и педагогика».
7. Формировать банк информационного
обеспечения темы «Развитие человеческих ресурсов».
С 15 по 20 декабря 2010 года в ЮУрГУ проводилась Всероссийская дистанционная научно-практическая конференция «Психоло-го-педагогические технологии развития потенциала личности» для преподавателей, специалистов, учителей, аспирантов и студентов по следующим направлениям:
- общетеоретические основы развития и функционирования образовательных систем; теоретические обоснования и разработки инновационных технологий развития потенциала личности;
-особенности развития потенциала учащихся в школе, совершенствование технологий данного процесса; формирование образовательного пространства и рынка образовательных услуг;
- системный подход к развитию потенциала личности в системе профессионального образования;
-международный опыт построения образовательных систем, направленных на развитие потенциала личности; преемственность между системами образования; перевод образования в самообразование личности.
На конференции была организована работа пяти секций.
1. Теоретико-методологические аспекты развития потенциала личности.
2. Совершенствование технологий развития потенциала учащихся в системе общего и среднего образования.
3. Современные технологии развития потенциала будущих специалистов в системе высшего профессионального образования.
4. Технологии повышения профессионального и личностного потенциала в системе дополнительного образования.
5. Международный опыт развития потенциала личности.
По окончании конференции был выпущен сборник докладов участников, куда вошло более 20 статей.