Научная статья на тему 'Вести с кафедры методики начального обучения'

Вести с кафедры методики начального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вести с кафедры методики начального обучения»

но убедительными интерпретациями его повестей и рассказов. Так, исследователь предлагает рассмотреть, "как философско-социальная антиномия: человек и государство получает новое свечение", если "принять за трилогию "Островитян", "Инок Эразм" и "Мы" (т.2, с. 145) и выделить в творчестве Замятина "идейные циклы", циклы чисто эстетического ряда и исторический цикл 30-х годов.

При всей спорности последнего тезиса и неточности предложенной классификации циклов, мысль о художественном единстве всего творчества Замятина, выраженном в определенной цикличности, представляется плодотворной.

Нужно признать, что буквально каждая работа, представленная в сборнике 'Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня", независимо от того, принадлежит она перу известных или только начинающих исследователей, представляет научный интерес, зачастую несет свежие и глубокие интерпретации отдельных художественных произведений Замятина. А это значит, что Замятинские чтения, проводимые в Тамбове, способствуют достойному "возвращению" творчества одного из замечательных и неповторимых художников XX столетия Евгения Ивановича Замятина к всеобщему признанию, осмыслению и любви читателями. Остает-

ся только выразить надежду, что добрая традиция проведения подобных научных замятинских конференций будет продолжена.

1. Творчество Е.Замятина: проблемы изучения и преподавания. Материалы Первых Российских Замятинских чтений 21-23 сентября 1992 года / Под ред. Л.В.Поляковой. Тамбов, 1992.

2. Полякова Л.В. Евгений Замятин и Октябрь: писатель в современной критике и в творчестве // Творчество Е.Замятина: проблема изучения и преподавания. Материалы Первых Российских Замятинских чтений 21-23 сентября 1992 г. Тамбов, 1992.

3. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 2 ч. / Под ред. Л.В.Поляковой. Тамбов, 1994.

4. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края: Межвузовский сб. науч. тр. Вып. 1. Тамбов, 1990.

5. Русский фольклор. Проблемы изучения и преподавания: Материалы межрегиональной научно-практической конф. Тамбов, 1991.

6. Культура русской провинции. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края. Вып. 2. Тамбов, 1993.

Г. М. ПЕР В О ВА

Вести с кафедры методики начального обучения

Проблемы развивающего обучения всегда являлись весьма притягательными для преподавателей кафедры методики начального обучения (МНО). Об этом свидетельствует содержание сборников научных трудов кафедры, например, таких как "Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста" (1987 год), "Формирование положительного отношения к учению у младших школьников" (1989 год) и других научных и научно-методических работ.

В 1990 году академик В.В.Давыдов предложил заведующей кафедрой МНО

Н.Г.Агарковой написать учебное пособие по письму для 1 класса по развивающей системе. В 1992 году в издательстве "Просвещение" выходит Пропись (в четырех частях) Н.Г.Агарковой в комплекте с новым букварем Д.Б.Эльконина и методическим пособием для учителя начальных классов. В текущем (1996) году jto учебное пособие переиздано в пятый раз.

В настоящее время на кафедре МНО психолого-педагогического 1 факультета создан новый комплект учебно-мЪтодических пособий для начальной школы. В его основе концепция развивающего обучения.

Комплект представлен следующими учебно-методическими и дидактическими пособиями.

1. "Письмо": учебник-тетрадь 1 для подготовительного периода обучения письму в I классе трехлетней и четырехлетней начальной школы. На красочно иллюстрированных страницах учебника дети знакомятся с формами элементов букв, которые являются структурными единицами системы письменных знаков русского алфавита, усваивают их названия и алгоритм начертания. Кроме этого ученики выполняют задания на развитие устной речи и фонематического слуха. Каждый урок завершается рисованием узоров-

бордюров, или выполнением росчерков, составленных из элементов букв.

2. "Письмо": учебник-тетрадь 2 для основного (буквенного) периода обучения письму в 1 классе трехлетней и четырехлетней начальной школы. Целью применения этого пособия является овладение техникой одновариантного начертания всех букв и их соединений, то есть элементарным графическим навыком. Особое внимание уделяется развитию речи и формированию языковых понятий. На фоне и с помощью сказочных сюжетных иллюстраций у первоклассников формируются знания об отличительных свойствах звуков речи. Упражнения в перекодировании звуковой формы слова в графическую на основе его фонемно-буквенной модели наглядно знакомят учащихся с закономерностями фонетики, графики, орфоэпии и орфографии. В учебнике-тетради дана система логических заданий для формирования у детей интеллектуальных умений.

3. "Письмо": учебник-тетрадь 3 для заключительного периода обучения письму в 1 классе по программе 1-4 и занятий по каллиграфии во втором полугодии 1 класса по программе 1-3. Графические задания составлены на основе нового логического принципа группировки письменных букв, что позволяет в сравнительно короткий срок предупредить графические ошибки в письме детей и перейти непосредственно к отработке графического навыка. Учению! упражняются в разноплановом анализе букв, повторяют начертания общего элемента в каждой группе букв, учатся самостоятельно тактировать письмо букв, пробуют ускоренно воспроизводить буквы и их соединения, соблюдая при этом требования каллиграфии.

4. "Каллиграфия": учебник-тетрадь для 2 класса по выработке автоматизированно-сти графического навыка и формирования каллиграфического почерка у учащихся. Он составлен на основе логического принципа группировки букв, что позволяет, во-первых, осуществить на новом уровне разноплановый анализ букв, а во-вторых, соотнести последовательность изучения букв с частотностью появления в них общего элемента. В учебнике-тетради дана информация о показателях сформированное™ графического навыка и правилах начертания элементов букв в различных пространственных положениях. Полученные знания второклассник реализует на основе определенных алгоритмов при написании букв и их соединений в словах и предложениях. Задания по отработке ско-

рости письма способствуют развитию у учащихся самоконтроля.

5. "Каллиграфия": учебник-тетрадь для 3 класса представляет собой самоучитель по выработке графического навыка и индивидуального каллиграфического почерка. На основе сформированного навыка одновариантного начертания букв и их соединений учащиеся упражняются в ускоренном письме, что помогает им выработать в своем почерке связность, устойчивость и индивидуальные черты. Письмо "вслепую" способствует формированию у них самоконтроля за каллиграфическим качеством своего почерка, которое при ускоренном письме указывает на достаточный уровень автоматизированности навыка.

6. "Письмо". Графический навык. Каллиграфический почерк": программа для начальной школы (1-3 и 1-4). В программе освещены исходные теоретические положения развивающей методики, понятийный аппарат, технология обучения письму и формирования графического навыка у младших школьников. Иерархическая структура принципов, методов и приемов авторской системы интерпретирована идеей развивающего обучения. В основе методики отработки графического навыка и каллиграфического почерка - логический принцип группировки букв, который имеет значительно большие обучающие и развивающие возможности в сравнении с традиционным генетическим принципом. Раскрыты показатели сформированности графического навыка у учащихся 1-4 классов.

7. "Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк": методическое пособие для учителей и методистов начальных классов. В книге даны основные методические положения развивающего обучения первоначальному письму и формирования элементарного графического навыка и каллиграфического почерка у младших школьников, раскрыты структура и содержание учебника "Письмо" для 1 класса, а также возможности использования его в комплекте с учебными пособиями по чтению Д.Б.Эльконина и В.Г.Горецкого. Впервые даны критерии и методика их применения при изучении степени сформированности графического действия у младших школьников.

8. Набор учебного наглядного материала для уроков письма и каллиграфии состоит из двух пакетов демонстрационных карточек: 1. Звуки и буквы; 2. Технология начертания и тактирования букв; и трех пакетов настенных таблиц: 1. Санитарно-гигиенические и технические правила

письма; 2. Образцы письменных букв и правила их соединения; 3. Теория и методика обучения первоначальному письму. Всего: около 130 единиц наглядно-

демонстрационного материала.

9. "Конструктор письменных букв и цифр" представляет собой настольное дидактическое пособие, которое состоит из карточек с рисунками 52 элементов букв, наборного полотна для хранения элементов, рабочего поля для конструирования письменных букв и цифр, ключа для проверки правильности результатов конструирования и краткой инструкции по использованию этого пособия.

Учебник-тетрадь "Письмо" (в 3 частях) для 1 класса включен в Федеральный комплект учебников для общеобразовательных учреждений РФ на 1996/97 учебный год

(приказ МО РФ №564 от 01.11.95 г.). В настоящее время он готовится к выпуску в издательстве "Дрофа".

Программа и методическое пособие для учителя прошли экспертизу и рекомендованы Министерством образования РФ к изданию в комплекте с названными выше учебниками для начальной школы.

Учебник "Каллиграфия" для 2 класса и набор учебного наглядно-демонстрационного материала для уроков письма и каллиграфии сданы в экспертный совет МОРФ. Идет работа над учебником "Каллиграфия" для 3 класса.

Автором данного комплекта учебнометодических пособий является профессор Н.Г.Агаркова.

Н. Г АГАРКОВА

Перспективы научно-исследовательской деятельности кафедры методики начального обучения

В течение последних лет коллектив преподавателей, аспирантов кафедры МНО и практических работников образовательных учреждений: "Чебурашка",

"Радуга", ясли-сад №15, №39 и др. вели экспериментально-опытную работу по проблеме развивающей подготовки дошкольников к овладению родным языком. В основе научной деятельности - концепция развивающего обучения, сформулированная еще в начале 30-х годов выдающимся русским психологом - гуманистом Л.С.Выготским и разработанная в ряде исследований Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдо-ва и их последователей. Суть концепции в том, что обучающийся ребенок является не просто обучаемым индивидом, объектом воздействия воспитателя, учителя, а субъектом учебной деятельности, иными словами, он - самоизменяющийся объект учения.

Обучение начинается не с усвоения способа решения элементарных частных задач (что характерно для традиционной начальной школы), а с усвоения ребенком общих принципов решения задач определенного класса. Это усвоение становится возможным в процессе овладения научным понятием как основанием для собственных предметных действий. Но вычленить и изучить генезис понятия в связи с его предметным действием можно лишь в том случае, если в учебном материале есть ло-

гика восхождения от абстрактного к конкретному.

Цель научно-исследовательской деятельности - разработка проблемы преемственности между дошкольными учреждениями и начальной школой, создание единых (сквозных) программ по родному языку с целью реализации раннего обучения дошкольника.

Сквозным предметным действием в подготовке дошкольника к обучению грамоте и русскому языку в целом является рече-графическое действие, овладение которым раскрывает учащемуся объективные закономерности русской фонетики, графики, орфоэпии и формирует у него основу к орфографическому действию.

В исследовании мы исходили из теоретического положения возрастной психологии о том, что период дошкольного детства является сензитивным для речевого развития, так как ребенок в это время обладает особой чувствительностью к материи родного языка.

Результаты проведенного исследования превзошли наши ожидания. Дети 6-7 лет (подготовительные к школе группы) показали прекрасные речевые и языковые возможности. А именно: у них были сформированы понятия об основных структурных единицах русского языка (звук-фонема, слог, слог-слияние, ударный слог, слово, слово-предмет, слово-действие, слово-признак, предложение, текст); фонемати-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.