прошлом сукманы «бяха по-прости» и «само с гайтань» ('были проще' и 'только со шнуром'). Для верхней одежды, чей символический смысл заключается в выражении реализованного жизненного потенциала члена социума, характерны наименования с актуализацией признака длины: дълга дреха 'длинная одежда' (Ловеч, Добруджа, Северозападная Болгария), бой кожух - 'кожух в рост' (Добруджа), късаче от болг. къс -'короткий' (Софийский р-он и др).
Поскольку признак - это, по выражению С.М. Толстой, тот «инструмент, с помощью которого человек идентифицирует и сравнивает объекты», именно совокупность культурно-релевантных признаков одежды, отраженных в терминологии, позволяет через восприятие костюма и его частей делать выводы об отношениях людей внутри социума.
Яхонтова Я.Б.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
Весенние календарные обряды греческих деревень Эммануил Папас и Агио Пневма, кипрской деревни Алона
«Противопоставление «весна - зима» (понимаемое как противопоставление времени, начинающегося с зимнего солнцеворота и кончающегося сбором урожая, сезону умирания природы и сокращения земледельческих работ), полнее всего отражается непосредственно в ритуалах, а также в текстах, связанных с сезонными циклами» [Иванов, Топоров 1965: 120].
Кафедрой византийской и новогреческой филологии МГУ им. М.В. Ломоносова были организованы экспедиции в греческие деревни Эммануил Папас (29.09.2015 — 08.10.2015) и Агио Пневма (16.08.2016 — 26.09.2016), в кипрскую деревню Алона (22.06.2016 — 06.07.2016). В докладе рассматриваются материалы, собранные в результате данных экспедиций. В частности, нами будут рассмотрены такие обряды, как «Кошаы» и «Патрон»:
• Койсас1 (Эммануил Папас)< акоше есто 'послушай-ка'. Особый обряд, совершаемый в масленичный период. Вечером юноши и девушки собираются на площади за большим костром (около 3 м в высоту). При этом присутствуют старики, которые заявляют, кто с кем может составить пару. Для этого используется специальная формула:
Коиоаы-коиоаы,
yépo-nanayépo, va návou^e ex' ' ála^, va yupícou^e anó x" ála;,
Kai o Ггюруо^ o BouZiávn? 9a nápei xn Exélla x^v KóKKivn.
«Послушай-ка, послушай,
дедушка-старик.
Мы пойдем за море,
вернемся из-за моря,
и Йоргос Бузьяннис
возьмет в жены Стеллу Коккини».
• Гштрб^. Представление, которое ставили в деревне Эммануил Папас в начале Сырной недели, в рамках которой устраивались карнавальные шествия (Kapvafiáfoa). Их участники наряжались в шкуры животных (это могли быть овечьи шкуры, в которых прорезались отверстия для глаз, к «костюму» подвешивались колокольчики) и вымазывались сажей, чтобы пугать детей и нечистую силу. Они назывались KaÁóyepoi или yiavhoapoi. Ставились драматические представления, нами был зафиксирован следующий текст: «rivóxav n Spa^axiKq napácxacn «Haxpóí;»: o yiaxpó^ Pyó^ei an'xov ac9ev^ xa cnXáyxva xou (npáy^axi eívai cnláyxva xou apvioú), xa Seíxvei cxou^ 9eaxé^, allá o áppracxo^ ^a9viKá cnKÓvexai Kai фюуа^ег Na eícxe Kalá yiaxpoí! Aev novárn!» «Ставилось драматическое представление, где врач якобы извлекает из больного внутренности (в действительности это внутренности барана), а тот внезапно встает и восклицает: «Всего вам доброго, врачи! У меня ничего не болит!».
Таким образом, данные обряды содержат в себе символику умирания и воскрешения, в них реализуются оппозиции «суша-море», «жизнь-смерть». Такие элементы обрядов, как мазание лица сажей и украшение костюмов колокольчиками, являются символами защиты от злых духов и отсылают нас к диониссийскому культу. Эти обряды проводятся для того, чтобы призвать в жизнь людей такие блага, как счастливый брак, хороший урожай и плодородие. Они основаны на принципах симпатической магии, приурочены к переходному празднику Масленицы и, стало быть, восходят к древнему культу умирающего и воскресающего божества.
Литература
Иванов, Топоров 1965 - Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965, с. 120.