Научная статья на тему 'Вербальная агрессия как актуальный феномен современного общества'

Вербальная агрессия как актуальный феномен современного общества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4926
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / AGGRESSIVENESS / VERBAL AGGRESSION / SPEECH ACTIVITY / COMMUNICATIVE BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Якимова Наталия Сергеевна

Статья посвящена описанию вербальной агрессии как имманентного феномена в современном обществе. В статье акцентируется актуальность изучения данного феномена с целью формирования толерантности, анализируются факторы, провоцирующие использование агрессивных вербальных средств в коммуникативном поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper covers the problem of verbal aggression in the present-day society. The reasons for studying this phenomenon as means of teaching tolerance are discussed in the article; the factors causing the use of verbal aggression in communication are listed.

Текст научной работы на тему «Вербальная агрессия как актуальный феномен современного общества»

УДК 81’23

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Н. С. Якимова

VERBAL AGGRESSION AS THE PHENOMENON OF CONTEMPORARY SOCIETY

N. S. Yakimova

Статья посвящена описанию вербальной агрессии как имманентного феномена в современном обществе. В статье акцентируется актуальность изучения данного феномена с целью формирования толерантности, анализируются факторы, провоцирующие использование агрессивных вербальных средств в коммуникативном поведении.

The paper covers the problem of verbal aggression in the present-day society. The reasons for studying this phenomenon as means of teaching tolerance are discussed in the article; the factors causing the use of verbal aggression in communication are listed.

Ключевые слова: агрессивность, вербальная агрессия, речевая деятельность, коммуникативное поведение.

Keywords: aggressiveness, verbal aggression, speech activity, communicative behaviour

Агрессия как феномен уже давно является предметом исследования представителей разных научных направлений и имеет множество определений. Толковые словари русского языка позволяют проследить эволюцию значений самого слова «агрессия». В толковых словарях русского языка 50-х -80-х годов ХХ века оно трактуется исключительно как «нападение, захват чужой территории» с пометкой «политическое» [БАС, 1950, т. 1, с. 47] и «нападение одного государства на другое с целью захвата территории, уничтожения или ограничения его независимости и насильственного подчинения его населения захватчику» [МАС, 1981, т. 1, с. 24]; этимология слова прослеживается от латинского aggressio (нападение). Способность нападать и захватывать приписываются только государству, а не человеку, что, исходя из жизненной практики, видится не совсем верным.

В издании Толкового словаря Ожегова и Шведовой 1992 г. зафиксировано появление второго, переносного значения этого слова: «открытая неприязнь, вызывающая враждебность» [Ожегов, Шведова, 1992]. Примечательно, что в более ранних изданиях этого словаря, например [Ожегов, 1986], это значение не отражено. В словарях, изданных на рубеже XX - XXI веков, уже отражено появление второго основного значения слова «агрессия»: «склонность к нападению, наступлению на кого-л.; агрессивность, враждебность» [Новый словарь, 2000]; «о человеке или животном: воинственная враждебность по отношению к окружающим» [Крысин, 2000].

В толковых словарях английского языка изначально агрессия также определяется как действия государства, например «нарушение одним государством прав другого государства с использованием силы» [Dictionary.com]. Однако уже в 1912 году в английском словаре было зарегистрировано появление определения агрессии как «враждебного или разрушительного поведения», относящегося к сфере психологии [Harper]. В современных словарях превалирует именно это значение, агрессия определяет-

ся как «любое действие или поведение, нарушающее чьи-либо права, агрессия в отношении чьих-либо прав; регулярные нападки и атакующие действия; в психиатрии: открытая или скрытая враждебность, врожденная или вызванная фрустрацией, направленная на внешний объект или на самого себя» [Dictionary.com], «чувство гнева и ненависти, которые могут выражаться в угрозах и насилии» [Oxford Advanced Learner’s Dictionary].

Следовательно, в современном мире агрессия как феномен характеризует не только политику государства, но скорее поведение человека, что становится очевидным из эмпирических наблюдений. В связи с проникновением данного феномена практически во все сферы деятельности современного социума его изучение становится актуальным. Агрессия становится предметом исследования лингвистики, социологии, психологии, нейробиологии, педагогики и других наук, изучающих деятельность и мышление человека, поскольку антропоцентрическая парадигма, задающая направление развития науки в новейшее время, подразумевает наличие человека как субъекта действия.

Суммируя все существующие в современных науках о человеке определения агрессии,

Ю. Б. Можгинский определяет этот феномен как «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу» [Можгинский, 2006, с. 10]. Из этого определения очевидно, что такой актуальный для современного общества феномен как агрессия существует как в физической, так и в вербальной форме. Это объясняется включением речевой деятельности человека в общую систему деятельности и тесной взаимосвязью с иными ее формами. Следовательно, отдельные формы поведения человека могут иметь аналоги в коммуникативном поведении и в речевой деятельности. Таким образом, в классификации видов агрессии по физической природе психологи выделяют вербальную агрессию как противопоставленную физической агрессии. Детальное изучение и описание феномена вербальной агрессии является

одной из приоритетных задач социолингвистики и психолингвистики, имеющих в основе теорию речевой деятельности.

В фундаментальных психологических исследованиях, посвященных агрессии [Берковиц, 2003, Бэрон, Ричардсон, 2006, Хекхаузен, 1986], вербальная агрессия как самостоятельный феномен описана не была в силу двух вполне очевидных причин. Во-первых, чисто психологический подход, очевидно, оказался недостаточным для детального изучения данного феномена, и дальнейшее его исследование возможно только в психолингвистике и других смежных областях лингвистической науки. Во-вторых, изучение феномена вербальной агрессии ранее не было столь актуальным. Научный интерес к данному явлению возник в течение последнего десятилетия, поскольку в настоящее время вербальная агрессия проникла во все сферы современного общества, включая сферу деловых и межличностных отношений, СМИ и т. п.

В современном обществе СМИ являются своеобразным каналом распространения агрессии во все сферы деятельности, предоставляя множество детализованных описаний отдельных актов агрессивного поведения, а также создавая социальную напряженность репортажами о неравенстве в обществе и межнациональных конфликтах. Современную культуру масс-медиа не зря определяют как «культуру агрессии» [Климов, 2004]. Современное телевидение вообще представляет собой сферу порождения и активного бытования вербальной агрессии. А из базовых положений теории агрессии следует, что опыт наблюдения за поведенческой реакцией окружающих на некоторую стимульную ситуацию зачастую определяет дальнейшую стратегию поведения индивида в аналогичных ситуациях. Таким образом, СМИ и, в частности, телевидение пропагандируют и транслируют модель выбора агрессивной стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Современная экономическая ситуация, характеризуемая отношениями жесткой конкуренции на рынке, также способствует распространению и широкому использованию агрессивных вербальных средств в агрессивных стратегиях аргументации и убеждения [Ратмайр, 2004]. Следовательно, агрессия воспринимается в современном обществе как допустимая норма в определенных ситуациях и нередко находит общественное оправдание и одобрение.

А. Басс писал о существовании в капиталистическом обществе обильной и весьма знаменательной «платы за агрессию» в виде денег, престижа и социального статуса [Buss, 1971].

Агрессией маркирована также и современная сфера межличностных отношений. Агрессивность коммуникативного пространства больших городов, жаргонизация и вульгаризация речи, резкое снижение уровня речевой культуры в целом, являющиеся закономерным следствием напряженного социокультурного положения, порождают многочисленные случаи вербальной агрессии. Многие слова современного языка, еще десять лет назад считавшиеся «непечатными», сейчас широко употребляются и

воспринимаются широкими социальными группами как норма общения [Жельвис, 2000]. Эти факторы приводят к более частотному использованию агрессии в коммуникации: тенденция к более частому использованию вербальной агрессии зачастую проистекает из неумения коммуникатора разрешить коммуникативный конфликт конструктивным способом [Infante, Chandler, Rudd, 1989]. В этом случае вербальная агрессия выступает как одна из форм конфликтного коммуникативного поведения.

Таким образом, вербальная агрессия является имманентной характеристикой современного общества и является актуальным объектом современных лингвистических исследований.

Первым этапом любого научного исследования является определение объекта и предмета изучения и разграничение его от смежных явлений. Не является исключением и психолингвистическое исследование вербальной агрессии. Прежде всего необходимо разграничить понятия «агрессия» и «агрессивность». Концептуализируя агрессивность как константную черту личности, А. Налчаджян определяет ее как «устойчивую установку, позицию, готовность к совершению агрессивных действий», т. е. как черту характера личности [Налчаджян, 2007, с. 24]. Данная характеристика личности с одной стороны может быть обусловлена наследственным фактором, с другой - социальным опытом, приобретенным в процессе социализации. С момента рождения человек наблюдает агрессивные поступки окружающих, либо сам их совершает. В том случае, если эти агрессивные действия поощряются, данный опыт накапливается у человека и формирует все более устойчивое свойство личности. Таким образом, врожденная или усвоенная агрессивность является лишь одним из нескольких возможных истоков агрессии, наряду с ситуативным и другими факторами, тогда как вербальную агрессию стоит понимать как единичное агрессивное вербальное действие или ряд таких действий.

Все существующие в психологии подходы к исследованию агрессии могут быть сгруппированы:

1) изучающие биологические предпосылки агрессии; 2) изучающие агрессию как социально-

обусловленную форму поведения. Эти же направления доминируют и в работах, посвященных проблемам вербальной агрессии.

В психобиологии было предложено определение вербальной агрессии как способа реагирования на некоторое влияние окружающей среды, которое определяется врожденным темпераментом [Beatty, McCroskey, 1997]. Агрессивное вербальное поведение также можно интерпретировать с позиций теории социального научения. Представители данного научного направления определяют агрессию как «враждебное действие или поведение», обусловленное внешним мотивом или ситуацией [Изард, 1980, с. 302]. В американской лингвистике фундаментальное исследование вербальной агрессии было предпринято профессором Д. Инфанте и его коллегами. Определяя статус вербальной агрессии в сравнении с физической, исследователь отмечал, что первая не

заменяет вторую, но является «низшим уровнем» агрессии, который может перерастать в «высший» при накапливании. Таким образом, эти два варианта бытования агрессии зачастую обусловливают друг друга. Агрессивное вербальное поведение может служить катализатором для физической агрессии в том случае, если объект вербальной агрессии изначально настроен враждебно в силу личностных, социально обусловленных либо ситуативных факторов [Infante, Chandler, Rudd, 1989].

К личностным факторам относятся в первую очередь возрастной фактор, гендерный фактор, этническая принадлежность, а также социальная среда, уровень образования и общей культуры и др. Ситуативные факторы - это прежде всего личность и поведение собеседника, окружающая обстановка, а также физическое и психологическое состояние коммуникатора. Среди общественных факторов могут быть выделены национальный менталитет, а также существующие в данном социуме этнолин-гвокультурные нормы коммуникативного поведения.

Говоря о нормативности коммуникативного поведения, необходимо выделить три ее уровня:

1) лингвистическая нормативность, т. е. корректное использование языковых средств как на уровне лексики, так и на уровне синтаксиса предложения в соответствии с существующими языковыми конвенциями;

2) концептуальная нормативность, т. е. соответствие речевого действия нормам общей культуры, морали и пр., а также определенным социальным нормам;

3) нормативность поведения в определенных практических ситуациях социального взаимодействия, определяемая соответствующими стереотипами [Шнейдер, 2002, с. 78 - 79, 88].

Являясь одной из форм конфликтного коммуникативного поведения, вербальная агрессия зачастую проистекает из неумения коммуникатора разрешить коммуникативный конфликт конструктивным способом. В этом случае агрессивное вербальное поведение непременно приведет к ответной агрессии и усилению конфликта в силу несоответствия нормам коммуникации.

Однако коммуникативное поведение воспринимается адресатом как агрессивное только в том случае, если в нем присутствуют элементы «обидного общения» и «словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной ситуации форме» [Щербинина, 2006, с. 9]. Следовательно, вербальная агрессия всегда есть нарушение некоторой коммуникативной нормы.

Необходимо упомянуть о «принципе обоюдности», проявляющемся в случае агрессивного вербального поведения одного из коммуникантов: вербальная агрессия в речи одного из собеседников непременно приведет к подобному поведению со стороны второго [Infante, Chandler, Rudd, 1989]. Следовательно, если коммуникативное поведение, воспринимаемое с точки зрения концептуальных

норм поведения как вербально агрессивное, не провоцирует ответную агрессию, то оно воспринимается участниками общения как приемлемое. В этом случае вербальная агрессия не будет переходить в физическую.

При оценке некоторого акта коммуникативного поведения как агрессивного непременно учитывается личность и личностные нормы поведения адресата. Так, при проведении экспериментального исследования было выделено 10 типов агрессивного вербального поведения:

1) критика личных качеств (character attack);

2) критика способностей (competence attack);

3) критика фактов биографии (background attack);

4) критика внешности (physical appearance attack);

5) проклятия (curse);

6) поддразнивание (teasing);

7) насмешки (ridicule);

8) угрозы (threat);

9) ругательство, сквернословие (swearing);

10) невербальные знаки (nonverbal emblems) [Infante, 1987].

Все перечисленные формы агрессии затрагивают личность адресата в той или иной форме. Следовательно, вербальная агрессия всегда направлена на некоторый объект, чаще всего - одушевленный.

При рассмотрении вербальной агрессии как преднамеренных действий, направленных на нанесение вреда или ущерба другому лицу при отстаивании своих интересов и позиции, явно проявляется отличие агрессивного вербального поведения от феномена языкового насилия, объектом которого выступает обычно широкий и неопределенный круг лиц, на которых оказывается воздействие через СМИ.

Итак, причинами агрессивного вербального поведения могут выступать:

1) враждебность по отношению к объекту агрессии, вызванная рядом субъективных, объективных либо ситуативных причин;

2) провокационные действия со стороны объекта агрессии, в том числе агрессивное вербальное поведение;

3) нарушение объектом агрессии концептуальных и ситуативных норм общения, неприемлемое для коммуникатора;

4) низкий уровень речевой и коммуникативной культуры субъекта высказывания.

Однако ключевым при определении вербальной агрессии является концептуализация мотива этого типа коммуникативного поведения. Именно мотив является первым этапом порождения речи и определяет выбор дальнейшей модальности общения, так же как и выбор конкретных лингвистических средств для осуществления коммуникации [Выготский, 1999]. Мотивом же агрессивного вербального поведения, по определению американских исследователей, является причинение вреда либо ущерба другому лицу при отстаивании своей коммуникативной позиции. Затем данный мотив речи находит

свое выражение в конкретном речевом замысле и конкретном вербальном оформлении. Маркеры вербальной агрессии присутствуют на всех уровнях языка: словообразовательном, лексическом, синтаксическом, стилистическом и др.

Таким образом, вербальная агрессия может быть определена как использование вербальных средств, противоречащих институциональным и ситуативным нормам коммуникации, с целью нанесения вреда или ущерба коммуникативной позиции и самооценке другого лица. Однако задачей современных лингвистов, психологов и специалистов по коммуникации является выработка механизмов развития кооперации в ситуации конфликтного общения и поиск путей формирования толерантности. Следовательно, определение мотивов агрессивного вербального поведения и типологизация лингвистических средств выражения вербальной агрессии будет способствовать предупреждению эскалации коммуникативного конфликта и выработке стратегии конструктивного решения коммуникативных задач.

Литература

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

2. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика [Текст] / Ю. Б. Можгинский. - М.: Когито-Центр, 2006. - 181 с.

3. Изард, К. Е. Эмоции человека [Текст] / К. Е. Изард. - М.: МГУ, 1980. - 552 с.

4. Климов, В. М. Средства массовой информации как инструмент агрессии культуры [Текст] /

В. М. Климов // Социальная агрессивность. Третьи Кузбасские философские чтения: материалы Международной конференции. В 2 ч. Ч. II.- Кемерово, 2004. - С. 20 - 23.

5. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] / Л. П. Крысин. - М.: Русский язык, 2000. - 856 с.

6. Налчаджян, А. Агрессивность человека [Текст] / А. Налчаджян. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.

7. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка под ред. Т. Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: иЯЬ: http://efremova-online.ru/slovarefremovoY/agressiYa/ 520/.

8. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 1986. - 797 с.

9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1992.

10. Ратмайр, Р. «Пробивные» стратегии на деловых переговорах как пример завуалированной агрессивности [Текст] / Р. Ратмайр // Агрессия в языке и речи. - М.: РГГУ, 2004. - С. 53 - 66.

11. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. (МАС). -Т. 1. - М.: Русский язык, 1981. - 698 с.

12. Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. (БАС) - Т. 1. - М.: Л.: Издательство АН СССР, 1950. - 767 с.

13. Хекхаузен, Х. Агрессия [Текст] / Х. Хекхау-зен // Мотивация и деятельность. - М., 1986. - Т. 1. -

C. 365 - 405.

14. Шнейдер, В. Б. Коммуникация, нормативность, логика [Текст] / В. Б. Шнейдер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 250 с.

15. Щербинина, Ю. В. Вербальная агрессия [Текст] / Ю. В. Щербинина. - М.: УРСС, 2006. - 360 с.

16. Beatty, M. J. It’s in Our Nature: Verbal Aggressiveness As Temperamental Expression [Text] / M. J. Beatty, J. C. McCroskey // Communication Quarterly, Vol. 45, №4, Fall 1997. - Р. 446 - 460.

17. Buss, A. H. Aggression pays [Text] / A. H. Buss // The control of aggression and violence. -New York: Academic Press, 1971. - P. 112 - 130.

18. Dictionary.com Unabridged [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://dictionary. reference.com/browse/aggression.

19. Harpe,r D. Online Etymology Dictionary

(Dictionary.com) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// dictionary.reference.

com/browse/aggression.

20. Infante, D. A. Aggressiveness [Text] /

D. A. Infante // Personality and interpersonal communication. - Newbury Park, CA: Sage, 1987. -Р. 157 - 192.

21. Infante, D. A. Test of an argumentative skill deficiency model of interspouse violence [Text] / D. A. Infante, T. A. Chandler, J. E. Rudd // Communication monographs, 56 (1989). - Р. 163 - 177.

22. Infante, D. A. Verbal aggressiveness: An interpersonal model and measure [Text] / D. A. Infante,

C. J. Wigley // Communication Monographs, № 53. -Cambridge University Press, 1986. - Р. 61 - 69.

23. Oxford Advanced Learner’s Dictionary [Text]. - Oxford, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.