ЭКО. - 2012. - №5 НИККОНЕН А.И.
В статье анализируются условия привлечения венчурного капитала в инновационный бизнес, возможности согласования интересов бизнеса и инвесторов.
Ключевые слова: РАВИ, венчурный капитал, инновационный проект
Венчурный капитал — трамплин для бизнеса
А.И. НИККОНЕН, исполнительный директор Российской ассоциации прямых и венчурных инвестиций (РАВИ), Санкт-Петербург
Каждая компания стремится производить свой уникальный продукт, который был бы гораздо лучше, чем у конкурентов. По всему миру ежегодно появляются множество новых товаров и технологий и компаний на их основе, заинтересованных в привлечении инвестиций. И здесь начинается самое интересное.
На каждом этапе развития бизнеса предприниматель сталкивается с необходимостью решения определенных финансовых задач. И в каждом конкретном случае решение он принимает сам: идти ли ему за кредитом, использовать ли грант или обратиться к бизнес-ангелам или в фонд венчурных инвестиций. Если речь идет об оборотных средствах, то привлекать венчурного инвестора и делить бизнес нужды нет. Но если предприниматель ставит перед собой задачу завоевать глобальный рынок, без финансовых вливаний венчурного капиталиста, его опыта и связей не обойтись.
Не будем говорить о банковских и биржевых инструментах: как правило, на первых шагах компании либо не могут привлечь такого рода капитал, либо он оказывается слишком дорогим. Также не будем подробно останавливаться на государственных и квазигосударственных программах поддержки предпринимательства, коих сейчас довольно много, и при желании можно привлечь финансирование по одной из таких программ. Но в фокусе нашего внимания сегодня - венчурный капитал.
В 2010 г. совокупный объем капитала, аккумулированного в фондах, работающих на российском рынке прямого
и венчурного инвестирования, вырос по сравнению с 2009 г. примерно на 10,5%, что позволяет говорить об увеличении темпов прироста капиталов фондов. Однако этот 10%-й прирост несопоставим, к примеру, с 40%-м темпом прироста, наблюдавшимся в 2008 г. Что же лежит в основе столь значительного снижения темпа прироста? Тому есть множество причин, в основе которых - и относительно высокий уровень риска, и отложенность возврата вложенных средств в долгосрочной перспективе, и низколиквидность венчурных инвестиций до момента «выхода» из проектов. Однако предварительные данные за 2011 г. и прогнозные оценки 2012 г. вселяют пусть сдержанный, но оптимизм и позволяют говорить об оживлении рынка прямых и венчурных инвестиций (рисунок).
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Капитализация венчурных фондов и фондов прямых инвестиций в России в 2000-2010, млн долл.
По оценкам РАВИ, в 2011 г. объем капитала 170 действующих фондов на российском рынке прямого и венчурного капитала достиг примерно 17 млрд долл. Это не считая действующих на глобальных рынках международных фондов с участием российского капитала, которые создавались в том числе с участием отечественных институтов развития, имеющих возможность инвестировать в российские компании. По оценкам Национальной ассоциации бизнес-ангелов, ежегодный объем российского рынка только индивидуальных
венчурных инвестиций составляет примерно 15 млрд руб. Таким образом, на рынке присутствует довольно внушительный источник капитала для компаний.
Успех любого предприятия напрямую связан с продуманностью бизнеса - стратегией его развития, концепцией продукта, пониманием рынка этого продукта и т.д. К сожалению, на практике многие предприниматели абсолютно уверены в том, что их продукт или услуга априори нужна всем, поэтому сразу - без каких-либо затрат - найдутся покупатели. Обращаясь к инвесторам за финансированием, они говорят не о бизнес-моделях и стратегиях вывода продукта на рынок, а об интересной разработке, полезной услуге и т.д. Даже сегодня определенная часть молодых (и не только в смысле возраста) предпринимателей не способны грамотно изложить свои идеи в бизнес-планах. Многие из них предлагают «новинку» без алгоритмов привлечения потребителей и поставщиков, завоевания рынка.
Предприниматель в глазах любого венчурного инвестора должен быть «профессионалом» не столько в разработанной им технологии, сколько в других областях бизнеса: маркетинге, финансах, стратегическом видении и так далее. Часто предприниматели недооценивают важность экономического, маркетингового языка. Это основная ошибка, классическая для всех технических предпринимателей: слишком большое внимание уделяется технологиям, слишком малое - бизнесу. Инвестор, наоборот, оценивает проект с экономической точки зрения.
Требования у каждого индивидуального инвестора различны, очевидно, что они отличаются от более жестких условий, предъявляемых венчурными фондами, и сформулировать 5-10-15 «общих» требований, соответствуя которым, любая компания гарантированно сможет привлечь средства от них - невозможно, поэтому крайне важно помнить, что любой инвестор преследует одну цель: извлечь прибыль, т.е. он заинтересован в развитии бизнеса, увеличении его капитализации и, как следствие, стоимости своей доли.
Кроме того, крайне важна команда, способная реализовать, воплотить идею в жизнь. Инвестор прекрасно понимает, что в технологическом бизнесе нельзя обойтись без научной
команды, но также необходимы специалисты с предпринимательским опытом, с бизнес-компетенциями. Именно они будут двигать бизнес и именно их квалификация будет рассматриваться как определенный гарант реальности выполнения существующего на данный момент бизнес-плана и способности преодоления возможных трудностей в будущем.
И наконец - это финансовые показатели проекта. В первую очередь - возврат на инвестиции, который в идеале должен значительно превышать средние показатели по рынку. Это должны быть продуманные, обоснованные показатели.
Инвесторы наиболее заинтересованы в компаниях, которые ориентированы на быстрорастущие рынки и способны занять доминирующую позицию в своей нише. Кроме того, компания должна обладать установленными правами на интеллектуальную собственность или аналогичными барьерами и защитными механизмами. Одно из немаловажных условий при принятии решения об инвестировании - ясный способ выхода из проекта. В настоящее время основным таким способом является продажа доли инвестора стратегическому инвестору. Наличие такого покупателя - хотя бы потенциального и в перспективе - будет преимуществом проекта в глазах инвестора. IPO как способ выхода из компании - пока скорее исключение из правил. Все уже знают о выходе инвестора через IPO из mail.ru в 2010 г., о размещении «Яндекса» в мае 2011 г. можно привести пример выхода на биржу «Трансконтейнера».
Кроме того, следует учитывать еще одну «особенность» венчурного капиталиста: он не меценат и не спонсор, как многие ошибочно полагают, он умный, осторожный инвестор, который, с одной стороны, и готов «потерять» инвестицию, но с другой - будет стараться защищать себя и свои деньги от этой потери.
Как и любой инвестор, венчурный капиталист стремится уменьшить свои риски. Как правило, риски нивелируются как в рамках портфеля - к примеру, вкладывают в компании в разных отраслях на разных этапах развития, так и в рамках одной инвестиции.
Чтобы защитить свои потенциальные инвестиции, инвестор проводит процедуру Due Diligence - тщательного отбора
бизнеса и компании. Это первая составляющая финансового успеха его вложений. И венчурные инвесторы подходят к этому процессу крайне основательно: Due Diligence может длиться несколько месяцев и завершиться решением об отказе от инвестиций.
Кроме того, поскольку венчурные инвестиции низколиквидны, то чтобы иметь возможность оказать влияние на свою инвестицию, на стоимость своей доли в компании, практически всегда венчурные фонды и зачастую индивидуальные инвесторы вводят в управление своего представителя. Участие инвестора в основных решениях благодаря его опыту и связям может позволить и снизить риски инвестирования, что важно для него, и максимизировать прибыль, к удовольствию обеих сторон.
К примеру, в портфеле одного из действующих на рынке фондов есть компании из IT-сферы, присутствуют компании нанотехнологий, проекты в области энергосбережения. Кроме того, что они «представители» различных отраслей, они находятся на разных стадиях развития. Что же их объединяет? Как говорят сами эксперты этого фонда: принимая решения об осуществлении инвестиций, необходимо решить уравнение со многими неизвестными «риск/доходность», причем неизвестные меняются от проекта к проекту. Остановимся на некоторых из тех, что рассматриваются фондами в первую очередь.
Прежде всего, это объем запрашиваемых инвестиций и,
как следствие, соответствующая доля компании, которой придется «пожертвовать». Некоторые фонды не заинтересуются проектом, если им не удастся получить контрольный пакет. Другой фонд не будет рассматривать проекты из сектора биотехнологий, потому что в инвестиционном меморандуме не прописана эта область как перспективная с точки зрения инвесторов. Наиболее стабильные, хорошо прогнозируемые с этой точки зрения, - отрасли телекоммуникаций и компьютеров, финансовых услуг и потребительского рынка.
Это подтверждают и данные статистики рынка: основная активность с точки зрения объемов средств, инвестированных фондами в последние годы, традиционно сосредотачивалась в этих отраслях. Однако тенденция к появлению
специализированных отраслевых фондов (в частности, нацеленных на инвестиции в биотехнологии, фармацевтику и т.п.) позволяет надеяться на увеличение объемов инвестиций в отрасли, которые ранее не относились к числу инвестиционных фаворитов. Несмотря на то, что формально сделок в отрасли биотехнологий в 2010 г. зафиксировано не было, в смежной ей отрасли медицины и здравоохранения был отмечен заметный - около 40% - рост совокупного объема сделок.
Вторая переменная уравнения «риск/доходность» - стадия развития компании. Если проект находится на стадии «идеи», то обращение в крупный фонд не принесет результатов. Этим проектом могут заинтересоваться бизнес-ангелы и/ или посевные фонды. Если же у команды проекта есть опробованная и показавшая свою состоятельность бизнес-модель, можно обратиться в фонд венчурных инвестиций. Если у проекта значительная положительная прибыль, и динамика роста этой прибыли внушает оптимизм, то можно привлечь капитал из крупного фонда или даже использовать биржевые инструменты.
Здесь можно упомянуть о небольших эмитентах, которые провели IPO на новом рынке ММВБ - в секторе инноваций и инвестиций. Это «Диод» - производитель биодобавок и медицинских приборов для домашнего применения и «Русские навигационные технологии» (РНТ) - разработчик телематических систем для мониторинга и управления транспортом на основе GPS и «Глонасса».
Но всегда найдутся исключения, которые только подтверждают правило. Например, проект «Лайт Энджинс Корпорейшн», разрабатывающий и производящий светодиодные источники света для различных применений, привлек инвестиции на самой ранней стадии развития. Когда предприниматель обратился в фонд за инвестициями, у него все было «только на бумаге», даже не до конца были оформлены патенты. Но наличие огромного опыта работы в этом секторе у команды, ее видение рынка, предложенные стратегии выхода на этот рынок, наличие договоренностей с потенциальными потребителями продукции оказали свое влияние, и компания смогла привлечь инвестиции, теперь ее продукция известна и покупается не только в России, но и за рубежом.
Третий показатель, который влияет на решение уравнения «риск/доходность», - это наличие соинвестора. Если команда смогла привлечь в свой бизнес финансирование из других источников - будь то бизнес-ангелы, государственные гранты, другие фонды, - то это также будет рассматриваться потенциальным инвестором как коэффициент, понижающий уровень риска в нашем уравнении.
На данный момент Россия практически исчерпала ресурсы развития сырьевой экономики. У нас множество научных учреждений, вузов, сотни интересных разработок. Однако между разработкой и внедрением бизнес-проектов - огромная пропасть. Как никогда остро ощущается нехватка инфраструктурных решений по выводу молодых компаний на рынок.
Часто можно услышать мнение о нехватке разработок и достаточности средств. Это не совсем верно: и разработки, потенциально способные стать мировыми «звездами», в России есть, есть и менеджеры, способные грамотно написать бизнес-план проекта. Вот только для инвестора важно, чтобы в компании, реализующей этот проект, были и первые, и вторые. Тогда и инвесторы для этого проекта найдутся.
С другой стороны, не совсем правильно говорить о достаточности средств на рынке венчурного капитала. Если сравнить такой показатель, как соотношение объема венчурных инвестиций и ВВП в разных странах, то для стран со зрелым рынком прямых и венчурных инвестиций он составляет десятые доли процента от ВВП, а в России - менее 0,01%. Так что объем средств на рынке нельзя характеризовать как достаточный. Однако положительная динамика объема фандрай-зинга на российском рынке в последние годы - с учетом кризисных 2008-2009 гг. - является яркой характеристикой того, что венчурным инвесторам все еще интересен российский рынок, и они готовы вкладываться с надеждой на извлечение прибыли в перспективе.
Все большее число экспертов сходятся во мнении, что рынок венчурных стадий «перегрет». Исправить ситуацию с дефицитом качественных проектов и подготовленных команд, способных их реализовать, могут запускаемые институтами развития программы, направленные на поддержку инфраструктуры венчурных инвестиций.