УДК 346.26:316.422 UDC 346.26:316.422
ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС КАК ИННОВАЦИОН- VENTURE BUSINESS AS AN INNOVATIVE НЫЙ СЕКТОР МАЛОГО ПРЕДПРИНИМА- SECTOR OF SMALL BUSINESS
ТЕЛЬСТВА
Беликова Ирина Петровна Belikov Irina Petrovna
д.э.н., профессор Dr.Sci.Econ., professor
Сахнюк Т атьяна Ивановна Sakhnyuk T atyana Ivanovna
к.э.н., доцент Cand.Sci.Econ., associate professor
Ставропольский государственный аграрный уни- Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Rus-
верситет, Ставрополь, Россия sia
В статье рассматриваются возможности венчурного In the article, the possibilities of venture business are бизнеса как инновационного сектора малого пред- examined as an innovative sector of a small company, принимательства, который способствует ускорению which assists the acceleration of scientific and techni-научно-технического прогресса cal progress
Ключевые слова: ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМА- Keywords: VENTURE ENTERPRISE, COMMER-ТЕЛЬСТВО, КОММЕРЧЕСКИЙ РИСК, ВЕНЧУР- CIAL RISK, VENTURE INVESTMENTS, VEN-
НЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ TURE FUNDS
В условиях постоянно усиливающейся международной конкуренции и глобализации России уже невозможно обеспечивать рост благосостояния общества лишь за счет экспорта природных ресурсов. Требуется переход к созданию продукции с высокой добавленной стоимостью. Успешность данного перехода будет зависеть не только от уровня научного и технологического развития страны, но и от ее возможности финансировать исследования, осуществлять коммерциализацию их результатов, внедрять в процесс производства.
Эффективной и распространенной в последние десятилетия за рубежом формой инновационной деятельности, направленной на интенсификацию процесса использования изобретений и других новаций, является венчурная деятельность или венчурный бизнес.
Венчурные малые предприятия осуществляют поиск принципиально новых продуктов и процессов, функционируя в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на себя доработку и экспериментальное освоение научно-технических новшеств, которые не требуют крупных капитальных затрат.
Современные венчурные фирмы представляют собой гибкие организационные структуры, характеризующиеся высокой предпринимательской активностью, которая определяется непосредственной заинтересованностью изобретателей и их компаньонов по венчурному бизнесу в скорейшей коммерческой реализации изобретений, причем с минимальными затратами на их разработку.
В темпах освоения изобретений с ними не могут конкурировать ни крупные, ни тем более средние и мелкие промышленные фирмы, которые в большинстве своем обладают весьма незначительными экспериментальными производствами.
Венчурные малые предприятия осуществляют поиск принципиально новых продуктов и процессов, функционируя в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на себя доработку и экспериментальное освоение научно-технических новшеств, которые не требуют крупных капитальных вложений.
Развитие венчурных инвестиций в нашей стране началось в конце 90х годов. Первопроходцами стали иностранные компании. Позже к этой работе подключилось и государство. Так, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 г. № 838-р. с целью стимулирования создания собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов было создано ОАО «Российская венчурная компания» (РВК). Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК», достигло двенадцати (включая 2 фонда в зарубежной юрисдикции), их размер — более 26 млрд. руб. Доля ОАО «РВК» — более 16 млрд руб.
Основными задачами РВК стали:
- инициатива создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования;
- совершенствование инновационных отраслей экономики;
- развитие новых технологий и наукоемких технологических продуктов;
- создание и расширение новых инновационных компаний;
- формирование культуры инновационного предпринимательства и
т.д.;.
На принципах частно-государственного партнерства было сформировано семь венчурных фондов сроком на 10 лет, в которых 49 % принадлежат РВК, а 51 % составляют средства частных инвесторов. Кроме того, был создан Венчурный инновационный фонд (ВИФ), в рамках частногосударственного партнерства сформированы региональные венчурные фонды сроком на 7 лет. Структура активов фондов: 25 % — средства федерального бюджета; 25 % — средства бюджета региона; 50 % — вложения частных инвесторов. По указанию Президента РФ в конце 2007 г. был создан Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий (РИФИКТ) (см. таблица 1).
Сегодня в России действуют 108 венчурных фондов. Из них только 43 являются активными. А объем капитала этих фондов составляет всего 2 млрд. долларов. "Это совсем немного в масштабах такой страны, как наша, в сопоставлении с другими фондами, которые имеются в развитых странах", - заявлял в свое время президент Д.А. Медведев. Оценки фактических венчурных инвестиций в России еще хуже. В 2009 году они составили всего 300 млн. долларов. Для сравнения в США это 21,4 млрд. долларов, в ЕС - 4,6, а в Китае - 1,9.
Таблица 1 -Государственные венчурные фонды РФ
Наименование Цель создания Активы под управлением, млрд руб. Объем инвестиций в один проект, млн руб.
ОАО «Российский инвестиционный фонд информационнокоммуникационных технологий» Финансирование перспективных проектов ИКТ на стадии стартапа (start up) 2,9 100
ОАО «Российская венчурная компания» Г осударственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом 28 750-2 000
Венчурный инновационный фонд Содействие развитию региональных венчурных фондов в РФ 7,82 150-200
Необходимо уяснить, что венчурные фонды - это своего рода пусковые механизмы для внедрения инноваций. Их успешная деятельность, в свою очередь, создаст стимулы для прихода на рынок капитала отечественных финансово-промышленных групп, коммерческих банков и страховых компаний.
Чтобы побудить предпринимателей инвестировать в венчурные фонды, РВК добровольно ограничивает свой доход от вложенных средств на уровне 1/5 ставки рефинансирования ЦБ РФ, остальной доход получат частные инвесторы венчурных фондов. Деятельность РВК направлена на инновационную модернизацию отечественной экономики. В его функции входят отбор на основе конкурса частных венчурных управляющих компаний и приобретение паев венчурных фондов в форме закрытых паев инвестиционных фондов, создаваемых венчурными управляющими копаниями.
Согласно концепции данной модели государственной поддержки инвестиционного развития, результатом деятельности РВК выступит созда-
ние в течении нескольких лет собственной индустрии венчурного финансирования.
Финансирование из венчурных фондов имеет ряд преимуществ. Среди
них:
- возможность инвестирования на ранней стадии, когда компания не дозрела до IPO, но привлечение средств в целях расширения бизнеса уже необходимо;
- процесс привлечения средств проходит значительно быстрее: если для выхода на IPO требуется как минимум три-четыре года, то на получение средств от венчурного фонда - год-полтора;
- сотрудничество с венчурным фондом может стать неким подготовительным этапом, позволяющим компании подойти к IPO уже подготовленным;
- венчурные фонды, как правило, дают хорошие профессиональные консультации по ведению бизнеса.
Основной проблемой регулирования венчурной деятельности является эффективное сочетание целей государства, связанных с развитием наукоемких производств и новых технологий, при сохранении и развитии в стране научного и технического потенциала, с целями самих предпринимателей, главным стимулом которых является эффективность инвестирования. Для этого необходимы юридические нормы и экономические условия, которые обеспечивали бы предпринимателям должную степень компенсации за все риски, связанные с этим видом инвестирования.
Наряду с созданием государственных венчурных фондов на принципах частно-государственного партнерства важнейшим инструментом воздействия на инновационную среду является создание экономических зон трех типов:
- технико-внедренческие;
- промышленно-производственные;
- туристско-рекреационные.
Механизм особой экономической зоны предполагает преференции по ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов.
Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривает ряд льгот для резидентов этих зон. Резиденты промышленно-производственных зон на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4-20% снижается налог на прибыль. Кроме того, ввозимые на территорию особой экономической зоны импортные материалы и оборудование не облагаются таможенными сборами. Для техниковнедренческих особых экономических зон также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 до 14%.
В настоящее время в России уже созданы две производственнопромышленные, четыре технико-внедренческие и семь туристско-рекреационных зон.
Поэтому, государственная поддержка развития российского венчурного предпринимательства, находящегося в стадии становления, является крайне необходимой. Совершенствование механизмов развития венчурного бизнеса в России должно стать одним из главных приоритетов национальной инновационной политики, так как именно высокорисковый бизнес является мощным рычагом, способным задействовать весь научный потенциал страны и всю ее технологическую мощь.
В июле 2010 г. президент России Дмитрий Медведев, открывая заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, предложил ряд мер, для развития венчурного бизнеса в нашей стране:
"Во-первых, переход к инновационной экономике усложняет формы ведения бизнеса, - считает он. - Возникающие венчурные фонды и "стартап" - компании имеют дело с гораздо более высокими уровнями риска, вступают в более сложные отношения. И нам нужны новые эффективные организационно-правовые формы".
Во-вторых, необходимо развивать систему экспертиз и целый набор сервисных услуг. Это касается, прежде всего, юридического, информационного и бухгалтерского сопровождения. "Любой старт-ап без такого сопровождения, без умения цивилизованно вести бизнес обречен на неудачу", - отметил глава государства. А если только зародившемуся инновационному бизнесу приходится самому нанимать штат юристов и бухгалтеров, то это неизбежно ведет к краху.
Третья мера - расширение направлений, финансируемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий.
Четвертое. Нужно не только активно привлекать иностранные инвестиции, но и развивать отечественный финансовый рынок, создать такие условия, которые позволят оставаться в российских компаниях привлеченному капиталу, независимо от обстоятельств на международных рынках, -считает Медведев.
Определенные шаги здесь уже сделаны. Приняты законодательные решения, обеспечивающие защиту инвесторов от банкротства финансовых организаций; введены меры налогового стимулирования научной, опытноконструкторской и технико-внедренческой деятельности. Обещает президент продолжить работу по снижению регулятивной нагрузки на инвестиционные фонды и либерализации экспорта инновационной продукции.
В-пятых, Дмитрий Медведев призвал обеспечить непрерывность работы всех звеньев инновационной цепочки и координацию институтов развития. Пока же у него нет ощущения, что венчурная и инновационная деятельность работают, как система. "Есть ощущение некоторой фрагмен-
тарности", - отметил он. Чаще молодые люди просто удачно встречаются в нужном месте и каким-то образом находят средства для реализации своей идеи.
Отметим еще одну существенную причину, сдерживающую развитие венчурного предпринимательства - отсутствие обратной связи между крупным промышленным производством и разработчиками инновационного продукта. Создание только лишь соответствующей инфраструктуры, позволяющей связать воедино интересы заказчика и исполнителя венчурных проектов, позволит преодолеть технологическое отставание России от США, развитых стран Европы и Азии. И здесь возможности очень широкие: развитие венчурных фондов, проведение целевых форумов, широкое освещение условий разнообразных тендеров и др.
Инвестиции в венчурное предпринимательство ведут к увеличению занятости, особенно высококвалифицированных специалистов, выравниванию уровня жизни различных слоев населения. Мировой рынок венчурного капитала в середине 1990-х годов преодолел рубеж в 100 млрд. долл. Венчурное предпринимательство играет важную роль в реализации нововведений в наукоемких отраслях. С точки зрения структуры источников финансирования и условий предоставления средств оно значительно отличается от традиционных методов привлечения инвестиций. Венчурный бизнес создает новый тип инвестиционного механизма инновационной деятельности и повышает эффективность функционирования экономики в целом. Пре имущества венчурного предпринимательства используются и крупными корпорациями.
Например, в состав компании General Electric входят около 30 венчурных предприятий, действующих в различных областях, общий капитал которых составляет 100 млн. долл. Многие компании создают фирмы-новички, представляя им неограниченную производственную самостоятельность. Материнская компания выступает основным держателем ак-
ций новой фирмы, устанавливая полный финансовый контроль над ее деятельностью, и получает эксклюзивные права на внедрение результатов инновационного процесса.
Как показывает мировой опыт различных стран (США, Японии, Израиля, Финляндии, Индии и др.), венчурный бизнес может кардинально изменить качество экономического роста, способствуя преодолению дефицита и дороговизны инвестиционных ресурсов.
Разрыв между Россией и развитыми странами по основным показателям развития малого предпринимательства вообще и малого инновационного предпринимательства в частности остается значительным. Количество малых и средних предприятий в России в 23 раза меньше, чем в США, в 77 раза меньше, чем в Японии и почти в 2,5 раза меньше, чем во Франции. Численность занятых в секторе малого и среднего предпринимательства России почти втрое меньше аналогичного показателя не только для развитых стран, но и для некоторых стран с переходной экономикой. [10]
Таким образом, только после создания условий для нормального осуществления венчурной деятельности можно говорить о переходе к экономике, основанной на инновациях. Как показывает опыт большинства экономически развитых стран, успешность развития венчурной индустрии зависит не только от уровня продуманности и своевременности государственных решений, но и от готовности частных инвесторов принимать на себя повышенные риски и вкладывать средства в создание отечественных революционных продуктов и технологий.
Список использованной литературы:
1. Байдаков А.Н., Запорожец Д.В. Системные аспекты развития предпринимательства в мобильной связи// Региональная экономика: теория и практика. Финансы и кредит. Москва 2009. №23. С. 2-8.
2. Байдаков А.Н., Запорожец Д.В., Назаренко А.В. Прогнозные сценарии как необходимый компонент системы риск-менеджмента // Вестник АПК Ставрополья, №3(3), 2011, с. 55-58
3. Байдаков А.Н., Назаренко А.В. Сценарное прогнозирование в управлени аграрными экономическими системами // Вестник Института дружбы народов Кавказа "Теория экономики и управления народным хозяйством". 2011. Т. 4. № 20. С. 21-26.
4. Беликова И.П., Сахнюк Т.И. Исследование проблем инновационного развития экономики России// Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2011, №3. С. 219-224
5. Беликова И.П., Сахнюк Т.И. Малое предпринимательство и инновационная деятельность// Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2012, №3. С. 207-211
6. Беликова И.П., Сахнюк Т.И. Проблемы малого бизнеса в России// Вестник АПК Ставрополья. 2011, №2 С. 52-54
7. Запорожец Д.В. Показатели развития предпринимательства в мобильной связи// Региональная экономика: теория и практика. Финансы и кредит. Москва. 2009. №37. С. 53-59.
8. Звягинцева О.С. Оценка инвестиционного риска региона// Вестник московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2010. №2. С. 6674
9. Звягинцева О.С. Оценка уровня инвестиционной привлекательности регионов на основе комплексной методики определения инвестиционного показателя// Проблемы современной экономики. 2010. №1. С. 301-306
10. Косов М.Е., Сигарев А.В. Роль государства в развитии венчурной индустрии // Финансы и кредит. 2010. № 20. С.41-45.
11. Крылов Т. А. Факторы, влияющие на «рождаемость» и «выживаемость» инновационного бизнеса // Российское предпринимательство. 2012. № 6 (204). С.94-102.
12. Левушкина С.В. Особенности и современные тенденции развития различных форм предпринимательской деятельности// Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. -Краснодар: КубГАУ, 2012. - №81(07). -Шифр Информрегистра: 0420900012.-Режим доступа: http://ei.kubagro.ru/2012/07/pdf/52.pdf