Таким образом, перспективы развития франчайзинга в России положительны, поскольку рынок далек от насыщения, особенно в регионах, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность. Стимулируя развитие фран-
чайзинговых сетей, с одной стороны, и контролируя и направляя этот процесс в рамках единой политики, с другой стороны, государство может значительно ускорить формирование общеэкономической инфраструктуры развития малого предпринимательства в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брялина, Г.И. Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса / Г.И. Брялина // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера [Электронный ресурс] / СыктГУ. - Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-1/3/3.htm
2. Устюжанин, А.А. Франчайзинг в России [Текст] / А.А. Устюжанин // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. - 2009. - № 4(6). - С. 14-21.
3. Портал малого бизнеса Пермского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://g2b.perm.ru/ article/show/101447
4. Портал малого бизнеса Пермского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://g2b.perm.ru/ агйе1е^ош/101445
5. Сойак, Е. Развитие франчайзинга в регионах РФ как один из способов инновационного реформирования и интеграционной поддержки малого бизнеса [Электронный ресурс] / Е. Сойак. - Режим доступа Ы1р://Ь2Ь. schoo1sms.ru/stati-o-franchayzinge/razvitie-franchayzinga-v-regionax-rf-kak-odin-iz-sposobov-innovacionnogo-reformi-rovaniya-i-integracionnoy-podderjki-ma1ogo-biznesa.html
УДК 339.727.22
Ю.В. Фетисов
ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Инновационное развитие экономики, основанное на разработке и внедрении современных технологий, - важнейшая задача российского общества. Однако ее решение осуществляется крайне медленно, противоречиво и непоследовательно.
Существует два основных способа решения данной проблемы: 1) разработка и внедрение собственных технологий; 2) покупка и использование заимствованных технологий. Многие страны Юго-Восточной Азии пошли по второму пути и добились, как известно, значительных успехов. Однако такой путь в качестве стратегического неприемлем для России. Он ведет к усилению ее зависимости от западных стран, превращению в их сырьевой придаток, к дальнейшему снижению роли науки, деградации об-
разования, сокращению возможностей для реализации сил и способностей молодежи и, следовательно, к продолжению «утечки мозгов» из страны.
Можно считать обоснованным и практически доказанным положение о том, что сегодня инновационное развитие экономики - важнейшее условие роста производительности труда, повышения уровня и качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности производства и безопасности страны, т. е. основной способ сохранения и развития общества. Отставание в области высоких технологий, игнорирование достижений технологической революции имело, как известно, негативные последствия для советского общества. Современное российское общество к настоящему времени исчерпало
^ЖауЧН0-ТеХНИЧе£КИеВеД0М2£ТИ«СПбГП|У.6.2211.ЭК0Н0МИЧе£КИе.НаУКИ
экстенсивный путь развития, когда продвижение вперед осуществлялось в основном за счет вовлечения в производство новых людских и сырьевых ресурсов.
Инновационный путь развития экономики дает новый импульс развитию общества, создает основу для совершенствования всех его сторон. Однако он требует от него и больших усилий. Речь идет, прежде всего, о создании национальной инновационной системы (НИС), что, с одной стороны, выступает целью деятельности различных структур и институтов, а с другой -средством формирования нового типа экономики. В этой двойственности заключается трудность ее становления, потенциальная и реальная опасность абсолютизации отдельных мер, превращения их в самоцель, в средство реализации тех или иных корпоративных интересов.
Однозначное определение понятия «национальная инновационная система» в литературе отсутствует. Тем не менее перечисляются важнейшие компоненты НИС: инвестиционные фонды, различные предприятия и фирмы, осуществляющие разработку и внедрение нововведений, специальная инфраструктура и кадры, соответствующее законодательство, налоговые меры и т. д. НИС обладает интегратив-ными свойствами и функциями, в соответствии с которыми каждый ее элемент выполняет свою роль. В результате происходит преобразование прежних и формирование новых структур. Так, например, традиционные ООО или ЗАО не могут выполнять функции, необходимые для венчурного предпринимательства. В литературе высказывается много претензий и к существующему законодательству, налоговой системе, техническому регулированию, которые могут не только непосредственно, но и опосредованно, через требования соблюдения, например, экологических стандартов, принуждать предприятия к внедрению инноваций. Российская нормативно-правовая база во многом несет на себе печать индустриальной экономики, в которой ин-новационность имела другой характер по сравнению с нынешней постиндустриальной стадией развития экономики. Инновационная система, как и любая другая, в своей динамике стремится
к целостности, к усилению взаимодействия между компонентами. В этом отношении сложность состоит в том, что большинство ее составляющих входит и в другие социально-экономические образования.
Вывод страны на путь высокотехнологического прорыва - сложный и многогранный процесс, обусловленный множеством факторов. Один из них - необходимость развития венчурной деятельности, которая представляет собой составляющую инновационной деятельности в целом и опирается на национальную инновационную систему. Речь идет о создании широкой сети венчурных предприятий и фирм, действующих в наукоемких областях и непосредственно занимающихся созданием и распространением новых технологий. Создание, функционирование и результативность этих образований во многом зависят от соответствующих капиталовложений, которым присущ высокий уровень риска с точки зрения окупаемости и получения прибыли.
Потребность в инновациях объективно определяется уровнем развития производства. Чем он выше, тем больше потенциальная потребность в нововведениях. Широкий масштаб инновационной деятельности в США в значительной степени обусловлен высоким уровнем технико-технологической базы производства. Сегодня в США доля отраслей, характерных для шестого технологического уклада, составляет 5 %, для пятого - 50 %, для четвертого - 20 %. В России наблюдается следующее соотношение: отрасли пятого уклада занимают 10 %, четвертого - более 50 %, третьего - 30 %, доля же отраслей шестого уклада мизерная - менее 0,1 %. Такая структура производства не позволяет генерировать потребности в технологических инновациях. Однако, с другой стороны, осознание социальной необходимости в ее радикальном изменении в пользу современных, высокотехнологичных отраслей заставляет активизировать инновационную деятельность общества. В настоящее время наиболее актуальным является развитие пятого технологического уклада, ядром и базовыми направлениями которого выступают микроэлектроника, информа-
тика и биотехнологии. Он непосредственно примыкает к шестому укладу, который, по мнению многих теоретиков, связан с гуманизацией и экологизацией технологий.
Определяющий фактор развития венчурной деятельности - соответствующее финансирование, которое осуществляется как государством, так и частным капиталом. «Инновации без инвестиций, - справедливо отмечает Ю.В. Яковец, -красивая мечта, оставляющая втуне идеи и труд ученых, изобретателей, конструкторов. В то же время инвестиции без инноваций - почти полная гарантия неконкурентоспособности произведенных на основе инвестиций в основной капитал товаров и услуг, потеря рынков. Без поворота инвестиций к инновациям невозможно обеспечить столь желанные высокие темпы экономического роста и повышение качества жизни населения» [1, с. 400-401].
В литературе широко обсуждается вопрос о мотивах, побуждающих предпринимателей, инноваторов, научных сотрудников, других работников отказываться от испытанных видов деятельности и вступать на зыбкую и рискованную дорогу инновации. Экономическую науку не могут удовлетворять ссылки на свойственные человеку дух авантюризма, стремление к поиску нового и т. д. Здесь требуется указать более реальное, точное и конкретное основание. Таковым, если иметь в виду рыночную экономику, является инновационная сверхприбыль. Она представляет собой дополнительный доход, который получают те, кто первыми осуществили эффективную инновацию [1, с. 65-66].
Большое значение с точки зрения заинтересованности инвестора в финансировании инновационных проектов приобретает преодоление неопределенности в ожидаемых результатах деятельности, которая имеет разную степень. Полная неопределенность существует в ситуации, «когда оценка вероятности наступления того или иного результата решения совершенно невозможна вследствие неполноты или ненадежности информации, воздействия случайных событий внутренней и внешней среды, неполного учета всех зависимостей и быстрого устаревания информации» [2, с. 244]. Такая неопреде-
ленность, как правило, характерна для начальной фазы финансирования проектов, когда оценить риски весьма сложно. Затем по мере их реализации степень неопределенности может снижаться.
В этой связи следует обратить внимание на обсуждаемое в экономической литературе явление, названное асимметрией информации между инноватором и инвестором. Речь идет о том, что инвестор значительно хуже осведомлен о потенциале проекта, который ему предлагают финансировать, чем инноватор, предложивший ему проект. Чем больше предполагаемая длительность проекта, тем меньше у инвестора возможность оценить его перспективы [3]. Представляет интерес опыт США и Великобритании, где существуют правила, согласно которым соответствующие компании обязаны публично раскрывать уровень своих расходов на НИОКР в качестве индикатора их инновационной деятельности для потенциальных инвесторов. В случае очень высокой асимметрии информации между инноватором и инвестором рынок инновационных инвестиций стремится к сокращению или вообще может не возникнуть.
Исследование инновационного процесса предполагает раскрытие его этапов и логики протекания. В литературе данной проблеме не уделяется должного внимания, хотя она важна для успешной практической деятельности в масштабах страны. Вместе с тем известны наиболее значимые этапы инновационной деятельности. В качестве первого этапа выделяют тот, который финансируется за счет личных сбережений инноваторов. На втором этапе привлекаются средства «бизнес-ангелов». Финансирование малых инновационных предприятий осуществляется путем прямого вхождения инвестора в их капитал. Более высокой ступенью является создание различных ассоциаций и венчурных фондов. Они обладают способностью привлекать и аккумулировать средства различных, в том числе и пассивных, инвесторов. В результате возрастает масштаб деятельности данных организаций и потенциально увеличиваются оперативность и «чуткость» к актуальным проблемам общественного производства.
^жаучно»техниче£кие«ведом2£Ти«СПбГП|У.6.2211.Экономиче£кие.науки
Однако в России деятельность подобных структур нередко подвергается деформации вследствие существующей коррупционной ситуации.
В некоторых западных странах венчурные фонды не только предоставляют финансирование, но и активно участвуют в деятельности компании, зачастую оттесняя ее создателей от непосредственного руководства [3]. При этом роль венчурных фондов и их заинтересованность в успешной деятельности компании возрастает. Данные процессы неоднозначны. Тем не менее, можно говорить о наметившейся тенденции к усилению взаимодействия между инвесторами и инноваторами, об их общем движении к самоорганизации. По существу, речь идет о воплощении методологии форсайта. Она предполагает организацию процесса, направленного на создание общего видения будущего, которое своими сегодняшними действиями стремятся поддержать все заинтересованные стороны [4]. Проблема состоит в том, каким образом эти позитивные тенденции можно реализовать в России, чтобы осуществить переход к инновационной экономике.
Анализ деятельности венчурных предприятий и фирм показывает, что они успешно могут работать на основе соответствующего финансирования. Однако его одного недостаточно. Значительную роль играют и другие факторы, в совокупности образующие национальную инновационную систему.
Особое значение для развития венчурного предпринимательства имеет создание специальных структур, в качестве которых в нашей стране выступают инновационные центры. Под ними понимается множество хозяйствующих субъектов, которые специализируются на выполнении функций процесса «исследование -разработка». Они могут оказывать консалтинговые, а также посреднические и другие услуги, обеспечивающие реализацию данного процесса. Инновационные центры имеют следующие общие черты: ориентация на поиски нового и разработка новых технологий, высокий уровень инициативности сотрудников, гибкая организационная структура.
К инновационным центрам в России относятся наукограды, технополисы, технопарки, бизнес-центры и бизнес-инкубаторы. Специфика их деятельности определяет структуру коллективов: требуется сбалансированное соотношение генераторов идей, критиков и исполнителей. Не случайно проблема оптимизации коллективов инновационных центров становится предметом обсуждения представителей различных наук - психологов, социологов, экономистов.
Другой важной формой венчурной деятельности являются малые инновационные предприятия при вузах и академических институтах, создаваемые в соответствии с Федеральным законом № 27. К настоящему времени существует уже несколько сотен таких предприятий (их деятельность требует специального анализа).
Проведение научных исследований и разработок мирового уровня возможно только при наличии современной высокотехнологичной экспериментальной базы, которая не всегда доступна отдельным образовательным учреждениям и научным организациям, малым и средним инновационным предприятиям. Поэтому во многих развитых странах сформирована сеть исследовательских центров, способствующих решению указанных задач. В Санкт-Петербурге в 2005 г. на базе Горного университета также создан Сетевой центр коллективного пользования уникальным научным оборудованием (СЦКП).
В России деятельность венчурных предприятий и их финансирование находятся на ранних стадиях развития. Поэтому в целях оптимизации данных процессов необходимо критическое осмысление того богатого опыта, который накоплен за рубежом. При этом следует иметь в виду, что уподобление и копирование не могут дать эффективного результата, поскольку серьезные проблемы не решаются путем подражания.
В области венчурной инфраструктуры особого внимания заслуживает проблема страхования. Хотя риски венчурных инвестиций сами по себе не страхуются, что заложено в их природе, большую роль играет страхование имуществен-
ных рисков объектов венчурного финансирования, страхование ответственности и т. д.
Таким образом, предпринимаемые на уровне государства и частных фирм меры, направленные на инновационное развитие страны, а также документы, которые призваны быть руководством к данным действиям, требуют серьезного изучения и анализа. На обсуждение научной общественности вынесен проект документа «Основы политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» [5]. Он подготовлен межведомственной рабочей группой при Совете безопасности РФ
и Совете при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию. Данный документ представляет собой мнение высококвалифицированных экспертов, которые указывают на конкретные направления решения обсуждаемой проблемы - необходимость развития венчурного предпринимательства в стране как механизма ее инновационного развития [6]. Чем всестороннее и конкретнее раскрывается то или иное явление (в данном случае инновационная деятельность общества), тем лучше высвечиваются пути дальнейшего развития - важного условия успешной практической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Яковец, Ю.В. Эпохальные инновации XXI в. [Текст] / Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2004.
2. Гращенко, Н.Ю. Анализ взаимосвязи понятий «риск» и «неопределенность» [Текст] / Н.Ю. Гращенко // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». - 2010. - № 6.
3. Шилов, А. Инновационная экономика: наука, государство, бизнес [Текст] / А. Шилов // Вопросы экономики. - 2011. - № 1.
4. Куклина, И.Р. Форсайт - инструмент активного
исследования и формирования будущего [Текст] / И.Р. Куклина // Ценности и смыслы. - 2009. - № 1.
5. Основы политики Российской Федерации в области науки и технологии на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс] : [проект документа]. - Режим доступа: http://www.snto. ш/page.php?parent_id=140
6. Савельев, Ю. Насколько основательны основы [Текст] / Ю. Савельев // Поиск. - 2011. - 14 октября. -№ 41.