ВЕНЧУРНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Наличие эффективных схем венчурного инвестирования сегодня — одно их главных условий развития инновационного производства на территории Республики Татарстан.
Республика обладает всеми конкурентными преимуществами, необходимыми для успешного инновационного развития, — выгодным географическим положением, природными ресурсами, развитым сельским хозяйством, мощным промышленным производством и квалифицированными кадрами.
Ключевым в создании конкурентоспособной национальной экономики является инновационный подход, т.е. изменения в формах и методах управления экономикой, внедрение новых инновационных технологий в производство, создание системы инновационного образования. С 2005 г. в республике реализуется программа социально-экономического развития, которая направлена на переход от экономики сырья к экономике инноваций1.
В настоящее время находится в процессе практического воплощения комплекс правотворческих, информационно-методических, административных, организационных и других инициатив. Среди них проект закона Республики Татарстан «Об инновационной деятельности», Инновационный меморандум на 2008-2010 годы, Регламент аккредитации субъектов инновационной инфраструктуры.
Развитие нормативно-правового регулирования и поддержки инноваций, инновационно-ориентированных структур позволит сформировать эффективную систему государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне, обеспечивающую режим, максимально благоприятствующий реализации инновационного сценария.
Необходимость перевода экономики республики на инновационный путь развития ставит задачи по организации конкретных форм венчурного финансирования внедрения научных разработок в производство.
На рынке венчурного инвестирования Республики Татарстан большинство крупных венчурных инвесторов представлено государственными структурами.
Из основных инвесторов выделим государственную некоммерческую организацию «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» (ГНО «ИВФ РТ»), закрытый паевой инвестиционный фонд венчурного инвестирования (ЗПИФВИ) «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан» под управлением УК «Тройка Диалог» и ЗПИФВИ «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высоких технологий)» под управлением УК «Ак Барс Капитал».
Пока основная доля венчурных инвестиций приходится на образованный за счет бюджетных средств Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан.
Миссия фонда — повышение инновационного потенциала республики, развитие наукоемких производств и внедрение прогрессивных технологий, формирование новых для Татарстана подходов в развитии инновационной деятельности, поддержка инноваций, создание условий для увеличения числа предприятий венчурного капитала, совершенствование системы поддержки наукоемкого малого и среднего бизнеса.
Основными приоритетными направлениями деятельности фонда являются:
• участие в реализации инвестиционных и венчурных проектов;
• поддержка субъектов малого предпринимательства;
• предоставление предприятиям Республики Татарстан, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, субсидий на компенсацию части процентов по коммерческим кредитам банков;
• предоставление научным коллективам грантов на проведение научноисследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
• проведение конкурсов в целях стимулирования профессиональной деятельности ученых, изобретателей, научно-технических работников, студентов и аспирантов;
• реализация других мероприятий, направленных на совершенствование инновационной инфраструктуры Республики Татарстан.
Одно из важных направлений деятельности Инвестиционно-венчурного фонда — участие в реализации высокоэффективных, прорывных проектов, роста числа венчурных предприятий.
Инвестиционно-венчурный фонд принимает участие в реализации проектов в самых разных формах и видах. Это предоставление инвестиционных займов аналогично банковскому финансированию, выделение предприятиям и организациям Республики Татарстан, реализующим инвестиционные проекты; субсидий на компенсацию части процентной ставки по банковским кредитам, а также грантов на выполнение НИОКР. Фонд участвует в реализации высокорисковых (венчурных) проектов, связанных с коммерциализацией результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
На сегодняшний день бюджет Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан составляет 6,1 млрд руб. К 2012 г. планируется увеличить объем денежных средств до 12 млрд руб.
В период с 2005 по 2009 гг. фонд проводил активную работу по поддержке субъектов малого предпринимательства, реализуя различные программы поддержки, и добился существенных результатов в данном направлении2. Так, за время реализации этих программ 2339 субъектам малого предпринимательства было предоставлено кредитов на общую сумму 2023,92 млн руб. По итогам 2009 г. в рамках реализации программ поддержки малого предпринимательства в республике фонд оказал содействие 112 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 192 669,8 тыс. руб.:
• 52 субъектам малого предпринимательства уполномоченными банками выдано кредитов на общую сумму 162 689,9 тыс. руб.
• Один субъект малого предпринимательства получил компенсацию по уплате процентов по привлеченным кредитам банков на реализацию инвестиционных проектов в сумме 379,7 тыс. руб.
• 23 субъектам малого предпринимательства предоставлено займов по программе лизинга на сумму 25600 тыс. руб.
• 36 субъектам малого предпринимательства уменьшены размеры лизинговых платежей на сумму 4 млн руб. Также на 01.01.2010 г. от размещения средств на депозитах с целью реализации программ поддержки малого предпринимательства фонд получил доходы в сумме 7288,5 тыс. руб.
На начало 2009 г. сумма инвестиционного портфеля фонда составляла 4522779,35 тыс. руб. и включала 25 проектов.
Основная доля инвестиционного портфеля фонда на конец 2009 г. приходилась на инвестиции путем участия в уставном капитале (70,18%) и инвестиционные займы (10,65%).
По итогам 2009 г. чистая прибыль составила всего 29366,03 тыс. руб. Платежи в бюджет Республики Татарстан за 2009 г. выросли и составили 180687,56 тыс. руб., численность персонала — 1835 человек.
На начало 2010 г. портфель венчурных проектов фонда насчитывал 62 проекта на общую сумму 232246,1 тыс. руб.:
• 11 проектов НИОКР, одобренных попечительским советом фонда, на общую сумму 90246,1 тыс. руб.;
• 51 проект НИОКР по программе «Идея-1000» на общую сумму 142000 тыс. руб., в том числе 71000 тыс. руб. привлеченных средств федерального бюджета.
Поступления платежей в бюджет Республики Татарстан за 2009 г. составили 1,15 млн руб., численность персонала занятого в проектах — 177 человек.
Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан принимает участие в реализации проектов в различных формах, в том числе направленных на поддержку малого предпринимательства. Однако ввиду нестабильной ситуации на рынке происходит снижение количества инновационных проектов, финансируемых за счет фонда, соответственно сокращается и объем вложенных в них средств.
Среднегодовые темпы роста объемов финансирования инвестиционных и инновационных проектов ГНО «ИВФ РТ» составили лишь 32,7% при том, что доля НИОКР и инновационных проектов в общем объеме вложенных средств оказалась на уровне 4,2% при прогнозируемых 20%.
Что касается процесса коммерциализации инновационных проектов, то на 2009 г. была запланирована доля коммерциализированных инновационных (венчурных) проектов, равная 2% общего числа инновационных (венчурных) проектов. Однако коммерциализация проектов не осуществлялась3.
В данной ситуации ГНО «ИВФ РТ» можно рекомендовать сместить направление финансирования проектов с инвестиционного на инновационное, что позволит повысить инновационный потенциал республики.
Анализ основных результатов деятельности фонда позволяет сделать вывод, что необходимо усилить его оптимизацию с целью повышения эффективности и результативности.
Для развития в Республике Татарстан инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научнотехнической сфере некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан» сформировала два закрытых паевых инвестиционных фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций4.
Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высоких технологий) под управлением УК «Ак Барс Капитал» был сформирован в октябре 2007 г. с бюджетом в 300 млн руб. Пайщиками в равных долях выступили Республика Татарстан в лице некоммерческой организации «Фонд содействия венчурным инвестициям в субъекты малого предпринимательства в научно-технической сфере Республики Татарстан» в размере 150 млн руб. (75 млн руб. — из федерального бюджета, 75 млн — из бюджета Республики Татарстан) и ОАО «АК БАРС» Банк в размере 150 млн руб.
В свою очередь Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан под управлением УК «Тройка Диалог» был образован на 50% на средства федерального и республиканского бюджетов, а остальные 50% составили частные инвестиции. В данном случае можно наблюдать государственно-частное партнерство.
Целью инвестиционной политики управляющих компаний является долгосрочное вложение средств в ценные бумаги и соответственно доли в уставных капиталах российских ООО, зарегистрированных на территории Республики Татарстан и относящихся к субъектам малого предпринимательства в научно-технической сфере.
Сегодня уже очевидно, что повышение конкурентоспособности отечественных предприятий возможно только через активную инновационную деятельность. Согласно основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспекти-ву5, целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе выбранных приоритетов. В основных направлениях в качестве цели государственной политики в области развития инновационной системы предусмотрено формирование экономических условий, позволяющих вывести на рынок конкурентоспособную инновационную продукцию в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Развитие инновационной деятельности невозможно без развития венчурных механизмов финансирования инноваций. Но венчурные механизмы финансирования не существуют сами по себе, им нужна база, развитая инфраструктура. К сожалению, пока рано говорить о полноценной, сформировавшейся инновационной инфраструктуре в России и в Республике Татар-
стан, в частности. Пока существуют отдельные элементы этой инфраструктуры, взаимодействие между которыми происходит не всегда эффективно.
Именно в этом основная проблема развития инновационно-венчурной индустрии в республике. С одной стороны, правительство республики ведет (и уже во многом проделало) работу по созданию и развитию субъектов инновационно-венчурного бизнеса. Но с другой стороны, пока еще не отлажен механизм, по которому будет происходить взаимодействие между этими субъектами. В данный момент основные участники рынка в большей степени работают изолированно друг от друга. Поэтому одним из главных направлений развития и стимулирования инновационно-венчурной деятельности в Республике Татарстан остается создание инфраструктуры, которая станет единой системой, работающей на развитие инноваций и венчурного инвестирования
Как известно, наибольший дефицит венчурных инвестиций ощущается на ранних, зародышевых стадиях развития инновационных компаний. Венчурные инвесторы опасаются вкладывать деньги в становление компании, когда весьма высок риск банкротства. Поэтому основная роль государства на этапе становления инновационных компаний заключается в предоставлении грантов на НИОКР этим компаниям, производственных помещений, обучения профессиональных венчурных менеджеров, а также подготовки информации о венчурном инвестировании в средствах массовой информации.
Сдерживает развитие венчурного финансирования на современном этапе и отсутствие широкого круга привлекательных компаний. В условиях текущей экономической ситуации должна определяться не компания, привлекательная для инвестирования, а отдельный инновационный проект, что обусловливает необходимость тесного взаимодействия всех субъектов инновационной инфраструктуры.
Следует отметить, что наибольших результатов в области развития венчурного предпринимательства можно достичь лишь при условии обеспечения тесного сотрудничества с международными и зарубежными финансовыми институтами, имеющими значительный опыт в данной сфере. Ведущую роль в развитии венчурного предпринимательства должны сыграть технопарки, а также инвестиционно-венчурный фонд РТ.
Подводя итог мониторинга состояния и тенденций развития венчурного инвестирования в Республике Татарстан, отметим, что пока большей частью инновационные проекты республики финансируются на возвратно-кредитной основе. Это не соответствует в полной мере самому смыслу венчурного инвестирования. Большинство венчурных проектов финансируется за счет бюджетных средств через венчурные фонды и банки с минимальным участием частных инвесторов. Для дальнейшего развития венчурной индустрии в республике необходимо создать гарантийный механизм поддержки государства с целью обеспечения уверенности инвесторов в сохранности своих инвестиций, привлечь сторонних участников, сформировать фондовый рынок, развивать лизинговые механизмы, создавать и обучать профессиональных венчурных управляющих и, наконец, развивать науку.
0 создании полноценной системы венчурного инвестирования в Республике Татарстан можно будет говорить тогда, когда участники этого рынка выйдут на режим самоокупаемости и финансовой независимости от государства.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Приложение к Закону Республики Татарстан от 21.12.2005 г. № 133-ЗРТ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы».
2 Государственный доклад «Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан в 2009 г.». С. 48.
3 Государственный доклад «Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан в 2009 г.». С. 24.
4 Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан. http://www.ivfrt.ru/
5 Письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 г. № Пр-576 (документ опубликован не был).