Угнич Екатерина Александровна
Ugnich Ekaterina A Южный федеральный университет Southern Federal University Доцент / associate professor кандидат экономических наук E-Mail: [email protected]
08.00.00 экономические науки
Венчурное финансирование как фактор инновационного развития экономики (региональный аспект)
Venture capital financing as a factor of innovative development of the economy
(regional aspect)
Аннотация: В современных условиях эффективное функционирование экономики страны возможно лишь в случае обеспечения инновационного развития ее регионов. В России важность развития венчурного финансирования связана, прежде всего, с тем, что перед отечественной экономикой стоит острейшая проблема источников капитала для развития инновационного процесса. Решение многих проблем инновационного развития экономики страны видится в создании адекватной институциональной среды для развития венчурного финансирования в регионах. Обоснование необходимости развития венчурного
финансирования в регионе приведено на примере Ростовской области.
The Abstract: In modern conditions the effective functioning of the national economy is possible in the conditions of maintenance of regions innovative development. In Russia the importance of the development of venture capital financing is mostly connected with the fact that domestic economy faces the most topical problem of the sources of capital for the development of innovative process. The resolution of a great number of contradictions of venture capital development and intensification of innovative activity depend in many respects on the fact of creation of adequate institutional conditions in the regions. Necessity of development of venture capital financing for the Rostov region is examined in this article.
Ключевые слова: Венчурное финансирование, инновационная экономика,
региональная экономика.
Keywords: Venture capital financing, innovation economics, regional economy.
***
Последние десятилетия обнаружили общую для развитых экономик мира тенденцию выстраивания такой экономической системы, в которой ключевым фактором, определяющим уровень развития общества, выступает инновационный процесс. Формирование экономики инновационного типа является основным системным процессом, который во многом определяет роль и место страны в мировом хозяйстве, ее международную конкурентоспособность, экономическую независимость и безопасность. Особенностью функционирования российской системы хозяйствования в настоящий период является затянувшийся переходный период, своеобразный «поиск путей», способных обеспечить качественно новый этап развития общества на основе факторов инновационного роста. При этом формирование «новой экономики» должно базироваться не просто на адаптации к
современным мировым тенденциям, а на поиске и реализации стратегических преимуществ России в современном мире. И здесь региональное разнообразие российской экономики представляет уникальные субъектные и ресурсные возможности для ее устойчивого развития. В то же время разные уровни развития российских регионов и их специфический ресурсный потенциал формирует необходимость создания таких механизмов и институтов, которые будут работать на формирование синергетического эффекта в масштабах всей страны в рамках общей стратегии формирования инновационной экономики.
Переход к устойчивому экономическому развитию России в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено инновационное развитие ее регионов. В связи с этим на региональном уровне возникает потребность формирования необходимых институциональных условий, стимулирующих и активизирующих инновационный процесс. Здесь существенная роль принадлежит органам региональной власти, которые имеют определенные рычаги влияния на предпринимательский климат и, следовательно, на формирование институциональных условий, посредством которых устанавливаются «правила игры» на территории. Именно в региональном контексте механизма хозяйствования и управления способны вызревать достаточно действенные и гибкие формы поддержки и стимулирования инновационной деятельности.
До недавнего времени региональные органы власти не проявляли активности в развитии инновационного процесса на своих территориях. Однако на сегодняшний день во многих субъектах федерации сформировано законодательство об инновациях и инновационной деятельности, где не только даются абстрактные дефиниции этих понятий, но и раскрываются механизмы поддержки инновационной активности на уровне региона. В число регионов, имеющих развитую нормативно-правовую базу в сфере инновационной деятельности и поддержки субъектов инновационного предпринимательства, входит Ростовская область.
Стратегией социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года предусмотрено формирование инфраструктуры, которая создаст необходимые условия инновационного развития - от фундаментальных научных исследований до внедрения технологий и реализации готовой наукоемкой продукции. К числу базовых нормативноправовых документов, инициирующих инновационное развитие региона, можно отнести Областной закон Ростовской области «Об инновационной деятельности» от 28.11.2006 г. и Областную долгосрочную целевую программу инновационного развития Ростовской области на 2012 - 2015 годы. Ее основная цель заключается в формировании условий для обеспечения системного перехода экономики Ростовской области на инновационный путь развития на основе совершенствования кадрового потенциала, коренной модернизации производственной технологической базы и широкого внедрения результатов научно-технической деятельности для повышения качества жизни населения области.
Ростовская область относится к политически стабильному региону с устойчивым экономическим развитием и демократическими традициями, что в значительной степени предопределяет приток отечественных и зарубежных инвестиций в экономику. В экономическом плане регион обладает значительным научно-техническим, промышленным и интеллектуальным потенциалом, в регионе разработаны инновационные и инвестиционные проекты и программы, а также программы поддержки малого бизнеса, которые направлены на активизацию инновационного процесса. В 2011-2012 гг. Ростовская область входила в число первых 15 регионов России по объемам ВРП. В его структуре наибольший удельный вес приходится на обрабатывающую промышленность (20%), торговлю (18,2%) и сельское хозяйство (13,2%). Предприятия высокотехнологичных отраслей составляют 5,5% от общего числа предприятий материальной сферы экономики региона.
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2013
Ростовская область характеризуется высокой концентрацией человеческого капитала, развитой и динамичной инфраструктурой, способствующей аккумуляции значительной части научного, индустриально-технического, финансово-инвестиционного и творческого потенциала. На территории области расположено 22 крупных и средних научных организаций, в большинстве своем - государственных академических и отраслевых институтов и научных центров, а также 14 государственных и 11 негосударственных вузов. По количеству средних и высших профессиональных учреждений область занимает 3 место в России. Научно-технический комплекс области имеет инфраструктурный блок, включающий 3 технопарка, 8 бизнес-инкубаторов, центр трансфера технологий, 3 лизинговые фирмы, ряд ведомственных и межотраслевых информационных центров, 2 инновационно-
технологических центра.
Начиная с 2007 года в области наблюдается рост объема отгруженной инновационной продукции. Так, по данным Росстата, в 2010 году этот показатель составил 17,3 млрд. рублей, а в 2011- 25,1 млрд. руб. Доля инновационной продукции в ВРП области представлена на рис.
1. На протяжении 2011-2012 гг. ее прирост не отмечается.
3.5 3
2.5 2
1.5 1
0,5 0
Рис. 1. Доля инновационной продукции в ВРП Ростовской области, в % (по оценке Минэкономразвития Ростовской области)
С точки зрения межрегиональных сопоставлений необходимо учитывать соотношение внутренних затрат на исследования и разработки и валового регионального продукта. По итогам 2011 года это соотношение по Ростовской области составило 1,1 %, что ниже среднероссийского показателя (1,5 %).
В области осуществляется поддержка субъектов инновационной деятельности преимущественно в виде субсидий. Объем государственной поддержки инновационной деятельности на уровне региона в 2012 г. составил 13,66 млн. рублей.
Несмотря на положительные тенденции и меры поддержки из областного бюджета, в 2011 г в Ростовской области всего 6,6% от общего количества предприятий являются инновационно активными, при этом наблюдается падение этого показателя (в 2010 г. отмечено 7,8%). доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции крупных и средних предприятий области оценивается лишь в 4,9% (в 2010г. -5,5%), что совершенно недостаточно для преодоления технологического отставания и решения приоритетных в настоящее время вопросов развития региональной экономики. В области в 2011 году насчитывалось лишь 145 инновационно активных предприятий (рис. 2).
3,4 3,4
2,31 2,3
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
годы
3,3
3,1
2,9
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2013
160 140 120 100 80 60 40 20 0
1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011
годы
Рис. 2. Количество инновационно активных организаций в Ростовской области
(по данным Ростовстата)
Доля инвестиций в основной капитал и науку к общему объему инвестиций составила лишь 0,9%. Другими словами, несмотря на мощный научный и инновационный потенциал, экономика Ростовской области на сегодняшний день является недостаточно инновационно активной.
Среди причин невысокой инновационной активности в регионе можно выделить недостаток собственных средств инновационных предприятий, высокую стоимость нововведений, недостаток информации о новых технологиях, недостаток квалифицированного персонала, отсутствие эффективных стимулов инновационного развития со стороны органов государственной власти. Все это порождает необходимость поиска эффективных инструментов, способствующих повышению инновационной активности региона.
Российская практика показывает, что существуют регионы, где коммерциализация научных исследований и разработок происходит достаточно успешно. Так по данным Фонда «Петербургская политика», Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и газеты «РБК-БаПу» в 2012 г. рейтинг инновационной активности регионов в России возглавляют Томская область, Калужская область, Республика Татарстан, Новосибирская область и Красноярский край. Рейтинг инновационного развития российских регионов базируется на оценке инновационной активности регионов, анализе наиболее заметных событий в области инноваций и мониторинге активности инвесторов и органов власти в сфере инвестиций в инновации. Что же является ключевым фактором успеха инновационного развития регионов?
Современные отечественные и зарубежные исследования характеризуются множеством подходов к анализу механизмов и инструментов управления инновационным развитием. Однако, главной остается проблема успешной реализации инновационного процесса, заключающаяся в бесперебойном обеспечение всех его стадий, начиная с фундаментальных исследований и завершая в сфере использования продуктов. Коммерциализация инноваций является капиталоемким процессом, требующим значительных инвестиционных ресурсов, а любые проекты в инновационной сфере сопряжены с высоким уровнем финансового и предпринимательского риска, ограничивающим возможность привлечения необходимых ресурсов из традиционных источников. Экономической практикой выработан особый механизм, способствующий переводу результатов исследований и разработок в коммерческий продукт. Им стало венчурное финансирование. Сам термин
«венчурный» подчеркивает рисковый характер вложений, связанных преимущественно с инновационной деятельностью.
Индустрия венчурного капитала зародилась в послевоенные годы в США, и в общих чертах окончательно сформировалась к 60-м годам ХХ в. Многие из известных и успешных компаний, таких как Apple, Google, Microsoft, Cisco, Intel, Hewlett Packard, начали свое существование благодаря венчурным инвестициям. Позже американскую модель заимствовали и адаптировали Западная и Восточная Европа, азиатские страны. Венчурное финансирование как инструмент трансфера и коммерциализации технологий в развитых странах является действенным инструментом активизации инновационной деятельности. Система венчурного инвестирования за рубежом хорошо развита и пользуется поддержкой со стороны различных структур — от крупных корпораций до пенсионных фондов. В России точкой отсчета венчурной индустрии принято считать 1993 год, когда на Токийском саммите между правительствами стран «большой семерки» и Европейским Союзом было принято соглашение о выделении России средств на развитие венчурных проектов под эгидой ЕБРР.
Все указанные в российском рейтинге регионы-лидеры имеют определенный опыт в реализации механизма венчурного финансирования. В рамках государственно-частного партнерства в них сформированы и успешно функционируют региональные венчурные фонды. Например, в Республике Татарстан в 2004 году был создан инвестиционно-венчурный фонд (ИВФ РТ), ему было выделено около 5,5 млрд. руб. государственных средств. На сегодняшний день в портфеле ИВФ РТ 191 инновационный проект, в основе которых лежит интеллектуальная собственность, и более 20 инвестиционных проектов. В проектах ИВФ РТ участвует как путем выдачи займов, так и путем вхождения в уставной капитал: около 900 млн. рублей - это займы, предоставленные различным предприятиям, около 4 млрд. рублей -это деньги, которые вложены в уставной капитал предприятий. По оценке президента ИВФ РТ на каждый рубль, вложенный фондом, привлекается дополнительно 10 руб. [2]
В Томской области в рамках конкурсов научно-технических проектов и инновационных конкурсов было поддержано, в том числе венчурными инвесторами, в 2006 г. 165, а в 2007 г. — 257 проектов; создано более 400 макетов и действующих моделей, более 300 промышленных образцов приборов и устройств, налажено мелкосерийное производство более 50 видов инновационной продукции [3].
Зарубежные исследования также выявляют зависимость между повышением инновационной активности в регионе и доступностью венчурного капитала. Так исследования, проводимые на «родине венчурного бизнеса» США показали, что венчурный капитал имеет большое значение для коммерциализации технологий в тех регионах, в которых он наиболее доступен. Венчурный капитал поддерживает развитие предпринимательских идей, помогает обучать и поощрять сообщества предпринимателей способных воплотить инновационные идеи. Поскольку высокотехнологичным предприятиям необходимы одновременно и изобретатель, и предприниматель, механизм венчурного инвестирования позволяет реализовать многие идеи, которые возникли в конкретном регионе, и, следовательно, позволяет расти региону более быстрыми темпами [9]. Наличие венчурных фондов в регионах имеет большое значение для реализации инноваций. Во-первых, благодаря их близости сокращаются время и затраты на продвижение идей в регионах. Во-вторых, региональные венчурные фонды более эффективно контролируют процесс реализации инновации и обеспечивают определенные коммуникации, поскольку венчурные капиталисты имеют больше контактов и связей в
регионах, в которых они находятся [10].
Благодаря финансовой поддержке компаний-новаторов, венчурный капитал оказывает существенное влияние на появление новых отраслей [6]. Компании, осуществляющие
радикальные инновации, при поддержке венчурного капитала значительно быстрее представляют свою продукцию потребителям и проводят более агрессивные рыночные стратегии [5]. Фирмы, поддержанные венчурным капиталом, растут значительно быстрее, чем другие фирмы [8]. В то же время механизм венчурного финансирования обладает высокой избирательностью. В частности, преимущество в финансировании будут иметь предприятия, которые имеют потенциал окупаемости в течение 5-7 лет путем IPO или продажи стратегическому инвестору. Поэтому венчурный капитал представляет собой преимущественно вложения в управленческий потенциал команды, и в предприятия, обладающие конкурентным преимуществом, которые уже имеют значительные продажи в сочетании с большим количеством потенциальных потребителей [4].
В Великобритании инновационная активность регионов также разнообразна. Наиболее инновационно активные регионы (Лондон, Юго-восток Англии и Шотландия) демонстрируют рост с начала 2000-х гг. благодаря взаимодействию частных инвестиций и средств государственных фондов, вкладываемых в инновационные проекты. Роль фондов венчурного капитала, созданных за счет государственных средств (девять Региональных фондов венчурного капитала, Фонд высоких технологий Великобритании, шесть Фондов раннего роста) проявляется преимущественно в реализации ранних стадий проектов, на этапе коммерциализации инноваций важную роль играют частные инвестиции. Сами по себе венчурные фонды, созданные за счет государственных средств, не подтверждают свою эффективность в реализации инновационного процесса, но они выполняют важную функцию - обеспечение ранних, наиболее рисковых стадий инновационных проектов. Состав частных инвесторов также изменился к 2008-2009 гг. - все большую роль играют средства «бизнес-ангелов» [7].
Израильская программа «Yozma» оказалась успешной, благодаря снижению прямого участия государства в венчурном капитале: 10 фондов были созданы в течение трех лет, и общие чистые инвестиции в них составили 256 млн. дол., из которых 80 млн. долл. было профинансировано «Yozma». Впоследствии 8 из 10 фондов были выкуплены частными соучредителями.
Таким образом, особое место в стратегии инновационного развития региона должно уделяться развитию венчурного финансирования, его поддержке и созданию условий по его стимулированию. Для разработки данных мероприятий необходимо учитывать накопленный мировой опыт по стимулированию инновационного развития в регионе.
Определенный опыт по венчурному финансированию инновационных проектов имеется и в Ростовской области. В 1995 году в рамках Программы региональных венчурных фондов в Ростовской области был создан Южно-Российский венчурный фонд (ЮРВФ), сфера деятельности которого распространялась на южные регионы России и Северный Кавказ. ЮРВФ были подготовлены порядка полутора десятков инвестиционных проектов для ЕБРР на общую сумму в $30 млн. Причем утвержденный комитетом «портфель» составил 23 млн. долл. В число этих проектов входили ростовские предприятия: «Юг Руси», «Ростовская фармацевтическая фабрика»; ставропольский «Кавминстекло», Новочеркасский гребной комплекс «Сатурн». Однако реально удалось претворить в жизнь лишь три из них на общую сумму в 6,5 млн. долл.: с ростовской корпорацией «Глория Джинс», Невинномысским ОАО «Арнест» и ставропольским молкомбинатом. Остальные рассматриваемые проекты были или «слишком рискованные», или «слишком не подкреплены» ликвидными активами [1].
ЮРВФ приостановил свою деятельность еще в 1998 году. Причиной этого послужил августовский дефолт 1998 года и обострение политической ситуации между Францией и Россией в этот период на почве разногласий по поводу ситуации в Чечне и на Балканах. В декабре 1998 года французское правительство направило уведомление в ЕБРР, согласно
которому его казначейство отказалось инвестировать в южно-российские проекты. Из-за лишения донорской поддержки доходность уже реализованных проектов составила всего 10%, хотя первоначально банк планировал получить от участия в них не менее 30-40% прибыли.
Таким образом, реально активная работа фонда продолжалась лишь с 1996 по 1998 годы, все остальное время банк из-за отсутствия французской донорской поддержки искал пути сворачивания своего южно-российского проекта. Аналогичных проектов у ЕБРР в регионе до сих пор нет, хотя банк и признает, что в перспективе он может возобновить работу в ЮФО, но только если найдется компания с достаточными, по меркам ЕБРР, финансовыми средствами для совместной реализации инвестиционных проектов.
Благоприятным для развития венчурного бизнеса в Ростовской области стало образовавшееся в 2004 г. объединение частных инвесторов («бизнес-ангелов»), вкладывающих финансовые средства в молодые, перспективные компании. Новое некоммерческое партнерство в Ростове-на-Дону - национальная сеть бизнес-ангелов «Частный капитал» - призвано развивать и популяризировать венчурное финансирование в России, создавать единую информационную среду для взаимодействия предпринимателей и инвесторов, развивать сеть компаний, оказывающих им консультационную поддержку. Таким образом, у ростовских предпринимателей имеется возможность привлечения инвестиций для развития своего бизнеса.
«Частный капитал» работает с десятками инвесторов из Ростова-на-Дону, Москвы, других российских регионов, а также из Украины. На сегодняшний день в регионе существует несколько тысяч потенциальных «бизнес-ангелов» Однако тех, кто уже сегодня готов вкладывать деньги в проекты, пока не так много.
Безусловно, факторы долгосрочного успеха не должны ограничиваться только государственной финансовой поддержкой, они должны охватывать в целом институциональную среду ведения бизнеса. Такие факторы, как доверие, открытость, отсутствие административных барьеров, толерантность к неудачам имеют не меньшее значение для стимулирования инновационной активности. Ведь именно эти факторы создают стимулы не только к свободному творчеству, но и к свободному обмену знаниями, без чего резко замедляются процессы взаимного обогащения идеями из разных отраслей науки и техники, часто как раз и порождающие прорывные инновации.
В целом, проблема развития венчурного финансирования в российских регионах, как и в России в целом, упирается в институциональные условия, которые неспособны обеспечить перераспределение ресурсных потоков. Институциональная среда, обусловленная национальными традициями, политическими и культурными особенностями государства, должна быть представлена комплексом эффективных институтов правового, финансового, социального характера, обеспечивающих инновационные процессы.
Попытка установления формальных «правил игры» на региональном уровне была осуществлена и в Ростовской области. Хотя проблема законодательного обеспечения венчурного финансирования является общероссийской, поскольку в этой сфере отсутствуют нормативно-правовые акты на федеральном уровне. Что касается регионального законодательства, то в 2006 г. был принят Областной закон Ростовской области №591-ЗС от 28.11.2006 г. «Об инновационной деятельности», еще в 2004 году принята «Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области», которая направлена на создание в области условий, позволяющих качественно улучшить инвестиционный климат региона. В соответствии со Стратегией разработаны «Инвестиционная программа Ростовской области на 2006 год» и «Целевая программа развития инновационной деятельности в Ростовской области
на 2004-2006 годы», получившая свое продолжение - «Областная целевая программа развития инновационной деятельности в Ростовской области 2007-2008 гг.». «Концепция
инновационной политики Ростовской области на 2003-2006» годы не имеет тесной связи со Стратегией, хотя отдельные аспекты по развитию инновационной инфраструктуры и формирования кластерной системы развития экономики в Стратегии все же содержатся. Таким образом, начиная с 2003 г. в регионе реализуются целевые программы развития инновационной деятельности, создается основа инновационной инфраструктуры, формируется региональная законодательная база в сфере инноваций.
В сентябре 2011 года утверждена «Областная долгосрочная целевая программа инновационного развития Ростовской области на 2012 - 2015 годы». Ее основная цель заключается в формировании условий для обеспечения системного перехода экономики Ростовской области на инновационный путь развития и устойчивого роста валового регионального продукта на основе совершенствования кадрового потенциала, коренной модернизации производственной технологической базы и широкого внедрения результатов научно-технической деятельности для повышения качества жизни населения области. В соответствии этой программой запланировано создание совместно с ОАО «Российская венчурная компания» посевного инвестиционного фонда Ростовской области. Необходимость в создании венчурного фонда в регионе объясняется тем, что низкая активность инновационного бизнеса состоит не в отсутствии интересных проектов, а в осторожности инвесторов, неуверенных в стабильности экономического положения. В такой ситуации участие государства - это гарантия неизменности правил работы венчурного фонда.
Таким образом, инновационная и инвестиционная политика в области пока не представляют собой единый комплекс мероприятий, интегрированный в общую стратегию развития. Кроме того, в нормативно-правовых документах об инновационной политике Ростовской области, хотя и содержится упоминание о венчурных фондах и венчурном финансировании, однако о том, каким образом должны быть созданы «механизмы привлечения венчурного финансирования» в документах не говорится.
Инновационное развитие территориальной экономики, адекватное современным способам организации хозяйственной деятельности требует пересмотра политики региона в рамках использования имеющихся возможностей и повышения эффективности их использования. Механизм венчурного финансирования в области должен быть интегрирован в региональную инновационно-инвестиционную систему, основная цель которой заключается в обеспечении высокого качества жизни населения при стабильной и предсказуемой социально-экономической ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алавердян В.В. Риски без риска или принципы работы венчурных фондов [Электронный ресурс] // URL: www.southcapital.ru
2. Завалишина Т. Айнур Айдельдинов: «Мы пойдем израильским путем!» [Электронный ресурс] //URL: www.business-gazeta.ru/article/40804/
3. Пушкаренко А. Б. Региональная инновационная система: условия для
коммерциализации научных проектов // ЭКО. 2009. №2. С. 104-108
4. Bhide, A. The Venturesome Economy. Princeton University Press, Princeton, 2007
5. Hellman, T., Puri, M. Venture capital and the professionalization of start-ups: Empirical Evidence Journal of Finance, 57, 2002. P. 169-197
6. Lerner, J. Boulevard of Broken Dreams: Why Public Efforts to Boost Entrepreneurship and Venture Capital Have Failed-and What to Do About It. Princeton University Press, Princeton: NJ, 2009
7. Mason, C., Pierrakis, Y. Venture Capital, the Regions and Public Policy: The United Kingdom Since the Post-2000 Technology Crash // Regional Studies, April, 2011. P.1-47
8. Peneder, M. The impact of venture capital on innovation behaviour and firm growth. Venture Capital: An International Journal of Entrepreneurial Finance, 12 (2), 2010. P. 83 - 107
9. Samila, S., Sorenson, O. Venture capital as a catalyst to commercialization // Opening Up Innovation: Strategy, Organization and Technology/ At Imperial College London Business School, June 16 - 18, 2010
10. Sorenson, O., Toby E. Syndication networks and the spatial distribution of venture capital investments // American Journal of Sociology, November, 2001
Рецензент: Клиновенко Лариса Рифовна, зав. кафедрой «Экономическая теория» Донского государственного технического университета, доктор экономических наук, профессор Донской государственный технический университет.