обездоленных, в хорошо управляемых, и кое-как, всё равно все в пользу богатеев устроено.... И там, и там - социальное неравенство... И бесправие с ним связанное" (с. 387-388). Эта тональность книги очень чётко соответствует ощущению конца эпохи, какого-то перелома, на пороге которого стоит и Европейский Союз, и Россия, да и весь "так успешно глобализирующийся" мир.
Но при всём экзистенциальном беспокойстве авторы убеждены в возможности позитивных перемен, а главным актором этих перемен видят ответственного человека и гражданина. "Пробовать придётся с малого. С того, чтобы изжить в себе презрение к нацменам и понаехавшим. С того,
чтобы запретить нацистские марши. Урегулировать застарелые конфликты, причём приемлемым для всех образом" (с. 304). А как всё это делать - "Это как раз от выборов зависит. От того, как они организованы. Значит и от тебя, мил человек. Всё в твоих руках" (с. 388).
Такой подход делает книгу полезной и интересной не только специалистам-международникам, но и широким кругам читателей.
Кавешников Н.Ю., к.полит.н., в.н.с. Института Европы РАН. зав.кафедрой интеграционных процессов МГИМО МИД России.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
Стремительные изменения в образовательных стандартах и задачи современного высшего образования диктуют потребность в новых учебниках и учебно-методических рекомендациях. В условиях быстрого устаревания информации очевиден спрос на такого рода пособия, которые способны выдержать испытание временем. В российской исторической науке нехватка учебников, написанных с учётом современных требований и новейших подходов к изучению и пониманию материала, ощущается особенно остро.
Начало 2016 г. отмечено выходом солидной работы по истории внешней политики Великобритании, рекомендованной Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальностям "Международные отношения" и "Регионоведение"1.
1 Капитонова Н.К., Романова Е.В. История внешней политики Великобритании: учебник. М.: Международные отношения, 2016. -840 с.
Авторы пособия - признанные специалисты в области британских исследований Н.К. Капитонова и Е.В. Романова - являются сотрудниками МГИМО (Университета) МИД России, читают курсы по новой и новейшей истории стран Европы и Америки. В сферу интересов Н.К. Капитоновой входит изучение различных аспектов внешней политики Соединённого Королевства в XX
- начале XXI вв., Е.В. Романовой - преимущественно британская история нового времени.
Выход учебника можно считать знаковым событием в отечественном англоведе-нии и истории международных отношений. Аналогичных этому изданию по хронологическому охвату и богатому фактическому материалу в России ещё не выходило. Поэтому задача авторов была трудной вдвойне
- в отсутствие ориентиров среди отечественных учебников написать работу, которая восполнит имеющийся пробел и станет основой для освоения британской внешнеполитической истории.
Прежде всего, обращает на себя внимание солидный объём пособия, по своему композиционной и информационно-аналитической насыщенной и близкого к
монографии - в учебнике содержится новая, недавно рассекреченная информация, дополняющая и раскрывающая уже хорошо известные сюжеты. Структура работы выстроена в проблемной логике изучения истории: названия глав и параграфов очерчивают проблемное поле, привлекая внимание яркими, цепляющими взгляд названиями, которые дают представление о сути того или иного периода в британской истории. Содержательную часть текста отличает живой легкий язык изложения, единая стилистическая манера и высокий уровень анализа.
Авторы рассматривают историю внешней политики Великобритании от становления страны как ведущего европейского и мирового государства с конца XV в. до ослабления её влияния и перехода с глобальных позиций на роль ведущей региональной державы после Второй мировой войны.
Открывает учебник Предисловие, в котором авторы поясняют цель пособия, дают характеристику новизны и источниковой базы. Первые главы работы посвящены обзору базовых принципов британской внешней политики на исходе средних веков и в Новое время. Концептуальной основой британской внешней политики в европейских делах долгое время оставались принципы баланса сил и "блестящей изоляции" (с. 164), в мировых и колониальных делах Британия стремилась проводить курс "свободы рук" и осуществлять активное экономическое проникновение по всему миру (с. 167). В последней трети XIX в. Соединённое Королевство стало уступать по уровню своего торгово-экономического развития США и Германской империи (с. 207-208). Однако, несмотря на замедление темпов экономического роста и финансовые трудности, страна продолжала проводить активную колониальную политику и увеличивать размеры империи, "над которой никогда не заходило солнце".
Большая часть работы посвящена рассмотрению - весьма обстоятельному - истории XX - начала XXI в. Такое деление книги представляется оправданным - вектор современной внешней политики Британии определился именно в прошлом веке. Страна долгое время вплоть до сегодняш-
него дня пытается "ударить сильнее своих возможностей" и сохранить лидирующие позиции в мире. Для этого она использует такие "атрибуты державности", как обладание атомным оружием, членство в Содружестве, НАТО, ЕС, "Большой восьмёрке" (с 2014 г. проводимой в формате "07" без участия России), "Большой двадцатке", трансатлантические отношения и мощный военный, экономический и финансовый потенциал (с. 752).
Н.К. Капитонова и Е.В. Романова при написании учебника учли слабую проработку отдельных эпизодов британской истории в отечественной историографии и уделили им особое внимание. В учебнике представлен добротный материал по межвоенному периоду, в течение которого Великобритания пыталась действовать исходя из концепции баланса сил, безнадежно устаревшей после Первой мировой войны и приведшей страну к "политике умиротворения", обернувшейся "позорной политикой уступок" и войной (с. 359-371).
В выстраивании внешнеполитического курса Великобритании после Второй мировой войны вплоть до сегодняшнего дня (уже в видоизмененном формате) по-прежнему определяющее значение имеет концепция "трёх магических кругов" или "трёх сфер", сформулированная У. Черчиллем в конце 1940-х гг. По мнению тогдашнего лидера Консервативной партии, ключевое место в этой системе британских приоритетов занимали США, второе место принадлежало имперским делам и третье -связям с европейскими странами.
С течением времени произошла неизбежная перегруппировка позиций внутри концепции. На месте Британской империи возникло Содружество. В начале 1960-х гг. Великобритания подала заявку на вступление в Европейские сообщества, и этот шаг недвусмысленно свидетельствовал об "окончании "славной эры" существования Британской империи и начале новой главы в британской истории. Доктрина "трёх окружностей" в том виде, как её сформулировал Черчилль, ...уходила в прошлое" (с. 505). Происходило неуклонное ослабление связей со странами Содружества и колониями в рамках системы имперских преференций. Тем не менее, "в 60-е гг. Содруже-
ство преподносилось как уникальный форум, который позволял с помощью выработки компромиссов преодолеть различия между присоединившимися и неприсоединившимися, а также бедными и богатыми странами" (с. 541).
В наши дни Великобритания пытается не допустить ослабления связей с Содружеством, хотя эта организация - даже с учётом исторических, торгово-экономических, политических и культурно-психологических связей с бывшими доминионами и колониями - явно неравноценна ЕС.
В рамках европейского направления интерес представляет сотрудничество с Россией, которому авторы уделили большое внимание (с. 13). Англо-русские отношения, как известно, исторически были прохладными и часто даже враждебными. Эта традиция сохранилась и в советское время, что было обусловлено наличием геополитических противоречий по всему периметру российской границы от Китая до Турции.
Сотрудничество двух стран в рамках Антигитлеровской коалиции не устранило имевшихся разногласий, более того, в послевоенный период британская дипломатия приложила немало усилий для обострения в отношениях двух сверхдержав и начала холодной войны. Авторы подробно остановились на таком относительно известном сюжете, как отношение У. Черчилля к СССР, враждебность которого пошла на убыль после смерти Сталина. В 1953-1954 гг. он прилагал значительные усилия для проведения встречи в верхах и налаживания диалога с Москвой (с. 462). Этот эпизод хорошо иллюстрирует упущенные возможности в двусторонних связях и в то же время показывает непростые отношения внутри британского Кабинета. В этот период ряд инициатив У. Черчилля вызывал непонимание и раздражение у министра иностранных дел Э. Идена, долгое время ожидавшего, когда же Черчилль передаст ему бразды правления, и других коллег, настроенных к новому советскому руководству ещё более враждебно, чем в прежние годы сам Черчилль.
Визит лидеров СССР Н.А. Булганина и Н.С. Хрущёва в 1956 г. в Британию и ответный - Г. Макмиллана в 1959 г. (первые официальные поездки друг к другу в мир-
ное время) заметно не улучшили состояние двусторонних отношений. Прорыва и не могло произойти в связи с обозначившимся в середине 1950-х гг. соперничеством западных стран и СССР в Ближневосточном регионе и нерешённой Берлинской проблемой. В дальнейшем стороны прошли через этапы смягчения международной напряжённости в 1970-е гг. и нового ухудшения отношений с приходом к управлению страной консерваторов во главе с М. Тэтчер (с. 588). В позднетэтчеровский период в условиях начавшейся в СССР "перестройки" наступило заметное потепление отношений Москвы и Лондона.
Это улучшение отношений по инерции сработало в 1990-е гг. В постсоветский период "по восходящей развивалось двустороннее экономическое сотрудничество. Великобритания вышла в 1993 г. на третье место среди западных торговых партнёров РФ... В 1997 г. объём британских капиталовложений в Россию в три раза превысил показатель 1996 г." (с. 687). С уходом Т. Блэра в 2007 г. с поста премьер-министра "российско-британские отношения не только не улучшились, но в них возник ещё более серьёзный кризис в связи с так называемым "полониевым делом" (с. 745-746).
В целом, в современный период сохраняются прохладные отношения между двумя странами. Президент В. Путин встречался с Д. Кэмероном реже, чем с другими западными лидерами, и результативность этих встреч, как известно, имела скромный характер.
Известно, что заниматься изучением современной историей занятие неблагодарное. Многие документы ещё не доступны исследователям, для качественного анализа имеющегося материала требуется длительное время. Так, например, по вопросу так называемого Брексита - возможного выхода Великобритании из состава Европейского союза - авторы посчитали, что результат референдума не нарушит членство страны в этой организации (с. 802).
Приоритетным курсом для Великобритании остаются трансатлантические связи. Отношения с США пронизывают все направления британской внешней политики, однако ставка на сотрудничество с Вашингтоном не всегда приносила желаемые
дивиденды и вопрос о том, какая степень близости с США наиболее отвечает национальным интересам Британии в быстро меняющихся международных условиях, остаётся открытым. Вероятно, над этим вопросом задумываются и в Лондоне, учитывая, что в недавнем прошлом упор на поддержку США в конфликтах на Ближнем Востоке обернулся политическим поражением для кабинета Т. Блэра. Как справедливо отмечают авторы учебника, "безоглядная поддержка Лондоном Вашингтона вызывала серьёзный кризис в британском обществе и лейбористской партии, а отношения с США при Буше-младшем, в отличие от периода правления Клинтона, приобрели характер унизительной подчиненности Великобритании" (с. 726). Правительство Д. Кэмерона также ориентировалось на мнение США по ключевым внешнеполитическим вопросам, включая "рекомендацию" Б. Обамы не покидать Европейский союз. Последующие события еще раз продемонстрировали вязанные с этим риски. Британия вновь рискует оказаться в "подчинённости", причем даже в большей в связи с выходом из ЕС. От этого страну, возможно, спасёт продолжающаяся "переоценка реального положения Великобритании на мировой арене" (с. 13).
Текст учебника тщательно выверен, снабжен необходимыми для самостоятельного освоения материала методическими инструментами: кроме портретов ведущих политических деятелей в основном содержании книги, в трёх приложениях перечислены монархи, премьер-министры и министры иностранных дел Великобритании, представлена хронология событий и дан список рекомендуемых источников и литературы.
Авторам удалось в полной мере выполнить сформулированную ими в Предисловии задачу: устранить пробел в нехватке учебника, "охватывающего большой временной период" и "учитывающий ставшие доступными в последние годы архивные документы, а также новейшие отечественные и зарубежные исследования" (с. 9-10). Учебник "История внешней политики Великобритании" может быть рекомендован не только студентам и специалистам, но и всем интересующимся британской историей и её внешнеполитическим измерением.
Хахалкина Е.В., к.и.н., доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет.
ФРАНЦИЯ НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН
В декабре 2015 г. в ИМЭМО РАН состоялась Всероссийская научная конференция "Современная Франция в мировой экономике и международных отношениях", посвящённая широкому спектру актуальных проблем Французской Республики. По итогам конференции был выпущен сборник статей1, в который вошло более двух десятков научных докладов видных российских франковедов и европеистов: историков,
1 Франция на пороге перемен: экономика и политика в начале XXI века / Отв. ред.: А.В. Кузнецов, М.В. Клинова,
А.К. Кудрявцев, П.П. Тимофеев. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. - 258 с.
политологов, экономистов. Ключевые вопросы и аспекты развития политической и экономической жизни Франции рассматриваются в книге в трёх основных направлениях: экономика, внутриполитическое развитие, внешняя политика. Необходимо выделить ещё одну, весьма актуальную в настоящее время тему, вызывающую интерес российских исследователей - миграционную политику страны в контексте глобальных мировых процессов и европейской солидарности. Отметим также, что практически все учёные уделяют внимание российско-французским отношениям на современном этапе. Так, А.В. Кузнецов указывает на традиционно повышенный инте-
рес к изучению Франции в России и широким связям двух стран в различных сферах - политической, экономической, культурной. Автор обращает внимание на резкое снижение контактов на всех уровнях (в том числе - в сфере научного диалога) в последнее время, отмеченное кризисом отношений России с Западом (с. 9). Неизменную важность франко-российских отношений выделяет Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Российской Федерации Жан-Морис Рипер, определяя, однако, как основное, европейское направление внешней политики своей страны (с. 12-15).
Многими авторами высказывается точка зрения о том, что Франция находится на переломном этапе совей новейшей истории, что подтверждается рядом изменений как в сфере внутренней, так и внешней политики. Трансформации традиционной партийной системы, вызванная резким ростом популярности ультраправого Национального фронта (НФ), является явным показателем кризиса, не уступающим по своему значению серьёзным вызовам миграционных и экономических проблем.
Первый раздел сборника освещает ряд структурных проблем в экономике, включающих рост безработицы и сложности в сфере государственных финансов. А.К. Кудрявцев в своей статье "Французская экономика на переломе" даёт подробную характеристику сегодняшних экономических проблем Французской Республики, выделяя общее снижение конкурентоспособности национального хозяйства (с. 17). Автор также рассматривает меры по оздоровлению национальной экономики, проводимые социалистами в последние четыре года, критикуя, однако, их "откровенную нерешительность" (с. 20). Прогноз экономического развития страны на ближайшее десятилетие, который исследователь приводит в своей статье, заключается в необходимости проведения более серьёзных структурных реформ, ориентированных на повышение конкурентоспособности французского хозяйства, в том числе - реформы местных органов власти и перестройки системы социального страхования (с. 21). М.В. Клинова, в свою очередь, уделяет внимание роли государства в экономике, подробно освещая структуру и характер государственного контроля. Учёный определяет
традиционную степень присутствия государства в экономике Франции как среднюю. Она отмечает, что прослеживается тенденция на возможные изменения в данной сфере: так, в программе партии Национальный фронт тема увеличения роли государства во всех сферах, в том числе - экономической, является центральной (с. 31).
Внутриполитическое развитие Французской Республики в контексте сегодняшней непростой ситуации в Европе и мире находит подробное освещение в статье Ю.И. Рубинского "Франция на перепутье". Исследователь даёт оценку политического климата страны последних лет, отмечая значительное влияние на него трагических событий 2015 г., потрясших Францию. Так, по мнению историка, падение популярности Франсуа Олланда было временно приостановлено в связи с подъёмом патриотических настроений после ноябрьского теракта в Париже (с. 89). Изменение внутриполитической ситуации - смещение оси политической жизни вправо, выразившееся в неуклонном росте популярности НФ и снижении доверия к парламентским партиям -Ю.И. Рубинский связывает с целым комплексом проблем, захлестнувших страну: низким ростом ВВП, углублением социального неравенства, безработицей, наплывом мигрантов и усилением ксенофобских настроений (с. 91). Учёный приводит комплексный анализ партийной системы и структуры выборов и голосования в стране, останавливаясь на оценке сегодняшних "лидеров" Франции: "Республиканцев", Социалистической партии и Национального фронта. Подробно рассматривая историю и эволюцию НФ, историк подчёркивает, что партии уже удалось трансформировать традиционную биполярную систему страны в трёхполюсную (с. 91). Таким образом, определяющими факторами будущего политического устройства Французской Республики можно назвать уход от биполярно-сти и фрагментарность политических предпочтений избирателей.
Тенденциям глобализации и национализма в политике современной Франции посвящена статья В.П. Смирнова. Исследователь показывает на примере Франции -одного из лидеров евроинтеграции - парадоксальное сочетание этих направлений для ряда развитых государств Европы. Рост
национализма и даже сепаратизма в стране автор ставит в прямую зависимость от повышения уровня террористической угрозы, указывая, как на следствие, на рост популярности НФ и перспективы этой партии на ближайших президентских выборах (с. 182183). Ключевым вопросом в данном аспекте выступает миграционная проблема. Приводя пространный анализ этнокультурного состава и социального положения мигрантов во Франции, В.П. Смирнов даёт определение истокам сегодняшней террористической угрозы (с. 184). Очевидно, что корень современных проблем лежит в области глубинных социокультурных различий христианской и исламской общностей, сосуществующих на территории страны, и их разрешение зависит от степени успешности интеграции этих разрозненных частей общества (с. 186).
К вопросам внешней политики Французской Республики в своей статье обращается Е.О. Обичкина. Определяя внешнеполитическую линию Франсуа Олланда как "заурядную", идущую в фарватере атлан-тизма, автор противопоставляет её классическому голлизму, ориентированному на приоритет европейских интересов страны (с. 201). При этом автор придерживается точки зрения о том, что современное положение Франции на мировой арене определяет атлантизм как более логичное превалирующее направление, связывая это в том числе с ведущей ролью экономики в области внешней политики и снижением мотивации и ресурсов для проведения независимого внешнеполитического курса (с. 202203). Немаловажную роль в данном контексте играет военное сотрудничество с США в условиях кризисов на Ближнем Востоке и в Южном Средиземноморье. Такие факторы, наряду с трансформацией идей "Единой Европы", по мнению учёного, определяют атлантизм как главную черту корректировки внешней политики Франции с конца 2000-х гг. (с. 205). В статье обращается внимание на значительное охлаждение российско-французских отношений в свете напряжённости в мировой политике последних лет. Однако в то же время автор подчёркивает, что Франция остаётся для России тем "особым" партнёром в Европе, от которого ждут "незаурядной" политики (с. 209).
Теме атлантической политики Франции посвящена статья К.П. Зуевой "Франция в НАТО: трудное партнёрство в XXI веке". Исследователь полагает, что возвращение страны в Альянс началось ещё во время президентства Франсуа Миттерана, что подтверждается широким участием Франции в работе комитетов военной структуры НАТО (с. 254). Стремление государства к более активному участию в деятельности и реформировании блока, названное Николя Саркози среди мотивов возвращения в военную структуру НАТО, по мнению автора, вполне обосновано статусом Франции как великой державы, что позволяет ей претендовать на более значительную роль в Альянсе (с. 255). В статье также приводится высокая оценка вооружённых сил Франции. Подчеркнём, что К.П. Зуева считает отличительной чертой внешней политики страны сохранение в определённой мере принципов голлизма - курса на особую роль и независимость в международных делах (с. 257). В связи с этим отмечается стремление Франсуа Олланда к сотрудничеству в Сирии с Россией и явная тенденция к приобретению Францией статуса "посредника" в отношениях России с НАТО (с. 260). Одним из основных мотивов возвращения Франции в НАТО учёный называет стремление к интенсификации процесса создания европейской военной группировки (с. 260). В самой Франции, однако, в настоящее время существует мнение о необходимости покинуть Североатлантический Альянс в связи с тем, что в условиях его существования европейские страны остаются, фактически, вассалами США (с. 261). Автор склоняется к поддержке данной точки зрения, подчёркивая, что влияние европейских стран и, в частности, Франции в НАТО не увеличивается (с. 262).
Значительное внимание участники сборника уделили вопросам иммиграции во Франции. О.Е. Трофимова, считает современные миграционные проблемы страны следствием слишком либеральной миграционной политики (с. 57). Она выделяет ряд ключевых моментов в формировании и осуществлении миграционной политики Франции ( в том числе этнический состав и особенности юридического статуса мигрантов и их потомков). Автор подробно рассматривает её основные этапы (с. 59-61).
Относительно современной ситуации учёный подчёркивает ориентированность на "избирательную миграцию", отвечающую экономическим потребностям страны (с. 61). Курс на повышение числа квалифицированных и образованных мигрантов, сокращение семейной миграции, усиливающееся социальное неравенство и общинная "компактность" проживания мигрантов во Франции называются в числе причин, создавших нынешнюю кризисную ситуацию (с. 64).
Интересную точку зрения на проблемы миграции во Франции приводит И.С. Новожёнова, рассматривая этот вопрос сквозь призму общественной дискуссии. В своей статье она даёт как подробную характеристику исторически сложившейся политической культуры Франции и особенностей французской модели интеграции, так и самой иммигрантской среды в стране, указывая на слабую степень вовлечённости представителей последней в традиционную культуру "гражданственности" принимающего сообщества (с. 189-190). Дискуссия о сложностях интеграционных процессов освещается автором через конфронтацию системных сил - "Республиканцев" и Социалистической партии - и националистического Национального фронта. Критикуя позиции последнего, направленные на сохранение ассимиляционной модели, учёный считает более приемлемым переход к интеграционной модели, поддерживаемый системными партиями (с. 198). Основным кризисным фактором, положившим начало современным проблемам интеграции мигрантов в принимающее сообщество, И. С. Новожёнова называет феномен "об-щинности" - распространение институционализированных иммигрантских общин, препятствующих эффективному межкультурному взаимодействию.
Т.В. Зверева в статье "Франция и урегулирование миграционного кризиса в ЕС" подробно рассматривает причины и особенности миграционных потоков, хлынувших в Европу в последние годы, а также меры, предпринимаемые на уровне европейских институтов, по урегулированию проблем с мигрантами в Европейском Союзе (с. 234-235). Среди причин, вызвавших активизацию миграционных потоков, ис-
следователь выделяет новый этап развития глобализации (с. 235), а необходимым условием для решения сегодняшнего миграционного кризиса в Европе считает расширение сотрудничества институтов Евросоюза с внешними партнёрами, в том числе - в сфере урегулирования провоцирующих потоки миграции международных конфликтов (с. 236-137). Останавливаясь на анализе этапов миграционной политики Франции второй половины XX века, автор обращает внимание на вопрос оценки общественного мнения по данной проблеме (с. 238). Важно отметить, что, как подчеркивает Т.В. Зверева, миграционная политика Франции несколько отличается от общеевропейской: так, страна придерживается более скептической точки зрения в вопросе квот по приёму беженцев (с. 240). Широкое внимание учёный уделяет изменениям в политике государства в связи с терактами 2015 г., в частности - стремлению Франции координировать усилия всех европейских стран в борьбе с террористической угрозой (с. 241) и урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке, в том числе - посредством сотрудничества с Российской Федерацией (с. 242). Кроме того, выделяется стремление Парижа к возрождению Союза для Средиземноморья (с. 243). Большое значение для подобных изменений в миграционной политике Франции имеет тот факт, что страна серьёзно пострадала от террористических актов - прямого следствия миграционного кризиса.
Широкий спектр проблем, которые затрагиваются российскими исследователями в статьях сборника, демонстрирует как повышенный интерес отечественных политологов, историков и экономистов к ключевым вопросам развития современной Франции, так и актуальность этих тем в контексте современной глобальной политики.
М.Ц. Арзаканян, д.и.н., профессор, главный научный сотрудник
Института всеобщей истории РАН.,
С.М. Гаврилова, к.и.н., научный сотрудник Дипломатической академии МИД РФ.