4. Church of England General Synod extends pension rights for gay partners. // The Guardian. 11 Feb, 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2010/feb/11/anglican-synod-gay-pension-rights (дата обращения: 26.04.2018).
5. Church of England rules gay men in civil partnerships can become bishops // The Guardian. Fri 4 March 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2013/jan/04/church-of-england-gay-bishops (дата обращения: 26.04.2018).
6. Delap L., Morgan S. Men, Masculinities and Religious Change in Twentieth-Century Britain. Springer, 2013.
7. Hilliard D. Unbritish and Unmanly: Anglo-Catolicism and Homosexuality // Victorian Studies. Winter, 1982.
8. House of Bishops Pastoral Guidance on Same Sex Marriage [Электронный ресурс]. URL: https://www.churchofengland.org/more/media-centre/news/house-bishops-pastoral-guidance-same-sex-marriage (дата обращения: 26.04.2018).
9. House of Bishops Statement on Civil Partnerships 2005. Section 19, 20 [Электронный ресурс]. URL: https://www.churchofengland.org/sites/default/files/2017-11/House%20of%20Bishops%20Statement%20on%20Civil%20Partnerships%202005.pdf (дата обращения: 26.04.2018).
10. LambethConferenceResolutionsArchive, 1998, sectionI.10 [Электронный ресурс]. URL: http://www.anglicancommunion.org/media/76650/1998.pdf (дата обращения: 26.04.2018).
11. Resolution 15. The Life and Witness of the Christian Community - Marriage and Sex // The Lambeth conference. Resolutionarchivefrom 1930 [Электронный ресурс]. URL: http://www.anglicancommunion.org/media/127734/1930.pdf (дата обращения: 26.04.2018).
12. TamagneFl. A History of Homosexuality in Europe. Vol. II: Berlin, London, Paris, 1919-1939.
13. The Windsor Report 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://www.anglicancommunion.org/media/68225/windsor2004full.pdf (дата обращения: 26.04.2018).
УДК 94
Беспалова Елена Олеговна
студентка II курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ В ЕВРОСОЮЗЕ: ОТ ВХОЖДЕНИЯ ДО BREXIT
Elena O. Bespalova
Student of the Department of History, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia e-mail:[email protected]
GREAT BRITAIN IN THE EUROPEAN UNION: FROMENTRYTOBREXIT
Аннотация. Проанализированы характерные особенности политики Великобритании в составе Евросоюза, ее несгибаемая позиция в отношении своего государственного
© Беспалова Е.О., 2018
суверенитета и наиболее частые расхождения интересов с другими государствами ЕС. В связи с этим трудности сопровождали Королевство с момента вступления в Сообщество и до самого его выхода.
Ключевые слова: Великобритания, Европейский союз, Brexit, интеграция, Маастрихтский договор, экономический союз, валютный союз, референдум, евроскептицизм.
Abstract. The article analyzes the characteristics of the British policy in the European Union, its inflexible position on its state sovereignty and the most frequent divergence of interests with other EU States. In this regard, the difficulties have accompanied the Kingdom from its entry into the Community until its withdrawal.
Key words: Great Britain, European Union, Brexit, integration, Maastricht Treaty, economic union, currency union, referendum, euroscepticism.
Евросоюз — самая крупная и развитая интеграционная группировка мира, по степени зрелости с ней не может сравниться ни один другой региональный блок.
Предпосылкой создания Евросоюза послужило послевоенное движение по объединению Европы. Началу интеграционного движения послужила речь Уинстона Черчилля «Трагедия Европы», произнесенная 19 сентября 1946 г. в Цюрихском университете, в которой он призвал европейцев покончить «с национальными распрями» и образовать на континенте «подобие Соединенных Штатов Европы» [7].
1 января 1948 г. начал действовать таможенный союз Нидерландов, Люксембурга и Бельгии (Бенилюкс) [2, с. 3]. В марте этого же года Франция, Великобритания и страны Бенилюкса подписали Договор о сотрудничестве в экономической, социальной и культурной сфере, а также о коллективной самообороне.
Датой рождения ЕЭС считают 18 апреля 1951 г., когда произошло подписание договора, учреждающего Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) [3, с. 85].
Юридически союз был закреплен Маастрихтским договором в 1992 г. 1 ноября 1993 г. ЕЭС был переименован в Европейский союз по причине присоединения к экономической функции политической [2, с. 5].
В 1957 г. Великобритания не захотела войти в ЕЭС. А после дважды, в
1962 и 1967 гг., подавала заявление о приеме ее в данную организацию, но оба
раза получала отказ. Ее вступлению препятствовал президент Франции Шарль
175
де Голль, считавший, что в силу своих особых связей с Соединенными Штатами Великобритания будет играть в ЕЭС негативную роль, подрывая его единство и самостоятельность в отношениях с США. Переговоры о вступлении Великобритании начались только в 1969 г., после отставки де Голля, и с 1 января 1973 г. она стала членом Союза [3, с. 87].
На момент присоединения Королевства к сообществу у власти стояла консервативная партия, а уже в октябре 1974 г. на выборах победили лейбористы. В июне 1975 г. ими был проведен референдум по вопросу о членстве в ЕЭС. Из 64,5 % голосовавших, 67,2 % ответили «да».
Политика Лондона в ЕЭС была направлена на установление своих прочных позиций и влияния в Европе. Стабилизировав экономическое и финансовое положение, в середине 1980-х гг. он выступил за создание единого европейского рынка, устранение барьеров на пути движения товаров, принятие общеевропейских стандартов, установление свободного рынка в области транспорта, страхования и движения капитала.
Весной 1989 г. Комитет во главе с председателем Еврокомиссии представил проект создания Экономического и валютного союза. Не сразу, но Британия дала согласие на вступление в ЭВС, так как это давало ей возможность достичь заветной цели — низкой инфляции и низких процентных ставок. В это время уровень инфляции в Соединенном Королевстве был выше, чем во многих других странах ЕЭС. 8 октября 1990 г. фунт стерлингов присоединился к механизму обменных курсов [4, с. 302].
Однако в декабре 1990 г. на конференции в Риме Великобритания отказалась принять единую валюту, но обещала не препятствовать этому процессу, если хотя бы восемь стран согласятся ее принять. Государства -участники проекта сознательно пошли на передачу в коллективное ведение части своего национального суверенитета в области валютной политики [8, с. 74], Британия эту позицию не разделяла. Уже в 1992 г. Королевство заявило о выходе из ЭВС, после чего резко улучшило свое экономическое положение.
Еще одной финансовой проблемой участия Соединенного Королевства в ЕЭС стало урегулирование размера ее взноса в бюджет Сообщества. Вступив в уже действующую организацию, Великобритания не имела другого выбора, кроме как принять ее правила игры. Внутри страны значительный размер взносов в бюджет ЕЭС воспринимался как несправедливый. Еще больше отягчало обстоятельство то, что основной статьей расходов сообщества (две трети бюджета) было сельскохозяйственное производство, в то время как в Британии доля занятых сельским хозяйством составляла 2,6 % активного населения и была самой низкой в ЕЭС. Позже Лондон добился компенсации за счет средств, причитавшихся ему на проведение сельскохозяйственной политики.
Осенью 2002 г. государства ЕС зафиксировали бюджетные расходы на сельское хозяйство внутри Сообщества до 2013 г. Британия сохраняла свои компенсации, хотя уже не отставала в экономическом развитии от других ведущих стран. В это время ее ВВП составлял 120 % среднего уровня ЕС [4, с. 357].
В феврале 1992 г. при подписании Маастрихтского договора Великобритания отказалась подписывать Социальную главу, провозглашавшую общие правила трудовых отношений и социального обеспечения в странах ЕС, так как не желала увеличивать свои социальные издержки в экономике.
В период нахождения Британии в ЕС она глубоко интегрировалась в его структуры. В середине 90-х гг. на Европейский союз приходилось уже около 60 % британского экспорта [4, ^ 369]. Экономические преимущества членства Великобритании в ЕС почти не подвергались сомнению.
В то время как страны - участницы ЕЭС выступали за единую политическую, финансовую и военную деятельность, Великобритания считала, что политическая интеграция должна быть основана на межгосударственном сотрудничестве, когда каждая из сторон проводит независимую политику.
Данная позиция Лондона зависела от того, что исторически Британия не
ощущала себя частью Европы. Уинстон Черчилль говорил: «У нас есть своя
177
собственная мечта и своя собственная роль. Мы с Европой, но мы не Европа. Мы связаны, но не объединены» [6, с. 369]. Поэтому ЕС рассматривался Королевством лишь как необходимая площадка для проведения своей собственной политики.
С момента вступления в ЕС Великобритания стремилась сохранить свою самостоятельность не только в валютной политике, но и в других основных экономических и политических вопросах. Она также не присоединилась к такому интеграционному проекту, как Шенгенское соглашение (1995), вводящему свободное передвижение людей, капиталов, товаров и услуг, сохранив единоличный контроль за своими границами, выдачей виз, иммиграционной политикой и предоставлением убежища.
В конце 1990-х гг. правительство Великобритании выступало против расширения полномочий Европарламента, создания Европола и других наднациональных структур. Поддерживая единый европейский рынок, Британия выступала против предложений по усилению контроля Брюсселя над экономикой и роста расходов бюрократического аппарата ЕС.
Лондон поддерживал идею расширения Евросоюза — как за счет стран — членов Европейской ассоциации свободной торговли, так и за счет стран Восточной Европы. Опасаясь давления новых, с маленькой численностью населения, членов ЕС, правительство Королевства выступало за распределение голосов между странами по количеству их жителей. Сегодня такие государства, как Германия, Франция, Италия, Великобритания, имеют 10 голосов; Испания — 8; Бельгия, Греция, Нидерланды, Португалия — 5; Австрия, Швеция — 4; Дания, Финляндия, Ирландия — 3; Люксембург — 2 [1, с. 9].
Великобритания приняла участие в подготовке проекта европейской конституции, которая должна была ознаменовать переход Евросоюза на новую ступень развития с учетом присоединения к нему 10 новых стран.
Еще одним ярким предложением правительства Британии в ЕС стала идея о назначении представителей Союза по внешней политике, исходя из национальных традиций отдельных стран, которые в прошлом были их
колониями. Так Франция и Великобритания получали бы право представлять Союз в Африке, Азии и на Ближнем Востоке, а в Латинской Америке такое право получила бы Испания.
Предложения Великобритании были значимыми для ЕС, не менее весомым стало и председательство ее в первой половине 1998 г. Этот период ознаменовался обеспечением занятости, борьбой с преступностью, охраной окружающей среды, проведением реформ единой рыболовной и сельскохозяйственной политики. На саммите в Амстердаме Лондон взял на себя единые для государств ЕС нормы по условиям труда и заработной плате. Параллельно с этим Британия вновь высказалась за сохранение права вето в вопросах оборонной и внешней политики Сообщества, налогов, бюджета.
На саммите ЕС в марте 2012 г. участники отказались подписать Бюджетный пакт, вводивший строгие правила финансовой дисциплины, который был лоббирован Парижем и Берлином. В 2015 г. на встрече глав МВД ЕС, посвященной миграционному кризису в Европе, Великобритания заявила, что отказывается принимать участие в системе ЕС по распределению мигрантов, а будет принимать беженцев напрямую из лагерей в Сирии.
Членство Великобритании в ЕС было спорным еще с момента присоединения страны к Союзу. И с первых лет пребывания в нем Британия стремилась сохранить максимально возможную самостоятельность в значимых экономических и политических вопросах. Сохранение своего государственного суверенитета и ведение независимой политики было ключевой задачей Британского правительства. Лондон никогда не хотел передавать контроль над собой в чужие руки. Помимо ощущения себя как государства уникального Туманный Альбион считает себя государством самостоятельным, способным обеспечить достойную жизнь своих граждан без помощи кого-либо. Ежегодное вложение Британии в Сообщество составляет 18 млрд евро, тогда как поступления от ЕС составляют 7 млрд евро. Британцы считают такие вложения неоправданными и уверены, что данную разницу было бы разумнее направить на здравоохранение и образование внутри своего государства, нежели на
развитие других, менее развитых, стран.
Настроения евроскептицизма в Британии нарастали давно, и 23 июня 2016 г. был проведен референдум по вопросу о членстве в ЕС, около 52 % принимавших участие проголосовали за выход [5]. Вечером 28 июня в рамках саммита Европейского совета в Брюсселе состоялся символический спуск флага Великобритании перед зданием Европейской комиссии. 29 марта 2017 г. премьер-министр Великобритании Тереза Мэй подписала письмо на имя главы Евросовета Дональда Туска с уведомлением властей Европейского союза о начале процедуры выхода Великобритании из ЕС. Ожидается, что переговоры о выходе Великобритании продлятся около двух лет и, таким образом, страна может покинуть объединение в марте 2019 г.
Список литературы
1. Аугсткалнс У., Димантс А. Европейский союз и Я. Стокгольм, 2000.
2. Борко Ю.А. Что такое Европейский союз? Некоторые основные сведения. 1950— 2000. М., 2000. 43 с.
3. Борко Ю.А., Буторина О.В. История развития Европейского союза // Европейская интеграция: учебник. М., 2011. С. 81-117.
4. Громыко Ал. А. Великобритания. Эпоха реформ. М., 2007. 536 с.
5. Итоги: Сторонники выхода Британии из ЕС победили на референдуме // Российская газета. 2016. 24 июня.
6. Черчилль У. Защита империи. Автобиография. М., 2012. 480 с.
7. Черчилль У. Трагедия Европы [Электронный ресурс]. URL: http://nashagazeta.ch/news/politique/tragediya-evropy (дата обращения: 23.04.2018).
8. Шемятенков В.Г. Евро: две стороны одной монеты. М., 1998. 74 с.
УДК 929
Белавина Александра Андреевна
студентка I курса магистратуры исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,
Россия, e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОИСКИ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ
Aleksandra A. Belavina
1year Graduate Student of the History Department
Perm State Humanitarian Pedagogical University
Perm, Russia, e-mail: [email protected]
© Белавина А.А., 2018