УДК: 7.072.2
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ - ИСТОЧНИК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА КАЗАХСТАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Золотарева Л.Р. ®
Канд. пед. наук, профессор, кафедра изобразительного искусства и дизайна, Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
Аннотация
В контексте крупномасштабного гуманитарного проекта ЮНЕСКО «Великий Шелковый путь - путь диалога культур» в статье исследуется Великий Шелковый путь как источник вдохновения казахстанских художников. Дан искусствоведческо-культурологический анализ творческих поисков живописцев С. Альжанова, В. Проценко, У. Исмаилова, Ш. Алимкуловой, С. Жорабекова, Н. Бубэ, В. Гвоздева, Н. Терещенко и др.
Ключевые слова: проект ЮНЕСКО, Великий Шелковый путь, изобразительное искусство, творческие поиски казахстанских живописцев.
Keywords: The UNESKO project, The Great Silk Road, the fine arts, the Kazakh artists.
XXIV сессия Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО (ноябрь 1987 года) по инициативе десяти стран, включая Советский Союз, приняла резолюцию об организации и осуществлении крупномасштабного гуманитарного проекта «Великий Шёлковый путь - путь диалога».
В 1988 году был принят проект ЮНЕСКО «Интегральное изучение Шелкового пути -пути диалога». По этому проекту намечалось широкое и основательное изучение истории древней трассы, становление и развитие культурных связей между Востоком и Западом, улучшение отношений между народами, населяющими Евразийский континент.
В узловых точках Великого Шелкового пути проведены десятки научных семинаров.
Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев Указом от 27 февраля 1998 года утвердил Государственную программу Республики Казахстан «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма». Для ее реализации была образована Национальная компания «Шелковый путь - Казахстан», призванная осуществлять весь комплекс мер по сохранению его наследия, обеспечению взаимодействия организаций и физических лиц, а также объединения необходимого научного и производственного потенциала по возрождению исторических городов и развитию инфраструктуры туризма Казахстана. Программа охватывает девять регионов нашей страны, расположенных по трассе Шелкового пути, и включает 115 исторических объектов.
В Таразе в старинном здании бани Кали-Юнуса, построенном аулиеатинским меценатом Кали-Юнусом в начале XX столетия, открыт уникальный по своей значимости музей, пока единственный на территории Казахстана - Музей истории городов Великого Шелкового пути [1, с. 78].
«Наиболее важным веянием времени для казахстанских живописцев является история, остро ощущается жажда знаний о своем близком и далеком этническом прошлом. И художники обращаются к артефактам археологии, этнографическим рисункам средневековья, фотографиям. Изучению казахского космоса посвящено творчество художников, талантливых и прозорливых; они совершают «путешествие» во времена и
® Золотарева Л.Р., 2017 г.
пространства своих предков тогда, когда остро встал вопрос национального самосознания, переплетая с вопросами о возрождении истоков (1980-е годы. - Л.З.). У всех художников данный «экскурс в космос» далеких предков выражается по-своему. Но общим является желание определить не просто степень родства, а степень жизнестойкости этих «энергетических» генетических каналов связи прошлого художественного опыта и современности» [2, с. 18-19].
В искусстве наиболее востребован исторический жанр, нередко взаимосвязанный с бытовым. И одним из проявлений является обращение к теме Великого Шелкового пути. Художники реконструируют в своем воображении средневековые городища и их археологические культуры
В этом плане панорамной является картина казахстанского художника Серика Альжанова «Из наследия великих казахов».
Картина композиционно выполнена как ковер, который, по сути, является важной частью юрты. Композиция разделена условно на шесть частей, рассказывающих о тех иных вещах, многозначительных в далекие прошлые времена и возрождающихся в настоящем. Центральная часть картины связана с религиозным, духовно-нравственным содержанием и бытовой жизнью казахов. Расположение в верхней части мечети и рук молящегося -своеобразный символ ислама, мировоззренческого комплекса казахов.
Рис. 1. С. Альжанов. Из наследия великих казахов. Холст, масло. 120x180. 2011
Полотно наполнено разнообразными символами: наскальными изображениями антропоморфных «солнцеголовых» и «солнцеликих» божеств; креста - по версии сторонников тенгрианского неоязычества, символом тенгрианства является солярный знак «шанырак» (равносторонний крест в круге), восходящий к палеолитическим петроглифам и означающий также колесо и бубен; трех яиц, ассоциирующихся со священной птицей Самрук, которая откладывала в кроне дерева золотое яйцо - Солнце. Музыкальные инструменты - с одной стороны, с другой - воинское снаряжение, являющееся выражением мужского начала. Изображение домашних животных связывается с понятием богатства, плодородия, приумножения скота.
В нижней центральной части художник показывает сакральное пространство с балбалами - каменными статуями воинов-тюрков, которые устанавливались на могилах или на местах ритуального сожжения праха покойного. В основе культа предков лежит учение о бессмертии души, вера в загробную жизнь душ умерших и их влияние на деяния живых родственников.
В картину введены элементы звериного стиля, национальные орнаментальные узоры геометрического и космогонического характера. Она наполнена многочисленными артефактами материальной культуры, этнического мастерства древних номадов степной Евразии.
Особая функция отводится изображению глаза - мифологическому символу, связанному с магической силой, благодаря которой божество или мифологический персонаж обладает способностью видеть, сами оставаясь невидимыми.
Картина С.Альжанова - своеобразная художественная летопись истории развития культуры казахов, оставшейся в традициях и обычаях народа и являющейся бесценным его наследием. Она аккумулирует энергию космического добра.
Теме Великого Шелкового пути посвятили свои живописные работы многие художники Казахстана: Султан Иляев (1954, Шымкент) «Оазис» (холст, акрил, 60х100, 2012); Шахарбану Алимкулова (1955, Шымкент) «Ходжа Ахмед Ясауи» (холст, масло, 150х110, 2007); Юрий Ломакин (1941, Шымкент) «Шелковый путь» (холст, масло, 90х60, 2011); Виктор Кель (1951, Астана) «У древнего храма» (холст, масло, 70х100, 2011); Канат Шукирбеков (1961, Алматы) «Арыстанбаб» (холст, масло, 95,5х75,5, 2011). В отдельных композициях наблюдается тонкий лиризм, романтизация номадической среды.
Владимир Проценко (1961) - известный представитель классической школы живописи. Ведущий жанр его творчества - пейзаж, хотя одинаково свободно он чувствует себя в любой жанровой ситуации.
Рис. 2. В.Проценко. Караван вечности. Холст, масло. 1999
Его полотна можно назвать формулами степи - настолько верны его цветовые и пространственные формулировки. Уже в самом мотиве художник освобождается от всего случайного, несущественного. В результате воплощается идея величия даже не столько природы, сколько мироздания и бытия. Степные ландшафты В.Проценко наполнены ни чем не нарушаемой тишиной; она позволяет войти в иной мир, уже не физический, а духовной. Высокое небо, необъятный простор отгораживают от сиюминутности, вводя в пространство вечности. Такова его величественная картина «Караван вечности».
Умирали Исмаилова (1970), который работает практически во всех жанрах, волнует прошлое своего народа, в течение многих столетий формировавшее настоящее, и вдвойне -актуальное сегодня. Цепь ассоциаций, рожденных генетической памятью художника, создает объемный, эмоционально насыщенный художественный образ, в формировании которого активно участвует характер письма: экспрессивный, напряженный мазок и или спокойное
светлое живописание. Бытовые сцены, события прошлого включаются в широкий природный фон, что позволяет убедительно сопрягать прошлое с настоящим [3, с. 274-276].
Рис. 3. У. Исмаилов. Шелковый путь. Холст, масло.60х90.2010
Казахстанская ветвь Великого Шелкового пути. Сарайчик (древнее название города Атырау), Янгикент, Сыгнак (город в Кызылординской области), Сауран (городище, современный аул в Южно-Казахстанской области), Оксус, Яссы (Туркестан), Отрар (ныне городище в Отрарском районе Южно-Казахстанской области), Испиджаб («Город на белой реке», ныне Сайрам), Тараз, Кулан (аул в Рыскуловском районе Жамбылской области Казахстана), Аспара (село в Жамбылской области Казахстана), Навакет, Талгар (город в Алматинской области), Баласагун (Токмак, ныне территория Киргизии).
Древние города, шумные базары, степные мадонны, акыны-сказители, путешественники и караваны верблюдов, нагруженные экзотическими товарами - все это в совокупности создает маршрут многоголосья, мелодию степи, доходящую до нас как мощное эхо далеких цивилизаций.
Верблюдов отборных с ним тысяча шла, И не было грузам богатым числа. Сто рыжих верблюдов с дирхемами шли, А сорок верблюдов динары везли. С вьюками, где мускус и лучший алой, С шелками, дивящими взоры красой, Их Чин поставляет, и Мыср, и Иран -Шел в 30 верблюдов ещё караван (Фирдоуси).
Одними из самых развитых городов на Великом Шелковом пути были: Тараз, Яссы, что нашло свое воплощение в картинах Умирбека Жубаниязова, Серикбая Жорабекова и др. У.Жубаниязов размышляет об истории казахов, тюркской мифологии, коллизиях современности. В языке его станковых картин нередко ощутимы принципы монументальной живописи: устойчиво-ритмизированная ясность построения сообщает образу лаконичную и сосредоточенную силу (Дорогой предков. Холст, масло. 100х150. 2007).
Один из самых любимых мотивов Серикбая Жорабекова - эпические композиции о древних городах Казахстана. Красочный слой его картин прозрачен, построен на сочетании сближенных тонов, создающих особую световоздушную среду. Цикл произведений С.Жорабекова, посвященный древнему Отрару и Туркестану, вобрал в себя очень много дорогого «для сердца казаха», озабоченного мыслью о сохранении своей национальной культуры.
Рис. 4. С. Жорабеков. Город Ясы. Холст, масло. 150х180. 2011
Одним из самых прекрасных архитектурных памятников на Великом Шелковом пути был мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи (1385-1405).
Рис. 5. Ш. Алимкулова. Ходжа Ахмед Ясауи. Холст, масло. 150х110. 2007
Это грандиозное сооружение было воздвигнуто в честь жившего в XII веке известного на Востоке Ахмета Яссауи - признанного главы тюркской ветви суфизма, мыслителя, поэта. Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи - шедевр архитектуры, выдающийся памятник средневекового зодчества, включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рис. 6. В.Кель. У древнего храма. Холст, масло. 70х100. 2011
На Великом пути встречались долгожданные островки растительности в пустыне -оазисы.
Рис. 7. С. Иляев. Оазис. Холст, акрил. 60х100. 2012
Они расположены на привлекательных местах, находящихся на пересечении многих торговых и транспортных путей. Для караванов, которые идут по этому пути, оазисы являются спасительным кругом, служащим для пополнения запасов продовольствия и воды.
Непременным спутником человека на многотрудном пути был двугорбый бактрийский верблюд, чья необычайная выносливость и способность отыскать подземные родники, чувствовать приближение смертоносных песчаных бурь помогали человеку преодолевать бескрайние азиатские пустыни. Верблюжий караван Вам не понять, какое это чудо: Тепла, солоновата, как всегда, Но слаще всех нектаров - для верблюда -У морды долгожданная вода! (Марина Чекина)
С. Жорабеков. Верблюды. Холст, масло. 60х100. 2008
Произведения Марата Абдреева (1965) говорят о переживаемом им чувстве причастности к исторической судьбе своего народа. Кисть художника мягко касается холста, нежно укладывая приглушенные оттенки цветов, из гармоничного сочетания которых возникает мир, то ли увиденной сквозь дымку лет, то ли пригрезившийся в мечтаниях о минувшем славном прошлом. Не простая жизнь кочевников с особой выразительностью представлена в картине «В пути». И хотя здесь изображен лишь небольшой караван верблюдов, степенно идущих по степи, багровое небо говорит не только о закате, но и о трудностях любого пути, исторического в том числе.
М. Абдреев. В пути. Холст, масло. 30х40. 2015
Купцы останавливаются на ночлег в караван-сараях, где их ожидает вкусный чай, кумыс и дружеская беседа. Здесь органично живут мужчины в восточных халатах и
женщины в белоснежных кимешеках, писать которые одно удовольствие для художников, увлеченных этнографией и эффектами формы. Художники наслаждаются этим нарядным миром и с увлечением изображают одежды, кувшины, ковры, украшения и даже - тягучую струйку молочного напитка.
Особенно выделяется творчество Нелли Бубэ (1949). Значимый пласт творчества Нелли Витальевны - история Великого Шелкового пути. Собранный по крупицам материал из истории и быта номадов, который скрупулёзно и с упоением изучался, воплотился в большой панораме «Великий Шелковый Путь». Нелли Бубэ - первый художник, воплотивший идею Великого Шелкового пути столь цельно и масштабно.
«Приступая к нему, я взяла карандаш, провела от моря до моря прямую линию, на одном конце поместила Грецию, на другом - Китай, а между ними - Индию, страны Средней Азии и Казахстан. Получилась композиция из семи форматов, где в виде атрибутики, архитектуры и персонажей в национальных одеждах представлены основные культурные регионы на этом пути. Во втором случае та же задумка была рассмотрена под другим углом зрения. В центре композиции у меня казах с домброй. Играя на ней, он как бы приветствует всех стекающихся сюда, в нашу степь, людей с разных концов света. Хозяин этой земли символизирует ее гостеприимство. Неслучайно именно здесь сходились когда-то все караванные пути, неслучайно купцы и торговцы многих стран находили тут себе отдых и рынок сбыта. А если брать тему Шелкового пути в ее полном разрезе, то она не просто богата - она неисчерпаема, как сама жизнь» [5].
Н. Бубэ. Из цикла «Великий Шелковый путь». Холст, масло. 105х210. 2014
Живописные работы Владимира Гвоздева (1960) населены архетипами, которые с древних времен наделялись сакральным значениям. Восточные ковры с роскошной фактурой и насыщенной орнаментикой, как и казахская национальная традиция, в целом оказали значительное влияние на творчество художника. В сюжетно-тематическом строе работ яркий Восток предстает в сочном разноцветье образов казахских корпе, ароматной чайханы, многолюдного шумного базара [3, с. 160]
В. Гвоздев. Восточный базар. Холст, масло. 80х100. 2013
Нина Терещенко (1945) - художник декаративного склада. Ее работы выполнены в различных художественных техниках, в том числе и в графических. В основе ее полотен лежат легенды и сказания, мифы и сказки, национальные обычаи и народные гуляния. В знойных песках пустыни бредут путники: суфии с древними скрижалями да торговцы со скарбом. Они устали измождены, но тут вдалеке показался город, и путники преободрились, пока еще не зная, что это всего лишь «Мираж». Однако за непреступными стенами призрачного города живет своей шумной жизнью обычный «Восточный базар», изобилующий коврами и дынями, посетителями в пестрых одеждах и уличными артистами. Каждая такая картина - это увлекательная история из жизни стран Востока. Произведения Н.Терещенко похожи на иллюстрации к древним манускриптам, на миниатюрную живопись Востока [4, с. 254].
Н. Терещенко. Восточный базар.Холст, масло. 140х100. 2014
«В целом, налет своеобразного виража ощущается во всех работах на историко-этнические мотивы, изображаемые в академическом ключе. Вероятно, потому, что все осознают - время ушло безвозвратно, нам остался лишь шлейф этого миража. Так, в целом воспринимаются все работы на этническую историю реалистического выражения. Позднее дистанция во времени позволит более полно оценить их роль в истории отечественной живописи. Но уже сегодня видно: пережитый номадами культурный шок в начале ХХ века уходит и растворяется в пространстве мифа», - пишет Халима Труспекова [2, с. 20].
Современность научного исследования, поднимающего столь эпохальную тему, очевидна.
Данное искусствоведческо-культурологическое исследование не исчерпывает всех аспектов заявленной проблемы, так как тема «Великий Шелковый путь» обширна и неисчерпаема. Это вечная тема объединяет в одно целое историческое этнокультурное наследие, реализации современности и творческие фантазии казахстанских художников. Это их «новый Шелковый путь».
Литература
1. Золотарева Л.Р. История искусств Казахстана: Учеб. пособие для вузов. - Караганда: Изд-во КарГУ, 2000. - 332 с, ил.
2. Труспекова Х.Х. Живопись Казахстана // Казахское искусство: Альбом. Т4. - Алматы: Елн^р, 2013. - С. 13-20.
3. Живопись Казахстана: фотоальбом. Т.1 / Гл. ред В.Титенев; рук. проекта Н. Демина: сост. Б. Барманкулова, Н. Демина. - Алматы: Тау-Кайнар, 2016. - 368 с, прил.
4. Живопись Казахстана: фотоальбом. Т.2 / Гл. ред В.Титенев; рук. проекта Н. Демина: сост. Б. Барманкулова, Н. Демина. - Алматы: Тау-Кайнар, 2016. - 409 с, прил.
5. Людмила Енисеева, Алипа Утешева, Раушан Шулембаева Шелковый путь Нелли Бубэ [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.baiterek.kz/node/855