Юбилей
136
Г.Л. Микиртичан
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
Великий русский ученый М.В. Ломоносов
Контактная информация:
Микиртичан Галина Львовна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии
Адрес: 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, тел.: 542-55-65, е-mail: [email protected]
Статья поступила: 15.10.2011 г., принята к печати: 01.11.2011 г.
В статье представлены размышления о вкладе в развитие науки и культуры России великого русского ученого, одного из самых выдающихся светил мировой науки Михаила Васильевича Ломоносова в связи с отмечаемым в 2011 г. 300-летием со дня его рождения. Особое внимание уделено его роли как поборника развития отечественного просвещения и науки, взглядам на медицину. В этом же году отмечается 250 лет со дня написания знаменитого письма И. И. Шувалову «О сохранении и размножении российского народа» (1761), которое содержало обширную программу по вопросу увеличения народонаселения страны, включавшую комплекс юридических, социальных, а также медицинских мер, способствующих увеличению рождаемости и сокращению детской смертности.
Ключевые слова: М. В. Ломоносов, И. И. Шувалов, Московский университет, «О сохранении и размножении российского народа».
2011 год объявлен ЮНЕСКО годом Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Именно в этом году исполнилось 300 лет со дня рождения великого русского ученого, одного из самых выдающихся светил мировой науки. В этом же году отмечалось и 250 лет со дня написания М. В. Ломоносовым письма «О сохранении и размножении российского народа».
Михаил Васильевич был первым в России ученым-естествоиспытателем мирового значения, энциклопедистом, просветителем, внесшим вклад во многие отрасли знаний. Поражает обширность его интересов и достижений: химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, философ, историк, экономист. По широте научных интересов среди современников ему не было равных.
М. В. Ломоносов сформулировал принцип сохранения материи и движения; заложил основы физической
химии, учения о цвете, науки о стекле (постиг тайны античной мозаики, изготовив смальту); его молекулярнокинетическая теория тепла предвосхитила современное представление о строении материи; он открыл атмосферу у планеты Венера; заложил основы изучения грозовых явлений; первым указал на электрическое происхождение северных сияний. Именно Ломоносовым утверждены основы современного русского литературного языка.
Особенно хочется отметить его роль как поборника развития отечественного просвещения и науки. К началу XVIII в. Россия была единственной европейской страной, где не было университета. Исследователи жизни и деятельности М. В. Ломоносова сходятся во взгляде, что именно ему принадлежит идея создания университета в России [1]. Об этом говорит и весь пройденный им путь: обучение в Славяно-греко-латинской академии,
G.L. Mikirtichan
St. Petersburg State Pediatric Medical Academy
The great Russian scientist M.V. Lomonosov
This article presents reflections on the contribution of the great Russian scientist, one of the most prominent world science stars Mikhail Lomonosov (8/19.11.1711-4/15.04.1765) in connection with the 300th anniversary of his birth celebrated in 2011. Particular attention is paid to his role as an advocate for the development of domestic education and science, and his views on medicine. In the same year we are celebrating the 250 years anniversary since M. Lomonosov’s writing the letter to I.I. Shuvalov, «On the saving and reproduction of the Russian People» (1761), which contained an extensive program of increasing the country’s population, which included a range of legal, social and medical measures to help increase fertility and reduce child mortality.
Key words: M. V. Lomonosov, 1.1. Shuvalov, Moscow University, «On the saving and reproduction of the Russian people».
студенчество при Санкт-Петербургском1 и Марбургском университетах (Германия). С конкретными предложениями об учреждении Московского университета, изложенными в ныне известном письме (1754 г.), он обратился к И. И. Шувалову2, покровителю русской науки и культуры. Они оба были авторами текста университетского проекта, многие положения которого ими неоднократно обсуждались, оспаривались, изменялись. В основу было положено устройство западноевропейских университетов, имеющих в своем составе 4 факультета: юридический, медицинский, философский и богословский, однако, в проекте Московского университета предусматривалось открытие трех «классических» факультетов: юридического, медицинского и философского. Проект нового учебного заведения был представлен И. И. Шуваловым императрице Елизавете Петровне, которая, ознакомившись с ним, подписала указ об основании Московского университета 12 (25 — по новому стилю) января 1755 г. — в день св. Татианы по православному церковному календарю (в этот день отмечались именины и матери И. И. Шувалова — Татьяны). Торжественное открытие занятий в Университете состоялось в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны — 26 апреля (7 мая) 1755 г. [2]. Таким образом, благодаря «отцам-основателям» — М. В. Ломоносову и И. И. Шувалову, единению научной мощи первого и просветительских взглядов и устремлении второго, Россия стала университетской страной. В 1940 г. в дни празднования 185-летнего юбилея Московскому университету было присвоено имя М. В. Ломоносова.
Среди разносторонних интересов Михаила Васильевича была и медицина. После возвращения из Германии в Петербург, в июне 1741 г., одной из его первых работ стал перевод статьи математика и физика, академика Санкт-Петербургской академии наук Г. В. Крафта (1701-1754) «О сохранении здравия». Необходимо отметить, что Крафт очень ценил способности молодого Ломоносова и доброжелательно относился к нему. Он неоднократно давал положительные отзывы о первых работах молодого ученого и даже зачитывал эти сочинения на нескольких заседаниях Академического собрания. Поскольку Г. В. Крафт не был врачом по специальности, при написании своей работы «О сохранении здравия» он использовал три книги известного немецкого терапевта, профессора медицины из Галле Фридриха Гофмана (1660-1742). Гофман был пропагандистом «динамического» учения о движении в организме — как основы здоровья и о прекращении движения — как причины многих заболеваний. Исходя из этого учения, Крафт разработал систему лечения, которая получила большую популярность в XVIII в. у медиков многих стран и заключалась
в широком применении диеты, водолечения, кровопускания, минеральных вод и т. д.
Перевод, выполненный Ломоносовым, отличается простотой и доступностью изложения. По мнению советского историка медицины С. М. Громбаха, «ряд мыслей, высказанных в статье «О сохранении здравия», принадлежит Ломоносову» [3]. Одним из основных в статье является положение о необходимости сохранения здоровья, чему способствует то, что мы сегодня называем «правильным образом жизни», в которой также давались рекомендации как его организовать. Следуя за Г. В. Крафтом, М. В. Ломоносов утверждал: «Ибо несравненно легчае настоящее здравие соблюсти, нежели потерянное возвратить можно. И как натура каждого обязывает о соблюдении и продолжении своей жизни стараться, подобным образом оная обязывает нас и к собственному осторожнейшему хранению нашего здравия, понеже без оного жизнь наша бездельна. Non est vivere, sed valere, vita, то есть «Жизнь не в том состоит, чтобы только жить, но в том, чтобы здравствовать», — совсем правдиво говорит древний римский стихотворец Марциал»3 [4]. Статья содержит тезис о несостоятельности популярного тогда учения о «панацее» — универсальном лекарстве: «Многие медики о том старались, как бы им, особливо чрез химию, способ найти против каждой болезни. Однако в сем случае, равно как и в других многих трудных вещах, еще по сие время при одном желании осталось, и не без основания верить можно, чтобы такое общее лекарство против всех болезней когда сыскано было», т. к. «лекарства действуют не токмо по одному состоянию своих собственных сил, но купно и по свойствам того тела, которое их принимает...». В заключительной части статьи говорится о влиянии эмоций на здоровье: «Беспечальный и спокойный ум возбуждает и содержит также всегда ровное и умеренное движение в жизненных духах, и ежели они в таком состоянии находятся, то бьется также и сердце тихо и порядочно, кровь движется кругом очень изрядно и человек бывает здрав. Того ради спокойный и беспечальный ум есть самое высочайшее добро, которое человек в сей жизни иметь может, понеже оно не токмо содержанию здравия обыкновенно помогает, но и с прямым употреблением разума сопряжено».
Можно предположить, что эта статья стала доступна широкому кругу читателей, т. к. она была напечатана в приложении к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — популярном издании «Примечания к ведомостям» (6 октября 1741 г., ч. 80-83, с. 317-332).
М. В. Ломоносов считал, что развитие медицины невозможно без использования достижений естественных наук, и особенно химии. В «Слове о пользе химии»
1
Санкт-Петербургский академический университет и гимназия были учреждены одновременно с Академией наук указом Петра I от 28 января 1724 г. (в 1758-1765 гг. ректором Академического университета был М. В. Ломоносов) с целью подготовки в России научных кадров. Однако осуществить это не удалось.
2 Шувалов Иван Иванович (1717-1797) — фаворит императрицы Елизаветы Петровны и государственный деятель. Разносторонне образованный человек, сыграл значительную роль в истории русской культуры XVIII в.
3 Марциал Марк Валерий [около 42-102 н.э.] — древнеримский поэт, мастер эпиграммы. Среди книг, приобретенных М.В. Ломоносовым в Марбурге в 1737-1738 гг., была книга Марциала «Эпиграммы». Он часто обращался к этой книге, неоднократно приводил выдержки из эпиграмм Марциала, при составлении в 1758 г. регламента академической гимназии рекомендовал во втором классе выполнять «переводы русскими стихами лучших эпиграмм Марциала».
137
ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2011/ ТОМ 8/ № 6
Юбилей
138
(1751 г.) он писал: «...полезнейшая роду человеческому есть наука медицина. Только благодаря изучению химии и физики становятся понятными физиологические функции человеческого организма, а также их нарушения — болезни».
Он интересовался анатомией и физиологией, у него есть высказывания, которые можно отнести к профилактике профессиональных болезней. Так, в работе «Первые основания металлургии или рудных дел» (1741 г.) М. В. Ломоносов предлагал конкретные меры для облегчения тяжелых условий труда в шахтах, считал необходимым создать искусственную вентиляцию, разработал систему естественной вентиляции и ряд приспособлений для безопасного труда; придумал специальную защитную одежду, предлагал создать места отдыха в шахтах, ввести семичасовой рабочий день и запретить труд детей. Он задумывался над сохранением здоровья людей в экстремальных условиях, в частности составил инструкцию для членов экспедиции, отправившихся на поиски Северного морского пути, где рекомендовал запастись продуктами для предупреждения цинги, такими как северные ягоды, в частности морошкой, и свежим мясом.
К середине XVIII века стало очевидно, что России не хватает населения для освоения огромных территорий. Высокая детская смертность и связанная с ней убыль населения не могла не привлечь внимания передовых русских ученых. Изучение причин детской смертности в России началось раньше, чем был установлен истинный ее показатель. Это было связано с тем, что производимые в России в XVII-XVIII вв. переписи населения не были всеобщими и охватывали только лиц мужского пола. В 1750-х годах Ломоносов начал собирать материалы для создания труда по вопросам экономической политики, связанной с подъемом производительных сил в России. Проблемы статистики народонаселения также интересовали ученого. Он рассматривал народонаселение в качестве одной из основных категорий жизнедеятельности общества; видел могущество государства не в обширности территории, а в численности населения. Во времена Ломоносова демография как самостоятельная научная дисциплина отсутствовала не только в России, но и во всем мире. Но он мыслил именно как ученый-демограф. Ломоносов обосновывал необходимость государственных мер, направленных на сбережение народа и увеличение его численности, относил вступление в брак и смертность к факторам, определяющим рост населения, выдвинул задачу снижения уровня смертности, прежде всего, детской в качестве первоочередной. Особенно его волновали эти проблемы применительно к России. М. В. Ломоносов в 1760 г. разработал «Академическую анкету» с тридцатью вопросами для сбора статистических данных, характеризовавших отдельные районы России и всю страну в целом.
Частью задуманной М. В. Ломоносовым работы явился трактат «О сохранении и размножении российского народа», который в виде письма был адресован в 1761 г. И.И. Шувалову. Знакомство двух выдающихся людей состоялось в 1750 г., они подружились, их роднила любовь к науке. Интересы ученых совпали при создании проекта
Московского университета. Шувалов понимал масштаб личности М. В. Ломоносова, брал у него уроки стихосложения, интересовался его физическими опытами, часто присутствовал при их проведении, помогал многим его начинаниям. Надо признать, что и Ломоносов рассчитывал на И. И. Шувалова в продвижении своих проектов. Он посвящал И. И. Шувалову многие свои стихотворные произведения [5].
Письмо «О сохранении и размножении российского народа» начинается с объяснения причин его написания: «Милостивый Государь, Иван Иванович! Разбирая свои сочинения, нашел я старые записки моих мыслей, простирающихся к приращению общей пользы. По рассмотрении рассудилось мне за благо пространнее и обстоятельнее сообщить их вашему высокопревосходительству яко истинному рачителю о всяком добре любезного отечества в уповании, может быть, найдется в них что-нибудь, к действительному поправлению российского света служащее, что вашим проницательством и рачением разобрано, расположено и к подлинному исполнению приведено быть может. Извините мою дерзость, что, не имея к тому надобной способности, касаюсь толь тяжкому бремени только из усердия, которое мне не позволяет ничего (хотя бы только и по-видимому) полезного обществу оставить под спудом. Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».
М. В. Ломоносов разделил текст письма на следующие главы:
1. О размножении и сохранении российского народа.
2. О истреблении праздности.
3. О исправлении нравов и о большем народа просвещении.
4. О исправлении земледелия.
5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.
6. О лучших пользах купечества.
7. О лучшей государственной экономии.
8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира.
Текст главы 1 условно можно разделить на 2 части: в первой говорится о мерах по увеличению рождаемости, во второй — о мерах по снижению смертности детей. М. В. Ломоносов предлагал упорядочить возраст, вступающих в брак, установив разницу в годах в 7-10 лет: «В обычай вошло во многих российских пределах, а особливо по деревням, что малых ребят, к супружеской должности неспособных, женят на девках взрослых, и часто жена могла бы по летам быть матерью своего мужа. Сему с натурою спорному поведению следуют худые обстоятельства: слезные приключения и рода человеческого приращению вредные душегубства. Первые после женитьбы лета проходят бесплодны, следовательно, такое супружество — не супружество и, сверх того, вредно размножению народа, затем что взрослая такая женщина, будучи за ровнею, могла бы родить несколько детей обществу. Второе неравенство в супружестве бывает, когда мужчина в престарелых
летах женится на очень молодой девушке, которое хотя и не столь опасно, однако приращению народа вредно, и хотя непозволенною любовию недостаток может быть наполнен, однако сие недружелюбия, подозрения, беспокойства и тяжеб в наследстве и больших злоключений причиною бывает». И далее: «Неравному супружеству много подобно насильное, ибо, где любви нет, ненадежно и плодородие. Несогласия, споры и драки вредят плоду зачатому и нередко бывают причиною безвременному и незрелому рождению. Для того должно венчающим священникам накрепко подтвердить, чтоб они, услышав где о невольном сочетании, оного не допускали и не венчали под опасением лишения чина, жениха бы и невесту не тогда только для виду спрашивали, когда они уже приведены в церковь к венчанию, но несколько прежде». Ломоносов писал о необходимости разрешения повторных браков, запрещении раннего монашества: «Для сих причин кажется, что молодым вдовым попам и дьяконам надобно позволить второй брак и не постригать прежде лет пятидесяти или, сняв чин священства, позволять быть мирскими чинами. Сюда ж надлежит и пострижение молодых людей прямо в монахи и монахини, которое хотя в нынешние времена и умалилось пред прежним, однако еще много есть излишества. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45 лет».
Он считал, что эти меры позволят сократить число незаконнорожденных младенцев, а следовательно, и «детского душегубства» из-за того, что «по разным причинам и по слабости человеческого сложения, ... сластолюбием или насильством обременная женщина, не хотя быть обесславлена, не искала бы способов утаить своего беззакония и несчастия, отчего иногда в отчаянии матери детей своих убивают». Для устранения «столь ужасного злодейства и для сохранения жизни неповинных младенцев» он предлагал учредить «нарочные богаделенные домы для невозбранного зазорных детей приему, где богаделенные старушки могли б за ними ходить вместо матерей или бабок» [6]. Необходимо заметить, это было написано в то время, когда в России практически никаких учреждений для детей еще не было, за исключением сиротских приютов при монастырях.
Ломоносов пытался установить число умерших детей в России: «По исчислению умерших по приходам, учиненному в Париже, сравнив их лета, умирают в первые три года столько же почти младенцев, сколько в прочие, до ста считая. Итак, положим, что в России мужеска полу 12 миллионов, из них состоит один миллион в таком супружестве, что дети родятся, положив обще, один в два года. Посему на каждый год будет рожденных полмиллиона, из коих в три года умирает половина или еще по здешнему небрежению и больше, так что на всякий год достанется смерти в участие по сту тысяч младенцев не свыше трех лет. Не стоит ли труда и попечения нашего, чтобы хотя десятую долю, то есть 10 тысяч, можно было удобными способами сохранить в жизни?»
Не обошел вниманием М. В. Ломоносов детские болезни, «изнуряющия и в смертная челюсти повергающия начинающуюся жизнь человеческую». Среди них он называет грыжи, оспу, сухотку, «черви в животе и другия смерти детской причины». Он писал: «.для излечения прочих детских болезней, положив за основание великого медика Гофмана, который упражнявшись через 60 лет в докторском звании, при конце жизни писал наставления о излечении младенческих болезней, по которым я дочь свою дважды от смерти избавил, и, присовокупив из других лучшее, соединить с вышеописанною книжкою о повивальном искусстве, при том не позабыть, что наши бабки и лекари с пользою вообще употребляют. Оную книжку, напечатав в довольном множестве, распродать во все государство, по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди, читая, могли сами знать и других наставлениями пользовать.» [6]. Но, прежде всего, Михаил Васильевич предлагал увеличить число образованных повивальных бабок, отечественных врачей и лекарей; увеличить число аптек и отечественных аптекарей.
Он выступал против вредных предрассудков и обрядов: например, против крещения детей в ледяной воде; невоздержания в еде и питии, особенно накануне и после постов. Специально останавливался на таких причинах смертности всего населения, как пожары, наводнения, морозы, драки и разбой. Особенно выделил эпидемии чумы, не оставил без внимания борьбу с антисанитарией. Таким образом, письмо М. В. Ломоносова содержало обширную программу увеличения народонаселения страны, включавшую комплекс юридических, социальных, а также медицинских мер, способствующих увеличению рождаемости и сокращению детской смертности.
К сожалению, этот документ стал известен общественности только в 1819 г., когда был напечатан в неполном виде в «Журнале древней и новой словесности» (1819, часть V, март, № 6, стр. 52-78), а затем в «Москвитянине» (1842, № 1, стр. 126-143) с примечанием: «Подлинность этого разсуждения засвидетельствована Российскою Академиею: отрывок из него, именно оглавление других предположенных Ломоносовым сочинений, найден г. Федоровым в собственноручном подлиннике Ломоносова». Дальнейшие издания содержали уже полный текст 4.
П. П. Пекарский (1827-1872) — известный исследователь русской литературы и истории, предоставивший полный текст письма, в 1871 г. писал: «Что касается до самого письма, то оно, будучи написано за 110 лет до нашего времени, само собою, разумеется, изображает много таких черт, которые уже не встречаются более в наши времена; независимо от того, всякая строка такого деятеля в нашей истории, как Ломоносов, должна быть старательно сохраняема в позднейшем потомстве. Кроме того, нельзя не признать, что статья изобилует достоинствами в литературном отношении, — и редакция «Русской Старины» смеет думать, что оказывает
139
4 В «Библиографических записках» (1859 г., № 11, стр. 345-348) в статье «Материал для будущаго издателя сочинений Ломоносова» сделаны дополнения к прежде изданному тексту письма.
ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2011/ ТОМ 8/ № 6
Юбилей
140
услугу русской литературе помещением произведения Ломоносова по списку, более исправному, чем те, с которых оно печаталось прежде» [7].
Намеченные М. В. Ломоносовым меры не могли быть осуществлены полностью ни в XVIII, ни даже в XIX веке. Среди немногого можно назвать создание воспитательных домов в России, заслуга организации которых принадлежит крупному государственному деятелю И. И. Бецкому (1704-1795). 1 сентября 1763 г. по указу Екатерины II был издан Манифест об «Учреждении Московского воспитательного дома»*, а в 1770 г. — Петербургского. Нельзя привести неоспоримых доказательств влияния М. В. Ломоносова на И. И. Бецкого, однако и отрицать этого нельзя. Общими у них являются страстные призывы к сохранению младенческих жизней.
По структуре, организации приема и воспитания детей, штатам служителей, наличию медицинского и педагогического персонала проект И. И. Бецкого не имел ничего общего с мыслями М. В. Ломоносова. Воспитательные дома при открытии состояли из ряда помещении для детей, маленького лазарета в этом же доме и родильного госпиталя. Позднее в структуре воспитательных домов появились оспенные дома, больницы для детей и служащих, подготовительные классы для поступления в различные школы для обучения мастерству и др.
В книге, вышедшей к открытию Московского воспитательного дома, где был помещен генеральный план, имеется стихотворение М. В. Ломоносова. В литературе указывают разные сведения, почему ученый-поэт написал это стихотворение: по заказу Екатерины II, заказу или личной просьбе И. И. Бецкого. Вероятно, существенным является не заказчик, а приветствие Ломоносова новому начинанию в России по спасению жизней младенцев, что было так близко его сердцу:
«Блаженство Общества вседневно возрастает; Монархиня труды к трудам соединяет,
Стараясь о добре великих нам отрад,
О воспитании печется малых чад;
Дабы, что в отчестве оставлено презренно, Приобрело ему сокровище бесценно;
И чтоб из тяжкого для общества числа Воздвигнуть с нравами похвальны ремесла. Рачители добра грядущему потомству!
Внемлите с радостью полезному питомству: Похвально дело есть убогих призирать,
Сугуба похвала для пользы воспитать.
Натура то гласит, повелевает вера,
Внемлите важности монаршего примера: Екатерина Вас предводит к чести сей,
Спешите щедростью, как верностью за ней» [8].
М. В. Ломоносов оказал неоспоримое влияние на развитие науки и культуры России. Многие идеи Михаила Васильевича опередили науку его времени на столетие. Несомненно, привлекательными являются качества его личности: уникальные способности, энциклопедизм знаний, интересов и дел, преданность науке и стремление трудиться на пользу Отечества.
По мнению исследователей его творчества, М. В. Ломоносов придал черты своего характера герою трагедии «Тамира и Селим» (1750):
«Напасти презирать, без страху ждать кончины, Иметь недвижим дух и бегать от любви.
Я больше как рабов имел себя во власти,
Мой нрав был завсегда уму порабощен, Преодоленны я имел под игом страсти И мраку их не знал, наукой просвещен...».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Билярский П. С. Материалы для биографии Ломоносова. — СПб., 1865. — С. 355.
2. Сточик А. М., Затравкин С. Н. Медицинский факультет Московского университета в XVIII веке. — М.: Медицина, 1996. — 368 с.
3. Громбах С. М. Русская медицинская литература XVIII века. — М., 1953. — С. 129.
4. Крафт Г. В. О сохранении здравия / пер. М. В. Ломоносова // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 11. Письма. Переводы. — М.-Л.: АН СССР, 1950-1983. — 422 с.
5. Андреев А. Ю. Деятель Русского Просвещения. Иван Шувалов — основатель Московского университета / Научно-методическая газета «История». — М: Издательский дом «Первое сентября». — 2005; 1: 11-21; 2: 22-32.
6. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: в 10-ти томах. — М.-Л., 1952, — С. 388-389.
7. Ломоносов М. В. О размножении и сохранении российского народа / Сообщ. П. П. Пекарским // Русская старина. Т. 8. — 1873; 10: 563-580.
8. Учреждение Императорского воспитательного дома для приносимых детей и госпиталя для бедных родильниц в столичном городе Москве. — СПб., 1763. — С. 62.
* Ныне — Научный центр здоровья детей РАМН.