ВЕКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ*
Антонина ЛЕВАШЕНКО
Старший научный сотрудник, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected] Александра КОВАЛЬ
Младший научный сотрудник, директор Клуба «Россия—ОЭСР» Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России. E-mail: [email protected]
В 2017 г. были приняты существенные изменения в законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле. С одной стороны, эти изменения направлены на устранение ограничений по использованию зарубежных счетов валютными резидентами, которые преимущественно проживают за рубежом, с другой — принятые поправки ужесточают требования валютного контроля. В конце года российскими властями были предприняты дополнительные меры по установлению автоматического режима обмена налоговой информацией с зарубежными странами.
Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, изменения в законодательстве о валютном регулировании, валютные резиденты.
В России действуют нормы Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-Ф3 (ред. от 29.12.2017 г.), которые не соответствуют практике развитых стран и необоснованно ограничивают возможности российских компаний и граждан по ведению экономической деятельности.
Хотя к 2006-2007 гг. было отменено значительное число валютных ограничений (требования об использовании специальных счетов для проведения валютных операций, об обязательной продаже валютной выручки и др.), сегодня в России их по-прежнему много - речь идет о запрете осуществления валютных операций между резидентами, требовании репатриации валютной выручки, закрытом перечне разрешенных операций по зачислению денежных средств на зарубежные счета, необходимости уведомления и отчетности по ним. Такие ограничения применяются в отношении специальных субъектов - валютных резидентов.
До сих пор валютными резидентами считались граждане РФ, за исключением тех, кто постоянно пребывал за границей весь кален-
дарный год. С 1 января 2018 г. определение понятия валютного резидента - физического лица меняется в соответствии с законопроектом, который был подготовлен Минфином России. В новой редакции ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами - физическими лицами признаются все граждане РФ (без исключений). При этом в отношении физических лиц - резидентов, срок пребывания которых за пределами России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, предусматривается освобождение от обязанности уведомлять налоговые органы о счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, а также отнесены к разрешенным валютные операции, совершаемые такими лицами за рубежом. Данное изменение направлено на облегчение деятельности валютных резидентов, которые преимущественно проживают за рубежом, но не устраняет всех ограничений для таких резидентов (сохраняется запрет на осуществление операций между резидентами). Между тем в государствах-членах ОЭСР понятие «валютный резидент» вообще не применяется.
* - Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 1 (62) (январь 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
Принятые изменения демонстрируют, что механизмы, заложенные в валютном законодательстве, «работают» на решение налоговых задач, а не на достижение макроэкономических целей обеспечения стабильности платежного баланса. Цели в области налогового, «ан-тиотмывочного» и иного контроля должны, как показывает международный опыт, достигаться в рамках соответствующего законодательства, при этом валютный контроль нередко является избыточным, затрудняя обычную экономическую деятельность и повышая издержки бизнеса.
В частности, согласно ст. 19 действующего ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено требование репатриации валютной выручки - возвращение денежных средств, причитающихся по внешнеторговым контрактам резидентов, на их счета в уполномоченных (т.е. российских) банках. Контроль за соблюдением данного требования возложен на банки, которые выполняют функцию агентов валютного контроля. С 1 марта 2018 г. вступает в силу новая инструкция Банка России 181-И, устраняющая требование заполнения паспорта сделки, но не отменяющая необходимости подачи всех документов в уполномоченный банк для осуществления валютного контроля (контракт и иную информацию - экспортеры могут предоставить сначала общие сведения о контракте, а сам экспортный контракт необходимо предоставить в банк не позднее 15 рабочих дней после постановки на учет).
Хотя эта инструкция и предусматривает некоторые упрощения для экспортеров (срок постановки на учет контракта составляет один рабочий день, для экспортных контрактов сумма постановки на учет определена в 6 млн. руб. вместо ранее действовавших 50 тыс. долл.), общий подход не изменился: экспортеру нужно формировать пакет документов для соблюдения требований валютного законодательства, за нарушение которых его ждут административные штрафы. Зарубежные контрагенты из развитых стран с аналогичными требованиями не сталкиваются.
14 декабря 2017 г. законопроект «О внесении изменений в ст. 9 и 12 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"» (об осуществлении валютных операций между резидентами) был принят в первом чтении. Сегодня резиденты, работающие по найму за рубежом, могут получать заработную плату от своих работодателей - российских компаний, которые являются валютными резидентами, только в рублях на свои счета в уполномоченных банках. Такой порядок выплаты заработной платы влечет за собой существенные неудобства для указанной категории российских граждан и представляется экономически необоснованным. Для того чтобы российские граждане, работающие за рубежом по контрактам с российскими компаниями, могли получать зарплату на свои зарубежные счета, законопроект предлагает дополнить перечень разрешенных между резидентами соответствующей валютной операцией, а также предусматривает возможность зачисления таких средств на счета резидентов за рубежом. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность осуществления этих выплат с использованием средств, зачисленных в соответствии с законом, на счета за рубежом.
Несмотря на отдельные меры, направленные на либерализацию валютного контроля в России, 14 ноября 2017 г. был принят закон, предусматривающий поправки к ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и в КоАП РФ (закон вступает в силу 14 мая 2018 г.) и предполагающий усиление валютного контроля. Закон предполагает следующие изменения:
• конкретизацию требований к предоставлению резидентами (юридическими лицами) информации в банк с указанием точных сроков получения выручки по контрактам и сроков исполнения обязательств нерезидентами по внешнеторговым контрактам в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и срокам их возврата в соответствии с контрактами;
• предоставление возможности уполномоченным банкам отказывать клиентам в проведении валютных операций, если они противоречат требованиям валютного законодательства РФ, а также в случае непредставления документов, представления недостоверных документов либо представления документов, не соответствующих установленным требованиям. Ранее возможность отказывать клиентам в проведении операций применялась только при подозрении в отмывании денежных средств, полученных преступным путем;
• в качестве субъектов, в отношении которых применяется административная ответственность за совершение валютных правонарушений, впервые указаны физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
• в качестве самостоятельных субъектов совершения административных правонарушений впервые определены должностные лица, в отношении которых установлен специальный режим ответственности - от 20 до 30 тыс. руб. (в то время как для всех остальных - 75-100% (!) от суммы незаконной валютной операции/сделки). За повторное совершение валютных правонарушений должностным лицом предусмотрена его дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Итак, принятые изменения направлены на усиление валютного контроля. Законодательство РФ вводит дополнительные ограничения на возможность проведения трансграничных банковских операций, тогда как в практике стран ОЭСР ограничения могут применяться только в случаях риска отмывания денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Отметим, что ФНС России в своем письме от 16 июля 2017 г. № ЗН-3-17/5523@ подтвердила позицию, что отсутствие уведомления об открытии счета в зарубежном банке, а также отчетов о движении денежных средств по та-
кому счету влечет за собой не только ответственность валютных резидентов за нарушение требования порядка предоставления уведомлений и отчетности по зарубежным счетам, но и приводит к признанию всех операций, которые были совершены по ним, незаконными. Это, в свою очередь, влечет за собой административную ответственность - штраф в размере 75-100% от размера суммы незаконной валютной операции.
Режим ответственности за валютные правонарушения, когда их размер достигает полной суммы валютной операции, создает необоснованные риски для валютных резидентов РФ. Законопослушные резиденты зачастую совершают валютные правонарушения вследствие незнания сложных правил валютного регулирования, в то время как другие резиденты попросту не уведомляют ФНС о своих зарубежных счетах. ФНС сегодня не имеет действенных механизмов получения информации о зарубежных счетах российских резидентов от иностранных налоговых органов (обмен информацией осуществляется по запросу, что не дает возможности сформировать полную картину). Более того, данные ограничения стимулируют российских резидентов отказываться от гражданства РФ, чтобы избежать требований валютного контроля.
Одновременно, сохраняя требования о предоставлении отчетности по зарубежным счетам валютных резидентов, установленные в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Россия делает новые шаги для участия в международном автоматическом обмене финансово-учетной информацией. На наш взгляд, именно международный обмен позволяет существенно смягчить существующие в РФ валютные ограничения, так как российские налоговые органы смогут при этом самостоятельно получать нужную им информацию для контроля полноты и корректности уплаты налогов.
21 декабря 2017 г. на сайте ОЭСР появилась информация о новом раунде активаций двусторонних отношений в рамках Многосторон-
него соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией 2014 г. ^Б МСАА). Россия достигла договоренности об обмене информацией по зарубежным счетам налоговых резидентов с 71 страной. Среди стран, от которых Россия будет получать информацию, страны ОЭСР, Кипр, Китай, Лихтенштейн, Саудовская Аравия, Британские Виргинские острова, Бермуды, Белиз, Каймановы острова и др. Офшоры будут предоставлять информацию о российских налоговых резидентах в одностороннем порядке. Пока в списке стран, с которыми Россия договорилась об обмене, нет Канады, Израиля, Панамы и Бахрейна. США не участвуют в обмене в рамках CRS МСАА, используя для получения необходимой информации механизмы, предусмотренные экстерриториальным законом РАТСА.
Хотя Россия и взяла на себя обязательство осуществить первый обмен в 2018 г., в настоящее время еще не принято внутреннее законодательство, обеспечивающее формирование финансовыми институтами отчетности в
соответствии с Общим стандартом отчетности ОЭСР ^Б). Проект ФЗ «О внесении изменений в НК РФ (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)» внесен для рассмотрения в Госдуму РФ, но сам закон устанавливает только требование отчетности, а необходима еще и разработка подзаконного акта. В странах, заявивших о намерениях осуществить обмен в 2017-2018 гг., уже приняты законодательство, устанавливающее требование формирования отчетности финансовыми институтами, подзаконные акты, конкретизирующие порядок формирования отчетов в соответствии с CRS ОЭСР, определен список финансовых институтов и счетов, в отношении которых не предоставляется отчетность. Таким образом, российским властям необходимо интенсифицировать усилия по реализации международного автоматического обмена налоговой информацией, одновременно отказываясь от архаичных норм валютного регулирования. ■