Научная статья на тему 'Векторы изменений деятельности педагога в сетевой образовательной среде вуза'

Векторы изменений деятельности педагога в сетевой образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL COMMUNICATION / NETWORK COMMUNICATION / COMMUNICATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носкова Т. Н., Павлова Т. Б.

В статье рассматривается деятельность педагога с применением сетевых информационных технологий. Обозначены основные изменения, которые могут проявляться в педагогической деятельности. Подчеркнута роль педагога в процессе формирования информационной образовательной среды. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто, если педагог будет динамично реагировать и трансформировать свою деятельность в соответствии с изменениями, происходящими в российском и глобальном образовательном и информационном пространствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers activity of the teacher with application of network information technology. The basic changes which should be shown in pedagogical activity are designated. The role of the teacher in the course of formation of the information educational environment is underlined. High quality of educational services can be reached if the teacher dynamically reacts and transform the activity according to the changes occurring in both Russian global educational and the information field.

Текст научной работы на тему «Векторы изменений деятельности педагога в сетевой образовательной среде вуза»

Педагогика высшей школы

Т.Н. Носкова,Т.Б. Павлова

Векторы изменений деятельности педагога в сетевой образовательной среде вуза

В статье рассматривается деятельность педагога с применением сетевых информационных технологий. Обозначены основные изменения, которые могут проявляться в педагогической деятельности. Подчеркнута роль педагога в процессе формирования информационной образовательной среды. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто, если педагог будет динамично реагировать и трансформировать свою деятельность в соответствии с изменениями, происходящими в российском и глобальном образовательном и информационном пространствах.

Ключевые слова: информатизация образования, информационно-образовательная среда, сетевая образовательная среда, образовательная коммуникация, сетевая коммуникация, коммуникационная деятельность.

Качество информационной образовательной среды вуза определяется степенью ее соответствия запросам, которые предъявляет общество к подготовке специалиста. С учетом того, что эти запросы динамично изменяются, отражая основные тенденции развития информационного общества знаний, для студента информационная образовательная среда должна стать действенным средством формирования актуальных общекультурных и профессиональных компетенций. Развитие информационной образовательной среды вуза определяется стратегическим планированием и целенаправленными усилиями на институциональном уровне, но в то же время зависит от характера деятельности каждого преподавателя и осознания им своей роли в этом сложном процессе. Катализатором необходимых преобразований педагогической деятельности выступают прогрессирующие в своей доступности разнообразные компьютерные инструменты сетевой среды, а также новые требования стандартов

Педагогика высшей школы

высшего профессионального образования, в соответствии с которыми меняются цели, стратегии и способы организации образовательного процесса в вузе.

В образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения компетентностный и личностно-ориентированные подходы приняты в качестве ведущих, причем их реализация предусматривается на новой научно-методической и технической основе при использовании технологий, которые базируются на комплексных знаниях о развитии и саморазвитии человека, применении современных способов освоения информации и коммуникации с окружающим миром [4]. В процессе формирования компетенций особая роль отводится организации самостоятельной работы студентов и индивидуализации их образовательного маршрута. Поэтому учебный процесс должен стать вариативным, нелинейным, что невозможно воплотить на практике без применения сетевых информационных средств и технологий. При этом особую значимость приобретают информационные компетенции специалиста.

В современной образовательной среде вуза все большее значение играют сетевые технологии, т. е. средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей, которые предоставляют обучающимся широкий спектр новых возможностей. Они могут быть использованы для повышения эффективности деятельности, осуществления социальных взаимодействий, совершенствования образовательной и профессиональной мобильности. Непосредственное общение существенно дополняется различными видами сетевых коммуникаций, выстроенных на основе многоканальности, интерактивности, мультимедийности сетевых средств. Все это свидетельствует об изменении информационных условий протекания образовательного процесса и осуществления педагогической деятельности.

Однако внедрение новых информационных средств, ресурсов и инструментов не является гарантией повышения качества образования. Эти средства составляют информационный инструментарий, обладающий высоким образовательным потенциалом. На практике же распространена ситуация, когда преподаватель, освоив отдельные информационные технологии, в том числе сетевые, успешно использует их для решения частных задач учебного процесса, например, автоматизированной проверки знаний, мультимедийного сопровождения лекций, обеспечения удаленного доступа к учебным материалам и т.п. При этом общий стиль педагогической деятельности и характер образовательного взаимодействия существенно не меняются, а эффект внедрения передовых информационных средств существенно не влияет на качество учебного процесса.

Необходимо подчеркнуть, что вопросы эффективности педагогической деятельности в современной образовательной среде вуза чрезвычайно важны как в отношении достижения нового уровня образовательных результатов, так и в отношении использования дорогостоящей инфраструктуры (мультимедийное и серверное оборудование, компьютерные классы и сети). Государственная поддержка процесса информатизации образования позволила существенно обогатить и модернизировать материально-техническую базу учебных заведений, приобрести современные аппаратные средства, получить доступ к мировым базам данных. Но это еще не привело к адекватному повышению качества образовательных результатов.

В настоящей статье анализируются системные изменения, которые должны проявиться в деятельности вузовского преподавателя в сетевой информационной образовательной среде. Необходимые изменения отражают современные цели российского высшего профессионального образования и направлены на эффективное раскрытие образовательного потенциала современной информационной среды вуза в процессе их достижения. Рассматриваемые вопросы касаются смешанной формы обучения, когда наряду с занятиями в аудитории преподаватель использует сетевые дистанционные формы образовательного взаимодействия для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов. В сетевой внеаудиторной работе студентов обеспечивается доступ к разнообразным образовательным ресурсам, гибкие формы образовательных коммуникаций. Соответственно, преподаватель должен стать организатором активной познавательной и практической деятельности обучающихся, являющейся залогом эффективности процесса становления профессионально-личностных компетенций.

Проблемой становится педагогически грамотное сопровождение самостоятельной работы студентов, а также управление образовательной деятельностью в условиях сетевого распределенного взаимодействия. Что должен уметь преподаватель и к чему он должен быть готов в психологическом, педагогическом и технико-технологическом аспектах? Попробуем выделить основные векторы изменений педагогической деятельности в сетевой информационной среде вуза.

В определении необходимых изменений в деятельности педагога основываемся на психодидактическом подходе к построению информационной образовательной среды [2]. В цитируемой работе в качестве базовых концептов электронной среды образовательных взаимодействий рассматриваются следующие. Социальная информация, понимаемая в контексте педагогической разработки электронных ресурсов образо-

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

вательной среды, построение которых должно происходить с учетом особенностей их функционирования в сетевой среде удаленных взаимодействий. Коммуникация, рассматриваемая в «деятельностном ключе», в пространстве виртуальных взаимодействий, в решении различных классов образовательных задач. Управление образовательной деятельностью в сетевой среде с использованием электронных образовательных ресурсов, многомерных обратных связей на базе телекоммуникаций, в условиях разнесенности в пространстве и во времени действий педагога и обучающихся.

При целенаправленных системных изменениях этих концептов сетевой образовательной среды в процессе ее научного проектирования и практической реализации в ней может быть достигнуто новое качество образовательной деятельности. Это связано с переходом от массового, поточного линейного образовательного процесса к процессу нелинейному, с возможностью реализации субъектом индивидуализированного образовательного пути. Однако достижение нового уровня качества образовательной деятельности требует от педагога нового уровня профессиональных компетенций, мышления в расширенной системе координат образовательных взаимодействий, в расширенной и обогащенной виртуальной частью образовательной среде, умений профессионально действовать с использованием компьютерных инструментов, более эффективно и индивидуализированно решать профессиональные педагогические задачи.

На основании выделенных концептов сетевой образовательной среды, первый вектор необходимых изменений в профессиональной деятельности педагога связан с умениями создавать «качественную» электронную ресурсную базу виртуальной образовательной среды. Под электронными образовательными ресурсами понимается не просто перевод традиционных печатных книг в электронную форму, а их построение по особым основаниям, учитывающим дидактический потенциал электронной сетевой среды взаимодействий.

Понятие «современная» ресурсная база образовательного процесса рассматривается как взаимодополнительность электронных ресурсов тем традиционным, что сегодня преимущественно используются в образовательной практике. Принципиальным в их построении является использование компетентностного подхода, в русле контекстного обучения [1], с приоритетом организации продуктивной «квазипрофессиональной» деятельности обучающихся по использованию усвоенных знаний в ситуациях, моделирующих профессиональные и социальные контексты их практического применения.

Для разработки таких ресурсов, которые необходимы для обеспечения эффективной самостоятельной работы обучающихся в сетевой среде, необходимо осознавать психологические особенности интерактивного взаимодействия обучающихся с электронными ресурсами образовательной среды, учитывать новую образовательную ситуацию информационной избыточности в образовательной деятельности, в условиях многообразия форм представления ресурсов при использовании цифровых мультимедийных компьютерных инструментов. Это способствует возможности осознанного выбора субъектом образовательных предпочтений, актуализации индивидуального когнитивного стиля деятельности, что соответствует современному информационному поведению молодежи в глобальной среде взаимодействий.

На основании вышесказанного можно утверждать, что современному педагогу предстоит научиться проектировать и создавать ресурсную базу образовательного процесса, зная потенциал электронных образовательных ресурсов в реализации активных педагогических технологий, эффективных в виртуальной образовательной среде, а также актуализировать в электронных образовательных ресурсах механизмы, ориентированные на самоуправление познавательной деятельностью студента, самоконтроль процесса их освоения, с целью внесения оперативной коррекции в деятельность.

В процессе формирования электронной ресурсной базы современного образовательного процесса преподавателю необходимых уметь устанавливать методические и технологические связи с ресурсами институциональной и глобальной информационной образовательной среды (электронных библиотек, образовательных порталов, сайтов, сетевых депозитариев), а также определять обоснованную потребность в разработке собственных оригинальных электронных образовательных ресурсов.

Необходимо четко осознавать, что специфика электронной ресурсной базы заключена в возможности их динамичного обновления, перестройки под изменяющиеся педагогические задачи, в оперативном включении новых знаний, добываемых из глобальной информационной среды. Поэтому в виртуальной образовательной среде педагог должен быть готов не раз и навсегда создать электронные образовательные ресурсы, а постоянно их совершенствовать, видоизменять под новые педагогические задачи, обновляя, переструктурируя. Для этого он должен быть мотивационно готов к такому роду деятельности.

Следовательно, рассматривая деятельность преподавателя высшей школы по созданию современной ресурсной базы образовательного

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

процесса, еще раз подчеркиваем взаимосвязанность и целевое единство комплекса электронных образовательных ресурсов и ресурсов традиционных, в решении новых задач ФГОС третьего поколения, реализуемых в русле компетентностного подхода.

Второй вектор изменений в деятельности педагога связан с овладением компетенциями целенаправленного проектирования и поддержания вариативной сетевой образовательной коммуникации обучающихся по решению образовательных задач, в которых происходит удовлетворение их индивидуализированного запроса. Под сетевой коммуникацией понимаем не просто обмены информационными файлами, с использованием технических сервисов, а сложные процессы сетевых взаимодействий, широко распространенные в социальных сетях веб 2.0. Понимание психологических механизмов, мотивирующих субъектов на широкие и активные социальные взаимодействия в сетях Интернета, позволит моделировать образовательные ситуации с высокой коммуникационной активностью обучающихся. Особым педагогическим потенциалом сетевых взаимодействий отличается совместная распределенная целенаправленная деятельность обучающихся. Коммуникационный потенциал сетевой среды позволяет параллельно организовывать групповые, малогрупповые и индивидуальные взаимодействия в виртуальной коммуникационной образовательной среде.

В полной мере использовать высокий коммуникационный потенциал сетевой среды взаимодействий преподавателю позволят особые педагогические технологии, эффективные в сетевой распределенной среде. Для их реализации необходимо понимать преимущества сетевого принципа организации образовательного взаимодействия, который предусматривает возможности распределенного сетевого взаимодействия в коллективных формах. Иными словами, преподавателю необходимо научиться осуществлять коммуникативные действия, направленные не только на непосредственное взаимодействие с обучающимся в аудитории, но и на создание в сети особых коммуникативных условий, способствующих активизации и расширению деятельностной основы самостоятельной работы студентов. Примерами таких эффективных сетевых образовательных действий могут выступать проекты Википедия, Летописи.ру, некоторые фрагменты русскоязычной блогосферы, в которых совместные действия сетевых пользователей направлены на решение задач образовательного плана. Однако педагогу в сетевой среде взаимодействий важно не только проектировать, организовывать и поддерживать массовые действия обучающихся в сетевой среде, но также и индиви-дуализированно сопровождать, поддерживать обучающихся, с учетом

неизбежно возникающих проблем и субъективных трудностей в ходе самостоятельной работы.

Одним из важных социальных эффектов взаимодействий в сетевой образовательной среде можно считать возможность формирования новых социальных общностей. Под сетевыми социальными общностями понимаем не только самоорганизующиеся в сети группы «по интересам» конкретного потока обучающихся, но также возможность целенаправленного привлечения партнеров из «внешней» среды. К таким образовательным партнерам можно отнести студентов, обучающихся по другим специальностям, студентов других факультетов. Расширение круга социальных партнеров позволяет обогащать образовательные коммуникации новыми смыслами, позициями, установками, ценностями. Расширение учебной коммуникации социальным партнерством, установление новых социальных связей способствует формированию особых компетенций будущих специалистов, в которых они приобретают умения позиционировать себя в виртуальном пространстве взаимодействий, дискутировать, осуществлять совместную деятельность и пр.

Еще один вектор изменений деятельности современного педагога в расширенном информационном пространстве взаимодействий связан с трансформацией управления образовательной деятельностью субъектов в сетевой среде. Это обусловлено принципиально иной психологической основой образовательных взаимодействий - разнесенностью действий педагога и обучающегося во времени и в пространстве. Если в аудиторных взаимодействиях педагог четко регламентирует и управляет групповой деятельностью обучающихся, синхронизирует эти действия, контролирует ход выполнения заданий, оперативно вводя корректирующие поправки, то в сетевой среде эти управляющие механизмы практически не работают (за исключением синхронных сетевых взаимодействий, удельный вес которых сравнительно невелик). Поэтому педагогу предстоит глубоко осознавать изменение психологической основы управления образовательной деятельностью студентов в сетевой, виртуальной образовательной среде, в которой ведущую роль начинают играть механизмы самоорганизации и самоуправления деятельностью. Без активной субъектной позиции обучающегося сетевая образовательная среда малоэффективна, не будет использоваться в полной мере. Поэтому достижение активной образовательной позиции субъекта становится одной из центральных задач решаемых как в аудиторных, так и во внеаудиторных образовательных взаимодействиях.

В сетевой среде для решения этой задачи у педагога и обучающегося появляются новые инструменты управления и самоуправления

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

деятельностью: базы данных, сетевые органайзеры, сервисы напоминания и пр. Система педагогического управления образовательной деятельностью выстраивается в опоре на систему многообразных обратных связей в сетевой интернет-среде. Причем обратные связи педагогу необходимо научиться замыкать не только в отношении протекания познавательных процессов, но и с учетом специфики протекания мотивационных и регуляционных психических процессов [2].

Особенностью сетевой образовательной среды является возможность видеть не только результат, но и ход протекания процесса самостоятельной работы, который фиксируется в архивах дискуссионных форумов, в учебных блогах, wiki-ресурсах, электронных портфолио студентов. Это позволяет своевременно вносить педагогическую коррекцию, устанавливать рефлексивные отношения между субъектами, индивидуализировать управление образовательной деятельностью.

Таким образом, процесс управления образовательной деятельностью в сетевой среде взаимодействий кардинально трансформируется, в результате чего обеспечивается гибкость и оперативность управления внеаудиторной образовательной деятельностью как основа эффективной самостоятельной работы с использованием виртуальной среды взаимодействий. Повышается удельный вес и значимость процесса самоорганизации и самоуправления образовательной деятельностью со стороны самих обучающихся.

Следует подчеркнуть, что существенным изменениям при этом подлежат как профессиональные установки и технологии управления со стороны педагога, так и внутренние установки, позиции со стороны обучающихся, актуализирующие механизмы самоорганизации и самоуправления деятельностью. Все это предопределяет кардинальное изменение психологической атмосферы сетевых взаимодействий педагога и обучающихся в сетевой среде, и это во многом определяется стилем профессиональной деятельности педагога как в аудиторной, так и в сетевой среде взаимодействий.

Таким образом, благодаря многофункциональности и доступности сетевых информационных и коммуникационных средств, преподаватель может быть не только их пользователем, но и активным созидателем информационной образовательной среды. Комплексное решение педагогом взаимосвязанных задач, включающих проектирование и создание электронных образовательных ресурсов, целенаправленное выстраивание системы телекоммуникационных связей, определение эффективного соотношения алгоритмов управления и самоуправления в образовательной сетевой деятельности, приводит к формированию новой системы

образовательных взаимодействий в виртуальной сетевой среде, в которой могут вариативно решаться задачи внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Виртуальная образовательная среда с заданными характеристиками информационных отношений и взаимодействий рассматривается как новый важный элемент педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов. Сетевая информационная и коммуникационная среда профессиональной деятельности преподавателя рассматривается как первичный сегмент целостной информационной образовательной среды вуза, отражающий цели и методы информационной педагогической активности конкретного преподавателя [3].

Формирование такой среды видоизменяет профессиональную деятельность педагога. В ней появляется новая доминанта - целенаправленное проектирование, создание и практическое использование виртуальной образовательной среды [Там же]. Назначение информационной среды, которую преподаватель имеет возможность формировать в сетевом пространстве, значительно шире, чем среда предметно-практическая. В результате специальной подготовки преподаватель сможет проектировать и создать среду, которая обладает также особым потенциалом в плане развития компетенций в сфере коммуникации, критического анализа информации, рефлексии, коллективной образовательной деятельности.

В числе условий, обеспечивающих эффективность функционирования такой среды, можно назвать взаимодополнительность образовательных стратегий при непосредственном и телекоммуникационном образовательном взаимодействии. Таким образом, изменения должны затронуть и деятельность педагога в аудитории, позволяя преподавателю сместить акцент с изложения учебной информации на интерпретационный комментарий изучаемому предметному содержанию, мотивирование студентов на дальнейшее решение учебных задач, обсуждение проблемных вопросов и т.п.

Кардинально новый результат образовательного взаимодействия в сетевой среде проявляется через усиление индивидуализации деятельности студента в соответствии с его личным образовательным запросом, а также через совершенствование метапредметных профессионально значимых компетенций, что достигается путем использования перспективных способов информационного поведения и распределенной образовательной деятельности.

Это требует умений педагога видеть и понимать поведение обучающихся в образовательном процессе, который благодаря применению сетевых технологий становится распределенным во времени и пространстве.

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

Педагогу необходимо учитывать, что психологические аспекты (интересы, мотивы, установки) действий студентов с электронными средствами отличаются от традиционных, характерных для аудиторного взаимодействия и что они имеют индивидуальные особенности проявления. Благодаря наглядности отражения сетевой коммуникации преподаватель может «проследить» и проанализировать не только результаты, но и процесс самостоятельной работы студентов, которые вступают в интерактивное взаимодействие с электронными образовательными ресурсами, в диалогическое, интраперсональное и групповое взаимодействие в сети (учебные блоги, веб-сайты, сетевые форумы, онлайн-сообщества). Педагогическое видение поведения субъектов сетевой электронной коммуникации, учет особого характера взаимоотношений отдельных субъектов и групп, складывающихся в виртуальном пространстве, позволяет оптимизировать деятельность студентов с разными когнитивными стилями, ведущими сенсорными модальностями, учитывать различные стратегии протекания познавательных процессов. При этом необходима высокая степень понимания преподавателем соотношения преимуществ и рисков внедрения сетевых коммуникационных технологий: учет факторов различной информационной компетентности обучающихся и особенностей технической оснащенности их рабочих мест; рисков, связанных со стабильностью функционирования программных сред, каналов связи и др. Другими словами, преподаватель способствует созданию личностноэффективной и психологически комфортной телекоммуникационной среды образовательного взаимодействия.

Еще один аспект, который показывает направление изменения педагогической деятельности в сетевой среде - это активность в виртуальном профессиональном сообществе. С учетом того, что сетевая информаци-оная среда изначально предназначена не для индивидуальной деятельности, а для взаимодействия, достижение значимых результатов в ней требует определенного распределения усилий. Это касается разработки информационных образовательных ресурсов, регулярного телекоммуникационного сопровождения самостоятельной работы студентов, научной и самообразовательной деятельности. Благодаря сотрудничеству коллег на расстоянии улучшается информационное сопровождение педагогической деятельности, расширяются междисциплинарные связи в процессе формирования компетенций обучающихся, усиливается творческое отношение к педагогической деятельности за счет постоянного профессионального взаимообмена.

Поскольку особенностью современной образовательной ситуации является интенсификация процессов обновления знаний, актуализация

новых образовательных целей, появление разнообразных информационных инструментов, условием успешности педагогической деятельности является непрерывное развитие профессиональной компетентности и самообразование. Сетевая среда позволяет педагогу оперативно получать доступ к самой актуальной профессиональной информации и инновационному опыту коллег (в сетевых дискуссиях, блогосфере, на страницах профессиональных сайтов). При этом она является не только источником новой информации и знаний, но и виртуальной лабораторией для рефлексивного совершенствования своей деятельности, апробации инновационных методических идей.

Сегодня к деятельности преподавателя вуза, осуществляющего подготовку специалистов, востребованных на рынке труда, предъявляются особые требования, связанные с эффективным раскрытием потенциала современной сетевой информационной образовательной среды в индивидуализированном процессе становления и развития профессиональных компетенций. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто, если педагог будет динамично реагировать и трансформировать свою деятельность в соответствии с изменениями, происходящими в российском и глобальном образовательном и информационном пространстве. Для этого средства и ресурсы сетевой виртуальной коммуникации должны найти свое место в деятельности педагога, и соответственно, характер и содержание этой деятельности должны быть адаптированы к открывающимся возможностям. В статье определены основные линии таких изменений с учетом того, что к инновационному результату ведет процесс с преобладанием активного воздействия педагога на профессионально-социальную среду и формированием новых качеств профессионала.

Библиографический список

1. Проектирование учебно-методического обеспечения образовательных программ в логике федеральных образовательных стандартов третьего поколения: Методическое пособие / Под ред. С.А. Гончарова. СПб., 2010.

2. Носкова Т.Н. Психодидактика информационно-образовательной среды. СПб., 2007.

3. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. М., 2010.

4. Павлова Т.Б. Подготовка преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной образовательной среде: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2010.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.