Научная статья на тему 'Вектор патриотического воспитания в условиях современного туристского вуза'

Вектор патриотического воспитания в условиях современного туристского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ВУЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТУРИСТ СКОГО ВУЗА / PATRIOTISM / PATRIOTIC UPBRINGING / PATRIOTIC CONSCIENCE / TOURISM / TOURIST INSTITUTION OF HIGHER LEARNING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL SPACE OF A TOURIST INSTITUTION OF HIGHER LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов С. В., Мошняга Е. В.

Рассматриваются проблемы, цели, задачи, формы развития патриотического созна ния молодежи и студентов в условиях образовательного пространства туристского вуза, в том числе через реализацию совместных международных образовательных про грамм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vector of patriotic education in modern tourism high education establishment

The article considers problems, objectives, targets, forms of youth and students patriotic con science development in the conditions of educational space of a tourist institution of higher learning, including via realization of joint international educational programs

Текст научной работы на тему «Вектор патриотического воспитания в условиях современного туристского вуза»

УДК 37.035.6

C.B. ПАВЛОВ, Е.В. МОШНЯГА

ВЕКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ТУРИСТСКОГО ВУЗА

Рассматриваются проблемы, цели, задачи, формы развития патриотического сознания молодежи и студентов в условиях образовательного пространства туристского вуза, в том числе через реализацию совместных международных образовательных программ.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическое сознание, туризм, туристский вуз, образовательная среда, образовательное пространство туристского вуза.

The article considers problems, objectives, targets, forms of youth and students patriotic conscience development in the conditions of educational space of a tourist institution of higher learning, including via realization of joint international educational programs.

Key ■words: patriotism, patriotic upbringing, patriotic conscience, tourism, tourist institution of higher learning, educational environment, educational space of a tourist institution of higher learning.

Понимание места и роли патриотического воспитания в системе профессионального туристского образования сегодня неоднозначно, да и понимание самой сущности патриотизма на современном этапе развития российского общества напрямую зависит от того, какими видятся сегодня российская идентичность, русский национальный характер (архетип), включающий и историческую (коллективную) память, и духовную жизнь народа, и особенности его менталитета, мышления, поведения.

Исторически патриотизм относится к базовым социальным ценностям российской национальной культуры, которые являются безусловными, самоочевидными, непререкаемыми. Они «записаны» в сознании и памяти народа и передаются из поколения в по-

© Павлов С.В., Мошняга Е.В., 2016

коление, транслируя и закрепляя ценностную картину мира россиян.

Патриотизм как социально-культурный феномен, с одной стороны, универсален, т.е. в той или иной форме имеет место в любом обществе, а с другой - национально-специфичен, отражая традиции, социокультурные практики и особенности культурно-исторического развития каждой отдельной страны.

Очевидно, что культурно-психологически (т.е. с позиции психологии культуры) индивид как член общества приходит к патриотическому сознанию через реализацию потребности в самоидентификации, т.е. стремления ощущать принадлежность к группе себе подобных и чувствовать гордость за эту принадлежность. В этом смысле патриотизм в российском обществе представляется компонентой общегражданской идентичности, а поиск

идентичности - как поиск своих корней («Кто я? Откуда я? Каковы мои место и роль в этом мире?») и как объединяющее начало в обществе.

Культура как семиотическая система создает условия и вектор формирования патриотизма в стране (или сообществе) на определенном этапе ее (его) исторического развития, так как именно в процессе инкультурации и социализации индивид осваивает ценности, морально-этические нормы, правила поведения в своей социокультуре.

Известный голландский социолог Г. Хофстеде определил культуру как коллективное ментальное программирование [4, с. 13]. Он признал, что социальные системы существуют именно потому, что человеческое поведение не случайно, а предсказуемо, так как каждый индивид несет в себе определенную долю ментального программирования, сохраняющего стабильность в течение определенного времени и заставляющего его демонстрировать аналогичное поведение в аналогичных ситуациях [4, с. 14]. Ментальные программы проявляют себя вер-бально и невербально, в поведении, словах, поступках людей. Ментальные программы отчасти уникальны, а отчасти являются общими для всех членов социокультурного сообщества или народа страны. Г. Хофстеде выделяет три уровня уникальности в ментальном программировании человека: универсальный, коллективный и индивидуальный [4, с. 16].

Социокультурное ментальное программирование реализуется через четыре категории элементов культуры: символы, ритуалы, ценности и герои [5, с. 7-9]. Символы закрепляют культурные смыслы на уровне вербальных и невербальных сигналов (слов, жестов,

предметов); ритуалы фиксируют в сознании и памяти социально значимые коллективные действия, правила поведения и поступки, поддерживаемые и разделяемые в сообществе; ценности (и антиценности) раскрывают и закрепляют ценностно заряженные ощущения о том, что есть хорошо или плохо, правильно или неправильно, нравственно или безнравственно, красиво или уродливо; герои закрепляют в памяти народа реальные или мифические персоналии, которые служат идеалами для подражания в данной социо-культуре. Для целей патриотического воспитания в России значимость образов героев, посвятивших или отдавших свою жизнь служению Родине, воинских ритуалов, романтизирующих образы защитников Отечества, ценности любви к своим корням, истокам, земле, символов воинской идентичности и статуса трудно переоценить. Все они совокупно способствуют формированию патриотизма как базового социально и культурно значимого качества носителя русской (российской) культуры.

Однако межпоколенные коммуникации, посредством которых ценности культуры транслируются из поколения в поколение, не способны полностью решить задачу формирования патриотического сознания у молодого поколения страны. Исследователь патриотизма М. Карретеро указывает, что «культура - это не "пакет", который передается от донора реципиенту, а процесс обоюдонаправленной реконструкции поступающих сигналов в личностно-новых, уникальных формах» [3, с. х]. Важно понимать, что даже индивиды из одной социокультуры с общими культурными ценностями могут приходить к патриотизму разны-

ми путями: формально и неформально, эмоционально и рационально, воспринимать его как моральное обязательство или внутреннюю потребность.

Также важна роль исторической (или коллективной) памяти народа в формировании патриотизма молодежи и студенчества. Здесь решающим может оказаться степень различий в преподавании истории (мировой и отечественной) в образовательных учреждениях и истории, понимаемой как историческая правда учеными-историками в стране, или в истории, признаваемой как объективное знание о прошлом, лишенное какой-либо морально-нравственной окраски. Как отмечает М. Кар-ретеро, то, что преподается как история, - это история, сконструированная в соответствии с романтической парадигмой и доминируемая сантиментами [3, с. х1у]. М. Карретеро настаивает, что преподавание истории - это политически заряженное действо. Патриотическое воспитание - это инструмент формирования лояльности, преданности и потребности служения отечеству у граждан, в разной степени и с разным идеологическим подтекстом используемый сообществами и государствами.

Патриотическое воспитание сегодня призвано явиться слагаемым поиска национальной идеи, укрепления социальной солидарности и духовно-нравственной консолидации российского общества. Для многих россиян патриотическое сознание напрямую связано с пониманием объединяющей национальной идеи. Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с активом Клуба лидеров в Ново-Огарево Московской области 3 февраля 2016 г. дал четкое пояснение государственного видения патриотизма граждан России: «У нас нет

и не может быть никакой объединяющей идеи, кроме патриотизма... Это и есть национальная идея. Она не идеологизирована, это не связано с деятельностью какой-то партии или какой-то страты в обществе» [2].

Для сохранения и поддержания традиций патриотизма в обществе определяющим является участие государства в регулировании вопросов патриотического воспитания детей и молодежи. Патриотическое сознание российских граждан рассматривается российским государством как один из факторов единения нации, и это видение констатируется в государственных программах патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в каждой из которых сохраняется преемственность подходов и принципов в формировании патриотизма россиян («Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»). Программы обеспечивают непрерывность процесса развития патриотического сознания российских граждан. Преемственность подходов соблюдается и в утвержденной Правительством Российской Федерации 30 декабря 2015 г. Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Как отмечается в Программе, ее базовым вектором является «направленность на процессы интеграции различных институтов социализации в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», а новизна состоит в том, что она «закладывает основы взаимодействия государственных

структур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма в обеспечении будущего России, укрепления ее позиций на международной арене и обеспечения национальной безопасности» [1]. Реализация Программы нацелена на то, чтобы патриотизм выполнил свою историческую миссию и стал духовным ориентиром современных поколений россиян, возрождал и развивал в их чувствах, сознании, поступках, мотивах и смыслах деятельности историческое прошлое России, боевые и трудовые традиции, героические свершения в борьбе за свободу и независимость Отечества, глубокие и многообразные исторические и этнокультурные корни российского общества, духовный опыт Победы в Великой Отечественной войне и самоотверженность воинов в послевоенных вооруженных конфликтах.

Патриотическое воспитание определяется Программой как базовый социальный фактор в укреплении российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, формирования российской гражданской идентичности. Такое понимание свидетельствует о приоритетности патриотизма в системе ценностей российского общества и государственной политики, что позволит совершенствовать деятельность различных структур системы патриотического воспитания, создаст условия для их развития, оптимального внедрения современных форм и механизмов эффективного взаимодействия между ними [1].

Программа акцентирует внимание на том, что патриотическое воспитание молодежи в современных услови-

ях должно отличаться инновационно-стью, что потребует от системы патриотического воспитания корректировки целей, задач, содержания, форм, методов, технологий, отвечающих современным российским социальным реалиям и геополитической ситуации в мире. Необходимость такой корректировки вызвана, как отмечено в Программе, очевидной тенденцией сокращения в обществе людей, способных воспринимать ценности патриотизма.

Подчеркивается, что Программа «предполагает участие в ее реализации всех органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций (объединений), научных и образовательных организаций, творческих союзов, религиозных конфессий, организаций и учреждений всех форм собственности» [1]. Как видно, Программа подразумевает не только участие в патриотическом воспитании молодого поколения структур и организаций самого разного статуса, уровня и направленности, но и их тесное взаимодействие. Кроме того, среди конкретных задач инновационного развития патриотического воспитания Программа называет «создание системы патриотического воспитания в каждой образовательной организации», а основными подходами в реализации цели и задач Программы названы программно-целевой, проектно-программный и системно-правовой [1].

Научно-теоретическая и методическая работа по патриотическому воспитанию включает, в частности:

• разработку и внедрение комплекса учебных и специальных программ и методик развития инновационных форм и методов патриотической работы с молодежью;

• исследование и использование наиболее эффективных форм и методов всего многообразия педагогических средств и подходов к патриотическому воспитанию различных категорий граждан с учетом специфики сфер их жизни и деятельности;

• разработку нормативно-правовой основы воспитания в системе образования, учреждениях культуры, спорта, туризма, книгоиздательства, рекламы с учетом изменившихся условий и их специфики [1].

В программе выделены меры по формированию патриотического мировоззрения граждан, среди которых рекомендованы следующие:

• активизация интереса к изучению истории Отечества и формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;

• углубление знаний о событиях, ставших основой государственных праздников России;

• сохранение исторической памяти и развитие интереса к отечественной науке и ее видным деятелям - патриотам России;

• проведение всероссийских конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций, посвященных славным историческим событиям и знаменательным датам России [1].

Одним из направлений деятельности по патриотическому воспитанию граждан Программа называет повышение роли образовательных организаций, учреждений культуры и СМИ. В частности предусматривается совершенствование форм и механизмов социального партнерства образовательных организаций, учреждений культуры, молодежной политики, обществен-

ных объединений в пропаганде патриотизма [1].

Хотя в Программе сделан акцент на воспитательном потенциале социальных партнерств, центральное место в таком взаимодействии занимают образовательные учреждения, создающие образовательное пространство, в котором реализуется развитие социально-ценностных систем общества, закрепляются его ценностные ориентиры. Идеи патриотизма включаются в ценностную картину мира молодых людей через преподавание исторических дисциплин, краеведение, коллективные мероприятия, посвященные военно-патриотическим праздникам и памятным датам (День Великой Победы, День защитника Отечества), военно-патриотические лагеря, Вахты памяти, поисковую деятельность, волонтерское движение, участие в социально-туристских программах, международных образовательных проектах.

Важным в формировании патриотического сознания граждан, на наш взгляд, является и тот лингвокультур-ный факт, что для русскоязычных людей родина лингвокультурно ассоциируется с образом родины-матери, подарившей жизнь, воспитавшей, давшей образование и путевку в жизнь. Именно в русской культуре «родина» - это не просто понятие, обладающее логическим смыслом, а концепт, обладающий также образом и ценностью в ценностной картине мира россиянина.

При этом нельзя обойти вниманием тот факт, что институциональное формирование ценностей патриотизма сегодня не является системным, т.е. система патриотического воспитания молодежи в вузовском образовании практически отсутствует, да и са-

ми идеи патриотизма зачастую звучат архаично и несовременно. В этих непростых условиях замещения национальных культурных ценностей ценностями массовой культуры информационного общества, а знаний - информацией, роль туризма возрастает. Туризм как феномен социальной практики человечества, особенно в контексте развития внутреннего туризма в России, приобретает новую функциональную и ценностную заряженность, возрождая национально-культурную сен-зитивность, а зачастую и утраченную духовность.

В контексте сказанного развитие патриотического воспитания молодежи и студенчества в условиях вуза туристского профиля обеспечивается как средствами и методами образовательного учреждения, так и ресурсами, и многообразным потенциалом туризма, включая научную, духовно-просветительскую, волонтерскую, международную и другую деятельность.

Туризм всегда служил познанию других стран и народов, пониманию и уважению основ их этнокультур, а благодаря естественному и живому контакту культур у путешественников возникала возможность лучше познавать и понимать свою собственную культуру, свой собственный народ. Туризм и путешествия создают участникам туристской деятельности условия для познания своих истоков и корней, поиска идентичности, понимания исторической судьбы, осознания общих ценностей.

Касательно мер по формированию патриотического мировоззрения молодых людей, туристский вуз располагает широкими возможностями по организации и проведению тематических форумов и конференций, семинаров

и конкурсов, волонтерской и экспедиционной работы, стажировок и практик студентов, которые могут целевым образом служить развитию таких важных видов туризма, отвечающих целям формирования патриотического сознания, как культурно-исторический, этнографический (этнокультурный), духовно-просветительский, событийный, научно-экспедиционный, образовательный, примиренческий, ностальгический и др. Кроме того, культурно-историческое наследие и культурное разнообразие народов страны становятся предметом исследования и изучения в рамках освоения различных дисциплин учебных планов вузов туристского профиля.

Образовательное пространство, создаваемое Российской международной академией туризма (РМАТ), является международным и мультикультурным. В Академии обучаются как россияне, так и граждане стран СНГ. Кроме того, за последние 6 лет РМАТ стала площадкой поликультурного образования для студентов магистерских программ Миланского университета Би-кокка. Одновременно студенты Академии в рамках совместных международных образовательных программ бакалавриата и магистратуры обучаются от одного семестра до одного года в Институте Ватель (г. Ним, Франция), Университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна (ИРЕСТ) (г. Париж, Франция), Миланском университете Бикок-ка (г. Милан, Италия), а также проходят зарубежные стажировки и практики. Таким образом, обучаясь в муль-тикультурном образовательном пространстве РМАТ, студенты осваивают как универсальные гуманитарные ценности, так и национальные ценности своей и чужих культур. Патриоти-

ческое сознание молодых людей опосредованно формируется через изучение таких дисциплин гармонизированных учебных планов, как русский, английский, французский, итальянский языки, культурология, межкультурная коммуникация, менеджмент культурного разнообразия, кросскультур-ный менеджмент, этнология и этнопо-литика и других, позволяющих взглянуть на национально-культурные ценности разных народов через призму общепланетарного ответственного сознания за судьбы мира перед будущими поколениями и исходя из принципа единства в разнообразии.

Приобщению к национально-культурным ценностям, включающим чувство патриотизма, способствуют также участие студентов в конференциях и семинарах, совместные экскурсии и поездки по дестинациям России, участие в культурных, социальных, спортивно-оздоровительных, духовно-просветительских мероприятиях и событиях. Так, становится традицией проведение на базе Академии Московской областной научно-практической конференции «Молодежь и религия», посвященной вопросам воспитания и образования молодежи. В частности, на XVI Конференции «Молодежь и ре-

лигия», состоявшейся на базе РМАТ 23 декабря 2015 г., обсуждались следующие вопросы: религиозная молодежь, гражданское общество и его преломление в интернет-сообществах; паломничество и православный туризм как средство нравственного воспитания молодежи в современном обществе; духовная и гражданская самоидентификация молодежи - путь профилактики межнациональной розни; молодежные сообщества, волонтерское служение молодежи и молодежные субкультуры в Подмосковье. Важно, что в конференциях «Молодежь и религия» участвуют российские и иностранные студенты разных религий и конфессий. Такие конференции отвечают идеям и принципам Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в частности, о социальных партнерствах и объединении усилий образовательных учреждений, государственно-муниципальных структур, религиозных конфессий в развитии патриотизма молодежи. Подобные мероприятия способствуют формированию эмпатии, толерантности, межкультурной сензитивности, социальной ответственности, патриотического сознания молодых людей.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015. № 1493).

2. Выступление президента РФ В.В. Путина в Клубе лидеров, 03 февраля 2016 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/51263/

3. Carretero M. Constructing Patriotism: Teaching History and Memories in Global Worlds. Charlotte: IAP, 2011.

4. Hofstede G. Culture's Consequences: International Differences in Work-Related Values. Newbury Park, CA: SAGE Publications, 1980.

5. Hofstede G, Hofstede G.J. Lokales Denken, Globales Handeln. Interkulturelle Zusammenarbeit und globales Management. München: Beck, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.