СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЕГАНСТВО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТИКИ И МОРАЛИ Селиванова Д.И.
Селиванова Диана Игоревна - магистрант, направление: прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук, кафедра прикладной информатики, Институт социального инжиниринга Сибирский государственный университет им. М. Ф. Решетнёва, г. Красноярск
Аннотация: в данной статье рассматривается веганство с точки зрения этики и морали. Анализируется понимание предпосылок веганства, как одна из актуальных проблем в нынешнем обществе. На первое место встают здоровье и права животных, и только потом веганство косвенно рассматривается в контексте диеты. Также описаны причины возникновения негативного отношения к веганству. Ключевые слова: веганство, вегетарианство, животные, продукты, мясоедство, здоровье, этика, мораль.
Пищевые запреты и выбор продуктов, способы их обработки, ритуальные, этикетные, коммуникативные особенности трапезы, становясь маркером принадлежности к определенным группам, формируют идентичности и противопоставление «Мы - Они», «Я - Другой». В любом обществе существуют как традиционные системы питания, так и системы, противопоставляющие себя господствующему образу жизни. Сейчас существует целый ряд систем питания, сформированных отрицанием массового потребления, глобальной культурной унификации и распространения фастфуда: фриганы, слоуфуд. Однако исторически самым первым в этом ряду и наиболее массовым является вегетарианское и веганское движение [3].
Веганство - это мировоззрение, которое предусматривает исключение употребления в пищу всех животных продуктов питания, а также исключение из обихода вещей, сделанных из животных, косметические, гигиенические и даже лекарственные средства, которые испытывают на животных, исключение из досуга посещений развлекательных мероприятий, связанных с эксплуатацией животных (зоопарки, цирки, дельфинарии).
Кто-то скажет, что веганство - это строгое вегетарианство, но это немного не так. Вегетарианство, по сути своей, преследует другие цели, нежели веганство [1]. Вегетарианство скорее вид «безубойного» питания, т.е. человек питается только теми продуктами, для получения которых не было убито ни одно животное. Также вегетарианец может позволить себе приобрести вещи из шерсти. Для веганства же, как было указано выше, характерна нетерпимость к какой-либо эксплуатации и издевательствам над животными.
Процесс становления веганом проходит сначала в «голове», и только после в реальности. Как говорят многие представители этого типа мировоззрения, это процесс переосмысления всего сущего, и питание в этом процессе играет немаловажную, а может и определяющую роль [4].
Веганство так же можно воспринимать и как протест против этого жестокого мира, в котором люди не учитывают интерес других живых созданий, не имеющих права голоса, но они тоже хотят жить, как и мы. В этом убеждены все веганы и те, кто собираются ими стать.
Приверженцы веганства склонны доводить некоторые ценности современной западной культуры - гуманизм, сострадание и любовь к животным, приписывание им определенных прав, которые необходимо защищать, здоровый образ жизни и т. п. - до
крайности, до абсолютного выражения. Поэтому в экстремальных формах вегетарианство и особенно веганство и сыроедение приобретают контркультурный характер [3].
Также хотелось бы сказать о том, что не могут сказать животные, но непосредственно их касающемся - о спесишизме. Спесишизм - ущемление интересов или прав на основании видовой принадлежности. В основе спесишизма лежит оправдание дискриминации по признаку биологического вида, которое противники спесишизма ставят в один ряд с такими явлениями, как расизм, сексизм, нацизм и национализм. Люди разводят животных по категориям. Есть «питомцы», а есть «скот», и хотя механизм разделения не очень продуман, эта мыслительная схема отлично работает, помогая делать все, что нравится, и не идет вразрез с тем, что каждому долгие годы пропагандировали семья и школа.
Веганы, как и вегетарианцы, зачастую сталкиваются с непониманием людей, употребляющих в пищу мясо и прочие животные продукты. Причины частичного неприятия веганства социальным большинством могут быть самого разного характера, в связи с чем было сформировано несколько мифов [4].
Веганов часто обвиняют в том, что они забывают об истинной природе людей, об их всеядности. Некоторые даже называют человека хищником. В ответ на это веганы приводят два основных аргумента. Во-первых, строение пищеварительной системы. Человек, как и все травоядные животные, имеет очень длинный кишечник, специально предназначенный для переваривания растительной пищи. У хищников же процесс переработки поглощённого мяса происходит в желудке. Когда животные продукты попадают в кишечник человека, происходит не столько их переваривание, сколько неприятные гнилостные процессы. Кроме того, у людей отсутствуют другие признаки хищников: длинные клыки, острые слух и зрение, конечности, предназначенные для охоты.
Ещё один аргумент, выдвигаемый противниками веганства, - отсутствие в растительной пище некоторых элементов, необходимых организму человека: белка, кальция, фосфора, витаминов А, Д, В12. На самом деле, эти витамины и минеральные вещества веганы получают с питанием. Витамины Д и В12 синтезируются в организме человека. Первый создаётся под воздействием солнечных лучей, второй -при наличии в пищеварительной системе здоровой микрофлоры. Полезные бактерии заселяют желудок и кишечник человека, когда он отказывается от продуктов животного происхождения. Новая микрофлора образуется на месте старой, гнилостной. Все незаменимые аминокислоты веганы получают из растительного белка, который значительно полезнее животного. Кальций, фосфор и витамин А в большом количестве содержатся в разных продуктах питания. Таким образом, веганы не испытывают недостатка в полезных микроэлементах [2].
С другой стороны, нельзя сказать, что доводы мясоедов против веганства взялись из ниоткуда. Многие люди при переходе на веганство неправильно составляют свой рацион питания, просто отказываясь от «запрещенных» продуктов, не подбирая им грамотную замену, в связи с чем перестают получать необходимые витамины и минеральные вещества, после чего здоровье эти людей ухудшается, и они снова возвращаются к привычному образу жизни.
Таким образом, веганство (и вегетарианство) из-за неполного понимания и неправильного подхода к нему, не являясь чем-то плохим, может нанести значительный вред организму человека. И для веганов, правильно соблюдающих «диету», самое неприятное в данном явлении то, что подобные последствия тормозят процесс улучшения качества жизни животных, спасения их жизней. Люди, начиная распространять свой негативный опыт, полученный вследствие собственных неверных действий, не осознавая, помогают человечеству сделать шаг назад.
Список литературы
1. Уотсон Д.Веганство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/BeraHCTBo/ (дата обращения: 25.08.2018).
2. Ярославцев М.В. Веганство как образ жизни: преимущества и принципы рациона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legkopolezno.ru/zozh/pitanie/veganstvo/ (дата обращения: 22.08.2018).
3. Зарубина Н.Н. Вегетарианство в России: индивидуальный выбор против традиций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vegetarianstvo-v-rossii-individualnyy-vybor-protiv-traditsiy/ (дата обращения: 23.08.2018).
4. Кретов Д.А. Веганство как стиль жизни. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nvrmgei.ru/data/textfiles/RIO/132615c1fca10bb43b6c2430afbb7574.pdf#page=1 51/ (дата обращения: 23.08.2018).