УДК 37.04-053
ВЕДУЩИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В
ПОЛИСЕТЕВОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Е.Е .Сартакова
MAIN MECHANISMS OF IMPLEMENTATION OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS IN RURAL
MULTI-NETWORK SCHOOL
E.E.Sartakova
Томский государственный педагогический университет, [email protected]
На основе историко-педагогического анализа предлагается характеристика сельских школ, обосновывается современный тип сельской образовательной организации — полисетевая школа. В процессе исследования анализируется содержание механизмов реализации образовательного процесса в полисетевой школе, в частности таких как «подготовка детей и родителей к ситуации выбора образовательных услуг», «проектирование индивидуального образовательного плана», «нелинейное расписание учебных занятий», «современные типы и формы уроков и занятий» и др.
Ключевые слова: типы, модели сельских образовательных организаций, полисетевая школа, механизмы, образовательные программы
On the basis of historical and pedagogical analysis, the author proposed description of rural schools and presented the modern type of rural educational organization — multi-network school. The study presents an analysis of mechanisms for the implementation of educational process in multi-network school, in particular, such as "preparing children and parents for the situation of choosing educational services", "designing individual education plan", "non-linear schedule of training sessions", "modern types and forms of lessons and classes" etc.
Keywords: types, models of rural educational institutions, multi-network school, mechanisms, educational programs
В условиях становления современной системы образования в России, соответствующей требованиям формирующегося информационного общества, внимание специалистов привлекает сельская школа. Значительный интерес к данного феномену не случаен, большинство образовательных организаций России в настоящее время — это сельские школы.
Понятие «сельская школа» в педагогической науке уже достаточно давно определено. В начале XXI в. его содержание, выявленное в рамках развивающихся многочисленных концепций становления сельский школы (Ф.С.Авдеев, Л.В.Байбородова, В.М.Басова, М.М.Батербиев, Н.Д.Неустроев, Р.М.Шерайзина и др.), научно систематизировала М.П.Гурьянова: «... это есть совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей, решающих задачи базового общего среднего образования и направленных на выполнение иных социокультурных и социально-педагогических функций» [1].
Наиболее распространенными сельскими школами России являются малочисленные, малокомплектные, полнокомплектные, отдаленные образовательные учреждения. Четкого различия данных типов образовательных учреждений в настоящее время нет. Это обусловлено рядом факторов. В первую очередь, в Законе об образовании в РФ термин «типы сельских школ» не представлен. Данное понятие используется специалистами, работающими в рамках концепций становления сельской школы. В реальной практической педагогической и управленческой деятельности определение типов сельских школ в целях их финансирования относится к компетенции субъектов Федерации. Соответственно, в каждом регионе этот вопрос решают по-разному. Например, в Законе об образовании Томской области все «малые» школы (с численностью до 90, 110 обучающихся) считаются малокомплектными. В центральной России (Владимирская, Воронежская, Московская, Тульская, Ярославская области и др.) малокомплектные и малочисленные образовательные организации различаются. Их относят к разным типам сельских образовательных учреждений (далее — ОУ).
Анализ статистических данных о расположении сельских ОУ, а также численности обучающихся позволяет утверждать, что принципиальным для принятия управленческих решений по организации образовательного процесса являются такие признаки, как «отдаленность», «число обучающихся», а также «на-
циональный состав»1. Такой показатель, как «отдаленность» позволяет определить соответствующий тип сельской школы (расположенный в сельском поселении, находящимся в труднодоступной местности на расстоянии от 15 км от других населенных пунктов), что обусловливает и определенный способ организации образовательного процесса. Использование для классификации типов сельских ОУ такого основания, как «число обучающихся», позволяет выделить так называемые «малые» школы (с малым контингентом учащихся, без параллельных классов, находящихся в сельском поселении, не имеющем других ОУ). При этом механизмы организации образовательного процесса в этих «малых» школах могут быть различными, в том числе и разновозрастными. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (далее — ФГОС ОО) руководители и педагогические коллективы таких школ имеют право самостоятельно определять формы реализации основных образовательных программ, опираясь на финансовые возможности и учитывая санитарно-эпидемиологические нормативы и правила. Поэтому «малые» школы могут быстро менять статус, переходить из групп малокомплектных в малочисленные и наоборот, зачастую сохраняя все льготы «отдаленных» школ (что характерно для 30— 60% от общего числа сельских организаций).
Развитие информационно-коммуникационных технологий, материально-технической базы сельских школ заставляет по-иному посмотреть на их типологию. В середине XX — начале XXI вв. достаточно широко были распространены различные модели сельских школ: учебно-воспитательные, сельские социокультурные комплексы (в том числе и на ассоциативной основе), автономные некоммерческие организации, школы крестьянско-фермерских хозяйств, сельские лицеи, школы-учительские дома, вахтовые профильные школы и др. Один из важнейших признаков этих моделей — использование сетевого взаимодействия. Очень часто этот механизм использовался на уровне «здравого смысла», а взаимодействие было реальным. Массовое использование ИКТ в рамках образовательного процесса, необходимость решения со стороны ОУ множества вариативных задач обусловили повсеместное использование сетевого взаимодействия сельскими образовательными организациями, соответственно породили новый тип сельской школы, который, с нашей точки зрения, стал широко распространенным. Это — полисетевая школа — образовательная организация, в деятельности которой переплетены различные типы и формы сетевого взаимодействия, реализующие всю совокупность возможных образовательных программ, в том числе общего,
1 В нашем случае мы не будем использовать это основание, так как оно применимо не ко всем субъектам Федерации.
Таблица
Систематика социально-педагогических моделей сетевого взаимодействия сельских ОУ
Основание Название группы Формы реального сетевого взаимодействия
Сетевое взаимодействие с целью формирования условий для социализации сельских школьников Сетевые объединения ОУ с целью создания условий для социализации сельских школьников — Сетевое взаимодействие центров гражданского воспитания; — сетевое взаимодействие центров трудового воспитания; — модели сетевого взаимодействия ОУ и учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающих современное качество формирования личностных, социальных качеств (в том числе и для детей с ОВЗ); — сетевые объединения ОУ, детских домов, приютов и др., обеспечивающих успешную социализацию детей сирот; — сетевые объединения детских лагерей; — сетевые объединения школ, музеев, библиотек, семей, учреждений социальной сферы, психологических центров и др.
Развитие одаренных детей Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений, решающих задачи развития одаренных детей — Предметные школы при ресурсных центрах, базовых школах, вузах и др.; — профильные школы и центры при ресурсных центрах, базовых школах, вузах и др.; — центры при крупных университетах и дистанционные школы при национальных исследовательских университетах
Реализация общеобразовательных программ Сетевое взаимодействие ОУ с целью реализации сетевых образовательных программ общего образования — Уровень ОУ: национально-образовательный социокультурный комплекс, учебно-воспитательный комплекс (УВК); базовая (опорная) школа с сетью филиалов; профильная сельская школа; школы-ступени; — Муниципальный, региональный уровень: ассоциация ОУ, образовательные округа, муниципальные образовательные сети профильного обучения, сети образовательных учреждений, педагогических ассоциации и др.
дополнительного образования (включая дистанционные образовательные услуги). Ведущая организационная модель полисетевых школ — сельские социокультурные, учебно-воспитательные комплексы, которые решают различные социальные задачи поселения. На базе полисетевых ОУ могут функционировать и сетевые сообщества, в том числе с целью создания условий для социализации сельских школьников, решающих задачи развития одаренных детей, реализации сетевых образовательных программ общего образования (см. табл.).
В таких полисетевых школах могут функционировать и объединения специалистов профессионального образования: школы молодого учителя, директора, завуча; объединения педагогов-новаторов; ассоциации заслуженных учителей; ассоциации учителей, администраторов различного вида; творческие, проектные группы; группы научно-методического сопровождения реализации крупных проектов и др. С нашей точки зрения, такие мульти или полисетевые ОУ на селе и являются единицами сетевой современной вариативной модели образования Сибири и России в целом.
При этом необходимо констатировать, что при существовании определенной оформленности современных типов сельских образовательных организа-
ций недостаточно обоснованы механизмы организации образовательного процесса. Рассмотрим ведущие механизмы реализации основных образовательных программ в полисетевой сельской школе.
Данные механизмы функционируют в рамках системно-деятельностного подхода, при этом: 1) главной целью является развитие личности обучающегося, соответственно и критериями эффективной организации образования выступают параметры личностного развития; 2) социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, становятся факторами развития школьников, создания авторских учебных дисциплин и формирования индивидуального стиля деятельности; 3) ориентация на индивидуальную траекторию развития личности школьника приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в федеральных государственных образовательных стандартах, и требований к самоопределению, самообразованию, самостоятельности в разнообразных видах деятельности [2]; 4) образовательный процесс реализуется в рамках совместной деятельности его субъектов [3].
Ведущие механизмы реализации основных образовательных программ в полисетевой сельской
школе как совокупность способов организации образовательного процесса могут быть представлены следующими моделями: классическая с преобладанием классно-урочной системы; сетевая; разновозрастная с преобладанием разновозрастных форм организации образовательного процесса; разноуровневая с использованием механизмов индивидуальных образовательных траекторий; система согласованного обучения, предполагающая активную реализацию межпредметных связей на методологическом уровне и др. Использование различных элементов указанных моделей обусловлено как возможностями самой образовательной организации, так и образовательными задачами, стоящими перед ОУ. В частности, такие требования ФГОС общего образования, как использование системно-деятельностного, личностно-ориентированного и метапредметного подходов к организации образования, расширение внеурочных форм учебной деятельности, качественное изменение системы оценивания образовательных результатов, информационное обеспечение не всегда укладываются в рамки классно-урочной системы.
С нашей точки зрения, в рамках полисетевой сельской школы, решающей совокупность различных образовательных задач, могут быть использованы следующие современные механизмы реализации образовательного процесса: подготовка детей и родителей к ситуации выбора образовательных услуг; проектирование индивидуальных образовательных программ; нелинейное расписание учебных занятий; современные типы и формы уроков, занятий; психолого-педагогическое сопровождение индивидуального образовательного процесса; мониторинг индивидуального развития школьников и др. Рассмотрим содержание отдельных механизмов.
При использовании механизма «Подготовка детей и родителей к ситуации выбора образовательных услуг (урочной, внеурочной, внеклассной деятельности)» необходимо учитывать как индивидуально-возрастные особенности обучающихся, так и уровень обучения, соответственно и готовность субъектов образовательного процесса к выбору элементов образовательной программы и форм ее реализации. При этом возможно использование алгоритма, предложенного О.А.Исаковой [4]. С ее точки зрения, технология выбора включает пять этапов: идентификация индивидуально-личностных особенностей ученика и его школьной успешности; проектирование индивидуальной стратегии изучения предмета (углубление, ускорение, обогащение), формирование индивидуальной образовательной программы изучения предмета, на основе которой проектируется индивидуальный план учебной деятельности; разработка технологической карты ученика (детальный план и график выполнения заданий по самостоятельному изучению выбранного предмета); психолого-педагогическая помощь и поддержка ученика в реализации индивидуальной стратегии обучения; оценивание итоговых результатов учебной деятельности на основе индивидуальной стратегии [4].
Рассмотрим механизм «Проектирование индивидуального образовательного плана обучающегося в
зависимости от его возрастных и индивидуальных возможностей». В его основе лежит понятие «индивидуальный учебный план», т.е. «. учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» [5]. Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (п. 23, ст. 2) такие учебные планы могут разрабатываться для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, а их реализация может осуществляться в том числе с помощью дистанционного образования (ст. 16 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»). Этот механизм дополняется механизмом «Нелинейное расписание учебных занятий», которое направлено на создание оптимальных условий для эффективного труда участников образовательного процесса с учетом их индивидуально-возрастных особенностей, обеспечения оперативного регулирования учебных нагрузок в зависимости от потребностей учебного процесса, единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся и др. [6].
Разработка учебного плана, который бы создавал условия для реализации индивидуальных учебных планов школьников, обеспечивал бы в рамках полисетевой школы удовлетворение образовательных потребностей всех субъектов сельского социума, ликвидировал бы привязанность конкретного ученика к конкретной «среднестатистической» образовательной услуге, к определенному учителю.
Механизм «Современные типы и формы уроков, занятий» направлен на организацию продуктивной совместной деятельности учителя и учеников. В образовательном процессе могут использоваться следующие виды урочных (аудиторных) и внеаудиторных занятий как классических, так и современных: постановки и решения учебной задачи, моделирования, решения частных задач с применением открытого способа, открытия нового знания, общеметодологической направленности, развивающего контроля, исследования и др. Дидактические элементы этих уроков способствуют не только формированию современных образовательных результатов, но могут использоваться как в классах и группах различной наполняемости, так и в рамках индивидуального или разновозрастного обучения, что актуально для сельских ОУ.
Таким образом, современные механизмы реализации ФГОС общего образования в полисетевой школе предоставляют возможности для личностной ориентации в содержании образования, возможности реального выбора образовательной траектории учащимися школы, наиболее привлекательных и значимых форм учебной и внеурочной и внеклассной учебной деятельности; демократизации образовательного процесса за счет предоставления права выбора обучающимся; нормализации учебного процесса и нагрузки учащихся, ее индивидуализации; дифференциации образования, усиления гибкости в построении учебного процесса.
1. Гурьянова М.П., Орлов В.Б. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села: метод. рекомендации. М.: ИПСР РАО, 2003. 191 с.
2. Исакова О.А. Педагогические условия достижения школьниками личностных результатов посредством индивидуальных образовательных траекторий // Человек и образование. 2014. № 4. С.163-166.
3. Прозументова Г.Н., Малкова И.Ю. Проблема субъекта в совместной деятельности в рамках проектирования // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 170174.
4. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицы-на А.П. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя / Под общ. ред. А.П.Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А .И. Герцена, 2005. 290 с.
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об образо -вании в Российской Федерации», 29.12.2012 № 273-ФЗ; ред. от 23.07.2013. [Электр. ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70291362/. (дата обращения 10.05. 2015 г.).
References
1. Gur'ianova M.P., Orlov V.B. Restrukturizatsiia seti ob-shcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii sela: metod. rekomen-
datsii [Restructuring of the network of rural educational institutions. Methodological recommendations]. Moscow, RAE Publ., 2003. 191 p.
2. Isakova O.A. Pedagogicheskie usloviia dostizheniia shkol'ni-kami lichnostnykh rezul'tatov posredstvom individual'nykh obrazovatel'nykh traektorii [Pedagogical conditions of achieving pupils' personal results by means of individual educational trajectories], Chelovek i obrazovanie — Man and Education, 2014, no. 4, pp. 163-166.
3. Prozumentova G.N., Malkova I.Iu., Problema sub"ekta v sovmestnoi deiatel'nosti v ramkakh proektirovaniia [The problem of cooperative activity subject in educational projecting]. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal — Siberian Journal of Psychology, 2007, no. 26, pp.170-174.
4. Akulova O.V., Pisareva S.A., Piskunova E.V., Triapitsyna A.P. Sovremennaia shkola: opyt modernizatsii: kniga dlia uchitelia [Modern school: the experience of modernization. Teacher's manual]. Saint Petersburg, Herzen University Publ., 2005. 290 p.
5. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii», 29.12.2012 № 273-FZ; red. ot 23.07.2013 [Federal Law of the Russian Federation "On education in the Russian Federation" № 273-®3 enacted December 29, 2012 (revised July 23, 2013)]. Available at: http://base.garant.ru/70291362/ (accessed 10.05. 2015).