Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ /PSYCHOLOGICAL SCIENCES
УДК 159.923.2 https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/76
ВЕДУЩИЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
©Мальцева Н. В., ORCID: 0000-0002-7780-8847, канд. психол. наук, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Соликамск, Россия, [email protected]
LEADING MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
©Maltseva N., ORCID: 0000-0002-7780-8847, Ph.D., Perm State University, Solikamsk, Russia, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены механизмы психологических защит. Показана их значимость в психическом развитии ребенка. Проведено исследование психологических защит у детей дошкольного возраста. Представлен анализ выявленных механизмов психологических защит.
Abstract. The article deals with the mechanisms of psychological protection. Their importance in mental development of the child is shown. The study of psychological protection in preschool children. The analysis of the revealed mechanisms of psychological protection is presented.
Ключевые слова: механизмы психологических защит, дети дошкольного возраста, ведущие механизмы психологических защит дошкольников.
Keywords: mechanisms of psychological protection, preschool children, leading mechanisms of psychological protection of preschool children.
В настоящее время в детской психологии одной из актуальных тем является изучение видов психологических защит у детей дошкольного возраста. Что объяснимо с точки зрения того, что в этом возрасте происходит интенсивное становление эмоциональной, когнитивной и личностной сфер ребенка.
Е. В. Куфтяк, А. Г. Самохвалова, вслед за Р. М. Грановской, подчеркивают, что способность преодолевать трудности и регуляция поведения закладывается еще в детском возрасте. От того, как будет развиваться способность разрешать трудные ситуации, зависит не только адаптация в условиях трудной жизненной ситуации, но и благополучие личности в старшем возрасте [1, 2].
В дошкольном возрасте у ребенка формируется представления о себе, о своем собственном Я и стремление сохранить и защитить его целостность, позитивное восприятие себя. Ребенок активно осваивает нормы поведения принятые в социуме, у него возникает потребность быть понятым и принятым окружающими.
Однако, неумение устанавливать желаемые отношения с окружающими вызывают у ребенка чувство тревоги, беспокойства, что в свою очередь, является фактором провоцирующим возникновение психологических защит.
531
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
В современной психологической науке имеется достаточно теоретических и эмпирических работ, позволяющих рассматривать психологические защиты как систему средств социальной адаптации человека в ответ на травмирующие воздействия. При возникновении стрессовых ситуаций у человека активизируется тот или иной механизм психологической защиты.
Вопросам изучения психологических защит занимались такие зарубежные исследователи как З. Фрейд, А.Фрейд, К. Хорни, А. Маслоу, Р. Плутчик. В отечественной психологии вопросу изучения психологических защит в детском возрасте посвящены работы И. М. Никольской, Р. М. Грановской, С.Г. Головиной, Е.В. Чумаковой и др.
Психологическая защита — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта [2].
И. М. Никольская и Р. М. Грановская подчеркивают, что большинство исследователей рассматривают психологические защиты в качестве процессов интрапсихической адаптации личности за счет подсознательной переработки поступающей информации [2, 3].
Наиболее изучен вопрос видов психологических защит у взрослых, в настоящее время интерес исследователей направлен и на изучение данного явления у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Психологические защиты позволяют ребенку адаптироваться к среде не за счет изменения внешнего мира, а за счет внутренних изменений — трансформации внутренней картины мира и образа самого себя [2].
Проведенное нами эмпирическое исследование было направлено на изучение видов психологических защит у детей дошкольного возраста. В данном исследовании приняло участи 50 детей старшего дошкольного возраста (в возрасте 6-7 лет). Из них 30 девочек и 20 мальчиков.
Для изучения видов психологических защит использовалась «Карта оценки детских защитных механизмов», разработанная на основе методики Р. Плутчика и К. Перри (модификация Е. В. Чумаковой, 1998) [4].
Анализ полученных данных позволил определить процентное соотношение разных видов психологических защит в выборке детей дошкольного возраста (Таблица).
Таблица
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ,
ОТРАЖАЮЩИЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ
Механизм психологической защиты Общее количество, чел % Ранг
Отрицание 12 24 3,5
Вытеснение 13 26 2
Регрессия 2 4 8
Компенсация 12 24 3,5
Замещение 3 6 6,5
Проекция 3 6 6,5
Интеллектуализация 21 42 1
Формирование реакции 8 16 5
Таким образом, результаты эмпирического исследования в общей выборке детей дошкольного возраста показали, что наиболее популярными в данной возрастной категории
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
являются такие психологические защиты, как интеллектуализация, вытеснение, отрицание и компенсация.
Тогда как общепринято считать характерными для детей дошкольного возраста такие защиты как отрицание, проекция, регрессия и подавления [4].
При этом выявлено, что доминирующей психологической защитой является интеллектуализация, которая не является «детской» формой защиты. Что подтверждает ранее проведенное исследование Е. В. Чумаковой [4].
Намного реже используются в старшем дошкольном возрасте такие психологические защиты, как регрессия, проекция и замещение.
Данные результаты исследования можно объяснить тем, что к концу старшего дошкольного возраста детям предъявляются высокие требования к познавательному и речевому развитию в соответствии с современными ФГОС ДО. Это способствует тому, что активно стимулируется развитие логического мышления детей, их обучают логическому объяснению мотивов собственного поведения, появляется склонность к рассуждениям.
Проявление компенсации как одного из доминирующих механизмов психологической защиты в дошкольном возрасте отмечалось ранее в работах Е. В. Чумаковой [4].
Компенсация отражает потребность в достижении определенного статуса, возникает в случае неудовлетворённости, не развитости в какой-либо сфере, и замещается успешностью в другой сфере или деятельности. Формирование данного вида психологической защиты активно стимулируется как родителями, так и педагогами.
Наряду с рассмотренными выше психологическими защитами детям характерны такие защиты как, отрицание и вытеснение.
При отрицании дети игнорируют вызывающую тревогу информацию, уклоняются от нее, не проявляют интерес к тем сферам жизни, которые могут приносить неприятности.
Р. М. Грановская отмечает, что отрицание часто является реакцией на внешнюю опасность, осуществляет селекции сведений, а не трансформацию их из неприемлемых в приемлемые [2].
Вытеснение проявляется в том, что дети забывают неприемлемый для них мотив поступка, а не само событие.
Отрицание и вытеснение позволяет сохранять детям позитивное самовосприятие, уверенность в себе.
Таким образом, проведенное исследование позволило выделить психологические защиты, которые наиболее сформированы в этом возрасте. Мы видим, что спектр психологических защит в дошкольном возрасте достаточно широк. Они способствуют сохранению целостности личности, отражают ориентацию детей на социальные нормы, потребность детей на принятие окружающими. При этом формирование психологических защит обусловлено и уровнем интеллектуального развития ребенка.
Список литературы:
1. Куфтяк Е. В., Самохвалова А. Г. Особенности адаптивного поведения детей в ситуации школьных и коммуникативных трудностей // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 50-60 ёо1: 10.17759/р8усНп.2015040404
2. Грановская Р. М., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. 352 с.
3. Ануфриюк К. Ю. Особенности отношений и защитно-совладающего поведения у подростков с разными характеристиками субъектности: дисс... канд. психол. наук. СПб., 2011.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
4. Чумакова Е. В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: дисс... канд. психол. наук. СПб., 1998.
References:
1. Kuftyak, E. V., & Samokhvalova, A. G. (2015). Features of Children Adaptive Behavior in Situations of School and Communication Difficulties. Clinical Psychology and Special Education [Klinicheskaia i spetsial'naia psikhologiia], 4(4). 50-60. doi: 10.17759/psycljn.2015040404 (in Russian).
2. Granovskaya, R. M., & Nikol'skaya, I. M. (2006). Psikhologicheskaya zashchita u detei. St. Petersburg. Rech', 352. (in Russian).
3. Anufriyuk, K. Yu. (2011). Osobennosti otnoshenii i zashchitno-sovladayushchego povedeniya u podrostkov s raznymi kharakteristikami sub"ektnosti: diss... kand. psikhol. nauk. St. Petersburg. (in Russian).
4. Chumakova, E. V. (1998). Psikhologicheskaya zashchita lichnosti v sisteme detsko-roditel'skogo vzaimodeistviya: diss... kand. psikhol. nauk. St. Petersburg. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 20.05.2019 г. 25.05.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Мальцева Н. В. Ведущие механизмы психологических защит у детей дошкольного возраста // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №6. С. 531-534. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/76
Cite as (APA):
Maltseva, N. (2019). Leading mechanisms of Psychological protection of Children of
preschool Age. Bulletin of Science and Practice, 5(6), 531-534. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/76 (in Russian).